Динамика развития общения ребенка и взрослого

Любой ребенок перед тем как начать общение со своими сверстниками, вступает в общение со взрослым. Именно это общение и становится отправной точкой в приобретении ребенком навыков общения. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого – первая и основная потребность в общении – остается у ребенка на всю жизнь.
общения
1-2 месяца
деятельности, источник ласки и внимания, удовлетворяет первичные
потребности ребенка.
деятельности, источник ласки и внимания, удовлетворяет первичные потребности ребенка.
Узнает мать и отца, смеется при общении, легко находит глазами источник звука. Распознает чужих людей, строгий и ласковый тон, откликается на свое имя.
игре, образец для подражания.
предметами, названия предметов.
предметами, названия предметов.
«Сороку-вороку»; громко и четко произносит отдельные слоги, подражает голосовым реакциям взрослого; в лепете появляется интонация удовлетворения или
неудовлетворения.
предметами, названия предметов.
развивается понимание речи.
слов от 2-20, 60% – существительные. Исполняет поручения.
3-4 года
познавательная
эрудит), источник познания, партнер для общения)
окружающий жизни недоступны
непосредственному восприятию ребенка
любознательности, сотрудничество приобретает теоретический хар-р, у детей потребность в уважении
взрослого, повышенная обидчивость, чувствительность к оценкам старших форм «Я».
Предметно-манип. деятельность
5-7 лет
личностная
личность, которая обладает знаниями, умениями, социально-моральными нормами; общение удовлетворяет
потребностями в познании себя, других людей и взаимоотношений между
ними.
взаимопонимании и сопереживании; ребенок обращает внимание на
межличностные контакты, на взаимоотношение, которые существуют в
его семье.
чувствует другой человек. Принимает мнение авторитетного взрослого только после того, как сам осмыслит и оценит свои возможности; ребенок задает уточняющие вопросы.
К концу дошкольного возраста складывается высший уровень развития общения для дошкольного возраста – внеситуативноличностная форма общения. Она отличается от внеситуативно-познавательной формы тем, что ее содержанием является мир людей, находящийся вне предметов. Дети говорят о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Ведущим мотивом является личностный. Взрослый, являющийся главным побудителем общения, выступает как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. Внеситуативно-личностное общение не является стороной какой-либо другой деятельности, а представляет собой самостоятельную ценность.
Источник
Общение выступает основным условием полноцен-ного психического развития человека. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) Передает информацию; 3) Развивает речь и все познаватель-ные процессы; 4) Формирует личностные качества, самооценка, эмоции; 5) Способствует усвоению различных видов деятельности; 6) Формирует отношение к другим людям. Дефицит в общении со взрослым приводит к возникновению госпитализма (в детских домах).
Общение со взрослым на I году жизни приводит к формированию у ребенка потребности в общении (в 2-3 мес.) – эмоционально-двигательные реакции по отношению к взрослому (комплекс оживления), стремление привлечь внимание взрослого, поиск одобрения. Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М.И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать потреб-ности в общении у ребенка. Этапы:
– I младенчество – потребность в любви и заботе – ситуативно-эмоциональная форма
общения взрослого (ласка, улыбка, речь);
– 2 ранний возраст – потребность в совместной предметной деятельности со взрослым –
ситуативно-деловая форма общения взрослого (действия с предметами, игрушка);
– 3 младший и средний дошкольный возраст – потребность в информации –
внеситуативная познавательная форма общения (связана с развитием речи – вопросы,
рассказ, чтение литературы);
• 4 средний и старший дошкольный возраст – потреб-ность во взаимопонимании и сопереживании со взрослым, в установлении доверительных отношений с ним, в самопознании – внеситуативно-личностная форма общения (беседы о личном, обо всем).
(От 0 до 6 мес.) Период новорожденности — это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого). В первые две недели новорожденный не реагирует на взрослого. И только в положении «под грудью» появляется сосредоточение. Ребенок замирает и напрягается при длительном ласковом разговоре и поглаживании. В 3 недели воздействие взрослого вызывает ориентировочно-исследовательскую активность младенца. Он пристально вглядывается во взрослого, позднее начинает следить за его передвижениями, рассматривать лицо. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого -комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым.. О ее наличии говорят следующие критерии: внимание и интерес ко взрослому (когда ребенок направлен на его познание); эмоциональные проявления, адресованные взрослому, свидетельствующие о том, что младенец его оценивает и определенным образом относится к нему; инициативные действия малыша с целью привлечь внимание взрослого к себе; чувствительность младенца к отношению взрослого, что обнаруживает восприятие малышом той оценки, которую дает взрослый, и собственной самооценки. Указанные показатели возникают один за другим в описанной последовательности.
Потребность в общении возникает на основе тех требований, которые начинают функционировать раньше. Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка.Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослого и побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. А стремление управлять таким источником побуждает малыша его исследовать.
При выполнении бытовых процедур ребенок все яснее улавливает коммуникативные воздействия взрослого. Они вызывают удовлетворение у младенца от ощущения своей важности и значимости для других. Отношение к ребенку как к личности -решающее условие для становления коммуникативной деятельности. Ребенок почти одновременно выделяет свойство «личностности», «субъективности» у себя и у взрослого.
Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общениисоставляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения — личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание.
( С 6 мес. До 3 лет). жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр положительных переживаний.
Источник
От автора: Прочла интереснейшую статью о становлении межличностных отношений в ранеем онтогенезе Смирновой Е.О. Привожу адаптированный вариант. Статья посвящена отношениям “ребенок-взрослый” в период младенчества. Основана на фундаментальных исследованиях классиков психологии в области изучения развития человека в период первого года жизни.
Первая форма общения ребенка и взрослого (1-5 мес.) – совершенно уникальный период в жизни человека. В это время отношения ребенка и взрослого не опосредованы ничем – эта форма общения не несет никакой предметности и никакого другого содержания, кроме «я-ты». Это чистое «бескорыстное» межличностное отношение, не зависящее от характеристик взрослого (Мещерякова С.Ю.). И хотя уход за ребенком связан с многочисленными предметными манипуляциями, эта предметность еще не включена в отношения с ребенком. Ребенок еще не выделяет собственной телесности (предметности), только позже (в 4-5 мес.) он начинает узнавать свое тело, рассматривая свои руки и ноги как посторонние предметы. В первые же месяцы жизни ребенок целиком сосредоточен на «ты» взрослого человека, которое неотделимо от его «я».
В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений к нему взрослого человека. На все слова и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими положительными эмоциями, хотя уже различает поощряющие и запрещающие обращения взрослого, однако отрицательных эмоций на эти замечания не проявляет (Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю.). Ему еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и внимания. Единственное, что вызывает протест ребенка – это его так называемая «незамеченность» (Мещерякова С.Ю.), и тогда ребенок стремится привлечь к себе внимание, вызвать отношение к себе и выразить своё. Взрослый нужен ему сам по себе, вне зависимости от его предметных атрибутов, его компетенции и социальной роли. Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается и со стороны матери: она еще ничего не требует от него, не оценивает его способности (или же оценивает только положительно), ничему не учит и радуется самому факту его существования. Такую любовь известный выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн определял как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире».
Взрослый человек в этот период сочетает в себе ситуативность и всеобщность. С одной стороны, отношение к нему и общение с ним крайне ситуативно, потому что возникает только в его непосредственном присутствии, с другой стороны это отношение распространяется на всех взрослых вообще. Ребенок одинаково радуется всем взрослым, обращенным к нему. Он еще не боится посторонних людей, не отворачивается от них. Конечно, узнавание близких для ребенка взрослых проявляется в более ярких положительных эмоциях при встрече с ними.
Таким образом, основные качественные черты отношения младенца первого полугодия жизни ко взрослому можно свести к следующим:
1. Взрослый лишен для ребенка какой-либо прагматической и функциональной определенности. Он не разложим на части и выступает как целостная личность. Обращение ко взрослому не побуждается ничем, кроме потребности выразить ему свое отношение и принять его отношение. Взрослый для ребенка нужен и ценен сам по себе;
2. У ребенка еще нет конкретных представлений и ожиданий, как должен вести себя взрослый по отношению к нему: он принимает его во всех его проявлениях;
3. Такое отношение младенца распространяется на всех взрослых, независимо от того, какие они, и что они ему сделали.
Получается, что в первом полугодии жизни отношения «я и другой» (взрослый) неразрывно слиты в сознании ребенка, и в этой слитности рождается личность ребенка как отдельность, как самодостаточное «Я». Но в первые месяцы жизни этой отдельности еще нет, поскольку у ребенка нет своего отношения ни к чему, кроме взрослого. Такое отношение появляется вместе со становлением предметных манипуляций во втором полугодии жизни.
С возникновением акта хватания видимого предмета и с началом предметных манипуляций (4-5ый месяц жизни) отношение ребенка ко взрослому резко перестраивается.
Что же происходит? Во-первых, в нем появляются прагматические и функциональные аспекты: младенец требует от взрослого новых предметов и самого взрослого начинает рассматривать как интересный предмет. Если в 3-4 месяца ребенок удовлетворялся непосредственно-эмоциональным общением, мог по несколько минут неотрывно смотреть в глаза взрослому и радостно улыбаться при этом, то в 6-7 месяцев этого ему явно недостаточно. Он тянется к различным воспринимаемым вещам, требует, чтобы взрослый дал их ему. В некотором смысле взрослый становится для ребенка средством для его предметных манипуляций. При отсутствии интересных предметов младенец ждет и ищет каких- либо действий или движений. Простого присутствия и обращенности (т.е. выражения непосредственного отношения) становится уже недостаточно. Отношения со взрослым впервые опосредствуются предметами или действиями. Взрослый нужен ребенку не только сам по себе, но и для чего-то.
Во-вторых, ребенок начинает различать содержание воздействий взрослого и оценку своих действий. Во втором полугодии жизни ребенок начинает демонстрировать отрицательные эмоции, адресованные взрослому. При этом те же запреты и замечания взрослого, которые вызывали радостное возбуждение младенца в первые 5 месяцев (комплекс оживления), во втором полугодии вызывают обиду, огорчение и даже гнев (Лисина М.И.). Очевидно, что запрещения взрослого не наносят никакого ущерба ребенку и осуществляются на фоне общего принятия и положительного отношения. Однако с этого времени замечания и порицания становятся субъективно значимыми и вызывают негативное отношение ребенка, которое с возрастом нарастает.
Таким образом, ребенок уже во втором полугодии жизни воспринимает взрослого не непосредственно, а через свои ожидания, требуя и предполагая определенную оценку своих действий. В этом же возрасте происходит четкая дифференциация в отношении ребенка к близким и посторонним взрослым, появляется ярко выраженное избегание контактов с посторонними людьми: ребенок начинает бояться незнакомых, категорически отказывается «пойти на руки» к малознакомому человеку, избегает зрительного и тактильного контакта с ним. Пристальный и открытый зрительный контакт с любым взрослым сменяется беглым взглядом и амбивалентным избеганием встречи с другими глазами (Сорокина Т.В.).
Во втором полугодии начинает также формироваться образ своего физического «Я»: ребенок узнает себя в зеркале, играет своим отражением, использует зеркало как средство коррекции своего внешнего облика (снимает повязку с головы или пытается вытереть испачканное лицо) (Авдеева Н.Н.).
На втором полугодии жизни происходят кардинальные перемены: к непосредственной связи ребенка и взрослого «я-ты» добавляется новый тип отношений, в котором ребенок и взрослый в его глазах приобретают определенные, конкретные характеристики (в некотором смысле овеществляются). Ребенок психологически отделяется от взрослого – у него появляются свои желания и ожидания, которые он проецирует на взрослого, он ждет и требует от него конкретных игр и игрушек, определенной оценки его действий, замечает изменения в его внешности и т.д. Взрослый приобретает в сознании ребенка определенные так называемые «вещественные» черты. Между ребенком и взрослым, кроме материальных предметов (и вместе с ними), возникает образ взрослого, включающий вполне определенные и конечные свойства. Причем этот образ живет в сознании ребенка и актуализируется при встрече с взрослыми. Если раньше ребенок смотрел только «в глаза другому», то теперь он начинает смотреть на себя «глазами другого». Об этом, в частности, свидетельствуют обиды на замечания, повторения «запрещенных» действий и узнавание себя в зеркале (Авдеева Н.Н.). Происходит «встреча и взаимодействие своих и чужих глаз, пересечение кругозоров (своего и чужого), пересечение двух сознаний» (Бахтин М.М.). Для младенца это особенно справедливо, поскольку он смотрит на себя в зеркало, преимущественно находясь на руках у матери.
Итак, уже на первом году жизни возникают объектные, прагматические отношения ребенка и взрослого, в которых оба партнера начинают воспринимать друг друга извне (со стороны) и опосредствуют свои отношения определенными предметами, действиями и т.д. Но возникновение этого типа отношения не отменяет и не снимает жизненного значения непосредственной связи младенца со взрослым. Правда, эта связь уже не распространяется на всех взрослых, а концентрируется на самых близких (в основном матери). Присутствие матери нужно ребенку постоянно. С ее исчезновением из поля зрения он теряет главную опору своего существа.
Получается, что уже в самом раннем возрасте взрослый живет в сознании ребенка в двух своих ипостасях: как субъект общения и обращения (как целостная и уникальная личность) и как конкретное существо, которое можно познавать, оценивать и использовать. Причем первое начало является исходным и генетически первичным, именно в нем закладывается фундамент духовного и личностного развития человека.
С первых месяцев жизни ребенок осознает себя через отношения с другими людьми. Сознание ребенка изначально диалогично и в нем всегда присутствует другой. Естественно, что функции и конкретная персонификация этого внутреннего другого с возрастом меняются. На определенном этапе возникают отношения со сверстниками. Можно полагать, что первые отношения со сверстниками во многом определяются особенностями сознания ребенка, и зависят от качества и роли этого внутреннего другого.
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С. Ю. Психическая активность младенца // Мозг и психика младенца. М., 1993.
2. Авдеева Н.Н. Ранний этап в развитии личности // Психология личности: Теория и эксперимент. М., 1982.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
6. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Собр. соч. В 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 243—285.
8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
9. Лисина М.И., Авдеева Н. Н. Развитие представлений о себе у ребенка первого года жизни // Исследования по вопросам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.
10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
11. Мещерякова С.Ю. Психологический анализ комплекса оживления у младенцев // Вопросы психологии. 1975. № 5. C.20 – 31.
12. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослым у младенцев // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. С. 19—36.
13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 330 – 420.
14. Сорокина Т.В. Феномен амбивалентного поведения в раннем возрасте: Автореф. канд. дис. М., 1980.
Источник