Динамика развития ребенка младшего школьника

Динамика развития ребенка младшего школьника thumbnail

Вера Вострикова
Динамика учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Аннотация: В статье рассматриваются характерные особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня сформированности учебных мотивов, а также их динамика в процессе обучения в начальной школе. Если брать во внимание требования нового федерального образовательного стандарта, то одним из личных результатов обучения является формирование мотивации к обучению.Это подтверждает актуальность выбранной темы: для реализации заявленных результатов необходимо изучить периоды и причины снижения учебной мотивации для более продуктивной работы учителя.Ключевые слова: мотивация, младший школьный возраст, динамика предпочтений, виды мотивов, анкетирование

Любая деятельность человека, включая учебную, характеризуется определёнными мотивами. Под мотивами, сопровождающими учебную деятельность ребёнка понимаются те факторы,которые способствуют проявлению образовательной активности: интересы, потребности, установки и т. д. Согласно А. Н. Леонтьеву, мотивационная сфера определяет основу личности.

Все мотивы учебной деятельности Л. И.Божович разделяла на два блока: мотивация первого блока возникает в процессе академической работы и непосредственно зависит от содержания и форм обучения, второй блок включает в себя мотивы, которые формируются за пределами учебного процесса. Такие мотивы могут быть как социальными (желание ученика получить признание в семье, среди сверстников, так и индивидуальными (желание понравиться однокласснице, получить подарок, поощрение и т. д).

Недостаточно просто знать, какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте, необходимо понимать, как возникают те или иные мотивы обучения. Для этого нужно учитывать возрастные особенности учащихся и новообразования, присущие каждому периоду. Обладая теоретическими знаниями, преподаватель должен постоянно контролировать формирование мотивационной сферы учащихся.

Исследуя сферу мотивов у младшего школьника, необходимо понимать, что в начале своего школьного путешествия ребенок прежде всего стремиться учиться хорошо, и при адекватной работе взрослых ведущая цель у ребенка на начальном этапе сохраняется. Оценка школьной активности на данном возрастном этапе играет принципиальную роль, так как в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учеба.

Именно под влиянием первых оценок формируется учебная мотивация ребенка. На первых порах оценка транслируется учеником как мерило его личности в целом, под воздействием чего формируется социальный статус ученика в классе. У способных учеников как правило самооценка переходит от объективной к завышенной, а что касается учащихся с пониженным коэффициентом производительности, то их уверенность в себе с каждым разом убывает. Доктором психологических наук А. И. Липкиной был проведен ряд исследований,в результате которых она сформулировала следующую тенденцию:

изначально ученики, получающие низкие оценки за работу, выражают протест и пытаются исправить положение. Но, как правило, свои способности они оценивают не объективно, пытаются выдать желаемое за реальное. Неудачные попытки повысить свой статус в глазах сверстников приводят к ослаблению учебной мотивации таких учеников, поэтому к концу средней школы неуверенных в себе, пассивных учащихся становится гораздо больше. В подобных ситуациях для уравновешивания мотивации психологи советуют сосредоточиться на другом виде деятельности.

В рамках исследования динамики учебной мотивации учащихся начальной школы мною было проведено исследование среди детей 6-11 лет, воспитывающихся в Центре содействия семейному воспитанию «Возрождение».

Для начала все участники исследования (41 человек) прошли диагностику Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений», а затем воспитатели ответили на вопросы анкеты.

1. В результате диагностики было установлено, что среди учащихся 3-го класса нет представителей с низкой самооценкой, а количество детей с умеренной самооценкой гораздо выше, чем в предыдущем 2 классе. Этот скачок объясняется тем, что ученики в силу большей продолжительности обучения уже привыкли к школьному образу жизни, и могут сами выбирать комфортный для них темп работы. В возрасте 8-9 лет (3 класс) дети способны более объективно оценивать свои возможности. Но несмотря на повышение общей самооценки, наблюдается снижение учебной мотивации. Сравнивая результаты успеваемости в пределах одного класса, можно заметить, что средний бал по основным предметам во 2 классе составляет «4,7», а в 3 классе –«4,4». Учебно-познавательные мотивы у младших школьниковне занимают ведущих позиций: для учащихся 1-2 классов приоритетнее социальные мотивы и узколичностные. На протяжении первых двух лет обучения в школе у 54% испытуемых не происходит развития (нет положительной динамики) учебной мотивации. Скачок в сторону познавательных мотивов наблюдается только в середине 3 класса.

2. Опрос воспитателей показал, что у 65% всех учащихся положительное отношение к учебе, а остальные 35% еще не сформировали своё отношение к образовательному процессу. Таким детям необходимо уделять больше внимания, им необходима педагогическая поддержка. Скорее всего, такой низкий показатель в начальной школе связан с плохо выстроенной деятельностью образовательной организации и педагога. Итак, проанализировав результаты исследования, можно утверждать, что учебная деятельность младших школьников во многом определяется социальными мотивами, в том числе мотивами самоопределения и благополучия. Непосредственно учебные мотивы, мотивы познавательной деятельности формируются под влиянием профессионального содержания деятельности педагога.

Читайте также:  Какое значение имеет речь в развитии ребенка

Динамика отдельных социальных мотивов учащихся начальной школы различна. Необходимо отметить, что избегание неудач и яркая выраженность мотивов долга, характерные для 1-2 классов, идет на спад в 3 классе и увеличивается в 4-ом. Мотивация к самоопределению и благополучию постоянно высока на протяжении всего обучения в начальной школе.

Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.Можно сделать вывод: если объединить различные формы организации образовательной деятельности и разного рода задачи, основанные на потребностях и опыте учащихся, то это приведет к положительным результатам в обучении и развитии учебной мотивации. Необходимо внедрять способы поощрения учебной мотивации в преподавании всех дисциплин. Часто дети не понимают суть предмета, не понимают, почему они, например, должны изучать

правила языка, поэтому русский язык часто не любят. Однако, когда учитель включает в занятия различные творческие и развлекательные задачи, у детей появляется заинтересованность в обучении, они с удовольствием приходят на занятия, а процесс обучения протекает более продуктивно.

Литература.

1. Архиреева Т. В. // Психология обучения. 2010. № 2. С. 92—103.

2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Избранные

психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И.

Фельдштейна. М. ;Воронеж: Интпрактической психологии, 1995. С. 20—55.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин – СПб.:Питер, 2006. – 507 с

4. Рыспаева Ч. К., Факторы формирования мотивации учебной деятельности у младших

школьников: Научная статья / Ч. К. РыспаеваInternational Academy Journal Web of

Scholar, 2017

5. 4. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и

профессионального консультирования. – СПб., Речь, 2006. – 276

Источник

Динамика развития ребенка младшего школьника

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

54.02.05 Живопись (вид – станковая живопись)

54.02.01 Дизайн (по отрасли – в культуре и искусстве)

Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 – 3 (4 ) классах начальной школы.Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Читайте также:  Как определить что у ребенка отклонения в развитии

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание.Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних – леность мысли, у других – отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Приёмы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).

Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто “зазубривать”. Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен. Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку. Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысления материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

Читайте также:  Закономерности психофизического развития ребенка раннего возраста

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности..

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального “Я”. Кризис 7 лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Детей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более “взрослое” положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными. Появляется новый уровень самосознания – осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.

Формирующаяся личность 7-летнего ребенка приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.

Предпосылками перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

  • интеллектуальная готовность (или шире – готовность познавательной сферы);
  • личностная (в том числе, мотивационная);
  • социально-психологическая готовность;
  • готовность эмоционально-волевой сферы.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни – переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.



Источник