Динамика развития общения ребенка со взрослыми

Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение со взрослым. Именно это общение и становится отправной точкой в приобретении ребенком навыков общения. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого – первая и основная потребность в общении – остается у ребенка на всю жизнь.

ВозрастВедущая форма

общения

Мотив общенияСодержание общенияХарактеристика общения Младенч-во

1-2 месяца

Ситуативно- личностноеЛичностный- взрослый привлекает ребенка как центральный объект

деятельности, источник ласки и внимания, удовлетворяет первичные

потребности ребенка.

Сближен эмоционально с родителями.Когда к малышу обращаются ласково, он начинает прислушиваться, улыбаться, поворачивать голову к источнику звука, начинает гулить. Прислушиваясь к голосу матери может перестать плакать, начинает узнавать голос матери.3-6 месяцевСитуативно- личностноеЛичностный- взрослый привлекает ребенка как центральный объект

деятельности, источник ласки и внимания, удовлетворяет первичные потребности ребенка.

Появляются согласованные звуки. На улыбку взрослого отвечает улыбкой, на речь – движением.При ласковом обращении к ребенку начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – комплекс оживления;

Узнает мать и отца, смеется при общении, легко находит глазами источник звука. Распознает чужих людей, строгий и ласковый тон, откликается на свое имя.

6 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в

игре, образец для подражания.

Движения с

предметами, названия предметов.

Отчетливо слышны отдельные слоги «ба», «ма», «па».7-8 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в игре, образец для подражания.Движения с

предметами, названия предметов.

На вопросы : «Где?» пытается разыскать знакомый предмет. Может по просьбе выполнить «Ладушки»,

«Сороку-вороку»; громко и четко произносит отдельные слоги, подражает голосовым реакциям взрослого; в лепете появляется интонация удовлетворения или

неудовлетворения.

9-10 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в игре, образец для подражания.Движения с

предметами, названия предметов.

Тянется к общению со сверстниками, подражает другим детям; на «дай» -дает предмет; появляются новые слоги; голосом выражает свои эмоции и потребности,

развивается понимание речи.

11-12 месяцевСитуативно-деловойВзрослый как партнер в игре, образец для подражания.Первые слова: «Мама, дай»; знает множество предметов, игрушек, имена близких, понимает слово «нельзя». Запас

слов от 2-20, 60% – существительные. Исполняет поручения.

Младш. дошк. Возраст

3-4 года

Внеситуативно-

познавательная

Познавательная(Взрослый-

эрудит), источник познания, партнер для общения)

Предметы и явления

окружающий жизни недоступны

непосредственному восприятию ребенка

Познавательная деятельность со взрослым; развитие

любознательности, сотрудничество приобретает теоретический хар-р, у детей потребность в уважении

взрослого, повышенная обидчивость, чувствительность к оценкам старших форм «Я».

Ранний возраст 1-3Совместно- раздельнаяМать самый близкий человекРебенок общается и делится впечатлениями с матерью.

Предметно-манип. деятельность

Капризы являются средством установления контактов, адресуют матерям и бабушкам; выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, играет. Старший дошкольный возраст

5-7 лет

Внеситуативно-

личностная

Взрослый привлекает как

личность, которая обладает знаниями, умениями, социально-моральными нормами; общение удовлетворяет

потребностями в познании себя, других людей и взаимоотношений между

ними.

Потребность детей во

взаимопонимании и сопереживании; ребенок обращает внимание на

межличностные контакты, на взаимоотношение, которые существуют в

его семье.

Внутренняя готовность ребенка разобрать, что думает и

чувствует другой человек. Принимает мнение авторитетного взрослого только после того, как сам осмыслит и оценит свои возможности; ребенок задает уточняющие вопросы.

К концу дошкольного возраста складывается высший уровень развития общения для дошкольного возраста – внеситуативноличностная форма общения. Она отличается от внеситуативно-познавательной формы тем, что ее содержанием является мир людей, находящийся вне предметов. Дети говорят о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Ведущим мотивом является личностный. Взрослый, являющийся главным побудителем общения, выступает как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. Внеситуативно-личностное общение не является стороной какой-либо другой деятельности, а представляет собой самостоятельную ценность.

Источник

Общение выступает основным условием полноцен-ного психического развития человека. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) Передает информацию; 3) Развивает речь и все познаватель-ные процессы; 4) Формирует личностные качества, самооценка, эмоции; 5) Способствует усвоению различных видов деятельности; 6) Формирует отношение к другим людям. Дефицит в общении со взрослым приводит к возникновению госпитализма (в детских домах).

Общение со взрослым на I году жизни приводит к формированию у ребенка потребности в общении (в 2-3 мес.) – эмоционально-двигательные реакции по отношению к взрослому (комплекс оживления), стремление привлечь внимание взрослого, поиск одобрения. Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М.И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать потреб-ности в общении у ребенка. Этапы:

– I младенчество – потребность в любви и заботе – ситуативно-эмоциональная форма
общения взрослого (ласка, улыбка, речь);
– 2 ранний возраст – потребность в совместной предметной деятельности со взрослым –
ситуативно-деловая форма общения взрослого (действия с предметами, игрушка);
– 3 младший и средний дошкольный возраст – потребность в информации –
внеситуативная познавательная форма общения (связана с развитием речи – вопросы,
рассказ, чтение литературы);
• 4 средний и старший дошкольный возраст – потреб-ность во взаимопонимании и сопереживании со взрослым, в установлении доверительных отношений с ним, в самопознании – внеситуативно-личностная форма общения (беседы о личном, обо всем).

Читайте также:  Развитие ребенка в три месяца уход

(От 0 до 6 мес.) Период новорожденности — это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого). В первые две недели новорожденный не реагирует на взрослого. И только в положении «под грудью» появляется сосредоточение. Ребенок замирает и напрягается при длительном ласковом разговоре и поглаживании. В 3 недели воздействие взрослого вызывает ориентировочно-исследовательскую активность младенца. Он пристально вглядывается во взрослого, позднее начинает следить за его передвижениями, рассматривать лицо. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого -комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым.. О ее наличии говорят следующие критерии: внимание и интерес ко взрослому (когда ребенок направлен на его познание); эмоциональные проявления, адресованные взрослому, свидетельствующие о том, что младенец его оценивает и определенным образом относится к нему; инициативные действия малыша с целью привлечь внимание взрослого к себе; чувствительность младенца к отношению взрослого, что обнаруживает восприятие малышом той оценки, которую дает взрослый, и собственной самооценки. Указанные показатели возникают один за другим в описанной последовательности.

Потребность в общении возникает на основе тех требований, которые начинают функционировать раньше. Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка.Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослого и побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. А стремление управлять таким источником побуждает малыша его исследовать.

При выполнении бытовых процедур ребенок все яснее улавливает коммуникативные воздействия взрослого. Они вызывают удовлетворение у младенца от ощущения своей важности и значимости для других. Отношение к ребенку как к личности -решающее условие для становления коммуникативной деятельности. Ребенок почти одновременно выделяет свойство «личностности», «субъективности» у себя и у взрослого.

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общениисоставляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общенияличный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание.

( С 6 мес. До 3 лет). жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр положительных переживаний.

Источник

        
Многочисленные психологические 
исследования показывают, что общение 
ребёнка со взрослым является 
главным и решающим условием 
становления всех психических 
способностей и качеств ребёнка: 
мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От
количества и качества общения зависят
уровень будущих способностей ребёнка,
его характер, его будущее.

        
Личность ребёнка, его интересы,
понимание себя, его сознание 
и самосознание могут возникнуть 
только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания
и понимания близких взрослых, ребёнок
не сможет стать полноценным человеком.
Наблюдая за общением людей, мы можем видеть
только внешнюю, поверхностную картину
их взаимодействия – кто что говорит,
кто, как смотрит и т.д. Между тем за этой
внешней картиной всегда лежит внутренний,
невидимый, но очень важный слой общения
– межличностные отношения, т.е. то, что
побуждает  одного человека тянуться
к другому. За каждым высказыванием или
действием, обращённым к другому человеку,
стоит особое отношение, особая потребность
в общении. Одно и тоже действие или высказывание
может иметь совершенно разную основу
и отвечать разным потребностям. Например,
когда ребёнок задаёт такой вопрос взрослому:
«Серёжа хорошо себя ведёт?» Что побуждает
ребёнка обратиться к взрослому с таким
вопросом? За этим простым вопросом могут
стоять абсолютно разного рода мотивы.
Может, ребёнка действительно интересует
этот вопрос, как знакомый мальчик ведёт
себя сейчас в обществе, и принято ли такое
поведение общественными нормами и правилами.
Может, просто ребёнок испытывает потребность
поговорить со взрослым на какую-либо
тему, привлечь его внимание. Может, это
потребность утвердиться в своей правоте
(« Я так себя не веду», «Я знаю как нужно
правильно себя вести!»). А может быть и
так, что ребёнку хочется, чтобы его товарищ
был наказан, и чтобы он выглядел на его
фоне хорошим. Вот такие разные мотивы
может преследовать такой простой вопрос
ребёнка. И чтобы правильно понимать, чувствовать,
знать внутреннюю потребность ребёнка,
побуждающую его вступить в общение, а
значит и правильно ответить ему, нужно
хорошо знать индивидуальные способности
ребёнка, но и общие закономерности развития
общения в детском возрасте.

Читайте также:  Значение трудовой деятельности для развития ребенка

       
Отечественный психолог М.И.Лисина 
рассматривает общение ребенка со взрослым
как своеобразную деятельность, предметом
которой является другой человек. Подобно
всякой другой деятельности, общение направлено
на удовлетворение особой потребности.
Потребность в общении нельзя свести к
другим нуждам человека (например, в пище,
во впечатлениях, в безопасности, в активности
и т. д.). Психологическая сущность потребности
в общении состоит в стремлении к познанию
самого себя и других людей. Такое познание
включает два пути или аспекта: 
        Первый путь заключается
в том, что человек стремится узнать и
оценить свои отдельные качества и способности
(что он может, умеет, знает).  
Сделать это он может только с помощью
других людей. Первый путь познания предполагает
отстраненный, объективный анализ отдельных
качеств – их обнаружение, оценку и сравнение
пути познания себя и другого заключается
в соединении, в приобщенности к другим
людям. Пережив определенную связь с другим
человеком (любовь, дружбу, уважение), мы
как бы проникаем в его сущность, и здесь
стремление к познанию удовлетворяется
путем соединения, приобщенности. В таком
соединении не приобретаются новые знания,
но именно в отношениях с другим человеком
осознает себя, открывает и понимает других
во всей их целостности и уникальности
и в этом смысле познает себя и другого.

      Ребёнок 
никогда не является пассивным 
приемником обучающих воздействий 
взрослого.

     Общение ребёнка со взрослыми усложняется
и приобретает новые формы и новое содержание.
Благодаря речевому развитию значительно
расширяются возможности общения с окружающими.
Теперь ребёнок может общаться не только
на какие-то определённые темы со взрослым,
но и обсуждать предметы, которые ребёнок
вымышляет, которые отсутствуют в конкретной
ситуации. Общение становится внеситуативным,
т.е. выходящим за рамки воспринимаемой
ситуации.

        М.И.Лисина выделяет две внеситуативные
формы общения, характерные для дошкольного
возраста, – познавательную и личностную.

         В первой половине дошкольного возраста
( 3-5 лет ) складывается внеситуативно –
познавательная форма общения ребёнка
со взрослым. Эта форма включена в теоретическое
сотрудничество в общении со взрослым.
Обострённая познавательная потребность
ребёнка и расширение его познавательных
интересов ведут к тому, что он начинает
задавать взрослому многочисленные вопросы.
Детей этого возраста иногда называют
«почемучками».  Вопросы, которые задают
дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают
все области знаний о мире, природе, человеке,
обществе и многом другом.

        
Всё, что ребёнок услышит от 
взрослого, увидит сам, он попытается 
привести в порядок, установить 
связь между всем услышанным 
и увиденным, установить закономерные 
отношения, в которые укладывается окружающий мир. Ведущий для этой
формы общения мотив – познавательный.
Теперь взрослые выступают  перед ребёнком
как источник новых знаний. Главным средством
общения является речь, поскольку только
она позволяет выйти за пределы ситуации
и осуществить внеситуативное общение.

        
Внеситуативно – познавательное 
общение позволяет детям значительно 
расширить рамки мира, доступного 
для их познания, и приоткрыть 
взаимосвязь явлений. Познавательные мотивы возникают в процессе
удовлетворения потребности в новых впечатлениях,
в познании нового.

        К концу дошкольного возраста
складывается новая и высшая внеситуативно
– личностная форма общения. Её содержанием
является мир людей, вне вещей. Теперь
в разговорах ребёнка преобладают темы
о правилах поведения, о себе, о своих родителях
и т.д. Ребёнок старается познать человека,
общественную жизнь, разобраться в межличностных
отношениях и найти общую связь между
явлениями и людьми, природой и человеком,
отношениями и миром предметов. Здесь
общение побуждается самим ребёнком, его
личностью. Взрослый выступает для ребёнка
как конкретный индивид, как член общества.
Для старших дошкольников характерно
стремление не просто к доброжелательному
вниманию и уважению взрослого, но и к
его взаимопониманию и сопереживанию.

Эта потребность возникает 
при желании поделиться со взрослым
своим мнением, оценками, своим отношением
к какому-либо предмету или ситуации.
Для старших дошкольников становится более важным
достичь общности взглядов со взрослым,
найти что-то общее между собой и взрослым,
стать похожим на взрослого. Средства
общения – речевые. 

        
Внеситуативно – личностное общение играет очень важную
роль в процессе становления личности
ребёнка:

        
Во-первых, в процессе общения 
он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует
формированию морального сознания.

        
Во-вторых, через личностное общение 
дети учатся видеть себя как 
бы со стороны, что является 
условием развития самосознания 
и самоконтроля.

        
В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные
роли взрослых – воспитателя, врача, продавца
и т.д., и в соответствии с этим строить
по-разному отношения с ними.

     Потребности и мотивы в общении удовлетворяются
с помощью определённых средств. М.И.Лисина
выделяла три категории средств общения:

  1. экспрессивно- мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различные выражения лица) – эти средства выражают эмоциональное отношение ребёнка к проблеме, к ситуации или к объекту;
  2. предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и т.д.) – эти средства изображают ситуацию или проблему, волнующую ребёнка;
  3. речевые – эти средства обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому или получить от него.

Потребности, мотивы и 
средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения,
которые закономерно сменяются на протяжении
детского возраста.

Читайте также:  Центр развития ребенка город лысково

        Старший партнёр ребёнка служит для него
источником знаний о социальных явлениях
и одновременно сам становится объектом
познания, как член общества, как особая
личность со всеми его свойствами и взаимосвязями.
В этом процессе взрослый выступает как
высший компетентный судья. Наконец, взрослые
служат для ребёнка эталоном, образцом
того, что и как надлежит делать в разных
условиях.

       
Взрослый человек как особая человеческая личность
– это основное, что побуждает ребёнка
искать с ним контакты. Разнообразие и
сложность отношений, складывающихся
у дошкольников с разными взрослыми, приводят
к иерхаризации социального мира ребёнка
и к дифференцированному представлению
о разных свойствах одного, отдельно взятого
человека.

                   IV. Общение дошкольников со
сверстниками.

      В дошкольном возрасте в жизни ребёнка
все большее место начинают занимать другие
дети. Если в конце раннего возраста потребность
в общении со сверстниками только оформляется,
то у дошкольника она уже становится одной
из главных. В четыре – пять лет ребёнок
точно знает, что ему нужны другие дети,
и явно предпочитает их общество.

      Общение со сверстниками так же немало важный процесс
в жизни ребёнка. Общаясь с детьми своего
возраста, ребёнок ждёт от сверстника
соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения.
Он пытается получить эмоциональный отклик
от партнёра, что и помогает ребёнку совершенствовать
своё эмоциональное общение с детьми.
Ребёнок учится сопереживать, помогать
другим детям, самому обращаться за помощью,
устанавливать определённые связи в общении,
получать заряд эмоций (гарантия хорошего
настроения), находить друзей по интересам
и самореализовываться, развиваться.

       Общение 
со сверстниками имеет ряд 
существенных особенностей, качественно 
отличающих его от общения 
со взрослым. Эти особенности 
были исследованы в цикле работ, 
проведённых под руководством 
М.И.Лисиной и А.Г.Рузской.

      Первая 
и наиболее важная черта общения 
дошкольников состоит в большом 
разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно
широком их диапазоне. В общении со сверстниками
можно наблюдать множество действий и
обращений, которые практически не встречаются
в общении со взрослыми. Общаясь со сверстниками,
ребёнок спорит с ними, навязывает свою
волю, успокаивает, требует, приказывает,
обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении
со сверстниками впервые появляются такие
сложные формы поведения, как притворство,
стремление сделать вид, выразить обиду,
нарочито не отвечать партнёру, фантазирование
и т.д. Столь широкий диапазон детских
контактов определяется богатым функциональным
составом общения сверстников, большим
составом коммуникабельных задач. Если
взрослые до конца дошкольного возраста
остаются в основном источником оценки,
новой информации и образцов действия,
то по отношению к сверстникам уже с 3-4
летнего возраста ребёнок решает значительно
более широкий спектр коммуникабельных
задач: здесь и управление действиями
партнёра, и контроль за их выполнениями,
и оценка конкретных поведенческих актов,
и совместная игра, сравнение с собой.

        
Второе яркое отличие общения 
в среде сверстников заключается 
в его чрезвычайно яркой эмоциональной 
насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность
контактов дошкольников отличает их от
взаимодействия со взрослым. В общении
сверстников наблюдается больше экспрессивно-мимических
проявлений, выражающих самые различные
эмоциональные состояния – от яростного
негодования до бурной радости. Действия,
адресованные сверстникам, характеризуются
значительно большей аффективной направленностью.
Значимость общения, которая выражает
степень напряжённости потребности в
общении и меру устремлённости к партнёру,
значительно выше в сфере взаимоотношений
со сверстниками, чем со взрослыми.

       
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности
и нерегламентированности средств общения.
Если в общении со взрослыми дети придерживаются
определённой формы общения, то в общении
со сверстниками дошкольники используют
самые оригинальные и неожиданные движения
и действия. Этим движениям свойственна
особая раскованность, ненормированность,
незаданность никакими образцами: дети
прыгают, придумывают новые слова и небылицы.
Подобная свобода действий и слов в обществе
сверстников позволяет ребёнку проявить
свою оригинальность. Если взрослый несёт
для дошкольника культурно нормированные
образцы поведения, то сверстник создаёт
условия для индивидуальных, ненормированных,
свободных проявлений ребёнка.

       Четвёртая отличительная особенность
– преобладание инициативных действий
над ответными. Эта особенность проявляется
в тот момент, когда ребёнок не видит ответной
реакции и активности своего партнёра,
тогда продолжение и развитие диалога
перестаёт существовать. Для ребёнка важнее
его собственное действие или высказывание,
а инициатива сверстника в большинстве
случаев им не поддерживается.

       
На протяжении дошкольного возраста 
общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам:
меняются содержание, мотивы, потребности
и средства общения.

       
Перелом выражен не четко, однако 
он не менее важен. Он связан 
с появлением избирательных привязанностей,
дружбы и с возникновением 
более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

       
Такие переломные моменты можно 
рассматривать как временные 
границы трех этапов в развитии 
общения детей. Эти этапы названы 
формами общения дошкольников 
со сверстниками.

       
Первая форма – эмоционально-практическое общение со сверстниками
(второй-четвертый годы жизни). Потребность
в общении со сверстниками складывается
в раннем возрасте. На втором году у детей
наблюдается интерес к другому ребёнку,
повышенное внимание к его действиям,
а к концу второго года появляется стремление
привлечь внимание сверстника к себе,
продемонстрировать свои достижения и
вызвать его ответную реакцию.

       Особое 
место в таком общении занимает 
подражание. Дети как бы заражают 
друг друга общими движениями,
общим настроением и через это чувствуют взаимную общность.
Подражая сверстнику, ребёнок привлекает
его внимание и завоевывает расположение.
Подражательные действия сопровождаются
чрезвычайно яркими эмоциями. Это даёт
ощущение сходства с другими детьми.

       В 
младшем дошкольном возрасте содержание потребности
в общении сохраняется в том же виде, как
оно сложилось к концу раннего возраста:
ребёнок ждёт от сверстника соучастия
в своих забавах и жаждет самовыражения.
Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник
присоединился к его шалостям и, действуя
с ним вместе, поддерживал общее веселье.

Источник