Динамика физического развития ребенка на 1 году жизни

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех – окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» – улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц – пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц – самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев – может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.

Источник

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех – окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

Читайте также:  Центр развития ребенка воронеж советский район

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» – улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц – пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц – самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев – может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.

Источник

ЛЕКЦИЯ № 4

ТЕМА: «Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни»

В настоящее время хорошо известно, что ребенок не есть миниатюра взрослого, его организм обладает своеобразными анатомо-физиологическими особенностями. Ребенок, в отличие от взрослого, растет интенсивно и к тому же неравномерно, скачками. Особенно интенсивен рост на 1 году жизни.

Новорожденный олененок через несколько часов после рождения уже довольно хорошо бегает. Морская свинка одного дня от роду пытается щипать травку и прекрасно ориентируется. Человеческий младенец, пришедший в мир, беспомощен. Он слабо слышит, не может координировать свои движения, видит окружающие его предметы размытыми, нечеткими. Все развитие ребенка (эмоции, зрение, слух, тактильная чувствительность, движения) совершается при участии центральной нервной системы. Поэтому очень важно внимательное наблюдение за ребенком, правильная оценка показателей развития, которые позволяют своевременно выявить начальные изменения и провести их коррекцию.

Знание нормального хода развития ребенка, закономерностей физического и нервно-психического развития является важной основой для понимания отклонений в развитии и их своевременной коррекции.

Физическое развитие ребенка первого года жизни.

Масса тела отражает степень развития внутренних органов, мышечной и костной ткани, жировой клетчатки. Масса новорожденного в среднем 3500 г.

У большинства доношенных детей масса тела восстанавливается к 10 дню после рождения, удваивается к возрасту 4- 4,5 мес. и утраивается к году. В 1 год масса тела ребенка приблизительно равна 10,5 кг

Массу тела можно определить по формулам, предложенным И.М.Воронцовым и А.В.Мазуриным (1986г):

Для детей до 2 лет: масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 г. На каждый недостающий месяц вычитают по 800 г, на каждый последующий месяц прибавляют по 400 г.

Длина тела – показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ее величина зависит от наследственных (рост матери и отца) и внешних факторов (полноценного питания, ухода и др.). Индивидуальные показатели у детей одного возраста различны.

Рост здорового ребенка увеличивается в течение 1-го года на 25-30 см(средняя длина при рождении 50 см)

В первые дни длина тела ребенка несколько уменьшается, т.к. выравниваются деформации черепа, исчезает родовая опухоль.

У 6 месячного ребенка длина тела равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см, на каждый последующий месяц прибавляется по 1,5 см.

– 2,5 см < 66 см < +1,5 см

Окружность головы при рождении 34-36 см. За 1-ый год она увеличивается на 12 см и у годовалого ребенка составляет 47 см.

У 6 месячного ребенка окружность головы равна 43 см, на каждый недостающий месяц отнимают 1,5 см, а на каждый последующий прибавляют 0,5 см.

-1,5 см < 43 см < +0,5 см

Окружность грудной клетки важный показатель, отражающий степень развития мышечной системы и подкожно-жирового слоя на груди. При рождении составляет 32-34 см, т.е. на 1-2 см меньше окружности головы. В возрасте 3-4 месяцев эти значения сравниваются, и в дальнейшем быстрее растет грудь.

У 6 месячного ребенка окружность груди равна 45 см,на каждый недостающий месяц отнимают 2 см, а на каждый последующий прибавляют 0,5 см.

Большой родничок увеличивается после рождения в размерах, но затем (обычно к возрасту 6 месяцев) уменьшается и полностью закрывается в возрасте 9-18 месяцев. Малый родничок в основном закрывается к 4-му месяцу жизни.

Молочные зубы у большинства детей появляются на 5-9 месяце жизни. Первыми прорезываются нижние центральные резцы, затем верхние центральные и верхние латеральные резцы. В последствии прорезываются нижние латеральные резцы, 1 и 11 моляры. В возрасте одного года у большинства детей вырастает 6-8 зубов. Иногда у ребенка этого возраста бывает всего два зуба без каких-либо признаков нарушения роста и развития

. Оссификация костной ткаи. На первом году жизни появляются ядра окостенения в некоторых костях запястья, в эпифизах плечевой кости, в возрасте 4-8 мес – ядро окостениния головки бедра.

Оценка физического развития по центильным таблицам.

Физическое развитие ребенка оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возрастными стандартами. При этом важно не только решить вопрос о соответствии длины и массы тела, окружности грудной клетки, но и указать насколько гармонично это развитие. Для оценки используют центильный метод, т.е. по таблицам. Уровень изучаемого признака определяют по его положению в центильном ряду (коридоре). Всего 7 коридоров

– Если показатель находится в 3-4 коридоре – его значение среднее.

– Если показатель во 2 коридоре – ниже среднего

– Если показатель определяется в 1 коридоре – очень низкое

– Показатель в 5 коридоре – значение выше среднего

– Показатель в 6 коридоре – значение высокое

– Показатель в 7 коридоре указывает на очень высокое развитие.

Соматичность оценивается по сумме коридоров: массы + роста + окружности груди. Если сумма коридоров:

· до 11 – гипосоматический (микросоматичекий) тип – низкое развитие

· с 11 до 15 – нормосоматический (мезосоматический) тип – среднее развитие

· свыше 15 – гиперсоматический (макросоматичекий) тип – высокое развитие.

Читайте также:  От чего зависит в первую очередь развитие способностей у ребенка

Гармоничность оценивается по разности максимального и минимального коридоров этих же параметров. Если разность коридоров:

· 0-1 – гармоничное развитие

· 2 – дисгармоничное развитие

· более 2-х – резко дисгармоничное развитие.

Окружность головы оценивается отдельно. Если окружность головы соответствует:

· 1-2 коридору – микроцефалия

· 3-5 коридорам – нормальный размер

· 6-7 коридору – макроцефалия

При наличии микро- или макроцефалии показана консультация невролога.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

 Возраст и возрастная периодизация в педиатрии

Онтогенез человека подразделяется на несколько этапов или «эпох», важнейшими из которых являются три: подготовительный (предконцепционныи период – формирование наследственности, соматического и репродуктивного здоровья биологически родителей), внутриутробное развитие (зародышевый , эмбриональный, ранний и поздний фетальный и иптранатльный периоды)   и постнальное paзвитие или собственно детство.

 К настоящему временив соответствии с отечественными

paзработками и рекомендациями экспертов ВОЗ в педиатрии выделяют следующие возрастные периоды:

  • Период новорожденности 1-28 дней.
  • Период грудного возраста (младенческий, pанний ясельный) с 29 дня до 12 мес.
  • Период раннего детства (поздний ясельный, преддошкольный, период молочных зубов) с 1 года до 3-х лет.
  • Дошкольный возраст (период первого детства) с 3-х до 7 лет
  • Младший школьный возраста (период второго детства, отрочество): мальчики с 7 до 13 лет, девочки с 7 до 12 лет
  • Период подрост0ковый ( средний школьный, препубертатный): мальчики с 13 до 16 лет, девочки с 12 до 15 лет.
  • Период юношеского возраста (старший школьный, пубертатный период, период полового созревания): юноши с 17 до 21 года, девушки с 16 до 20 лет.

 Постнатальное развитие, в свою очередь, так же делится на несколько периодов детского возраста

  • Boзрастной период – это время, необходимое для достижения определенного уровня морфофункционального  развития, готовности к той или иной деятельности.
  • В педиатрии классификация возрастных периодов развития впервые была предложена в  1906 году Николаем Петровичем Гундобинным (1860-1906).
  • В дальнейшем она имела  много модификаций.

           
Физическое развитие это совокупность морфологических и функциональных признаков, характеризующих процесс роста и биологического созревания ребенка и определяющих запас физических сил, выносливости и работоспособности его организма.
Физическое развитие является важнейшим интегральным признаком адекватности роста и развития условиям внешней среды.
Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют о неблагополучии в состоянии здоровья ребенка.

I. Динамика физического развития плода

  • Внутриутробное развитие человека (гестационный период) продолжается с момента зачатия до рождения (перевязки и пересечения пуповины).
  • Физиологический срок гестационного периода составляет в среднем 280 дней (с индивидуальнными колебаниями от 270 до 290дней) или 10 лунных месяцев. 1 лунный месяц = 28 дням или 4-м неделям.
  • Счет ведется oт первого дня последнего перед беременностью менструального цикла матери.
  • Роды, наступившие по истечении нормального срока этого периода (не раньше и не позже), считаются срочными, то есть наступившими в срок.

 Примечание:

В акушерской практике продолжительность нормальной беременности исчисляется “лунными месяцами» и составляет 10 лунных месяцев или 40недель (38— 41, 5 недели): 1 месяц – 4 недели; 2 месяца – 8 недель; 3 месяца -12 недель; 4 месяца – 16 недель; 5 месяцев – 20 недель, 6 месяцев -24 недели; 7 месяцев -28 недель; 8 месяцев -32 недели; 9 месяцев-36 недель; 10 месяцев – 40 недель.

Десять лунных месяцев соответствуют примерно девяти солнечным календарным месяцам. По расчет длительность беременности по солнечным месяцам неточен и в акушерской практике не применяется.

  • Рост плода регулируется; маточным кровотоком, объёмом плацентарной перфузии, плацентарным гормоноподобным фактором роста, хорионическим соматомаммотропином.
  • Гормоны роста и тиреоидные гормоны самого плода на его рост практически не влияют (например, при анэнцефалии рост плода практически не нарушается).
  • Длина тела эмбриона/плода в первые 5 лунных месяцев внутриутробного развития равна сроку гестации, возведенному в квадрат: в 1 месяц -1см в 2 месяца 4 см, в 3 месяца 9 см, в 4 месяца -16 см и в 5 месяцев (20 недель) длина тела плода достигает 25см

В срок: гестации от -25 до, 40 недель: 

  • Длина тела плода (см) = сроку гестации + 10;
  • В срок гестации 30 недель длина тела плода составляет 40 см, а масса 1300 г.
  • За каждую последующую неделю гестации масса плода увеличивается на 200 г, а длина тела на 1 см.
    • Таким образом, в 40 недель плод в среднем весит 3300-3500 г и имеет длину тела 50 см. Это средние массо-ростовые параметры доношенного новорожденного ребенка.
  • Окружность грудной клетки плода = сроку гестации – 7 и в 40 недель составляеет среднем 33см (32-34 см).
  • Окружность головы в срок гестации 34 недели = 32 см. На каждую недостающую до этого срока неделю вычитается 1 см, а на каждую последующую неделю прибавляется 0,5 см.
  • Таким образом, в 40 недель окружность головы плода = 32 + 0,5 х 6 = 35 см (34-36 см).

Регуляция постнатального роста и физического развития

  • • После рождения рост ребенка регулируется соматотропным гормоном гипофиза (СТГ- стимулируетх ондрогенез) и тиреоидными гормонами (стимулируют остеогенез).
  • Благодаря анаболическому действию СТГ стимулирует так же рост мышц и внутренних органов опосредованно через выработку инсулиноподобных ростовых факторов и транспортных белков.
  •  В возрасте до 5 лет определяющую роль в
  • физическом развитии ребенка играет тироксин, а возрасте 3-11 лет – СТГ.
  • В пре- и пубертатном периодах на физическое развитие подростка оказывают влияние половые гормоны.
  • Андрогены усиливают развитие мышц, энхондральное окостенение и хондропластический рост кости.
  • В препубертатном периоде они обеспечивают «ростовой скачок», но в последующем способствуют закрытию эпифизарных зон роста и, таким образом прекращают рост.
  • Генетические (семейно-наследственные) особенности начинают проявляться в физическом paзвити ребенка после 2-х лет. В возрасте с 2-х до 9 лет действует одна группа генов (первый сеченный фактор), а с 13 до 18 лет другая группа генов (второй сеченный фактор). Через эндокринно-гуморальные стимуляторы, белкн-носители, рецепторы к стимулирующим и тормозящим факторам роста они определяют темп и предел роста.

Семейно-наследственные факторы учитываются при прогнозировании окончательного роста ребенка:

1. Исходя из роста родителей рост ребенка к периоду его завершения будет составлять:

а)         для мальчиков = (сумма роста матери и отца) : 2 +5 см.

б)         для девочек = (сумма роста матери и отца): 2-5 см.

2. Формула Таннера: За исходное значение принимается рост ребенка в 3 года.

а)         для мальчиков = 1,27 х рост в 3 года + 54.9

б)         для девочек s 1,29 х рост в 3 года + 42,3

Для объективной оценки физического развития используются следующие показатели:

  1. Соматометрические (антропометрические):
  • длина и масса тела
  • окружность грудной клетки – до 3-х лет
  • окружность головы – до 3-х лет
  1. Соматоскопические:
  • состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, спины, ног и стоп, осанка, развитие мускулатуры), жироотложение,
  • эластичность кожи,
  • биологический возраст (погодовая прибавка длины тела, «зубной возраст», степень полового созревания)
  1.  Физиометрический (функциональные):
  • жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
  • мышечная сила кистей рук (МСКР – ручная динамометрия)
  • физическая подготовленность (учитель физкультуры) показатели функциональных проб физическая  работоспособность

Показатели физического  развития новорожденного ребенка

  • Средняя масса тела доношенного здорового новорожденного ребенка колеблется от 3000 до 4000 г. Масса тела мальчиков в среднем составляет 3500, девочек 3350.
  • Масса тела доношенного новорожденного ребенка в пределах 2500-3000г считается малой (маловесный ребенок), 4000 – 4500 крупный ребенок) и свыше 4500- гигантской(ребенок – гигант). С массой тела менее 2500 рождаются недоношенные дети или дети с задержкой внутриутробного развития.
  • После рождения первоначальная масса ребенка вначале уменьшается.
    Это – физиологическая убыль первоначальной массы тала. Основной ее причиной является отхождение первородного кала (мекония) и мочи. Имеют значение усыхание ocтатка пуповины, испарения жидкости при дыхании, а у некоторых детей – физиологическая рвота заглоченными околоплодными водами.
  • Физиологическая убыль первоначальной массы ребенка составляет в среднем 150-300 i (5 – 7% oт исходной массы). Максимально она выражена на 3-4 сутки после рождения. Затем масса тела ребенка начинает увеличиваться и восстанавливается до исходных показателей на 7-10 сутки после рождения.
  • Длина тела (рост) доношенного новорожденного ребенка составляет 48-52 см(всреднем 50 см).  В первые 2-3 су ток после рождения длина невырожденного может уменьшиться на 0.5 – 1 см да счет схождения родовом опухоли на голове.
  • О гармоничности физического развития новорожденного ребенка свидетельствует массово-ростовой индекс (МРИ – индекс Кетле 1 или индекс Typa). МРИ= -масса тела при рождении : рост при рождении. В норне МРИ = 60 – 70 г/см. Показатель МРИ ниже 60 r/cм является одним из признаков внутриутробной гипотрофии (нарушения физического развития плода).
  • Окружное головы доношенного:
    новорожденного ребенка составляет 34-36 см, а грудной клетки 32-34 см, т.е. окружность головы превышает окружность грудной клетки на 1-2 см.
Читайте также:  Раннее развитие ребенка с дцп

Динамика физического развития детей первого года жизни

Динамика массы тела детей первого года жизни

  • За первый месяц после рождения (с учетом убыли первоначальной массы) масса увеличивается на 500-600 г, за второй и третий месяцы – по 800-1000 г.
  • Начиная с четвертого месяца ежемесячная прибавка массы в каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем в предыдущий.

т,е: за 4-ый – 750 г., за 5-ый – 700 г., за 6-ой-650 Гза 7-ой -600г, за 8-ой-550 г., за 9-ый -500 г., за 10-ый-450 г., за 11-ый-400г., за 12-ый-350г.

  • В среднем за каждый месяц первого полугодия масса тела ребенка увеличивается на 800 г, второго полугодия
  • на 400 г.
  • Существуют формулы для ориентировочного расчета должной массы тела ребенка в каждый конкретный месяц:

а)         для первого полугодия:
Масса должная = Массе при рождении +800 хп
б)        для второго полугодия:

Масса должная = Массе при рождении +
(800 х6) + 400 х (п -в).
Более удобна для применения эта формула в преобразованном виде:
Масса должная = 8200 + 400 х (п -6)
где8200 г-средняя масса тела 6-месячного ребенка, а (п -6) – число месяцев cтаpше 6.

  • Масса тела при рождении удваивается к 4,5 месяцами утраивается году.
  • Общая прибавка массы за первый год жизни составляет 7 – 7,5 кг.
  • Опорными (ориентировочными) значениями должной массы детей первого года жизни являются: в 4,5 месяца – 6800 г; в 6 месяцев – 8200 г:  в 9 месяцев – 9500 г: в 12 месяцев -10500 г.
  • Для маловесных детей (масса тела при рождении 2500 – 2999) за исходное при расчетах должной массы принимается 3000 г.
  • В любом случае при расчетах должной массы детей первых двух месяцев формулой лучше не пользоваться, а использовать конкретные должные прибавки массы (500-600 г и 800-1000 г)

Динамика роста детей первого жизни

  • За 1-ый, 2-oй и 3-ми месяцы первого года жизни (1-ый квартал) ребенок ежемесячно вырастет на 3-3,5 см. Общая прибавка роста за этот период составляет 9-10,5 см.
  • За 4-ый, 5-ый и 6-oй месяцы (2-ой квартал) ребенок ежемесячно вырастает на 2,5см. Общая прибавка роста за этот период составляет 7,5см.
  • За  7-ой 8-ой и 9-ый месяцы (3-ий квартал) ребенок ежемесячно вырастает на 1,5 см. Общая прибавка роста за этот месяц составляет 4,5 см.
  • За 10-ыи, 11-ый и 12-ып месяцы (4-ый квартал) ребенок ежемесячно вырастает на 1 см.-3 см.
  • В целом за весь первый год жизни ребенок вырастает на 25-27 см и к году имеет рост 75-77 см.

РОСТО-BЕСОВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ(РВК)

  • РВК отражает пропорциональность и гармоничность физического развития ребенка первого года жизни.
  • Исчисляется путем деления прибавки массы за определенный период времени на прибавку роста за тот же период времени (не путать с МРИ новорожденного). В норме РВК равен 250-300г/см.
    Пример: Ребенок за третий месяц первого года жизни прибавил в массе на 800 г и вырос на 3 см. РВК = 800:3= 266г/см , что подтверждает гармоничность физического развития ребенка.
  • В целом зa первый год жизни окружность головы увеличивается на 11-12 см. а окружность грудной клетки на 12-14 см.
  • В возрасте 1-го года окружность грудной клетки в среднем составляет 46-47 см, т.е. уже окружность заказы 46-47 см, т.е. уже окружность грудной клетки на 1-2 см  превышает окружность головы.

Динамика физического развития детей в возрасте старше одного года жизни

Динамика роста детей в возрасте старше года

–        За 2-ой год жизни ребенок вырастает на 12-13 см и в 2 года имеет рост 87см. За 3-ий год рост увеличивается на 8 см (рост в 3 года 93см), за 4-ый на 7 см (рост в 4 года 100 см).

–        Далее до 8-ми лет ежегодная прибавка роста составляет 7 см, после 8-ми лет – 5 см (исключая препубертатый скачок роста).

–        Удвоение длины тела происходит к 4-м годам, утроение к 12 годам.

–        Опорные точки роста:

  1. 4 года – 100 см. – 8 лет – 130 см.
  2. 12 лет- 150 см.

–        Формулы для ориентировочного расчета должного роста к конкретному возрасту:

  1. Pост детей oт 4 до 8 лет = 130-7х (8-n), где 130 рост ребенка в 8 лет, 7 см -число лет прибавка роста с 4 до 8 лет, (8-n) моложе 8.
  2. Рост детей с 8 до 12 лет = 130 + 5 х (n – 8), где 130 рост ребенка в 8 лет, 5 см – ежегодная прибавка роста с 8 до 12 лет, (п – 8) – число лет старше 8.

Динамика массы тела детей в возрасте старше 1 года

До 10 лет ежегодная прибавка массы детей  составляет 2 кг, старше 10 лет 4 кг (от 3 до 5).

Формулы ориентировочного расчета должной массы (М должн.) к конкретному возрасту:

  • М должн. 0т 1 до 10 лет = 10 + 2 n.
  • М должн. старше 10 лет = 3 x n + последняя цифра возраста.
  • М должн. старше 10 лет = 5n – 20.
  • М должн. старше 10 лет = 30 + 4 x(n – 10).

Примечание: 10 кг-масса тела ребенка в 1 год, 30 кг – масса тела ребенка 10 лет, n- возраст.

Динамика окружности головы и грудной клетки

  • Окружность гаю вы (в год она равна 46-47 см) до 5 лег увеличивается на 1 см, а старше 5 лет на 0,6 см в год и составляет в среднем в 5 лег 50-51 см, в 12 лет 55 см.
  • Окружность трудной клетки в возрасте до 10 лет увеличивается на 1,5 см в год, а после 10 лет на 3 см в год н равна в среднем в 5 лет 55 см, в 10 лет 63 см, в 15 лет 75 см.

ВНИМАНИЕ! 

При пользовании ориентировочными формулами расчета должной к конкретному

возрасту массы или должного роста необходимо помнить, что средние индивидуальные массо-ростовые показатели колеблются в пределах 5-7% выше и ниже полученных при расчетах цифр, что соответствует отклонению в одну сигму регрессии при популяционных статистических исследованиях.

Площадь поверхности тела

В педиатрии используется при расчете дозы некоторых медикаментозных препаратов

ФОРМУЛЫ (КВ.М.):

Поверхность тела = (4М + 7): (М + 90), где М – масса тела

  • В возрасте 1 года поверхноси, тела ребенка – 0,43 М2 
  • Поверхность тела  детей до 1 года = 0,43-0,02 x (12-n), т.е. на каждый недостающий до года месяц
  • Поверхность тело детей от 1 года до 9 лет = 0.43+(0.06 х n), т.е. на каждый последующий год жизни.
  • Т.о. в 9 лет она = 0,43+(0,06 х 9) = 0,43+0,54 = 0,97, в 10 лет -1, 03 м2
  • Поверхность тела детей от 10 до 17 лет = (n- 1):10 ( в 16 лет – 1,5 м2)

Oценка анторопметрических данных детей с  помощью таблиц стандартов физического рaзвития

  • Более современным и000обным метолом оценки массо-ростовых показателей, окружности головы, грудной клетки и других цифровых антропометрических данных является использование таблиц стандартов физического развития, разработанных на основании обследования больших контингентов детей по региональному и возрастно-половому принципу.
  • Региональные таблицы стандартов физического развития детей в Ярославле пересматривались в 1997,2006 и в 2010 годах (В.П.Марутпков и соавт.).
  • Использование таблиц позволяет оценивать показалели физического развития не изолированно, а в сопоставлении и взаимосвязи друг с другом, что дает представление о гармоничности физического развития ребенка.

Формирование возрастных групп

  • Дети года  жизни группируются повозрасту с интервалом в 1 месяц и переходной зоной ± 15 дней  -от 16дея текущего до 15 дня последующего месяца.
  • В возрасте от 1-го года (12 месяцев) до 3 лет возрастные группы формируютя с интервалом в 3 месяца и переходной зоной ± 1,5 месяца.
  • B во?