Динамика коррекции и развития ребенка

Динамика коррекции и развития ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Туранская средняя общеобразовательная школа № 1»

Пий-Хемского кожууна Республики Тыва

Справка

педагога-психолога о психологической коррекции и развитии обучающихся

(2013-2014, 2016-2017, 1 полугодие 2017-2018 уч.гг.)

Коррекционно-развивающая работа в МБОУ «Туранская СОШ № 1» проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог можно определить по итогам работы над данным видом деятельности. Системно ведется  коррекционно-развивающая работа на основе комплексно-целевых профилактических образовательных программ «Несущая свет» (разработчик ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»), утвержденный Министерством образования и науки Республики Тыва.Психокоррекционная работа проводилась в двух направлениях: индивидуальное и групповое.

В справке представлены результаты психокоррекционной работы за 2013-2014, 2016-2017 и 1 полугодие 2017-2018 уч.гг.

Индивидуальная психокоррекционная работа педагога-психолога осуществляется на основе выборки обучающихся «группы риска». Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам родителей, педагогов и администрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации. Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности, развитие стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях. В ходе ИКР реализовались следующие программы:

1. Программа по сказкатерапии, авт: Т.Н. Воротникова.

2. Адаптированная  рабочая программа с детьми ОВЗ, авт: Н.З. Руссу.

3. Программа для 1-классников с низким уровнем готовности к школьному обучению, авт: О.В. Матина.

4. Программа «Уроки общения» для младших подростков, авт: Н. Слободяник.

5. Индивидуальная работа по Программе профилактики суицидального поведения среди детей и подростков. Таблица 1 отражает количество обучающихся индивидуальной психокоррекции. Представим динамику в Диаграммах  1 и 2.

Таблица 1. Количество обучающихся ИПР

Период

Количество учащихся

На начало периода

На конец периода

Выпущено

2013-2014 уч.г.

13

3

10 (76%)

2016-2017 уч.г.

15

2

13 (87%)

1 пол., 2017-2018 уч.г.

10

1

9 (90%)

Таким образом, можно проследить положительную динамику в сторону повышения процента выпущенных обучающихся, прошедших индивидуальную коррекционную работу психолога. Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы – положительная динамика у  32 (за отчетный период) сопровождаемых детей, получивших психологическую помощь. 

Групповая коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога. Причем групповая работа носила в большей степени развивающий характер. В 2016-2017 учебном году для 1-11 классов коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем.

Таблица 2. Темы и охват ГКР за 2016-2017 учебный год

№ п/п

Название программы

Аудитория

Охват

Количество часов

1

Сопровождение процесса адаптации первоклассников по программе «Первый раз в первый класс»

1 класс

58

18

2

Развивающая программа Р. Хухлаевой «Тропинка своему Я» для 1 классов

1 класс

58

68

3

Развивающая программа «Формула успеха» для 9 классов

9 класс

34

16

4

Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение выпускников»

9 класс

34

17

5

Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение выпускников»

11 класс

13

20

6

Программа «Волшебная страна здоровья» (РЦПМСС «Сайзырал»)

4 класс

60

24

7

Программа «Волшебная страна здоровья» (РЦПМСС «Сайзырал»)

3 класс

57

24

7

Коррекционно-развивающая программа «Первый раз в 5 класс»

5 класс

41

14

8

Коррекционные занятия по профилактике профессионального выгорания

Педагоги

31

3

ИТОГО:

386

204

Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые тренинговые занятия интересны и актуальны для детей. После проведенных мероприятий наблюдались:

– снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во всех взаимоотношениях;

– повышение позитивной напряженности в системе отношений ребенка с самим собой, с окружающим миром, с другими людьми;

– развитие адекватной самооценки.

Особую группу коррекционных занятий занимали учащиеся с ОВЗ. Занятия посещают дети, имеющие заключения от ПМПК. Занятия для младших школьников проводятся по программе «Путешествие в страну Размышления». Выбор программы обусловлен тем, что ее содержание отражает потребности детей младшего школьного возраста, направлено на развитие когнитивной сферы, любознательности как основы познавательной активности, способности, пространственных представлений, оптимизацию коммуникативных навыков и эмоционального напряжения. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.

Таблица 3. Общее количество групповых и индивидуальных занятий с детьми ОВЗ

Период

Количество занятий

Групповых

Индивидуальных

Всего

2013-2014 уч.г.

11

9

20

2016-2017 уч.г.

16

13

29

1 полугодие 2017-2018 уч.г.

11

9

20

Итого:

38

31

69

С каждым годом по таблице и диаграмме видно как увеличивается количество коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ. В 2013-2014 учебном году школа не была оснащена кабинетом психолога, что отразилось на сопровождении детей ОВЗ.

В таблице 4 и диаграмме 4 представлены количество детей посещающих коррекционно-развивающие занятия. Это дети, имеющие заключения от психолого-медико-педагогической комиссии, где даны рекомендации сопровождения специалистов.  Каждый год учащиеся надомного обучения и задержками психического развития привыкли посещать занятия, где они учатся раскрывать свои возможности, общаться друг с другом, получать эмоциональную теплоту и положительное настроение от окружения. У детей надомного обучения у всех разные диагнозы, которые они должны социализироваться в обществе.

Таблица 4. Охват учащихся ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях

Период

Охват учащихся

Групповые

Индивидуальные

2013-2014 уч.г.

17

1

2016-2017 уч.г.

15

2

1 пол. 2017-2016 уч.г.

11

2

Таблица 5. Динамика устойчивости коррекционно-развивающих занятий

Виды познавательных функций

Уровни развития

2013-2014

2016-2017

в начале

в конце

в начале

в конце

Внимание

Высокий

13%

25%

14%

36%

Средний

58%

54%

50%

28%

Низкий

29%

21%

36%

36%

Память

Высокий

13%

21%

36%

Средний

58%

66%

43%

28%

Низкий

42%

21%

36%

36%

Мышление

Высокий

29%

7%

21%

Средний

71%

58%

57%

43%

Низкий

29%

13%

36%

36%

        В таблице представлены результаты работы за 2013-2014 по 2016-2017 учебные года, где можно отметить улучшение показателей развития познавательной активности, повышение уровня развития внимания, памяти, мышления  по программе «Путешествия в страну Размышления».  

        Вывод: в ходе анализа коррекционной и развивающей работы в школе можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики за отчетный период.

Педагог-психолог                Е.Н. Бородкина

Источник

Динамика результатов развития психических процессов воспитанников МАДОУ д/с 46 за 2013-2017 г.

Основной целью проведения диагностики являлось раннее выявление отклонений в развитии ребенка; уточнение индивидуальных маршрутов, разработка и применение индивидуальных мер коррекции.

Диагностическое исследование   проводилось по   методике С. Д. Забрамной, О.В. Боровик для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях.  

    В процессе диагностики исследовались следующие параметры:

– уровень развития восприятия;

– уровень развития внимания;

– уровень развития мышления;

– уровень развития памяти;

– уровень развития речи;

– уровень развития эмоционально-волевой сферы;

– качества личности в общении.

 Во время проведения процедуры исследования педагогом-психологом фиксировались ответы ребёнка, особенности выполнения заданий, поведения, а также, все, имеющие значение для заключения, наблюдения.

 В конечном результате, при рассмотрении всех перечисленных показателей, определялся уровень развития каждого психического процесса ребёнка на момент обследования.

В течение года проводится стартовая, промежуточная и итоговая диагностика развития психических процессов детей. Проводится анализ динамики в развитии детей с ООП, который отражается в табличном и графическом виде.

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2013-2014 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

30%

30%

34%

6%

0%

Конец года

10%

11%

41%

25%

13%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2014-2015 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

18%

39%

43%

0%

0%

Конец года

6%

17%

45%

27%

5%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2015-2016 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

17%

14%

48%

15%

0%

Конец года

14%

16%

32%

29%

9%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2016-2017 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

15%

31%

33%

21%

0%

Конец года

8%

12%

27%

40%

13%

На основании результатов, полученных в ходе исследований с 2013 по 2017  учебный год были сделаны следующие выводы:

Уровень развития  психических процессов в группах у большинства детей ниже условной возрастной нормы. У детей недостаточно развиты высшие психические функции, эмоционально-волевая, коммуникативная и личностная сферы.

Результаты диагностики детей с УО показали, что у всех детей данной группы отмечается стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности, которое сочетаются с незрелостью эмоционально-волевой сферы. У них отмечаются типичные формы дезадаптивного поведения возбудимого или заторможенного характера. При возбудимых формах поведения они конфликты, агрессивны, раздражительны, драчливы. При заторможенном поведении дети вялы, пассивны, медлительны, уклоняются от контактов, пугливы, плаксивы. У детей снижен уровень познавательной активности.

У детей данной группы наблюдаются также следующие трудности: недостаточно устойчивое,  поверхностное внимание. Этим детям требуется организующая, стимулирующая и направляющая помощь. Нарушено восприятие сенсорных эталонов. Задания направленные на определение уровня сформированности мыслительных операций некоторым детям недоступны. При выполнении заданий часто отмечается упрощение инструкции, или ее искажение.

В процессе диагностики у детей с ЗПР чаще всего возникали трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, в установлении причинно-следственных связей, в процессе обобщения понятий и исключении предметов. У этих детей наблюдаются трудности в определении эмоций человека.

У детей с ТНР чаще всего возникали трудности в составлении развернутого рассказа по серии сюжетных картинок, в процессе выполнения заданий направленные на определение уровня словесно-логического мышления

По показателям психологического развития детей к концу каждого учебного года отмечается динамика в развитии детей  – увеличивается количество детей с уровнем развития выше среднего и высоким, за счет этого снижается количество детей с уровнем ниже среднего и низким уровнем, что можно просмотреть на диаграммах выше.

Результаты итоговой диагностики за каждый учебный год показывают  наличие индивидуальной положительной динамики у всех детей с ОПП.

На основании результатов, полученных в ходе исследования, можно предположить, что уровень развития  психических процессов во всех группах ниже условной возрастной нормы. У детей недостаточно развиты высшие психические функции, эмоционально-волевая, коммуникативная и личностная сферы.

Для решения данных проблем с детьми  проводится групповая и индивидуальная работа, которая направлена на развитие психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сферы детей.

.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДНИКОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ»

Симферопольского района Республики Крым

ОКПО 00833941; ОГРН 1159102031703;ИНН/КПП 9109010469/910901001; ОКУД 0301001

ул.40 лет Победы,9, с.Родниково, Симферопольский район, РК, 297540

тел/факс 3(652)344-223, e-mail: shkola.rodnikovskaya@mail.ru

Аналитическая справка

о положительной динамике в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников

  1. Положительная динамика уровня адаптации учащихся 1-х классов

к условиям обучения в школе

Обследование учащихся первых классов проведено в следующих направлениях:

изучение адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению.

В обследовании учащихся были использованы следующие методы работы: наблюдение, беседа, тестирование.

В целом все учащиеся адаптировались к школьной жизни и мотивированы на обучение, позитивно относятся к учителю и школе.

Для повышения уровня адаптации первоклассников проводились коррекционно-развивающие занятия по программе «Я – первоклассник»

Положительная динамика уровня адаптации первоклассников

к условиям обучения в школе в 2016/2019 гг.

  1. Высокий уровень адаптации к школьному обучению

  1. Средний уровень адаптации к школьному обучению

  1. Низкий уровень адаптации к школьному обучению

  1. Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей, психологической работы, проявляемой в достижениях

учащихся с ОВЗ в 2016/2019 гг.

Одним из приоритетных направлений деятельности МБОУ «Родниковская школа-гимназия» является организация коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Целью коррекционно – развивающей работы является оказание квалифицированной, разнопрофильной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, поведении, обучении и социальной адаптации; сохранение их здоровья, предполагающее полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.

Основными задачами деятельности педагога-психолога были:

  • Первичная психологическая диагностика учащихся с ОВЗ

  • Составление индивидуальных коррекционно – развивающих программ, с учетом первичной психологической диагностики

  • Проведение индивидуальных коррекционно – развивающих занятий

  • Консультативная работа с родителями детей

  1. Учащиеся с ОВЗ в 2016/2010 гг.

Первичная психологическая диагностика детей осуществлялась по следующим направлениям:

  • Познавательные процессы (мышление, память, внимание);

  • Эмоционально – волевая сфера (тревожность, эмоциональное состояние)

  • Мотивационная сфера

  • Личностная сфера (самооценка).

По полученным индивидуальным результатам на каждого ребенка была составлена коррекционно – развивающая программа, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

После проведения индивидуальных коррекционно – развивающих занятий, была проведена вторичная психологическая диагностика.

Анализ полученных результатов выявил положительную тенденцию развития познавательных процессов, эмоционально – волевой, мотивационной и личностной сферы. От начала к концу года наблюдается уменьшение числа детей с низким уровнем развития исследуемых функций.

Зрительная память. Для исследования зрительной памяти у детей использовалась методика «10 предметов». Если в начале года у 40% детей был низкий уровень развития зрительной памяти, то в конце года высокий уровень развития показали 58% детей, средний –33%, низкий – 8%.

Слуховая память. Для исследования слуховой памяти детей использовалась методика «10 слов». На начало периода коррекционно-развивающей работы низкий уровень развития слуховой памяти показали 75%, к концу года уменьшилось число детей с низким уровнем до 33%.

Внимание. Внимание исследовалось по следующим методикам: «Найди похожую картинку», «Лабиринты» и «Домик». К началу года количество детей с низким уровнем развития внимания составило 67%, а к концу года количество составило 25%.

Мышление. При исследовании мышления использовались методики: «Найди семью», «Закончи предложение», «Последовательные картинки» и «4 лишний». Низкий уровень развития от начала к концу года уменьшился в 2 раза (от 50% до 25%). Увеличилось число детей с высоким уровнем развития мышления от 50 до 75%. Таким образом,

  • По результатам проведенной коррекционно-развивающей работы отмечается положительная динамика в речевом развитии 100% детей (увеличился объем словарного запаса, улучшилась звукопроизносительная сторона речи, формируется грамматический строй языка)

  • Расширены и активизированы общие представления об окружающей действительности у более чем 85% детей.

  • Значительная динамика в развитии мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, оперировании сенсорными эталонами отмечается у 98% детей.

  • Анализ результатов работы показал положительную динамику в формировании элементарных математических знаний, умений и навыков у 90 % детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия;

  • Улучшились показатели развития внимания, памяти; повысился уровень развития наглядно – образного мышления у 75% детей.

  1. Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей, психологической подготовки к экзаменам учащихся 9, 11 классов

Актуальность психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости разработки программы психологического сопровождения, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

Целью психологического сопровождения выпускников 9-11 классов является отработка стратегии и тактики поведения учащихся, родителей, педагогов в период государственной итоговой аттестации, обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля; повышение уверенности в себе и своих силах.

Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

В школе психологическое сопровождение выпускников при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ ведется по следующим направлениям:

  • Диагностика

  • Просвещение

  • Консультирование

  • Коррекция.

Начальным этапом работы является диагностика уровня тревожности учеников, психологической готовности к экзаменам. С этой целью проводится анкетирование «Готов ли ты к ЕГЭ» в 11 классе, «Готовность к сдаче экзамена» в 9-х классах (источник: Чибисова М.Ю. «Психологическая подготовка к ЕГЭ»). Результаты анкетирования показали, что большая часть учеников испытывает тревогу и страх перед экзаменами, а свою подготовку к ним считает недостаточной.

Было проведено дополнительное исследование эмоционально-волевой сферы. Анализ ответов показал, что ученики хорошо себя чувствуют в школе, удовлетворены общением с педагогами, удовлетворительно оценивают общую подготовку к ЕГЭ в классе, однако большинство ребят испытывают волнение и страх в связи с предстоящими экзаменами. Отрицательное отношение к экзаменам выявлено у 67% учащихся.

По результатам исследований были проведены консультации с учителями-предметниками, классными руководителями. Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата. Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги. Родители выпускников были ознакомлены с приемами предупреждения стресса во время подготовки к экзаменам.

Для родителей, учащихся и учителей разработаны памятки и рекомендации:

  • Что такое ЕГЭ

  • Как помочь ребенку сдать ЕГЭ

  • Как вести себя во время экзаменов

  • Способы снятия нервно-психического напряжения и др.

С учащимися 9-11 классов проведены психологические занятия с элементами тренинга, с применением ИКТ.

С их помощью решаются задачи, актуальные для старшеклассников в период сдачи ГИА: повышение сопротивляемости стрессу; отработка навыков поведения на экзамене; развитие уверенности в себе; развитие навыков самоконтроля; развитие навыков саморегуляции; обучение приемам снятия нервно-мышечного напряжения; помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок; обучение приемам эффективного запоминания.

Занятия направлены на ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ЕГЭ, ОГЭ осознание индивидуального стиля деятельности и выработку личной стратегии подготовки к экзаменам. Хороший результат, по отзывам учащихся, дает репетиция предстоящего тестирования в состоянии игры. Это помогает снять повышенную тревожность и выявить проблемы ученика.

Наряду с занятиями было организовано индивидуальное информирование и консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с ОГЭ и ЕГЭ. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности имеют личностный характер. В процессе консультаций, обучаются навыкам саморегуляции, самоконтроля.

Основные темы консультаций:

– Как повысить мотивацию учебной деятельности;

– Как понизить тревожность;

– Как помочь ребенку сдать ЕГЭ;

Мониторинг изучения уровня тревожности и психологической готовности к экзаменам показал положительную динамику в отношении к ЕГЭ и ОГЭ, снижение уровня школьной тревожности. Так, на начало учебного года отрицательное отношение к экзаменам составляло: в 11 классе – 67%, в 9А классе: 65% , в 9-Б классе – 70% опрошенных. В апреле месяце отрицательное отношение осталось у 11% выпускников 11 класса, 35% – 9-А класса, 47% – 9-Б класса.

Общий уровень психологической готовности к экзаменам на начало учебного года: 11класс средний уровень – 50%, низкий уровень – 50%; 9-А класс – средний уровень – 64%, низкий уровень – 36%; 9 – Б класс – средний уровень – 65%, низкий – 35%.

Общий уровень психологической готовности к экзаменам на апрель 2019 учебного года: 11класс средний уровень – 95%, низкий уровень – 5%. 9-А класс средний уровень-86%, низкий уровень – 14%. 9Б класс средний уровень – 100%.

  1. Уровень стрессоустойчивости учащихся 9-х, 11 класса в сентябре 2017/2018 учебного года

  1. Уровень стрессоустойчивости учащихся 9-х, 11 класса в апреле 2017/2018 учебного года

3. Уровень стрессоустойчивости учащихся 9-х, 11 класса в сентябре 2018/2019 учебном году

  1. Уровень стрессоустойчивости учащихся 9-х, 11 класса в апреле 2018/2019 учебного года

Подводя итог, хочется отметить, что психологическая подготовка к экзаменам способствует повышению уровня информированности, психологической готовности учащихся, родителей, педагогов в режиме подготовки и проведения ЕГЭ, если это – большая, длительная работа не только психолога с детьми, но и всего педагогического коллектива и родителей.

Педагог-психолог Л. И. Кадурина

Директор Л. В. Могильная

Источник