Дифференцированный подход в развитии речи ребенка

Дифференцированный подход в развитии речи ребенка thumbnail

Лекция 2

Дифференцированный подход при развитии речи

Исследования педагогов и психологов показывают, что речь ребенка развивается индивидуально, в зависимости от многих причин:

  • возрастные различия;
  • генетическая наследственность;
  • условия протекания беременности и родов;
  • различия в культурном уровне семей;
  • условия воспитания и т. д.

  Для детей  важна эмоциональная связь с родителями, если ребенок чувствует, что он любим и защищен, он обычно хорошо разговаривает, стремится к общению и сотрудничеству. Слишком жесткое воспитание, множество запретов может привести к замкнутости ребенка и к отсутствию желания разговаривать, быть активным на уроке и внеклассных мероприятиях.

  Следующий фактор – это постоянная потребность ребенка к общению. Едва научившись разговаривать, ребенок ищет общения, прежде всего с мамой, родители обязаны поддержать разговор с ребенком, объяснить что-либо ему, рассказать что-то интересное. Но стоит помнить, что дети чаще копируют фразы и модель общения своих родителей, учителей, поэтому следует аккуратно подходить к этому.

   Главный фактор в развитии речи это развитие мелкой моторики. Многие педиатры и логопеды ставят этот фактор на первое место.    

При развитии речи учитель, используя  дифференцированный подход, должен ставить перед собой следующие цели:

  • развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
  • развитие мелкой моторики рук;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умения принять учебную задачу и выполнить ее, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).

Необходимо изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физически, и психологических, и личностных, в том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Прежде чем приступить к дифференцированному обучению учеников  обязательно должен обследовать  психолог, логопед, врач. Свой мониторинг  необходимо проводить и  учителю.

По итогам исследования необходимо выделить несколько групп отличающихся:

  • различным уровнем усвоения материала на данный момент;
  • уровнем работоспособности и темпом работы;
  • особенностями восприятия, памяти, мышления;
  • уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

     Занятия по развитию речи должны строиться и с учетом интересов детей, включение их во внеклассную работу, совместные игры, экскурсии, игры, проектную и исследовательскую деятельность.

   Начиная с первого класса необходимо вести подготовительную работу в развитии речи: необходимо много заучивать стихов наизусть, рассказывать сказки, активно беседовать с учащимися по картинкам, повествующим  о разнообразных видах деятельности (спортивной, трудовой, художественной).

  Необходимо развивать у детей внутреннее побуждение к грамотной, правильной речи. Задача педагога состоит в том, чтобы с помощью речевых упражнений распознавать, поддерживать и формировать этот интерес.

 Темы сочинений должны основываться на наблюдениях детей, их жизненном опыте.

  Школьникам легче и интереснее писать сочинения на близкие им темы: «Моя любимая игрушка(книжка)», «Мое хобби», «Цветы в нашем саду», и т.д.

Итак, дифференцированный подход к развитию речи рассчитан на интересы и потребности детей и учитывать их умение работать самостоятельно, без помощи учителя. А это, в свою очередь, зависит от начитанности ученика, формирование устойчивого интереса  книге.

  В начальной школе закладываются основы читательских интересов.  Необходимо формировать читателя с разносторонними интересами. При этом необходимо учитывать технику чтения учащихся.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                        детский сад № 22 станицы Ярославской

муниципального образования Мостовский район

Консультация для педагогов

«Индивидуальный и дифференцированный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Подготовила:

учитель-логопед

Кряж Ольга Викторовна

В системе образования, с введенными изменениями, возникла  необходимость создания системы интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические условия в котором будут соответствовать развитию и возможностям детей с особыми образовательными потребностями в развитии.

Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Дифференциация в современном понимании — это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Такой подход позволяет разделить  детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

 Во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности  в развитии, необходимо придерживаться следующих правил:
• осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей;
• предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование интеллектуальной и практической (игровой) деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, оказание дозированной помощи, интересный дидактический материал и т. д.);
• в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и сформировать необходимые учебные навыки;
• в системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов учебных программ, а также обогащения их знаний об окружающем мире;
• во время работы с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии, педагог должен проявлять особый такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности
      Заинтересованность педагога в создании оптимальных условий для выявления задатков и максимального развития способностей всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения.

Индивидуальный подход в обучении —   педагогический   принцип,   согласно   которому   в   учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни.

Коррекционная педагогика определяет методы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии с учетом объективной природы их дефекта.

Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому овладение методами работы с такими детьми зависит от глубины изучения всего комплекса черт и явлений, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого дошкольника помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах — с одной стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие распространяется на все стороны личности, с другой — адресуется к отдельным недочетам.

     При осуществлении индивидуального подхода учитываются: первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы; возрастные и индивидуальные особенности детей; создание  условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей; особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); тип темперамента.

        Индивидуальный подход позволяет учитывать особенности каждого ребенка и вести индивидуальную последовательную работу с ним.

  Таким образом, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей являются условием  максимально возможной корректировки нарушений  в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.

Источник

Статья:

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования детей с умственной отсталостью (ИН) является формирование коммуникативной компетенции через формирование коммуникативных учебных действий, входящих в состав базовых учебных действий, сформированность которых позволит успешно подготовиться к самостоятельной жизни, овладеть доступными видами профильного труда, социализироваться в обществе.

Основа стандарта – деятельностный и дифференцированный подходы.

Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

В процессе дифференцированного подхода осуществляется учет типологических особенностей школьника.

Перед логопедом, встают новые задачи: организовать обучение таким образом, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами, тогда знания надолго запомнятся и станут основой того фундамента, на который будет опираться все дальнейшее образование учащегося.

Чтобы решить эту задачу в работе над формированием и развитием речи, необходимо организовать реализацию содержания коррекционной работы на основе деятельностно-дифференцированного подхода. Основы деятельностного подхода представлены в трудах Джона Дьюи (американского философа и педагога).

Учащиеся с ИН имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), которые являются преградой в формировании значимой для обучения в школе коммуникативной функции речи, коммуникативной компетенции. Для обучающихся с СНР характерна низкая мотивация речевой деятельности, малая речевая активность, недостаточный уровень сформированности речевых умений и навыков.

Речевая деятельность обучающихся включает с одной стороны то, что дает логопед (произношение, звуки, слоги, слова, предложения). А с другой – активное, самоконтролируемое использование учащимися в своей речи изученного материала. Всё это формирует коммуникативную функцию речи, которая является ключевой компетенцией и имеет особую значимость в жизни человека.

В своей практике я использую деятельностно-дифференцированный подход на различных этапах логопедических занятий.

Основной частью всех занятий являются игровые технологии – это система игр, в процессе которых обучающиеся решают разные проблемные ситуации, соревнуются, делают открытия. Они и не замечают, что играя с игрушками, картинками, мячами, идет обучение. Весь образовательный процесс воспринимается учащимися, как естественное  продолжение их игровой деятельности.

Деятельностно-дифференцированный метод органично сочетается с различными современными технологиями, которые я использую на своих занятиях:

  • ИКТ –ЦЕЛЬ: оптимизация коррекционно-педагогического процесса;
  • Игровые технологии – ЦЕЛЬ: повышение мотивации, заинтересованности детей на занятиях (большая группа и методов в форме дидактических игр);
  • Здоровьесберегающие технологии – ЦЕЛЬ: оценка и коррекция методических приемов и педагогических технологий с позиций сохранения и укрепления здоровья школьников с ОВЗ (элементы самомассажа, голосовые и дыхательные упражнения, динамические паузы, упражнения по сохранению зрения, психогимнастика, кинезиологическая технология).

Введение в игровую ситуацию.

На этом этапе создаются условия для возникновения внутренней потребности включиться в деятельность, для этого обучающиеся вовлекаются в беседу, связанную с их личным опытом. Для повышения мотивации к обучению применяю разные игровые приемы, которые помогают включить учащихся с первых минут занятия в учебную деятельность:

  • использование персонажей известных сказок и мультфильмов;
  • элементов театрализации, когда герои «приходят» со своей проблемой, задачей, загадкой;
  • использование загадочных писем, дисков, волшебных книг, посылок;
  • отгадывание загадок, игры типа 4-й лишний предмет, когда учащиеся, по словам-отгадкам определяют тему или имя героя.

Ключевыми фразами этапа являются: «ХоЧУ помочь САМ!».

Актуализация опорных знаний, способов действий в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности учащихся.

На данном этапе актуализируются знания и опыт  учащихся, необходимые для построения нового знания.

Здесь в рамках сюжета создается, моделируется ситуация, в которой обучающиеся сталкиваются с затруднением в действиях. Например. К заданию на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами формулирую вопрос: «Ребята, посмотрите, кто в гости к нам пришел?  Котенок – очень ласковое животное. Как вы думаете, если он такой ласковый, как он будет разговаривать? (рассуждение учащихся) мы тоже будем называть ласково эти предметы на картинках. А помощником может служить схема (картинка кошка + ечк; кошка + ищ) учащимся предлагается самим образовать с помощью указанных суффиксов слова, и определить в каком, случае кошка названа ласковым словом. Далее по образцам учащиеся образовывают нужные слова.

Развивается познавательный процесс.

Открытие учащимися нового знания (способа действия).

На этапе открытия и актуализации нового знания идет поиск, анализ, структурирование методом диалога, организации самостоятельной исследовательской деятельности, выведением алгоритма. Например, работа по проверке безударной гласной в корне слова. Учащимся предлагается вставить пропущенную гласную в ряду однокоренных слов, с опорой на алгоритм. Первоначально пункты алгоритма даны в неверном порядке. В процессе работы учащиеся сами выстраивают порядок действий по проверке безударной гласной, сравнивая в итоге с эталоном – памяткой. Данный метод облегчает запоминание правила, закрепляет навык применения его на практике.

Включение нового знания в систему знаний учащегося.

На этапе постановки учебной задачи создается проблемная ситуация, которая предполагает решение путём выполнения учебных действий. Например: «Вы узнаете тему сегодняшнего занятия, определив, какие звуки обозначены фишками. Для этого нужно выполнить звуковой анализ слов названий предметов на картинках». Учащиеся включаются в деятельность уже на этапе постановки целей и задач. На занятиях используется не только демонстрационный материал, но и раздаточный (аналогичные карточки и фишки для выполнения звукового анализа, определения места, количества и последовательности звуков в слове). Или при составлении рассказа по серии сюжетных картинок ведущий ученик расставляет серию на доске и рассказывает, остальные, слушая, выкладывают сюжет с помощью плоскостных изображений на своих рабочих местах. Использование раздаточного материала на занятиях включает учащихся в активную деятельность и способствует речевому развитию.

При этом обращается внимание на умение учащихся слушать, понимать инструкцию, планировать свою деятельность. Работа в парах или в подгруппах, позволяет формировать диалогическую, монологическую речь, навыки культурного общения.

Осмысление (итог).

На данном этапе помогаю осмыслить свои действия, фиксировать достижение цели, создавая условия для получения радости от хорошо сделанного дела. Так реализуется потребность в самоутверждении, повышается уровень самооценки.

Успешное самостоятельное (под наблюдением и плавной коррекции) преодоление препятствий помогает обучающимся пережить радость победы, формирует желание и умение преодолевать трудности, т.е. учит учиться.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе логопеда – это системность. В процессе логопедической работы сложилась система использования из занятия в занятие речевых разминок, физкультминуток, биоэнергопластики (выполнение артикуляционной гимнастики совместно с движением обеих рук одновременно).

Использование деятельностно-дифференцированного подхода имеет свою специфику и особенности. Несформированная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у учащихся сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. У обучающихся ограниченный объем и устойчивость внимания, недоразвитие его произвольной функции, логической памяти. Они забывают сложные инструкции, последовательность заданий.

Деятельностно-дифференцированный подход к обучению предполагает наличие познавательного интереса, понимание того, что им это нужно, важно освоить, умение контролировать свои действия по достижению результата.

Для дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы.

Дифференциация содержания учебных заданий предполагается:

  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объёму.

Использование различных способов организации деятельности учащихся, при  этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий.

При дифференциации учебных заданий по уровню сложности различным группам учащихся в зависимости от их типологических особенностей предлагаются задания, отличающиеся степенью сложности. Например,  при работе над темой «Слоговой анализ и синтез» более сильным обучающимся предлагаются задания повышенного уровня сложности…

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

Например, при изучении темы «Предложение» школьникам могут быть даны следующие задания:

  • Составление предложений из двух и более слов.
  • Составление предложений из слов в начальной форме.
  • Составление предложений из слов, данных в беспорядке.

При дифференциации заданий  по объему возможно выполнение учащимися различного количества заданий с определением обязательного объема и дополнительным начислением баллов за выполнение более трудных или дополнительных заданий.

Необходимо отметить, что в случае возникновения затруднений в процессе выполнения заданий учащимся оказывается индивидуальная «адресная» помощь в виде привлечения внимания, постановки вспомогательных вопросов, определения алгоритма выполнения задания.

На мой взгляд, применение деятельностно-дифференцированной технологии позволяет обеспечить активность мыслительной и практической деятельности учащихся с СНР, приводя к полноценному освоению и отработке необходимого материала, качественному овладению знаниями и умениями.

Таким образом, практический опыт работы показывает, что данный  деятельностно-дифференцированный подход является продуктивной формой обучения учащихся с СНР, способствующий развитию личностных качеств, коммуникативной компетентности, познавательного, творческого потенциала, что способствует его социализации в обществе.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник