Динамика развития креативности у ребенка и факторы влияющие на этот процесс

Динамика развития креативности у ребенка и факторы влияющие на этот процесс thumbnail

Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности могут быть двух видов: ситуативные и личностные.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся: лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная само- цензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения и др.

К личностным факторам относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильная уверенность (самоуверенность); эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность как личностная черта, сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Многочисленные исследования, начавшиеся с описания фаз творческого акта, свидетельствуют о важнейшей роли подсознательных процессов в нахождении творческих решений. Поэтому многие из перечисленных факторов как раз связаны с усилением барьеров между сознанием и бессознательным. Так, тревожность и неуверенность в себе заставляют людей подавлять идущие из подсознания подсказки, боясь, что они вызовут иронию или насмешку у других людей.

Как считает А. Н. Лук [23], самый опасный враг творчества — страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Второй враг творчества — чересчур высокая самокритичность. Точно измерять ее мы пока не научились. Но все же должно быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью, потому что слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику. Третий враг творчества — лень.

Когда человек желает что-то сделать, он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап — завершение. Но для большинства людей сложнее всего начать. Недаром на эту тему есть пословицы у всех народов.

В целом развитию креативности препятствуют следующие факторы:

  • — избегание риска;
  • — стремление к успеху во что бы то ни стало;
  • — жесткие стереотипы в мышлении и поведении;
  • — конформность;
  • — неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования;
  • — преклонение перед авторитетами [34].

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т.п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.

Как полагали К. Роджерс и его сотрудники, нельзя форсировать творческое развитие ребенка, а надо создавать условия для выявления его внутренних возможностей. Роджерс выделял внутренние и внешние условия творчества. К внутренним условиям он относил открытость ребенка опыту; внутреннюю оценку своего творчества и возможность свободно играть с образами и понятиями. Для того чтобы появились внутренние условия, необходимо создать условия внешние. К внешним условиям относится обеспечение психологической безопасности и психологической свободы [39].

Как считает Дж. Смит [30], для того чтобы одаренные личности не испытывали затруднений во время творчества, необходимо создать условия, способствующие творческому развитию.

  • 1. Физические условия: наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ним.
  • 2. Социально-эмоциональные: созданное взрослыми у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
  • 3. Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
  • 4. Интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют:

  • — ситуации незавершенности или открытости (в отличие от жестко заданных и строго контролируемых);
  • — разрешение и поощрение множества вопросов;
  • — стимулирование ответственности и независимости;
  • — акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях;
  • — внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников [34].

Основным в развитии одаренности В. А. Петровский считает реализацию творческого потенциала личности. Он подходит к решению этого вопроса с позиции собственной концепции экологии творчества. Две проблемы рассматриваются как центральные в этой концепции.

«1. Проблема созидания личностью себя самой, своей творческой судьбы, своего творческого пространства, т.е. проблема формирования самосозидающегося типа личности.

2. Проблема вычленения и создания параметров природного и социокультурного пространства, которое открывает возможности осуществления творчества, т.е. является экологической нишей для творческой личности» [Цит. по: 12].

Основным в становлении творческой личности одаренного ребенка В. А. Петровский считает развитие неадаптивной активности, которая дает возможность решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством. Творческий человек создает особое персональное пространство — «пространство людей, в котором он интегрирован как творческая индивидуальность» [Там же, с. 17]. Персональное пространство должно поддерживаться различными формами организации жизни одаренных детей, обеспечивающими им возможность глубокого погружения в культуру.

Предметная развивающая среда для одаренных детей должна соответствовать как общевозрастным, так и их специфическим особенностям.

Окружающая среда создается с целью решения определенных задач:

  • — обеспечения условий для развития познавательных и творческих способностей детей;
  • — поддержания познавательной активности, обеспечения ее дальнейшего роста;
  • — создания условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний;
  • — создания условий для эмоционального проживания различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Предметная среда, предназначенная для обеспечения возможностей овладения детьми новыми способами деятельности, выполнения новых действий, развития познавательных способностей, должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблемности. Она должна быть насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной.

Одним из условий влияния окружающей среды на развитие ребенка является участие находящегося рядом взрослого. Он может стимулировать познавательную деятельность детей, поддерживая имеющийся у них интерес, обеспечивая их материалами для экспериментирования, играми, игрушками, отвечая на многочисленные вопросы или предлагая новые сферы деятельности.

Важным фактором развития творческих способностей детей становится деятельность педагога на занятиях. С одной стороны, она задается конкретной программой, в рамках которой происходит образовательный процесс, с другой — определяется особенностями самих одаренных детей.

Основным требованием к профессиональной деятельности педагога становится высокий уровень общей психологической и педагогической подготовки, представление о возрастных закономерностях развития детей, специфических особенностях, свойственных одаренным детям, особенностях концепции, в рамках которой проводится обучение, а также детальное знание самой развивающей программы, владение конкретными методиками работы.

Итак, В. А. Петровский на основе разработанной им концепции экологии творчества предлагает ряд принципов развития творческой одаренности личности:

  • — ориентация на формирование интеллектуальной культуры будущего (развитие эволюционного мышления, логико-математического мышления, а также интеграционных структур мышления, парадоксальной логики интеллектуальной интеграции);
  • — ориентация на формирование способности к духовной деятельности;
  • — ориентация на формирование образа жизни, обеспечивающего развитие творческой личности (формирование способности осуществлять бытие в культуре, внутренней свободы как системы глубинных личностных установок, творческой воли) [13].

По мнению В. Н. Дружинина, для формирования креативности необходимо:

  • 1) отсутствие регламентации предметной активности, точнее отсутствие образца регламентированного поведения;
  • 2) наличие позитивного образца творческого поведения;
  • 3) создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
  • 4) социальное подкрепление творческого поведения [15].

Согласимся с мнением В. Н. Дружинина, в соответствии

с которым для того, чтобы креативность сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды. Разнообразные методики развития креативности, предполагающие локальное воздействие, например, различные сборники нестандартных (творческих) задач обычно стимулируют усвоение субъектом некоторой новой технологии решения. Они несут в себе несовершенство, из-за которого испытуемые привычным для них способом адаптируются к требованиям экспериментатора и демонстрируют требуемый способ действия (и тогда их поведение вновь является, скорее, воспроизводящим, чем творческим). В этом случае креативность является чисто ситуативной характеристикой — реакцией на внешние по отношению к субъекту требования и привнесенные извне проблемы. Такое креативное поведение имеет недостаточную мотивационную базу.

Основываясь на исследованиях Д. Б. Богоявленской [3] и А. М. Матюшкина [26, 27], согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (существующей ситуации либо имеющихся знаний), В. Н. Дружинин утверждает, что креативность как глубинное свойство выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Поэтому, по его мнению, необходимо осуществлять системное непрямое формирующее воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды.

Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу «если…, то…». В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных свойств в индивидууме. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, различного рода продукции и т.д. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде.

Источник

Факторы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдении за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:

а) опыт художественных впечатлений образов искусства;

б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;

в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.

Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии.

Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. Детей дошкольного возраста надо познакомить с некоторыми особенностями языка изобразительного искусства. В связи с этим,  начиная с младшего дошкольного  возраста, воспитатель сначала ставит задачу – формировать у   детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре) – затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.

Знание основ искусства дает возможность рассмотреть его место в эстетическом воспитании детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного  искусства,  характерные для работ профессионалов,  в деятельность ребенка.

Рассмотрим средства выразительности, специфические для каждого вида изобразительного искусства, и затем обратимся к детскому творчеству.

Среди видов искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура) и неизобразительные (музыка, архитектура), хотя это деление условно. Это различие не является абсолютным, поскольку все виды искусства выражают отношение к каким-то сторонам жизни. И все же разграничение искусств является определяющим в морфологии (классификации) искусств, так как базируется на различении предмета отображения.

Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека. Поэтому основой является изображение предметного мира. Мысли же и чувства передаются в них опосредованно: только по выражению глаз, мимике, жестикуляции, облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях.

В ходе развития искусства изобразительные и неизобразительные его виды взаимно питают и обогащают друг друга. Например, живопись отличает тенденция ко все большему использованию цвета для усиления выразительного начала. В рисунке – тенденция  к характерным линиям, контрастам темного и светлого.

Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности взрослого художника в деятельность ребенка. Рассмотрим, какие устанавливаются взаимосвязи и как надо воздействовать, чтобы помочь детям в создании выразительного образа в рисунке, лепке.

Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы считаем цвет, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в картине имеет значение композиция, ритм цветовых пятен, рисунок. Художник может пользоваться всеми этими средствами, усиливая или ослабляя их воздействие на зрителя.

Цвет в рисунке – наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства. Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому. Так, в первой младшей группе при рисовании узора для веселых матрешек педагог использовал чистые цвета красок, обращая внимание детей на сочетание фона и цвета яркого пятна: именно благодаря этому происходило формирование восприятия образа веселых нарядных матрешек, одетых  в  красивые сарафаны.  На каждом   занятии  по  рисованию или аппликации этот способ был главным.

По сравнению с малышами в старшей и подготовительной группах педагог формирует у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный).

Это представление о цвете имело место, как в предметном, так и в сюжетном рисовании. Например, передать настроение веселого праздника елки дети смогли в том случае, если они использовали яркую цветовую палитру. В каждом рисунке можно увидеть сочетание контрастных ярких, насыщенных цветов, создающих в целом праздничный колорит.

Другое выразительное средство – характер линии, контура, передача движения в рисунке дошкольника – является наиболее специфическим. Характер линий у взрослого художника определяется уровнем его мастерства, способностью обобщения. Рисунок бывает чаще всего лаконичным, имеет вид наброска. Рисунки могут быть штриховые, цветные.

По сравнению с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный и условный. Художник А. Кокорин пишет: «Рисование мне всегда представляется чудом. У художника лист белой бумаги, карандаш или тушь. Оперируя только черным и белым, он, как волшебник, на этом простом листе бумаги создает свой мир пластической красоты». Действительно, в рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом, углем. Однако выполненная акварелью, гуашью, пастелью работа бывает очень живописной.

Дети  дошкольного   возраста  постепенно,   начиная   с   простейших штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений.              

Стремление передать цвет придает рисункам старших дошкольников яркость, сочность.

При ознакомлении детей с другим видом изобразительного искусства – скульптурой, передающей объемную форму предметов, людей, животных все внимание фиксируется на характере изображения персонажа.

Освоение разных способов обследования скульптуры дает дополнительную информацию об изображении человека, животного.

Анализируя работы детей, следует отметить приемы освоения ими лепки из целого куска (как прием скульптурной лепки), лепки из разных материалов (мотивировка выбора диктуется характером образа). Художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать скульптурный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем.

Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог использует беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы.

Кроме того, использование скульптуры на занятиях по развитию речи, рассказывание сказок, придумывание рассказов об этих персонажах не только обогащает знания детей, но и развивает их воображение. Словарь детей пополняется образными выражениями, в которых проявляется объем знаний детей об этом виде искусства.

Педагог, обучая детей рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, постепенно приобщает их к красоте. С другой стороны, это оказывает влияние на способы образной выразительности, которыми дети передают свои впечатления об окружающей действительности в рисунке, лепке.

При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы). При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, навязывания способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Кроме того, искусство помогает формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность в художественной деятельности связана, прежде всего, с желанием ребенка выразить себя, утвердить свою личностную позицию.

Тема по самообразованию

Факторы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

                                                        ГОУ Детский сад №1941

                                                        Алексеева Г.А.

                                                        2009г.

Источник