Динамика развития общения у ребенка

        
Многочисленные психологические 
исследования показывают, что общение 
ребёнка со взрослым является 
главным и решающим условием 
становления всех психических 
способностей и качеств ребёнка: 
мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От
количества и качества общения зависят
уровень будущих способностей ребёнка,
его характер, его будущее.

        
Личность ребёнка, его интересы,
понимание себя, его сознание 
и самосознание могут возникнуть 
только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания
и понимания близких взрослых, ребёнок
не сможет стать полноценным человеком.
Наблюдая за общением людей, мы можем видеть
только внешнюю, поверхностную картину
их взаимодействия – кто что говорит,
кто, как смотрит и т.д. Между тем за этой
внешней картиной всегда лежит внутренний,
невидимый, но очень важный слой общения
– межличностные отношения, т.е. то, что
побуждает  одного человека тянуться
к другому. За каждым высказыванием или
действием, обращённым к другому человеку,
стоит особое отношение, особая потребность
в общении. Одно и тоже действие или высказывание
может иметь совершенно разную основу
и отвечать разным потребностям. Например,
когда ребёнок задаёт такой вопрос взрослому:
«Серёжа хорошо себя ведёт?» Что побуждает
ребёнка обратиться к взрослому с таким
вопросом? За этим простым вопросом могут
стоять абсолютно разного рода мотивы.
Может, ребёнка действительно интересует
этот вопрос, как знакомый мальчик ведёт
себя сейчас в обществе, и принято ли такое
поведение общественными нормами и правилами.
Может, просто ребёнок испытывает потребность
поговорить со взрослым на какую-либо
тему, привлечь его внимание. Может, это
потребность утвердиться в своей правоте
(« Я так себя не веду», «Я знаю как нужно
правильно себя вести!»). А может быть и
так, что ребёнку хочется, чтобы его товарищ
был наказан, и чтобы он выглядел на его
фоне хорошим. Вот такие разные мотивы
может преследовать такой простой вопрос
ребёнка. И чтобы правильно понимать, чувствовать,
знать внутреннюю потребность ребёнка,
побуждающую его вступить в общение, а
значит и правильно ответить ему, нужно
хорошо знать индивидуальные способности
ребёнка, но и общие закономерности развития
общения в детском возрасте.

       
Отечественный психолог М.И.Лисина 
рассматривает общение ребенка со взрослым
как своеобразную деятельность, предметом
которой является другой человек. Подобно
всякой другой деятельности, общение направлено
на удовлетворение особой потребности.
Потребность в общении нельзя свести к
другим нуждам человека (например, в пище,
во впечатлениях, в безопасности, в активности
и т. д.). Психологическая сущность потребности
в общении состоит в стремлении к познанию
самого себя и других людей. Такое познание
включает два пути или аспекта: 
        Первый путь заключается
в том, что человек стремится узнать и
оценить свои отдельные качества и способности
(что он может, умеет, знает).  
Сделать это он может только с помощью
других людей. Первый путь познания предполагает
отстраненный, объективный анализ отдельных
качеств – их обнаружение, оценку и сравнение
пути познания себя и другого заключается
в соединении, в приобщенности к другим
людям. Пережив определенную связь с другим
человеком (любовь, дружбу, уважение), мы
как бы проникаем в его сущность, и здесь
стремление к познанию удовлетворяется
путем соединения, приобщенности. В таком
соединении не приобретаются новые знания,
но именно в отношениях с другим человеком
осознает себя, открывает и понимает других
во всей их целостности и уникальности
и в этом смысле познает себя и другого.

      Ребёнок 
никогда не является пассивным 
приемником обучающих воздействий 
взрослого.

     Общение ребёнка со взрослыми усложняется
и приобретает новые формы и новое содержание.
Благодаря речевому развитию значительно
расширяются возможности общения с окружающими.
Теперь ребёнок может общаться не только
на какие-то определённые темы со взрослым,
но и обсуждать предметы, которые ребёнок
вымышляет, которые отсутствуют в конкретной
ситуации. Общение становится внеситуативным,
т.е. выходящим за рамки воспринимаемой
ситуации.

        М.И.Лисина выделяет две внеситуативные
формы общения, характерные для дошкольного
возраста, – познавательную и личностную.

         В первой половине дошкольного возраста
( 3-5 лет ) складывается внеситуативно –
познавательная форма общения ребёнка
со взрослым. Эта форма включена в теоретическое
сотрудничество в общении со взрослым.
Обострённая познавательная потребность
ребёнка и расширение его познавательных
интересов ведут к тому, что он начинает
задавать взрослому многочисленные вопросы.
Детей этого возраста иногда называют
«почемучками».  Вопросы, которые задают
дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают
все области знаний о мире, природе, человеке,
обществе и многом другом.

        
Всё, что ребёнок услышит от 
взрослого, увидит сам, он попытается 
привести в порядок, установить 
связь между всем услышанным 
и увиденным, установить закономерные 
отношения, в которые укладывается окружающий мир. Ведущий для этой
формы общения мотив – познавательный.
Теперь взрослые выступают  перед ребёнком
как источник новых знаний. Главным средством
общения является речь, поскольку только
она позволяет выйти за пределы ситуации
и осуществить внеситуативное общение.

        
Внеситуативно – познавательное 
общение позволяет детям значительно 
расширить рамки мира, доступного 
для их познания, и приоткрыть 
взаимосвязь явлений. Познавательные мотивы возникают в процессе
удовлетворения потребности в новых впечатлениях,
в познании нового.

        К концу дошкольного возраста
складывается новая и высшая внеситуативно
– личностная форма общения. Её содержанием
является мир людей, вне вещей. Теперь
в разговорах ребёнка преобладают темы
о правилах поведения, о себе, о своих родителях
и т.д. Ребёнок старается познать человека,
общественную жизнь, разобраться в межличностных
отношениях и найти общую связь между
явлениями и людьми, природой и человеком,
отношениями и миром предметов. Здесь
общение побуждается самим ребёнком, его
личностью. Взрослый выступает для ребёнка
как конкретный индивид, как член общества.
Для старших дошкольников характерно
стремление не просто к доброжелательному
вниманию и уважению взрослого, но и к
его взаимопониманию и сопереживанию.

Эта потребность возникает 
при желании поделиться со взрослым
своим мнением, оценками, своим отношением
к какому-либо предмету или ситуации.
Для старших дошкольников становится более важным
достичь общности взглядов со взрослым,
найти что-то общее между собой и взрослым,
стать похожим на взрослого. Средства
общения – речевые. 

        
Внеситуативно – личностное общение играет очень важную
роль в процессе становления личности
ребёнка:

        
Во-первых, в процессе общения 
он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует
формированию морального сознания.

        
Во-вторых, через личностное общение 
дети учатся видеть себя как 
бы со стороны, что является 
условием развития самосознания 
и самоконтроля.

        
В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные
роли взрослых – воспитателя, врача, продавца
и т.д., и в соответствии с этим строить
по-разному отношения с ними.

     Потребности и мотивы в общении удовлетворяются
с помощью определённых средств. М.И.Лисина
выделяла три категории средств общения:

  1. экспрессивно- мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различные выражения лица) – эти средства выражают эмоциональное отношение ребёнка к проблеме, к ситуации или к объекту;
  2. предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и т.д.) – эти средства изображают ситуацию или проблему, волнующую ребёнка;
  3. речевые – эти средства обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому или получить от него.

Потребности, мотивы и 
средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения,
которые закономерно сменяются на протяжении
детского возраста.

        Старший партнёр ребёнка служит для него
источником знаний о социальных явлениях
и одновременно сам становится объектом
познания, как член общества, как особая
личность со всеми его свойствами и взаимосвязями.
В этом процессе взрослый выступает как
высший компетентный судья. Наконец, взрослые
служат для ребёнка эталоном, образцом
того, что и как надлежит делать в разных
условиях.

       
Взрослый человек как особая человеческая личность
– это основное, что побуждает ребёнка
искать с ним контакты. Разнообразие и
сложность отношений, складывающихся
у дошкольников с разными взрослыми, приводят
к иерхаризации социального мира ребёнка
и к дифференцированному представлению
о разных свойствах одного, отдельно взятого
человека.

                   IV. Общение дошкольников со
сверстниками.

      В дошкольном возрасте в жизни ребёнка
все большее место начинают занимать другие
дети. Если в конце раннего возраста потребность
в общении со сверстниками только оформляется,
то у дошкольника она уже становится одной
из главных. В четыре – пять лет ребёнок
точно знает, что ему нужны другие дети,
и явно предпочитает их общество.

      Общение со сверстниками так же немало важный процесс
в жизни ребёнка. Общаясь с детьми своего
возраста, ребёнок ждёт от сверстника
соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения.
Он пытается получить эмоциональный отклик
от партнёра, что и помогает ребёнку совершенствовать
своё эмоциональное общение с детьми.
Ребёнок учится сопереживать, помогать
другим детям, самому обращаться за помощью,
устанавливать определённые связи в общении,
получать заряд эмоций (гарантия хорошего
настроения), находить друзей по интересам
и самореализовываться, развиваться.

       Общение 
со сверстниками имеет ряд 
существенных особенностей, качественно 
отличающих его от общения 
со взрослым. Эти особенности 
были исследованы в цикле работ, 
проведённых под руководством 
М.И.Лисиной и А.Г.Рузской.

      Первая 
и наиболее важная черта общения 
дошкольников состоит в большом 
разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно
широком их диапазоне. В общении со сверстниками
можно наблюдать множество действий и
обращений, которые практически не встречаются
в общении со взрослыми. Общаясь со сверстниками,
ребёнок спорит с ними, навязывает свою
волю, успокаивает, требует, приказывает,
обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении
со сверстниками впервые появляются такие
сложные формы поведения, как притворство,
стремление сделать вид, выразить обиду,
нарочито не отвечать партнёру, фантазирование
и т.д. Столь широкий диапазон детских
контактов определяется богатым функциональным
составом общения сверстников, большим
составом коммуникабельных задач. Если
взрослые до конца дошкольного возраста
остаются в основном источником оценки,
новой информации и образцов действия,
то по отношению к сверстникам уже с 3-4
летнего возраста ребёнок решает значительно
более широкий спектр коммуникабельных
задач: здесь и управление действиями
партнёра, и контроль за их выполнениями,
и оценка конкретных поведенческих актов,
и совместная игра, сравнение с собой.

        
Второе яркое отличие общения 
в среде сверстников заключается 
в его чрезвычайно яркой эмоциональной 
насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность
контактов дошкольников отличает их от
взаимодействия со взрослым. В общении
сверстников наблюдается больше экспрессивно-мимических
проявлений, выражающих самые различные
эмоциональные состояния – от яростного
негодования до бурной радости. Действия,
адресованные сверстникам, характеризуются
значительно большей аффективной направленностью.
Значимость общения, которая выражает
степень напряжённости потребности в
общении и меру устремлённости к партнёру,
значительно выше в сфере взаимоотношений
со сверстниками, чем со взрослыми.

       
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности
и нерегламентированности средств общения.
Если в общении со взрослыми дети придерживаются
определённой формы общения, то в общении
со сверстниками дошкольники используют
самые оригинальные и неожиданные движения
и действия. Этим движениям свойственна
особая раскованность, ненормированность,
незаданность никакими образцами: дети
прыгают, придумывают новые слова и небылицы.
Подобная свобода действий и слов в обществе
сверстников позволяет ребёнку проявить
свою оригинальность. Если взрослый несёт
для дошкольника культурно нормированные
образцы поведения, то сверстник создаёт
условия для индивидуальных, ненормированных,
свободных проявлений ребёнка.

       Четвёртая отличительная особенность
– преобладание инициативных действий
над ответными. Эта особенность проявляется
в тот момент, когда ребёнок не видит ответной
реакции и активности своего партнёра,
тогда продолжение и развитие диалога
перестаёт существовать. Для ребёнка важнее
его собственное действие или высказывание,
а инициатива сверстника в большинстве
случаев им не поддерживается.

       
На протяжении дошкольного возраста 
общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам:
меняются содержание, мотивы, потребности
и средства общения.

       
Перелом выражен не четко, однако 
он не менее важен. Он связан 
с появлением избирательных привязанностей,
дружбы и с возникновением 
более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

       
Такие переломные моменты можно 
рассматривать как временные 
границы трех этапов в развитии 
общения детей. Эти этапы названы 
формами общения дошкольников 
со сверстниками.

       
Первая форма – эмоционально-практическое общение со сверстниками
(второй-четвертый годы жизни). Потребность
в общении со сверстниками складывается
в раннем возрасте. На втором году у детей
наблюдается интерес к другому ребёнку,
повышенное внимание к его действиям,
а к концу второго года появляется стремление
привлечь внимание сверстника к себе,
продемонстрировать свои достижения и
вызвать его ответную реакцию.

       Особое 
место в таком общении занимает 
подражание. Дети как бы заражают 
друг друга общими движениями,
общим настроением и через это чувствуют взаимную общность.
Подражая сверстнику, ребёнок привлекает
его внимание и завоевывает расположение.
Подражательные действия сопровождаются
чрезвычайно яркими эмоциями. Это даёт
ощущение сходства с другими детьми.

       В 
младшем дошкольном возрасте содержание потребности
в общении сохраняется в том же виде, как
оно сложилось к концу раннего возраста:
ребёнок ждёт от сверстника соучастия
в своих забавах и жаждет самовыражения.
Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник
присоединился к его шалостям и, действуя
с ним вместе, поддерживал общее веселье.

Источник

Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение со взрослым. Именно это общение и становится отправной точкой в приобретении ребенком навыков общения. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого – первая и основная потребность в общении – остается у ребенка на всю жизнь.

ВозрастВедущая форма

общения

Мотив общенияСодержание общенияХарактеристика общения Младенч-во

1-2 месяца

Ситуативно- личностноеЛичностный- взрослый привлекает ребенка как центральный объект

деятельности, источник ласки и внимания, удовлетворяет первичные

потребности ребенка.

Сближен эмоционально с родителями.Когда к малышу обращаются ласково, он начинает прислушиваться, улыбаться, поворачивать голову к источнику звука, начинает гулить. Прислушиваясь к голосу матери может перестать плакать, начинает узнавать голос матери.3-6 месяцевСитуативно- личностноеЛичностный- взрослый привлекает ребенка как центральный объект

деятельности, источник ласки и внимания, удовлетворяет первичные потребности ребенка.

Появляются согласованные звуки. На улыбку взрослого отвечает улыбкой, на речь – движением.При ласковом обращении к ребенку начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – комплекс оживления;

Узнает мать и отца, смеется при общении, легко находит глазами источник звука. Распознает чужих людей, строгий и ласковый тон, откликается на свое имя.

6 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в

игре, образец для подражания.

Движения с

предметами, названия предметов.

Отчетливо слышны отдельные слоги «ба», «ма», «па».7-8 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в игре, образец для подражания.Движения с

предметами, названия предметов.

На вопросы : «Где?» пытается разыскать знакомый предмет. Может по просьбе выполнить «Ладушки»,

«Сороку-вороку»; громко и четко произносит отдельные слоги, подражает голосовым реакциям взрослого; в лепете появляется интонация удовлетворения или

неудовлетворения.

9-10 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в игре, образец для подражания.Движения с

предметами, названия предметов.

Тянется к общению со сверстниками, подражает другим детям; на «дай» -дает предмет; появляются новые слоги; голосом выражает свои эмоции и потребности,

развивается понимание речи.

11-12 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в игре, образец для подражания.Первые слова: «Мама, дай»; знает множество предметов, игрушек, имена близких, понимает слово «нельзя». Запас

слов от 2-20, 60% – существительные. Исполняет поручения.

Младш. дошк. Возраст

3-4 года

Внеситуативно-

познавательная

Познавательная(Взрослый-

эрудит), источник познания, партнер для общения)

Предметы и явления

окружающий жизни недоступны

непосредственному восприятию ребенка

Познавательная деятельность со взрослым; развитие

любознательности, сотрудничество приобретает теоретический хар-р, у детей потребность в уважении

взрослого, повышенная обидчивость, чувствительность к оценкам старших форм «Я».

Ранний возраст 1-3Совместно- раздельнаяМать самый близкий человекРебенок общается и делится впечатлениями с матерью.

Предметно-манип. деятельность

Капризы являются средством установления контактов, адресуют матерям и бабушкам; выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, играет. Старший дошкольный возраст

5-7 лет

Внеситуативно-

личностная

Взрослый привлекает как

личность, которая обладает знаниями, умениями, социально-моральными нормами; общение удовлетворяет

потребностями в познании себя, других людей и взаимоотношений между

ними.

Потребность детей во

взаимопонимании и сопереживании; ребенок обращает внимание на

межличностные контакты, на взаимоотношение, которые существуют в

его семье.

Внутренняя готовность ребенка разобрать, что думает и

чувствует другой человек. Принимает мнение авторитетного взрослого только после того, как сам осмыслит и оценит свои возможности; ребенок задает уточняющие вопросы.

К концу дошкольного возраста складывается высший уровень развития общения для дошкольного возраста – внеситуативноличностная форма общения. Она отличается от внеситуативно-познавательной формы тем, что ее содержанием является мир людей, находящийся вне предметов. Дети говорят о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Ведущим мотивом является личностный. Взрослый, являющийся главным побудителем общения, выступает как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. Внеситуативно-личностное общение не является стороной какой-либо другой деятельности, а представляет собой самостоятельную ценность.

Источник