Динамическое развитие ребенка с зпр
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Организация воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов: Законом об образовании от 10.07.1992 3 3266 – 1; Письмом Правительства РФ от 29.06.99 № 129/23 – 16.
Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
В эти условия входят:
- определённые организационные формы обучения;
- определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);
- содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;
- индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
- специальная подготовка педагогических кадров.
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:
- комплексную диагностику;
- индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
- характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.
Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты.Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.
Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (приложение № 1):
- общие сведения о ребёнке.
- анамнестические данные
- данные обследования специалистов
- логопедическое и психолого-педагогическое обследование, которое включает:
- внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).
- исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).
- состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).
Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:
- низкий уровень – 1 балл,
- средний – 2 балла,
- выше среднего – 3 балла,
- высокий уровень – 4 балла.
Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (приложение № 3).
В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).
Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:
- Ступенчатая диагностика.
- Индивидуальный подбор педагогических технологий.
- Систематический контроль и корректировка.
- Наблюдение.
- Пошаговая фиксация.
В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно-развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте».
Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конретного ребёнка
- повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
- индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
- социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
- коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
- направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.
Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко, в рамках каждой задачиопределяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:
- сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
- освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
- освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
- накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
- уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
- формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
- развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
- формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
- формирование элементов учебной деятельности;
- формирование адекватных эмоционально – волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.
Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.
Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (приложение № 5).
Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Литература:
- Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
- Лаврова Г.Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003
- Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
- Мустаева Л.Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005
- Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002
- Швченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007.
Источник
Сегодня детей с задержками психического развития становится все больше. До 20-25% детского населения имеют ЗПР. Более 50% школьников имеют трудности с усвоением школьной программы. По данным зарубежных исследований 2009 года, проведенных в 18 странах, до 23 % детей в возрасте от 2 до 9 лет имеют интеллектуальные нарушения. По данным МО РФ более 60% детей дошкольного возраста находятся в группе риска по психической дезадаптации, и около 35% имеют расстройства нервно-психической сферы.
Современные методы диагностики, лечения и реабилитации детей с задержками развития на высоком уровне. Но, к сожалению, не всегда в полном объеме используются на практике.
⠀
Детям с задержками развития необходимо тщательное последовательное обследование детским неврологом, правильная диагностика. Обязательно динамическое наблюдение и коррекция терапии. Требуются повторные курсы медикаментозной терапии. Применяются при необходимости методы аппаратной терапии. Есть возможности использования альтернативных методов терапии.
Обращение к специалистам для решения проблемы Вашего ребенка поможет преодолеть беспокойство и держать под контролем ситуацию развития ребенка. Необходимо тщательно подбирать специалистов для проведения психолого-педагогической коррекции.
Чем раньше Вы обратитесь к специалистам по лечению и реабилитации ЗПРР, тем успешнее будет развитие Вашего ребенка. Вы получите необходимые знания о том, какие обследования и тесты необходимы именно Вашему ребенку с ЗПРР. Проясните вопрос о том, какие именно высшие психические функции отстают в развитии. У одних детей может страдать эмоционально-волевая сфера, у других интеллектуальная. У одних больше выражены нарушения памяти, у других – мышления или восприятия.
У третьих в большей степени страдает речевая функция. У четвертых – нарушения крупной или мелкой моторики. Важно понять какого характера эти нарушения, на каком уровне. Все эти тонкости необходимо знать, чтобы выстроить грамотную работу по реабилитации ребенка с задержкой психоречевого развитии.
Самостоятельно родитель не может решить такое количество задач по развитию ребенка, в связи с отсутствием необходимых знаний.
Такой лечебной и коррекционной работой занимаются специалисты: детские неврологи, нейропсихологии, дефектологи, детские и семейные психологи и другие. Здесь также имеет значение коммуникация между специалистами, которые занимаются реабилитацией детей с ЗПРР. Если эти специалисты не работают в команде, то эффективность усилий по умственному развитию ребенка уменьшается.
Однако, это не значит, что родитель должен полностью доверить ребенка в руки специалистов. В процессе восстановления нервной системы и в развитии высших психических функций ребенка огромное значение имеет вовлеченность родителей в процесс реабилитации, их высокая мотивация на достижение успехов в этой работе.
Родитель выступает активным участником в занятиях и развивающих играх с ребенком. Он обучается навыкам эффективного общения с ребенком. Отслеживает, какие внутрисемейные правила, программы и установки приводят к нежелательным последствиям в развитии ребенка. Нечеткость внутрисемейных правил и норм, их противоречивость, непоследовательность в воспитании приводят к росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости психики ребенка и семьи в целом.
Программа «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев» предусматривает регулярное взаимодействие специалистов и родителей для достижения наилучшего результата.
Причины задержки психоречевого развития оцениваются всесторонне. Это могут быть причины на уровне изменения физиологии ребенка, неврологического дефекта. Могут быть психогенные причины, связанные с множественными психотравмирующими ситуациями. Могут быть причины, связанные с некорректной организацией развития ребенка, неумения создавать необходимую развивающую среду. Могут быть причины, связанные с наличием хронических заболеваний у ребенка и тогда требуется привлечение сторонних специалистов.
Оценить степень задержки развития и провести дифференциальный диагноз с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с генетическими синдромами могут только специалисты в этой области. А также специалисты помогут Вам понять, какой прогноз в отношении развития ребенка.
Чего точно не нужно делать родителям – это ждать когда проблема сама собой разрешится. Она не разрешиться, не рассосется. Она усугубиться, если вовремя не заметить, не принять меры, не помочь ребенку стать успешным.
Вторая ошибка родителей при подозрении на задержку развития – это разовые обращения к специалистам, которые назначают однократный курс терапии, который, как правило, не приносит желаемого улучшения. Родители начинают ходить от одного специалиста к другому, разочаровываясь в каждом. Таким образом, порождается «синдром неоправданных ожиданий». Необходимо понять, что только длительная реабилитация и лечение даст положительный результат.
Третья ошибка родителей – это попытка экономить на проблеме. Не вкладывать финансовые ресурсы в развитие ребенка, а пытаться своими силами решить проблему.
Этот путь допустим только при легких формах ЗПР. Однако оценить степень расстройства родитель самостоятельно не сможет.
Вывод: не стоит дожидаться пока ребенок станет школьником и проблемы с обучением и поведением в школе выявят всю сложность проблемы незрелой психики ребенка. Обращайтесь к специалистам как можно раньше, если хотите вырастить здорового, успешного, счастливого ребенка.
Требуется консультация специалиста.
Автор: Наталья Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Если у Вас появились вопросы с удовольствием отвечу на них на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
Сайт: https://nevrolog-nikiforova.ru/consult
WhatsApp 8(962)362-02-26
Инстаграм неврология: https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag
Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag
Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova
Фейсбук: https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057
Телеграм: https://t.me/nevrolog_nikiforova
Источник