Дидактическое наглядное пособие для развития ребенка

Дидактическое наглядное пособие для развития ребенка thumbnail

ЕЛЕНА КОСЕНОК
Дидактические пособия своими руками

Хочу представить вашему вниманию дидактические пособия, сделанные своими руками.

Дидактическая игра

«ЖАДИНА»

Дидактические пособия своими рукамиДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия необходимо 4 листа разноцветного картона; вырезать белые квадраты – «окна», наклеить их на картон, распечатать маленькие слова – мой, моё, моя, мои, вырезать и наклеить вверху, получится «многоэтажный дом». Затем сделать из бумаги конверты для карточек с изображением по лексическим темам (картинки можно найти в интернете, распечатать). Всё пособие за ламинировать, игра готова.

Цель: Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 – 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек.

Что входит в набор: 4 карты – домика, маленькие карточки, инструкция к игре.

Инструкция; Взрослый предлагает детям взять по одной карте – домику. Педагог берет маленькие карточки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» – «Пальто», «Чьё пальто?», ребёнок должен ответить: «Моё пальто» и т. д. Игра закончится тогда, когда дети положит все маленькие карточки на карту – домик.

Варианты игры:

I вариант:

Предложите ребенку назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.); «это моя» (моя кукла, моя группа, моя сумка, моя машина и т. д.); «это моё» моё платье, моё дерево, моё пальто, моё зеркало и т. д.); «это мои» мои штаны, мои шорты, мои очки, мои часы и т. д.).

II вариант

Подберите картинки и предложите ребенку разложить их по домикам: мой, моя, моё, мои. Пусть при раскладывании ребенок проговаривает, например: моя кукла, моё платье и т. п.

Развивающее лото

«ПРЕДЛОГИ»

Дидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия скачайте в интернете карты, карточки схемы, распечатайте, за ламинируйте и играйте с детьми.

Цели: учить детей понимать пространственное значение предлогов;

сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;

учить составлять предложения по картинке.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 – 7 лет, играть в нее могут не более 6 человек.

Что входит в набор: 6 карт, маленькие карточки со схемой предлога, инструкция к игре.

Инструкция: Игра проводится по типу «лото»: взрослый показывает схему предлога, дети составляют предложения по своим картинкам. Ребенок, правильно составивший предложение и назвавший предлог, закрывает одну ячейку на своей карточке схемой предлога. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжетные картинки.

Дидактическая игра

«ГАРАЖИ И АВТОМОБИЛИ»

Дидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия необходимо 5 листов цветного картона, на картоне нарисовать силуэт «гаража», вырезать их. Из белой бумаги вырезать прямоугольники наклеить их на «гаражи». За тем за ламинировать. На крышу «гаража» приклеить полосками самоклеящейся бумаги кармашек из пластика. Из цветного картона по шаблону вырезать автомобили, распечатать и вырезать цифры, наклеить их на автомобили, за ламинировать. Пособие готово.

Цель игры: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 – 7 лет, играть в нее могут не более 5 человек.

Что входит в набор: карты – гаражи с цифрами, машинки с цифрами, инструкция к игре.

Инструкция: Взрослый предлагает детям взять по одной карте – гаражу. Педагог берет карточки машинки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» – «Машинка», «Какая цифра на машинке?», ребёнок должен ответить: «Два, это моя машинка, потому что на моем гараже цифра 2» и т. д.

Варианты игры:

I вариант: Цифра на крыше обозначает количество машин в гараже. Ребёнок должен подобрать и поставить машинки с такой же цифрой.

II вариант: Взрослый предлагает детям составить число из двух меньших чисел. Ребенок находит эти числа и выкладывает машинки с числами в гараж.

Дидактическая игра

«БОЖЬИ КОРОВКИ»

Дидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия нужен картон зеленых оттенков, по шаблону вырезать из него листья, распечатать и наклеить цифры, за ламинировать. За тем скачать в интернете картинки с изображением божьих коровок с разным количеством точек на спине, распечатать, вырезать, за ламинировать. Можно играть.

Цели: закрепление навыков счета в пределах 10; развитие умения сравнивать количество предметов.

Что входит в набор: листья с цифрами, божьи коровки с точками, инструкция к игре.

Инструкция: Посадить на каждый листок божью коровку, у которой столько же точек на спине, сколько и на листке.

Варианты игры:

I вариант: Каждая божья коровка должна найти свой листок (и на божьей коровке и на листке должно быть одинаковое число);

II вариант: Разложить божьих коровок и листья в прямом и обратном порядке (от одного до девяти и от девяти до одного).

Игра – головоломка

«ТАНГРАМ»

Дидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: изготовить головоломку очень просто. Вам нужен квадрат 10х10 см. Вырезать его из цветного двухстороннего картона. Потом тот же квадрат разрезать на 7 частей. Это должны быть: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. За тем из белой бумаги сделать кармашки по количеству детей, разложить в них квадраты разрезанные на семь частей. Скачать и распечатать схемы – образцы. Игра готова.

Читайте также:  Деятельность воспитателя детского сада по развитию личности ребенка

Цель игры: развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 – 7 лет.

Что входит в набор: кармашки с семью частями, схемы.

Инструкция: Взрослый предлагает детям составить изображения по образцам и по собственному замыслу.

Варианты игры:

I вариант: Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.

II вариант: Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному образцу. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Источник

Гульгез Агасиева
Дидактический наглядный материал и оборудование для математического развития детей

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования и в силу его особой значимости в познавательном развитии ребёнка, приобщении его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.

В формировании элементарных математических представлений у дошкольников важную роль играет использование наглядно-дидактического материала. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предметы, обучать его математике значительно легче, так как с помощью него ребёнок лучше воспринимает, запоминает, усваивает знания. Наглядно-дидактический материал по формированию элементарных математических представлений активизирует, заинтересовывает детей, даёт им положительный эмоциональный настрой.

Наглядно-дидактические средства являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Следует различать понятия «наглядность» и «дидактические средства». Дидактические – более широкое понятие. Сюда входят совокупность предметов, явлений, знаки, модели действия, слово. Дидактическиесредства выполняют следующие функции:

-реализуют принцип наглядности;

-переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму;

-способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий;

-увеличивают объём самостоятельной деятельности детей; интенсифицируют процесс обучения.

Дидактическиесредства можно разделить на следующие группы:

– комплекты наглядно-дидактического материала;

оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

– пособия для воспитателей (учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.);

– учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой.

Традиционно комплект наглядно-дидактического материала делится на два вида: демонстрационный и раздаточный. Демонстрационный материал отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру и предназначен для показа всей группе детей. Раздаточный – меньше по размеру и предназначен для работы одного ребёнка, индивидуально.

К первому относятся: крупные игрушки, полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, крупные модели геометрических фигур, крупные карточки с цифрами и знаками, фланелеграф, магнитная доска, наборное полотно, измерительные приборы (часы, весы, счёты, календари, ТСО и др.

Значение демонстрационного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.

Ко второму относятся: мелкие игрушки, мелкие плоскостные изображения, наборы геометрических фигур в пеналах, мелкие карточки с цифрами, знаками, счётные палочки, перфокарты, рабочие листы, тетради и др.

Значение раздаточного заключается, прежде всего, в том, что он даёт возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребёнка непосредственно в практическую деятельность.

наглядность в математике характеризуется тем, что внимание детей обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике; постепенно наблюдается ослабление конкретного в предлагаемой наглядности (натуральный предмет – изображение предмета в виде картинки – чёрточка – число).

Большую помощь воспитателю оказывает пособие для воспитателей «Математика до школы» (Смоленцева А. А., Пустовой О. В.). Авторами разработана система игровых упражнений с помощью цветных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша. Этот материал заслуженно является инструментом познавательной деятельности ребёнка. Цветные палочки Кюизенера помогают детям усвоить различные абстрактные понятия. Дети узнают, что у каждого цвета палочки своё число, усваивают правило построения числового ряда, состав числа из двух меньших чисел. Палочки Кюизенера способствуют решению задачи на формирование понятий «левее», «правее», «между», позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают самостоятельность в поиске способов действия с материалом.

В работе по развитию интеллектуальных способностей детей хорошо использовать блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша представляют собой набор их 48 логических блоков. В наборе нет ни одного одинакового блока. В играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина). На ряду с использованием карточек-символов, которые позволяют придумать с детьми разнообразные игры, можно предложить и логические кубики. Своеобразие логических кубиков – это возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям. Логические блоки Дьенеша способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать.

Читайте также:  Факторы влияющие на развитие ребенка руссо

Игра «Кубики-Хамелеон» развивает у детей умение сочетать и варьировать цвет и форму, что ведёт к созданию образа. В комплект игры входит 16 кубиков. Все кубики одинаковые по размеру, у каждого 3 грани, сходящиеся в одной вершине, окрашены одним цветом, а три следующие – другим цветом. Сущность игры состоит в воспроизведении на плоскости построек по образцам. По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно. При этом надо соблюдать архитектурную точность, правильность взгляда сбоку (слева или справа, правильность окраски спереди, сверху и сбоку. Игра необходима всем детям, но особенно тем, у кого недостаточно развито образное мышление, умение осуществлять комбинаторные действия.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слово воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками. Наглядность в игре, прежде всего, и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры. Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость детей в различении, в выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических представлений (количественных, пространственных, временных).

Так игры «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Вычислительная машина» направлены на тренировку мышления и предполагают строгую логику действий.

Традиционно используются разнообразные развивающие игры (на плоскостное и объёмное моделирование, в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают, составляют силуэты. Это такие игры как «Танграм», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др. Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающих от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры; из «Колумбова яйца» – силуэты птиц, людей; а «Волшебный круг» даёт возможность составлять ракеты, человечков, птиц и другие фигуры.

Особое значение для развития математических способностей, интереса к математике имеют головоломки из объёмных фигур: «Змейка-Рубика», «Кубик Рубика», «Сложи узор», «Кубики для всех»; лабиринты; задачи-головоломки со счётными палочками. Игры развивают у детей настойчивость, умение сосредоточиться, логическое мышление.

В группе оформлен уголок самостоятельной познавательной и игровой деятельности, в котором размещены различные дидактические игры, счётные палочки, счёты, геометрические тела и др. Эти средства периодически обновляются. К ним обеспечен свободный доступ детей.

Для индивидуальной работы с детьми хорошо использовать такие книги: «Грамотейка» (Земцова О. Н., «Математика от 3 до 7» (Шалаева Г. П., «Прописи-вопросики для малышей», «Песенка-чудесенка» (Новикова В. П.). В них много материала на развитие внимания, мышления, памяти, ориентировки на листе бумаги, на знание геометрических фигур, дней недель, частей суток и др. С такими пособиями легко и удобно работать, а для детей занятия превращаются в весёлую в увлекательную игру.

Благодаря использованию наглядно-дидактического материала по математике дети имеют опыт освоения математических деятельностей (вычисления, измерения) и обобщённых представлений о форме, размере, пространственных и временных характеристиках; также у детей сложились обобщённые представления о числе. Дети проявляют интерес к логическим и арифметическим задачам, головоломкам; успешно решают логические задачи на обобщение, классификацию, сериацию.

Дети понимают абстрактные термины (число, время, самостоятельно выделяют характеристические свойства при группировке множеств, выделяют и понимают противоречия в ситуациях и находят им объяснения.

Источник

Свистункова Елена
Многофункциональные дидактические пособия

Многофункциональные дидактические пособия.

Воспитатель. Свистункова Е. П.

Пособия, о которых пойдёт речь, можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Дидактические пособия «Унипризма», «Уникубы», «Цветик – семицветик». Данные пособия можно использовать в совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности.

Цель использования дидактических пособий: повышать интерес детей к получению знаний об окружающем. Развивать умственные и творческие способности, связную речь.

Основные достоинства пособий:

-«Унипризма», «Уникубы», «Цветик – семицветик» многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании;

– Развивают умственные и творческие способности детей;

– Являются ярким элементом предметно – развивающей среды.

– Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. Любой старший дошкольник способен аккуратно вырезать и приклеить картинку. В такие пособия дети играют с большим удовольствием, потому что они изготовлены с их помощью.

– Благодаря таким пособиям можно закрепить ранее полученные знания в игровой форме.

Дидактическая игра «Экспедиция по следам литературных произведений. Встреча с трудолюбивыми героями».

Цель. Формировать ценностное отношение к общению, нравственным поступкам, рефлексию ценностных ориентиров, модель этичного поведения. Закрепить жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.

Материал. Картинки к народным, зарубежным, авторским сказкам, стихотворениям, рассказам.

1 сторона призмы – народные сказки: «Вершки и корешки», «Репка», «Семь Семионов – семь работников», «Зимовье».

2 сторона призмы – авторские сказки: Одоевский «Морозко»; С. Я. Маршак «Три поросёнка», «Двенадцать месяцев»; Ш. Перро «Золушка».

Читайте также:  Видео зачатия и развития ребенка по неделям

3 сторона – стихи: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; В. Маяковский «Кем быть»; М. Смирнова «Портниха»; Я. Танина «По воду»; басня И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

4 сторона – рассказы: В. Сухомлинский «Бабушка и Петрик»; «Каждый человек должен»; «Пекарь и портной»; А. Мусатов «Как хлеб на стол пришёл»; В. Осеева «Сыновья».

Многофункциональные дидактические пособияДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенка

Многофункциональное пособие «Уникубы»

Пособие состоит из основы – деревянного круга, в основании которого стержень. На стержне 2 вращающихся куба. Каждый сторона куба разного цвета. Кубы свободно поворачиваются.

Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Дидактическая игра «Самые, самые.»

Цель. Расширять представления детей о разных профессиях. Побуждать детей самостоятельно определять какие профессии подходят к тому или иному опрелению. Активизировать, актуализировать, обогащать словарь прилагательными. Развивать речь, внимание.

Материал. Карточки с изображением людей, разных профессий:

– самая зелёная профессия: лесник;

– самая сладкая профессия: пчеловод;

– самая красная профессия: пожарный;

– самая белая профессия: врач;

– самая синяя профессия: космонавт и т. д.

Дидактическое наглядное пособие для развития ребенка

Многофункциональное пособие «Цветик – семицветик».

Пособие состоит из 7 лепесков разного цвета и круга – серединки цветка.

Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Дидактическая игра «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».

Цель. Активизировать и обогащать словарь по теме «Сказки А. С. Пушкина». Развивать монологическую и диалогическую речь. Определять название сказки по началу (концу, рассказывать сказку по началу (по концу, по предъявленному фрагменту). Воспитывать любовь к сказкам А. С. Пушкина.

Материал. Картинки к сказкам А. С. Пушкина.

Дидактическое наглядное пособие для развития ребенка

Многофункциональное пособие «Волшебные круги».

Пособие состоит из основы – деревянного квадрата, в основании которого стержень. На стержне 4 вращающихся круга. Каждый круг разделён на секторы разного цвета. Круги свободно поворачиваются, не соприкасаясь друг с другом.

Данное пособие может включать в себя задания и упражнения по всем областям образовательной деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Дидактическая игра Маленькая хозяйка»

Цель. Расширять представление детей о многообразии продуктов питания. Побуждать детей самостоятельно определять какие продукты необходимы для приготовления того или иного блюда. Развивать речь, внимание.

Материал. Карточки с изображением продуктов питания:

– капуста, морковь, перец, лук – необходимы для того, чтобы сварить щи;

– мука, яйца, масло, молоко – необходимы для того, чтобы испечь блины;

– рыба, яйца, свекла, майонез – салат «Рыба под шубой»;

– вишня, клубника, лимон, крыжовник – ягодный компот.

Дидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенка

Дидактическое пособие: «Волшебные круги Луллия»

Конструкция данного пособия очень проста:

• На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра.

• Сверху устанавливают стрелку.

• Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Дети 6-7-летнего возраста вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

• На них располагаются картинки (рисунки, слова, цифры, предметы окружающего мира).

• Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.

Основная цель: развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения.

Задачи:

-развивать познавательную активность;

-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);

-формировать элементарные математические представления;

-совершенствовать грамматический строй речи;

-развивать моторику и координацию движений рук.

Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний;

2. На развитие воображения, фантазии и творчества.

Пособие можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.

Дидактическая игра: «Умные машины».

Цель. Закрепить знания детей о том, что в работе людям помогают разные машины; закрепить умение правильно называть предметы; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Материал. Картинки с изображением «умных машин».

Дидактическая игра «Человек + природа = удивительные вещи».

Цель. Закрепить умение сравнивать предметы, созданные человеком, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал себе сам).

Материал. Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира.

Дидактическая игра: «Послание из прошлого».

Цель. Закрепить умение детей называть предметы, действия, относящиеся к прошлому или настоящему. Побуждать детей выделять из предложенных предметов те, которые облегчают труд в сельском хозяйстве, и объяснять, что эти механизмы, специальная техника могут: улучшить качество, увеличить скорость.

Материал. Картинки с изображением специальной техники, облегчающие труд в сельском хозяйстве.

Дидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенкаДидактическое наглядное пособие для развития ребенка

Источник