Динамика развития общения у ребенка
Многочисленные психологические
исследования показывают, что общение
ребёнка со взрослым является
главным и решающим условием
становления всех психических
способностей и качеств ребёнка:
мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От
количества и качества общения зависят
уровень будущих способностей ребёнка,
его характер, его будущее.
Личность ребёнка, его интересы,
понимание себя, его сознание
и самосознание могут возникнуть
только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания
и понимания близких взрослых, ребёнок
не сможет стать полноценным человеком.
Наблюдая за общением людей, мы можем видеть
только внешнюю, поверхностную картину
их взаимодействия – кто что говорит,
кто, как смотрит и т.д. Между тем за этой
внешней картиной всегда лежит внутренний,
невидимый, но очень важный слой общения
– межличностные отношения, т.е. то, что
побуждает одного человека тянуться
к другому. За каждым высказыванием или
действием, обращённым к другому человеку,
стоит особое отношение, особая потребность
в общении. Одно и тоже действие или высказывание
может иметь совершенно разную основу
и отвечать разным потребностям. Например,
когда ребёнок задаёт такой вопрос взрослому:
«Серёжа хорошо себя ведёт?» Что побуждает
ребёнка обратиться к взрослому с таким
вопросом? За этим простым вопросом могут
стоять абсолютно разного рода мотивы.
Может, ребёнка действительно интересует
этот вопрос, как знакомый мальчик ведёт
себя сейчас в обществе, и принято ли такое
поведение общественными нормами и правилами.
Может, просто ребёнок испытывает потребность
поговорить со взрослым на какую-либо
тему, привлечь его внимание. Может, это
потребность утвердиться в своей правоте
(« Я так себя не веду», «Я знаю как нужно
правильно себя вести!»). А может быть и
так, что ребёнку хочется, чтобы его товарищ
был наказан, и чтобы он выглядел на его
фоне хорошим. Вот такие разные мотивы
может преследовать такой простой вопрос
ребёнка. И чтобы правильно понимать, чувствовать,
знать внутреннюю потребность ребёнка,
побуждающую его вступить в общение, а
значит и правильно ответить ему, нужно
хорошо знать индивидуальные способности
ребёнка, но и общие закономерности развития
общения в детском возрасте.
Отечественный психолог М.И.Лисина
рассматривает общение ребенка со взрослым
как своеобразную деятельность, предметом
которой является другой человек. Подобно
всякой другой деятельности, общение направлено
на удовлетворение особой потребности.
Потребность в общении нельзя свести к
другим нуждам человека (например, в пище,
во впечатлениях, в безопасности, в активности
и т. д.). Психологическая сущность потребности
в общении состоит в стремлении к познанию
самого себя и других людей. Такое познание
включает два пути или аспекта:
Первый путь заключается
в том, что человек стремится узнать и
оценить свои отдельные качества и способности
(что он может, умеет, знает).
Сделать это он может только с помощью
других людей. Первый путь познания предполагает
отстраненный, объективный анализ отдельных
качеств – их обнаружение, оценку и сравнение
пути познания себя и другого заключается
в соединении, в приобщенности к другим
людям. Пережив определенную связь с другим
человеком (любовь, дружбу, уважение), мы
как бы проникаем в его сущность, и здесь
стремление к познанию удовлетворяется
путем соединения, приобщенности. В таком
соединении не приобретаются новые знания,
но именно в отношениях с другим человеком
осознает себя, открывает и понимает других
во всей их целостности и уникальности
и в этом смысле познает себя и другого.
Ребёнок
никогда не является пассивным
приемником обучающих воздействий
взрослого.
Общение ребёнка со взрослыми усложняется
и приобретает новые формы и новое содержание.
Благодаря речевому развитию значительно
расширяются возможности общения с окружающими.
Теперь ребёнок может общаться не только
на какие-то определённые темы со взрослым,
но и обсуждать предметы, которые ребёнок
вымышляет, которые отсутствуют в конкретной
ситуации. Общение становится внеситуативным,
т.е. выходящим за рамки воспринимаемой
ситуации.
М.И.Лисина выделяет две внеситуативные
формы общения, характерные для дошкольного
возраста, – познавательную и личностную.
В первой половине дошкольного возраста
( 3-5 лет ) складывается внеситуативно –
познавательная форма общения ребёнка
со взрослым. Эта форма включена в теоретическое
сотрудничество в общении со взрослым.
Обострённая познавательная потребность
ребёнка и расширение его познавательных
интересов ведут к тому, что он начинает
задавать взрослому многочисленные вопросы.
Детей этого возраста иногда называют
«почемучками». Вопросы, которые задают
дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают
все области знаний о мире, природе, человеке,
обществе и многом другом.
Всё, что ребёнок услышит от
взрослого, увидит сам, он попытается
привести в порядок, установить
связь между всем услышанным
и увиденным, установить закономерные
отношения, в которые укладывается окружающий мир. Ведущий для этой
формы общения мотив – познавательный.
Теперь взрослые выступают перед ребёнком
как источник новых знаний. Главным средством
общения является речь, поскольку только
она позволяет выйти за пределы ситуации
и осуществить внеситуативное общение.
Внеситуативно – познавательное
общение позволяет детям значительно
расширить рамки мира, доступного
для их познания, и приоткрыть
взаимосвязь явлений. Познавательные мотивы возникают в процессе
удовлетворения потребности в новых впечатлениях,
в познании нового.
К концу дошкольного возраста
складывается новая и высшая внеситуативно
– личностная форма общения. Её содержанием
является мир людей, вне вещей. Теперь
в разговорах ребёнка преобладают темы
о правилах поведения, о себе, о своих родителях
и т.д. Ребёнок старается познать человека,
общественную жизнь, разобраться в межличностных
отношениях и найти общую связь между
явлениями и людьми, природой и человеком,
отношениями и миром предметов. Здесь
общение побуждается самим ребёнком, его
личностью. Взрослый выступает для ребёнка
как конкретный индивид, как член общества.
Для старших дошкольников характерно
стремление не просто к доброжелательному
вниманию и уважению взрослого, но и к
его взаимопониманию и сопереживанию.
Эта потребность возникает
при желании поделиться со взрослым
своим мнением, оценками, своим отношением
к какому-либо предмету или ситуации.
Для старших дошкольников становится более важным
достичь общности взглядов со взрослым,
найти что-то общее между собой и взрослым,
стать похожим на взрослого. Средства
общения – речевые.
Внеситуативно – личностное общение играет очень важную
роль в процессе становления личности
ребёнка:
Во-первых, в процессе общения
он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует
формированию морального сознания.
Во-вторых, через личностное общение
дети учатся видеть себя как
бы со стороны, что является
условием развития самосознания
и самоконтроля.
В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные
роли взрослых – воспитателя, врача, продавца
и т.д., и в соответствии с этим строить
по-разному отношения с ними.
Потребности и мотивы в общении удовлетворяются
с помощью определённых средств. М.И.Лисина
выделяла три категории средств общения:
- экспрессивно- мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различные выражения лица) – эти средства выражают эмоциональное отношение ребёнка к проблеме, к ситуации или к объекту;
- предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и т.д.) – эти средства изображают ситуацию или проблему, волнующую ребёнка;
- речевые – эти средства обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому или получить от него.
Потребности, мотивы и
средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения,
которые закономерно сменяются на протяжении
детского возраста.
Старший партнёр ребёнка служит для него
источником знаний о социальных явлениях
и одновременно сам становится объектом
познания, как член общества, как особая
личность со всеми его свойствами и взаимосвязями.
В этом процессе взрослый выступает как
высший компетентный судья. Наконец, взрослые
служат для ребёнка эталоном, образцом
того, что и как надлежит делать в разных
условиях.
Взрослый человек как особая человеческая личность
– это основное, что побуждает ребёнка
искать с ним контакты. Разнообразие и
сложность отношений, складывающихся
у дошкольников с разными взрослыми, приводят
к иерхаризации социального мира ребёнка
и к дифференцированному представлению
о разных свойствах одного, отдельно взятого
человека.
IV. Общение дошкольников со
сверстниками.
В дошкольном возрасте в жизни ребёнка
все большее место начинают занимать другие
дети. Если в конце раннего возраста потребность
в общении со сверстниками только оформляется,
то у дошкольника она уже становится одной
из главных. В четыре – пять лет ребёнок
точно знает, что ему нужны другие дети,
и явно предпочитает их общество.
Общение со сверстниками так же немало важный процесс
в жизни ребёнка. Общаясь с детьми своего
возраста, ребёнок ждёт от сверстника
соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения.
Он пытается получить эмоциональный отклик
от партнёра, что и помогает ребёнку совершенствовать
своё эмоциональное общение с детьми.
Ребёнок учится сопереживать, помогать
другим детям, самому обращаться за помощью,
устанавливать определённые связи в общении,
получать заряд эмоций (гарантия хорошего
настроения), находить друзей по интересам
и самореализовываться, развиваться.
Общение
со сверстниками имеет ряд
существенных особенностей, качественно
отличающих его от общения
со взрослым. Эти особенности
были исследованы в цикле работ,
проведённых под руководством
М.И.Лисиной и А.Г.Рузской.
Первая
и наиболее важная черта общения
дошкольников состоит в большом
разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно
широком их диапазоне. В общении со сверстниками
можно наблюдать множество действий и
обращений, которые практически не встречаются
в общении со взрослыми. Общаясь со сверстниками,
ребёнок спорит с ними, навязывает свою
волю, успокаивает, требует, приказывает,
обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении
со сверстниками впервые появляются такие
сложные формы поведения, как притворство,
стремление сделать вид, выразить обиду,
нарочито не отвечать партнёру, фантазирование
и т.д. Столь широкий диапазон детских
контактов определяется богатым функциональным
составом общения сверстников, большим
составом коммуникабельных задач. Если
взрослые до конца дошкольного возраста
остаются в основном источником оценки,
новой информации и образцов действия,
то по отношению к сверстникам уже с 3-4
летнего возраста ребёнок решает значительно
более широкий спектр коммуникабельных
задач: здесь и управление действиями
партнёра, и контроль за их выполнениями,
и оценка конкретных поведенческих актов,
и совместная игра, сравнение с собой.
Второе яркое отличие общения
в среде сверстников заключается
в его чрезвычайно яркой эмоциональной
насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность
контактов дошкольников отличает их от
взаимодействия со взрослым. В общении
сверстников наблюдается больше экспрессивно-мимических
проявлений, выражающих самые различные
эмоциональные состояния – от яростного
негодования до бурной радости. Действия,
адресованные сверстникам, характеризуются
значительно большей аффективной направленностью.
Значимость общения, которая выражает
степень напряжённости потребности в
общении и меру устремлённости к партнёру,
значительно выше в сфере взаимоотношений
со сверстниками, чем со взрослыми.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности
и нерегламентированности средств общения.
Если в общении со взрослыми дети придерживаются
определённой формы общения, то в общении
со сверстниками дошкольники используют
самые оригинальные и неожиданные движения
и действия. Этим движениям свойственна
особая раскованность, ненормированность,
незаданность никакими образцами: дети
прыгают, придумывают новые слова и небылицы.
Подобная свобода действий и слов в обществе
сверстников позволяет ребёнку проявить
свою оригинальность. Если взрослый несёт
для дошкольника культурно нормированные
образцы поведения, то сверстник создаёт
условия для индивидуальных, ненормированных,
свободных проявлений ребёнка.
Четвёртая отличительная особенность
– преобладание инициативных действий
над ответными. Эта особенность проявляется
в тот момент, когда ребёнок не видит ответной
реакции и активности своего партнёра,
тогда продолжение и развитие диалога
перестаёт существовать. Для ребёнка важнее
его собственное действие или высказывание,
а инициатива сверстника в большинстве
случаев им не поддерживается.
На протяжении дошкольного возраста
общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам:
меняются содержание, мотивы, потребности
и средства общения.
Перелом выражен не четко, однако
он не менее важен. Он связан
с появлением избирательных привязанностей,
дружбы и с возникновением
более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Такие переломные моменты можно
рассматривать как временные
границы трех этапов в развитии
общения детей. Эти этапы названы
формами общения дошкольников
со сверстниками.
Первая форма – эмоционально-практическое общение со сверстниками
(второй-четвертый годы жизни). Потребность
в общении со сверстниками складывается
в раннем возрасте. На втором году у детей
наблюдается интерес к другому ребёнку,
повышенное внимание к его действиям,
а к концу второго года появляется стремление
привлечь внимание сверстника к себе,
продемонстрировать свои достижения и
вызвать его ответную реакцию.
Особое
место в таком общении занимает
подражание. Дети как бы заражают
друг друга общими движениями,
общим настроением и через это чувствуют взаимную общность.
Подражая сверстнику, ребёнок привлекает
его внимание и завоевывает расположение.
Подражательные действия сопровождаются
чрезвычайно яркими эмоциями. Это даёт
ощущение сходства с другими детьми.
В
младшем дошкольном возрасте содержание потребности
в общении сохраняется в том же виде, как
оно сложилось к концу раннего возраста:
ребёнок ждёт от сверстника соучастия
в своих забавах и жаждет самовыражения.
Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник
присоединился к его шалостям и, действуя
с ним вместе, поддерживал общее веселье.
Источник
Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение со взрослым. Именно это общение и становится отправной точкой в приобретении ребенком навыков общения. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого – первая и основная потребность в общении – остается у ребенка на всю жизнь.
общения
1-2 месяца
деятельности, источник ласки и внимания, удовлетворяет первичные
потребности ребенка.
деятельности, источник ласки и внимания, удовлетворяет первичные потребности ребенка.
Узнает мать и отца, смеется при общении, легко находит глазами источник звука. Распознает чужих людей, строгий и ласковый тон, откликается на свое имя.
игре, образец для подражания.
предметами, названия предметов.
предметами, названия предметов.
«Сороку-вороку»; громко и четко произносит отдельные слоги, подражает голосовым реакциям взрослого; в лепете появляется интонация удовлетворения или
неудовлетворения.
предметами, названия предметов.
развивается понимание речи.
слов от 2-20, 60% – существительные. Исполняет поручения.
3-4 года
познавательная
эрудит), источник познания, партнер для общения)
окружающий жизни недоступны
непосредственному восприятию ребенка
любознательности, сотрудничество приобретает теоретический хар-р, у детей потребность в уважении
взрослого, повышенная обидчивость, чувствительность к оценкам старших форм «Я».
Предметно-манип. деятельность
5-7 лет
личностная
личность, которая обладает знаниями, умениями, социально-моральными нормами; общение удовлетворяет
потребностями в познании себя, других людей и взаимоотношений между
ними.
взаимопонимании и сопереживании; ребенок обращает внимание на
межличностные контакты, на взаимоотношение, которые существуют в
его семье.
чувствует другой человек. Принимает мнение авторитетного взрослого только после того, как сам осмыслит и оценит свои возможности; ребенок задает уточняющие вопросы.
К концу дошкольного возраста складывается высший уровень развития общения для дошкольного возраста – внеситуативноличностная форма общения. Она отличается от внеситуативно-познавательной формы тем, что ее содержанием является мир людей, находящийся вне предметов. Дети говорят о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Ведущим мотивом является личностный. Взрослый, являющийся главным побудителем общения, выступает как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. Внеситуативно-личностное общение не является стороной какой-либо другой деятельности, а представляет собой самостоятельную ценность.
Источник