Динамика физического развития ребенка портфолио
Зинаида Мельничук
Создание портфолио — отличная мотивация для физического развития дошкольника
Проанализировав Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов ГТО была создана система мониторинга работы всего дошкольного учреждения для качественной подготовки дошкольников к сдаче первой ступени ГТО.
Для грамотного и целенаправленного планирования деятельности с детьми дошкольного возраста, с целью формирования здорового образа жизни, а также с целью отслеживания результативности деятельности, начиная со среднего дошкольного возраста, для каждого дошкольника совместно с родителями началась работа по составлению портфолио по физическому развитию ребенка. Это позволило грамотно и целенаправленно планировать свою деятельность, а самое главное – отследить динамику развития физической подготовленности ребенка.
ПОРТФОЛИО «Дневник юного спортсмена»
1 Титульная страница
«Познакомьтесь со мной!» Создается в конце средней (начало старшей) группы родителями с детьми совместно
2 Результаты «Быстрее, сильнее, выше!» Создается инструктором по физической культуре с воспитателями. На странице отражены результаты диагностики
3 Награды ребенка «Мои рекорды» Награды, достижения ребенка при участии в различных спортивных соревнованиях
4 Творческие работы ребенка «Творческая мастерская» После проведенных занятий, бесед, просмотра видео и фото репортажей дети отражают свои впечатления в рисунках, аппликациях и др.
5 Фотогалерея Фотографии ребенка, принимающего участие в различных спортивных соревнованиях
6 «Мама, папа, я – спортивная семья!» Любой материал собранный ребенком с родителями, отражающий совместный досуг семьи (билеты на спортивное мероприятие, рисунки, фото походов, прогулок и др.) Моя семья на катке
В настоящее время технология портфолио широко применяется в практике дошкольного образования. ФГОС ДО ставит одну из задач – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Решить эту задачу можно через создание каждым ребенком своего Портфолио. Его создание способствует развитию у детей дошкольного возраста самопознания и самоактуализации личности через мотивацию на достижение успеха.
Значимость данной технологии состоит в следующем.
Во – первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.
Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка).
В третьих благодаря технологии портфолио сегодня, возможно, продемонстрировать успехи воспитанников д/с. Создание портфолио – представления позволит раскрыть индивидуальные достижения, а главное- объединить в творческом процессе усилия родителей, воспитанников и педагогов д/с.
Но, все ли работы включены в портфолио (их может быть сотни и даже тысячи, например, фото? Конечно, же нет, в портфолио включаются только лучшие работы автора, его основные достижения, то, в чем он успешен больше всего в своей деятельности, те аспекты, которые характеризуют его с лучшей стороны. Таким образом, портфолио дошкольника – это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.
Цель портфолио: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей.
Задачи портфолио:
– создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
-овысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;
– максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
– развить познавательные интересы дошкольников и формировать готовность к самостоятельному познанию;
– формировать установку на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развивать мотивацию творческого роста;
– формировать положительные нравственные качества личности;
– приобретать навыки рефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный») ;
– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
Функции портфолио:
диагностическая – фиксирует изменения и рост, за определенный период времени;
целеполагательная – поддерживает образовательные цели;
мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;
содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Источник
Структура портфолио дошкольника, портфолио для
дошколят старшей группы, портфолио выпускника доу. Рекомендации по составлению, советы.
Портфолио дошкольника 5-7 лет. Для
чего дошкольнику портфолио – это своеобразная копилка успехов ребенка по основным показателям, характеризующим существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития старшего дошкольника 5-7 лет.
Работа с портфолио на протяжении двух лет перед поступлением в школу поможет взрослым и детям установить близкие отношения, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов.
Взрослые смогут:
– своевременно отмечать успехи ребенка,
– поддерживать его интерес к различным видам деятельности (занятиям, игре, наблюдениям, физическим упражнениям и т. п.),
– формировать у ребенка навыки самоконтроля и самооценки.
Портфолио пригодится педагогам, родителям, гувернерам и детям, которые готовятся стать первоклассниками.
В портфолио вы можете вложить грамоты, лучшие рисунки, странички из тетрадей или копии с самыми удачными и аккуратными работами. Это могут быть также фотографии выступлений на концертах и в конкурсах, изготовленных объемных макетов или вылепленных скульптур, а также фотографии участия в театральных постановках детского сада.
Каким будет портфолио?
Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»
Титульный лист
Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ребенка.
Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.
– Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию)
– Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)
– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях)
– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях)
– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку)
Раздел 2 – «Мои интересы»
-Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах
–Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок):
Я люблю…
Я умею…
Я хочу научиться…
Мне нравятся занятия…
Когда я вырасту, я стану….. потому что….
Раздел 3 – «Мои достижения»
Этот раздел может включать рубрики:
«Динамика физического развития»
(этот раздел включает в себя показатели роста, веса, физических навыков в соотвествии с возрастом:
Показатели физического развития | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
Рост, см | |||
Вес, кг | |||
Прыжки в длину, см | |||
Прыжки в высоту, см | |||
Равновесие (количество минут, которое может ребенок простоять на одной ножке) | |||
Бег 50м, сек | |||
Навыки плавания (умение держаться на воде) |
«Динамика общего развития»
(в этом разделе можно выложить результаты тестов, которые включают в себя показатели навыков чтения, устной речи, счета, логики, общего развития в соответствии с возрастом). В раздел можно включить удачные странички из тетрадки с упражнениями и тестами, которые ребенок выполнял в ходе подготовки к школе дома, в саду, или посещая дополнительные занятия в группах по подготовке к школе. Включайте в этот раздел самые лучшие странички, которые нравятся также ребенку. Это поможет родителям и преподавателям оценить предпочтения ребенка и его наклонности.
Показатели общего развития | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
Чтение | |||
Письмо | |||
Речь | |||
Математика (счет) | |||
Память (умение читать стихи, запоминать предметы) | |||
Тесты на логику | |||
Тесты на общее развитие (по темам “Окружающий мир”, “Город”, “Распорядок дня”, “Времена года” “Рисунок человека” и пр.) |
«Творческое развитие»
(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)
-рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.)
-лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)
-аппликация
-конструирование
-фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках)
-театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)
«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр.
Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
Раздел 4 – «Мои впечатления»
Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии.
Раздел 5– «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме)
– Воспитателей
– Родителей
– Педагогов дополнительного образования
Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.
Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио
1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.
2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех дошкольника, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
Шаблоны портфолио дошкольников, шаблоны портфолио для детского сада, шаблоны портфолио выпускников детского сада.
Источник
Структура портфолио дошкольника 4-7 лет в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Рекомендации по составлению.
Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 4-7 лет – это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития.
Критерии переработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.
Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
– социально-личностное развитие,
– познавательно-речевое развитие,
– физическое развитие,
– художественно-эстетическое развитие.
Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания “Какой Я”, приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем.
Портфолио пригодится родителям и педагогам, а самое главное – самим малышам!
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.
Каким будет портфолио?
Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»
Титульный лист
Титульный лист для детского портфолио – это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, у воспитателей или ваших друзей уже складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио.
Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает или учится. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.
Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.
Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу. – Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию) – Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева) – Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях) – Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях) – Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)
Раздел 2 – «Мои любимые занятия и игры»
– Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т.д.)
– Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх, которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):
– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку) – Я люблю заниматься (перечислить занятия, которые нравятся ребенку: читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.) – Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)
Раздел 2 – «Мои праздники»
В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений, фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.
– 4-ый День рождения – 5-ый День рождения – 6-ой День рождения
Раздел 4 – «Я расту» Этот раздел может включать рубрики:
«Динамика физического развития»
В данном разделе отражаются данные антропометрических измерений. Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни.
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.
1. Показатели физического развития
4 года
5 лет
6 лет
Рост, см
Вес, кг
2. Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его рождения и смотреть каждый год как она выросла)
«Динамика общего развития»
(социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие).
– Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания малыша) – Я знаю буквы – Я читаю в 4, 5 лет – Я умею считать в 4, 5 лет – Моя любимая песенка – Мое любимое стихотворение – Я играю на музыкальных инструментах – Я танцую – Мир вокруг меня – Мир внутри меня
«Творческое развитие»
(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)
– рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.) – лепка (пластилин, глина, скульптурная масса) – аппликация
– конструирование – фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках) – театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)
«Мои рекорды»
Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много получают дети в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями.
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке. Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр. Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
Раздел 5 – «Мои впечатления»
Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии. – Мои путешествия – Мои открытия
– Мои экскурсии – Впечатления о посещении театров, выставок
Раздел 5– «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме) – Воспитателей – Родителей – Педагогов дополнительного образования Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем, как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.
Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио
1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.
2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио.
7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ребенка, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
Источник