Динамика развития ребенка 8 вида
Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл
«Специальная (коррекционная) школа
г. Йошкар-Олы №1»
к а р т ы
сопровождения и динамики
развития учащегося
коррекционной школы VIII вида
Йошкар-Ола
Макеев И.В., Маркина И.А., Домрачева И.В.,
Смоленцева М.Е., Москвина Е.С., Зайцева Е.В., Золотарева М.Г.
Карты сопровождения и динамического развития умственно отсталого ребенка предлагается для использования в работе учителям и воспитателям коррекционной школы VIII вида.
Карты сопровождения и динамического развития позволяют конкретно фиксировать предметные умения и навыки, уровень воспитанности и общего развития умственно отсталого школьника на момент его первичного обследования при поступлении в школу. Последующие систематические ежегодные обследования дают четкую линию динамики развития школьника, что позволяет учителям и воспитателям усиливать работу и обращать пристальное внимание на те направления обучения и воспитания, которые дают отрицательный результат, тем самым осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход.
Одновременно данные карты могут служить критерием оценки деятельности учителя и воспитателя.
Сборник издан на средства полученного школой гранта Президента Республики Марий Эл как лауреата Республиканского конкурса «Лучшая организация новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях».
- МОУ «Специальная
(коррекционная VIII вида)
школа №25 г.Йошкар-Олы»,2003
© ГОУ Республики Марий Эл «Специальная (коррекционная) школа г.Йошкар-Олы №1», 2008
Ф.И.О. несовершеннолетнего_____________________________
______________________________________________________ Дата рождения__________________________________________
Место рождения_________________________________________
_______________________________________________________
Адрес проживания_______________________________________
______________________________________________________
Состоит ли на учете в ППДН (за что, с какого времени, отделение милиции, тел. инспектора) ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Состоит ли на внутришкольном контроле____________________
_______________________________________________________
Состоит ли на учете в наркодиспансере (с какого времени)
_______________________________________________________
Обсуждался ли на КДН (за что, когда?)______________________
______________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Судимость (статья, срок, меры наказания) _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Анализ кризисной ситуации
- Тип кризисной ситуации:
- Без опеки (попечительства) с _____________________________
- Беспризорность с _______________________________________
_______________________________________________________
Безнадзорность (бродяжничество) с ________________________
_______________________________________________________
- Потеря жилья (без определенного места жительства) с
______________________________________________________________________________________________________________
- Конфликтная ситуация (в семье, в школе, гос.учреждении и т.д.) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
1.6. Медицинские показания ______________________________
______________________________________________________________________________________________________________
1.7. Отсутствие средств к существованию ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.8. Другое _____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Формы дезадаптации:
2.1. Медико – социальная ________________________________
(нарушение психического состояния, алкоголизм, токсикомания и т.д)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Деформация структуры социальных связей _____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3. Нравственная дезориентация _________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(отсутствие моральных принципов, неприятие норма общества и. т.д.)
2.4. Отрицательное некомпенсированное отношение к учебной деятельности __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.5. Искажение оценки, самооценки _______________________
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
( эмоциональная невосприимчивость, импульсивность, нарушение эмоционально-волевой сферы)
2.6. Несоответствие психологического развития календарному возрасту ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
2.7. Усвоенные вредные привычки _________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.8. Отношение к сексуальной сфере _______________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
1.Медицинское заключение
Анамнез.
Беременность__________________________________________
(по счету, течение, угроза прерывания)
____________________________________________________________________
_______________________________________________________
Роды: по счету _____, срок _____, наркоз (да, нет), быстрые, стремительные, длительные, самостоятельные, со стимуляцией (подчеркнуть)
Вес при рождении _______ , рост __________
Вскармливание _________________________
Врожденные пороки _____________________________________
_______________________________________________________
Перенес заболевания до года _____________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Перенесенные заболевания(травмы, ушибы, операции и т.п.) __
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стоял на учете у врачей:
Наблюдение невропатолога ______________________________
______________________________________________________
Психиатра _____________________________________________
______________________________________________________
Другие специалисты _____________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомедации: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Характеристика семьи
Состав семьи.
Мать _________________________________________________
Образование___________________________________________
Место работы___________________________________________
Отец __________________________________________________
Образование___________________________________________
Место работы___________________________________________
Братья и сестры (имена, годы рождения) ____________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Материально-бытовые условия: ___________________________
_______________________________________________________
Психологический климат: _________________________________
_______________________________________________________
Аномалии в семье, в роду: ________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Наличие обстоятельств, травмирующих ребенка (пьянство, ссоры, безнадзорность и т.п.) ________________________________________________
____________________________________________________________________
3.Общее состояние здоровья.
Диагноз: ______________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Группа здоровья: ______________________________________
Состояние слуха: ______________________________________
Состояние зрения: _____________________________________
Аллергологический анамнез: ____________________________
_______________________________________________________
Непереносимые продукты: ______________________________
_______________________________________________________
Непереносимые лекарства: _____________________________
_______________________________________________________
Ортопедический режим: ________________________________
_______________________________________________________
Заключение: ___________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Рекомендации, пути поддержки и коррекции: _____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Учебные знания и умения
а) математические
Содержание контроля | класс | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Количественные представления | ||||||||
Пространственные представления | ||||||||
Временные представления | ||||||||
Действия в пределах | 10 | |||||||
20 | ||||||||
100 | ||||||||
1000 | ||||||||
10000 | ||||||||
100000 | ||||||||
Таблица умножения | 2 | |||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
Округление чисел | ||||||||
Дроби | а/б | |||||||
0,0 к | ||||||||
Соотношение мер | Длины | |||||||
Массы | ||||||||
Времени | ||||||||
Площади | ||||||||
Решение задач | Понимание условия | |||||||
Составление плана решения | ||||||||
Запись условия и решения | ||||||||
Работа с инструментом | Линейка | |||||||
Циркуль | ||||||||
Угольник | ||||||||
Транспортир | ||||||||
Геометрический материал | Прямая | |||||||
Отрезок | ||||||||
Квадрат | ||||||||
Треугольник | ||||||||
Прямоугольник | ||||||||
Круг | ||||||||
Окружность | ||||||||
Цилиндр | ||||||||
Конус | ||||||||
Параллелепипед |
б) Состояние чтения и письма
Содержание контроля | класс | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
чтение | ||||||||
Чтение по слогам | ||||||||
Чтение целыми словами | ||||||||
Беглое чтение | ||||||||
Соблюдение пауз при знаках препинания | ||||||||
Выделение основной мысли в произведении | ||||||||
Ответы на вопросы по содержанию текста | ||||||||
Пересказ (владение навыком) | ||||||||
Умение составлять план (деление текста на части) | ||||||||
Характеристика героев произведения | ||||||||
Темп и выразительность чтения | ||||||||
Чтение текста наизусть (по программе) | ||||||||
Письмо (русский язык) | ||||||||
Деление текста на предложения | ||||||||
Постановка знаков препинания | ||||||||
Деление предложения на слова | ||||||||
Деление слов на слоги | ||||||||
Умение записывать под диктовку: | ||||||||
– слоги | ||||||||
– слова | ||||||||
– предложения | ||||||||
Списывание текста: | ||||||||
– с заданием | ||||||||
– без задания | ||||||||
Большая буква | ||||||||
Правописание жи-, ши-, ча-, ща-, чу-,щу- | ||||||||
Различие: | ||||||||
– твердых и мягких согласных | ||||||||
– звонких и глухих согласных | ||||||||
Слова с двойными и непроизносимыми согласными | ||||||||
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных(согласных) в корне слова | ||||||||
Слова-предметы (имена существительные) | ||||||||
Слова-признаки (имена прилагательные) | ||||||||
Слова-действия (глаголы) | ||||||||
Другие части речи (по программе) | ||||||||
Состав слова (знание и умение анализировать) | ||||||||
Число ошибок на 10 слов |
Звукопроизношение
Содержание контроля | классы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
«с» | ||||||
«с’» | ||||||
«з» | ||||||
«з’» | ||||||
«ш» | ||||||
«ж» | ||||||
«ч» | ||||||
«щ» | ||||||
«ц» | ||||||
«р» | ||||||
«л» | ||||||
«й» | ||||||
«г» | ||||||
«к» | ||||||
«х» | ||||||
звонкие-глухие | ||||||
твердые-мягкие |
Содержание контроля | класс | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Способность к звуковому анализу и синтезу |
Содержание контроля | класс | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Словарный запас | активный | |||||||
пассивный |
Содержание контроля | класс | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Связная речь | устная | монологическая | ||||||
диалогическая | ||||||||
Письменная | Изложение | |||||||
сочинение |
5.Особенности учебной деятельности
(о-обычно, ч-часто, и-иногда, р-редко, н-никогда)
Качества личности и их показатели | класс | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Работоспособность | ||||||||
-низкая | ||||||||
-высокая | ||||||||
-в норме | ||||||||
Включается в работу | ||||||||
-сразу | ||||||||
-постепенно | ||||||||
-при стимулировании | ||||||||
Активен | ||||||||
Внимателен | ||||||||
Усидчив | ||||||||
Утомляемость | ||||||||
Качества личности и их показатели | класс | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
-высокая | ||||||||
-низкая | ||||||||
-по норме | ||||||||
Дисциплинированность | ||||||||
Отношение к затруднениям | ||||||||
-старается преодолеть самостоятельно | ||||||||
-обращается за помощью к товарищам | ||||||||
-обращается за помощью к взрослым | ||||||||
-оставляет без выполнения | ||||||||
Лучше организует | ||||||||
-поощрение | ||||||||
-наказание | ||||||||
Отношение к оценке | ||||||||
-адекватное | ||||||||
-неадекватное | ||||||||
Понимает объяснения с первого раза | ||||||||
Умение работать самостоятельно | ||||||||
Выполнение домашних заданий | ||||||||
-регулярно | ||||||||
-старательно | ||||||||
-самостоятельно | ||||||||
-с помощью | ||||||||
Аккуратность выполнения письменных работ |
6.Характеристика личности
(о-обычно, ч-часто, и-иногда, р-редко, н-никогда)
Качества личности и их показатели | класс | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Любознательность | ||||||||
-учится с интересом | ||||||||
-стремится получить хорошие отметки | ||||||||
-любит читать | ||||||||
-нравится находить ответы на непонятные вопросы | ||||||||
-использует дополнительный материал | ||||||||
Прилежание (отношение к учебе) | ||||||||
-старателен в учебе | ||||||||
-внимателен | ||||||||
-самостоятелен | ||||||||
-помогает другим | ||||||||
-сам обращается за помощью | ||||||||
-занимается регулярно без пропусков | ||||||||
-всегда выполняет домашние задания | ||||||||
Трудолюбие | ||||||||
-включается в трудовую коллективную деятельность | ||||||||
-стремится к аккуратности | ||||||||
-выполняет общественные поручения | ||||||||
-приучен к самообслуживанию | ||||||||
Отношение к школе | ||||||||
-выполняет правила для учащихся | ||||||||
-участвует в делах класса | ||||||||
-бережно относится к имуществу | ||||||||
-уважительное отношение к педагогам | ||||||||
-уважительное отношение к одноклассникам | ||||||||
Эмоциональная отзывчивость | ||||||||
-бережное отношение к природе | ||||||||
-видит прекрасное в окружающем | ||||||||
-ценит красоту в своих делах | ||||||||
-аккуратность и опрятность внешнего вида | ||||||||
-добр в отношениях с людьми | ||||||||
-уважительное отношение к родителям и другим родственникам | ||||||||
-бережное отношение к вещественным и духовным ценностям | ||||||||
Отношение к себе | ||||||||
-владение собой, своим поведением | ||||||||
-соблюдение санитарно-гигиенических правил ухода за собой | ||||||||
-заботиться о своем здоровье | ||||||||
-правильно распределяет время учебы и отдыха | ||||||||
Самооценка | ||||||||
-завышена | ||||||||
-занижена | ||||||||
-соответствует норме |
7.Коммуникативное развитие
(о-обычно, ч-часто, и-иногда, р-редко, н-никогда)
Качества личности и их показатели | класс | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Учебная деятельность | ||||||||
Взаимоотношения с учителем | ||||||||
-равноправные | ||||||||
-боязнь | ||||||||
-игнорирование | ||||||||
Взаимоотношения с одноклассниками | ||||||||
-может работать в паре(группе) | ||||||||
-делится учебными пособиями | ||||||||
–помогает при затруднениях | ||||||||
Отношение к успехам(неудачам) одноклассников | ||||||||
-доброжелательное | ||||||||
-равнодушное | ||||||||
-неодобрительное | ||||||||
Внеучебная деятельность | ||||||||
Взаимоотношения с воспитателем | ||||||||
-равноправные | ||||||||
-боязнь | ||||||||
-игнорирование | ||||||||
Взаимоотношения с одноклассниками | ||||||||
-предпочитает одиночество | ||||||||
-общается с одним и тем же партнером: | ||||||||
-сверстником | ||||||||
-старше себя | ||||||||
-младше себя | ||||||||
-пытается общаться с группой | ||||||||
-играет с группой детей | ||||||||
-вступает в конфликт с детьми | ||||||||
-жалуется воспитателю | ||||||||
-плачет | ||||||||
-намеренно мешает детям | ||||||||
Статус в классе (по социометрии) | ||||||||
«социометрическая звезда» | ||||||||
«предпочитаемый» | ||||||||
«пренебрегаемый» | ||||||||
«изолированный» |
8.Проявление нравственных качеств
Качества личности и их показатели | класс | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Агрессивность | ||||||||
Доброжелательность | ||||||||
Равнодушие | ||||||||
Отзывчивость | ||||||||
Раздражительность | ||||||||
Спокойствие | ||||||||
Жестокость | ||||||||
Милосердие | ||||||||
Грубость | ||||||||
Тактичность | ||||||||
Лживость | ||||||||
Честность | ||||||||
Наглость | ||||||||
Совестливость | ||||||||
Конфликтность | ||||||||
Терпимость | ||||||||
Безответственность | ||||||||
Ответственность | ||||||||
Безразличие | ||||||||
Сочувствие |
Информация о проводимых
профилактических мероприятиях:
1. Социально-правовой блок
Цели: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата | Сведения о профилактической работе | Ответственный | Отметка о выполнении |
2. Психолого-педагогический блок
Цели: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата | Сведения о профилактической работе | Ответственный | Отметка о выполнении |
3. Медицинский блок
Цели: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата | Сведения о профилактической работе | Ответственный | Отметка о выполнении |
4. Внеклассная работа
Дата | Сведения о профилактической работе | Ответственный | Отметка о выполнении |
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Индивидуальные беседы с учащимся | Индивидуальные беседы с родителями | Посещение на дому | Представления на КДН и ЗП при администрации | Совет профилактики | Участие в мероприятиях |
ПЛД № 2018 от 06.10.99.
Подписано в печать 10.04.03. Формат 60х84 1/16.
Тираж 330 экз. Заказ № 2556.
Отпечатано в отделе оперативной полиграфии
Марийского государственного технического университета
424006 Йошкар-Ола, ул. Панфилова, 17.
Источник
Изображение взято из открытого источника yandex.ru
Основанием для определения ребенка в коррекционный садик, а затем в школу-интернат 8 вида (данная терминология на сегодняшний день утратила свою значимость, но для большего понимания, специалисты все равно употребляют градацию видов учебных заведений) , является умственная отсталость.
Выделяют следующие ее степени проявления: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Интересно, что при легком течении может и не распознаться обывателем. Такие люди живут среди нас, они учатся, работают, влюбляются, создают семьи и рождают детей. В общем, ведут обычную жизнь.
Главное понимать и помнить, что умственная отсталость (олигофрения) либо остается на том же уровне, либо двигается в сторону улучшения со временем под влиянием обучения. Все зависит от причины появления данного недуга, а их, как известно, множество начиная от врожденного до приобретенного.
Причины:
Генетические причины, травмы головы, сердечные заболевания, алкоголь, наркотики, инфекции, сахарный диабет. Радиоактивные излучение, химические реагенты (в профессиональной сфере будущих родителей). Тяжелый токсикоз во время беременности, стремительные роды, родовые травмы.
Все возможные причины появления умственной отсталости учеными на сегодняшний день до конца не установлены.
Опасения родителей:
Первое, с чем родитель сталкивается — неадекватное восприятие самой проблемы. Речь идет о нежелании принять этого случившегося факта. Родителям кажется, что врачам, воспитателям, учителям самим нужен психолог, раз они смогли подумать, что с любимым и дорогим чадом что-то не так, раз они рекомендуют и выдают направление на медицинскую комиссию. Их можно сразу же заверить и успокоить (на основании многолетнего опыта), что ребенку в случае подтверждения диагноза действительно лучше быть со своими сверстниками, при этом не избавляясь от него, а принимая активное участие в жизни ребенка.
В случае, если проявить эгоизм и оставить ребенка в среде более развитых детей, над ним будут смеяться, унижать, ребенок закроется в себе и ни о каком развитии не сможет идти речь. Пребывая в садике или школе-интернате 8 вида, ребенок не будет чувствовать своей ущербности, так как они несамостоятельны, порой без инициативны, такие дети, как правило, поздно начинают говорить либо речь их непонятна, а под влиянием воспитателя, педагога есть шанс на ремиссию.
Специальный подход к обучению таких детей только увеличит возможность на удачную адаптацию к жизни. По сравнению с прошлыми годами получение дальнейшего образования (после среднего) было затруднительно. В качестве профессий выбор был значительно ограничен, поступление в училище на специальности-швеи, каменщики. По состоянию на 2017 год, есть реальная возможность на базе среднего образования (без ЕГЭ), поступить в техникум, например, на оператора АЗС.
Опыт родителей:
Начинается все с коррекционного детского сада, именно там воспитатель и психолог определяют способности ребенка, они дают ценные рекомендации для подготовки к школе. Таким детям сложно сконцентрировать внимание. Решать задачи, которые требуют воображения. Ребенок учится и развивается, так же, как и другие дети готовится к праздникам, да, конечно, такие праздники вытягиваются учителями, потому, что ребятки не всегда могут без запинок рассказать стишок или спеть песенку, но праздник все — равно состоится.
Труд, который вкладывают врачи (при школе интернат), воспитатели и учителя — бесценный. Спонсорская помощь, праздничные подарки для таких деток – были, есть и будут всегда. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями опекаемы заботливыми родителями, государством и просто обществом в целом.
В заключение хотелось бы добавить, что помимо развития ребенка, проводится медикаментозное лечение, которое назначает врач. Народная медицина тоже не отстает и успокоительные травы приходят на помощь пациенту. Соответственно при правильном и своевременном лечении возможно достижение хороших результатов.
Вам так же может быть интересно:
Синдром дауна
Приемы коррекции дислалии
Что такое афазия?
Не забывайте посетить наш блог, там много интересных статей????
Подписывайтесь на канал, это поможет его продвижению, ставьте лайки, если статья понравилась, делитесь своим мнением в комментариях и задавайте вопросы 🙂
Источник