Динамика эмоционального развития ребенка раннего возраста

Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей     дошкольного возраста.

Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Социально-личностное развитие детей – это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. В этом возрасте наиболее близкая форма взаимоотношений для ребенка с окружающими – тактильные, телесные контакты. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и т. д.) он переходит более к сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

Плач – это плохо, его надо избегать, это не только сигнал неудобства и недовольства ребенка, форма проявления желания в понимании. Телесное общение было для малыша понятным еще тогда, когда он сидел в животике, и это более близкая форма взаимоотношений для него сейчас с окружающими – тактильные, телесные контакты. Малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30 голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, обсуждение своих проблем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач без видимых причин, бессонные ночи. Неблагополучные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут причиной возникновения детских эмоциональных проблем.

Эмоциональное развитие относится к личностной сфере. В раннем возрасте благоприятен период для эмоционального развития. Все желания неустойчивы, имеют одинаковую силу, быстро меняются и не контролируются им. На эмоциональное развитие влияет: восприятие, мир предметов, взаимоотношение с родителями. Развитие этой сферы ведет к развитию самосознания. При возникновении конфликта или кризиса проявляются отрицательные эмоции и чувства – скандал, отверждение, ругательство.

В среднем дошкольном возрасте проявляется разумность чувств, ребенок начинает осмыслять, управлять чувствами, появляется чувство юмора и чувство прекрасного. Ребенок усваивает язык чувств (взгляд, мимика, жесты), но и сам использует этот язык чувств. Мотивы приняли определенную соподчиненность, одни доминируют, другие соподчиняются. Ребенок понимает самого себя, какими качествами он обладает, осознает свои поступки.

Ребенок овладевает умение сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается управлять выражением своих чувств, осознанно пользоваться ими, информируя окружающих в своих переживаниях, воздействуя на них. Но дошкольники остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции в значительной мере определяют эффективность обучения в узком смысле слова, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления.

До поступления в школу ребенок интенсивно усваивает представления об общественно – значимых нормах, целях и идеалах. Он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определенное отношение к самому себе.

Эмоции помогают ребенку приспосабливаться к той или иной ситуации.

Эмоции ребенка – это “послание” окружающим его взрослым, о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение ребенка, способствуют социальному и нравственному развитию и являются источником радости и страдания.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, гнева или страха. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше взаимность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. При наличии эмоционального неблагополучия тревожное поведение ребенка характеризуется повышенной возбудимостью, напряженностью, скованностью, страхом перед всем новым, незнакомым, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, пассивностью, робостью. Очень важно научить ребенка умению принимать отрицательные эмоции у себя и переживать их. Если ребенок не умеет этого делать, существует вероятность, что на этой основе могут возникнуть эмоциональные расстройства.

Шестилетний ребенок – существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми сторонами его жизни. Он полон экспрессии, его чувства быстро и ярко вспыхивают, но он уже умеет быть сдержанным, скрывать страх, агрессию, слезы. Потребность положительных эмоций определяет поведение ребенка.

Это возраст, когда ребенок начинает осознавать людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Ребенок уже может управлять своими эмоциями и поведением, подчинять свои действия требованиям, преодолевать трудности и добиваться достижения поставленной цели.

Для маленького ребенка характерно находиться в плену эмоций, потому что он не может управлять ими. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Мотивация и эмоциональная регуляция.

На протяжении детства ребенок также усваивает социальные ценности, нормы и правила поведения и взаимоотношений с окружающими людьми.

Возникновение нравственно направленных социальных мотивов и эмоциональных переживаний совершается не путем пассивной адаптации ребенка к требованиям социальной среды, его окружающей, а происходит в активной форме, в процессе деятельности, которую ребенок осуществляет, сотрудничая и общаясь с другими людьми – взрослыми и сверстниками.

Социальные мотивы в дошкольном возрасте еще не устойчивы, особенно на ранних этапах их формирования. Ребенок, начав действовать под влиянием социальной мотивации, предложенной взрослым, зачастую отключается от принятого намерения и приступает к другим действиям, которые знакомы ему и актуализируются им в данной ситуации. Чем меньше ребенок и чем сложнее структура выполняемой им деятельности, тем труднее бывает малышу реализовать формирующиеся у него социальные мотивы и тем чаще он отвлекается от первоначального замысла и переключается на удовлетворение непосредственных сиюминутных желаний.

Общественные мотивы в их простейшей форме, в форме стремления сделать нечто полезное другому человеку, начинают складываться у ребенка уже в младшем дошкольном возрасте, но реализуются они в знакомых малышу ситуациях. В старшем дошкольном возрасте сфера влияния общественных мотивов на деятельность ребенка постепенно расширяется и усложняется под руководством взрослых, которые в процессе словесных объяснений и мотивирования целей и значения деятельности, предпосылаемых выполнению трудового задания, устанавливают связь между мотивом и продуктом предстоящего труда. Если эта связь между мотивом и продуктом труда понятна ребенку и опирается на его жизненный опыт, он до начала работы предвосхищает социальное значение будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. В тех случаях, когда эта связь не устанавливается, ребенок делает работу плохо или избегает ее.

Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия как с предметным миром, так и с мором социальным. Для этого требуется определенный когнитивный базис. С другой стороны, в процессе общения с окружающими людьми ребенок расширяет свой запас сведений о мире, формируется его мышление, возникает речь. Таким образом, когнитивное и социальное развитие ребенка тесно связаны, неразрывны.

Одним из первых психологов, поставивших в центр своих исследований анализ развития личности ребенка, был В. Штерн. Его теория получила название теории конвергенции. Психическое развитие в представлении Штерна – это саморазвертывание имеющихся у человека задатков. Так, в игровой деятельности он выделял форму неизменную и связанную с врожденными инстинктами. Содержание игры задается средой, помогая ребенку понять, в какой деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей. Само развитие, Штерн понимал, как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. Под дифференциацией он имел в виду переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам. Штерн был одним из первых, указавшим на роль схемы как ментальной структуры, помогающей перейти от представлений к понятиям. М.И. Лисина, развивая линию исследований, заложенную Л.С. Выготским, открыла наличие особой потребности в общении, которая формируется на основе базовых биологических потребностей (в пище, тепле, безопасности и т.д.) и стремления к новым впечатлениям, богатым источником которых является взрослый (Лисина М.И., 1986). Общение определяется как взаимонаправленная коммуникативная деятельность, каждый участник которой выступает как субъект. В рамках общения как ведущей психической деятельности формируются различные формы активности и важнейшие психические процессы. В работах М.И. Лисиной и ее сотрудников было продемонстрировано положительное влияние общения со взрослым на эмоциональное и когнитивное развитие детей и показано, что общение со взрослым есть необходимое условие полноценного развития ребенка.

Необходимо помнить, что мотивы и эмоции тесно связаны между собой и их проявления часто трудно отличить друг от друга. Однако это не дает основания для их отождествления: при одних и тех же потребностях в зависимости от обстоятельств могут возникать различные эмоции и, наоборот, при разных потребностях подчас возникают сходные эмоциональные переживания. Все это говорит о том, что эмоции – это своеобразные психические процессы, возникающие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение в соответствии с имеющимися у субъекта мотивами, которые реализуются в сложных и изменчивых условиях. Наиболее явно обнаруживается роль эмоций в реализации уже имеющихся у ребенка мотивов поведения. Есть основание предполагать, что эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребенка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов. Обычно новые формы деятельности ребенка организуются таким образом, чтобы эта деятельность привела к определенному социально значимому результату (трудовому, учебному и т.д.), но на первых порах такого рода результаты в ряде случаев не являются содержанием мотивов поведения. Ребенок действует вначале под влиянием других, ранее развившихся побуждений (стремление использовать данную деятельность как повод для общения со взрослым, желания заслужить его похвалу, избежать его порицания). Конечный социально значимый результат в этих обстоятельствах выступает пока для ребенка как промежуточная цель, которая достигается ради удовлетворения другого рода побудительных мотивов.

Для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. При определенной организации социально значимая деятельность способна принести ребенку то эмоциональное удовлетворение, которое может перерасти его первоначальные побуждения. Есть основания предполагать, что такого рода новые эмоциональные переживания, возникающие в новых условиях деятельности, как бы фиксируются на ее промежуточных целях и задачах и придают им побудительную силу, способствующую их превращению в движущие мотивы поведения. Этот особый процесс превращения целей в мотивы деятельности и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов. Знание условий и закономерностей этого процесса, играющего существенную роль в формировании детской личности, в развитии ее ведущих мотивов, позволит более целенаправленно и эффективно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста.

Таким образом, эмоции – особый класс субъективных психологических состояний. Конкретное выражение эмоций находит в непосредственных переживаниях, ощущениях приятного или неприятного. Эмоции определяются объективной реальностью и выражают отношение человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоциональный компонент образования детей выполняет ряд важнейших функций, устанавливает интегративные связи в развитии ребенка, аккумулирует результаты всей педагогической деятельности. Эмоциональная культура является основой социально-эмоциональной компетентности, социальной адаптированности, социализации в целом.

Источник

Роза Мустафаева
Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап развития ее, приходящийся на период раннего детства. Более корректно, возможно, было бы говорить о постоянной подпитывающей взаимосвязи эмоций и познавательных процессов.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Выделяют такие основные характеристики формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста (1-3 года):

эмоциональностьобусловлена конкретной ситуацией: может ли получить предмет, успешно ли действует с игрушкой, помогает ли ему взрослый;

• отсутствует соподчинение мотивов;

• ребенок не в состоянии принять решение, сделать выбор;

• присутствует эгоцентризм;

• зарождается самосознание (узнавание себя в зеркале, называние себя по имени, переживание кризиса 3-х лет «Я-сам», употребление в речи местоимения «Я»);

• появляется первичная самооценка «Я хороший». Как правило, в этом возрасте она максимально завышена;

• восприятие аффективно окрашено;

• включаясь в действие, ребенок не предвидит последствий;

• важна оценка взрослого (похвала – порицание);

• реакция на оценку взрослого, аффект – последнее звено в цепочке реакций.

Эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно – образовательных воздействий.

Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей, считают организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей среды.

Эмоционально развивающая среда – совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. При этом под педагогическими условиями понимается совокупность мер, оптимизирующих эмоциональное развитие детей, отвечая потребностям возрастного развития в период раннего детства.

Учитывая основные характеристики эмоционального развития ребенка раннего возраста – эмоциональную неустойчивость, реактивную непосредственность, слабую эмоциональную регуляцию и контроль, – была разработана следующая компонентная структура эмоционально – развивающей среды ДОУ:

– отношения между участниками совместной жизнедеятельности – т. е. эмоционально-поддерживающий компонент среды;

– режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – т. е. эмоционально-стабилизирующий компонент среды;

– внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – т. е. эмоционально-настраивающий компонент среды;

– организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – т. е. эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;

Эмоционально-поддерживающий компонент среды

К этому компоненту относятся эмоционально поддерживающие взаимоотношения между участниками совместной жизнедеятельности в ДОУ.

Особую роль в развитии эмоциональной сферы играет подкрепление эмоциональнойреакции ребенка соответствующим действием: если ребенок ласкается, его необходимо обнять, если он шалит – выразить недовольство. Эти эмоционально обусловленные действия закрепляются в сознании ребенка и, во-первых, влияют на мотивацию поведения а, во-вторых, играют роль в формировании умения «предчувствовать» реакции окружающих, т. е. в формировании «эмоциональной компетентности». Следует помнить, что возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия ребенка к миру. Контроль со стороны взрослых позволяет сохранить это чувство через разумное ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

Эмоционально-настраивающий компонент среды

Под ним подразумевается особенности внешней обстановки – благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и пр.

Следовательно, для эффективного развития эмоциональнойсферы необходимо обеспечение различных сенсорных раздражителей и условий для двигательной активности: сенсорные уголки, яркие игрушки (заводные, звучащие, сделанные из разного материала, красочные эмоционально окрашенные предметные и сюжетные картинки, место для подвижных игр со сверстниками, детские книги, музыкальное сопровождение и т. п.

В этом возрасте дети не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом. Поэтому стоит организовать игровые зоны одновременной игры для 2-3 человек, а также учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т. к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку). Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Замена игрушек делается периодически. Выкладывают их не много, чтобы не затруднять выбор ребенка и не пропадал интерес к ним.

Эмоционально-стабилизирующий компонент среды

Основное содержание данного компонента – обеспечение стабильности окружающей среды, способствующее устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для малыша 2-3 лет так важны режимные моменты. Кроме того, режим дня позволяет удовлетворить потребность ребенка владеть ситуацией (знать, что можно ожидать, какие события произойдут).

Ощущение стабильности окружающей среды и телесного благополучия способствует устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта.

Эмоционально-активизирующий компонент среды

Предполагает эмоционально активизирующие занятия, игры, сюрпризные моменты и пр.

Лучшей формой организации эмоционального поведения детей является игра, поэтому целенаправленное использование различных игр является обязательным условием создания эмоционально развивающей среды ДОУ.Это могут быть:

• Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;

• Игры с песком и водой;

• Игры-ситуации, активизирующие общение;

• Игры, направленные на развитие психической устойчивости;

• Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;

• Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.

Не следует считать, что дети должны получать только положительные эмоции. Переживание только одинаково заряженных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Невозможно, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в образовательной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению.Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению усвоенных действий, и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Ребенку необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Эмоционально-тренирующий компонент среды

Основное содержание данного компонента – формирование навыков эмоциональной регуляции. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. В раннем возрасте эмоции в основном зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Для поддержания эмоционального комфорта ребенок должен «отыгрывать» свои эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Для регуляции эмоционального состояния ребенка, в том числе и эмоции страха, специалисты рекомендуют использовать ритм – ритмические упражнения, стишки, потешки, детские песенки.

Таким образом, важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Важно, чтобы воспитатели и методисты ДОУ были сориентированы не столько на создание предметно-развивающей, а на эмоциональной развивающей среде в группе, т. е. среде, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Источник