Дидактический материал для развития речи ребенка
Светлана Торопова
Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Требования ФГОС к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного уровня ребёнок должен хорошо владеть устной речью, свободно выражать свои мысли, желания, использовать речь как средство общения, выражения своих чувств, мыслей, выделять звуки в словах. Речевое развитие детей является очень важным и актуальным в дошкольном возрасте.
Задачи речевого развития по ФГОС:
Овладением речью как средством общения и культуры
обогащение активного словаря
развитие связной, диалогической и монологической речи
развитие речевого творчества
знакомство с художественной литературой, культурой, понимание на слух различных текстов, различных жанров детской литературы
формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Для достижения и решения всех задач речевого развития необходимо:
создание предметно-развивающей среды
подбор дидактических, развивающих, обучающих игр и игровых пособий
использование разнообразных методов, средств, инновационных технологий.
личный пример педагога, его правильно поставленная речь
консультации и разнообразные формы работы с родителями по речевому развитию детей.
Активизация речи детей разнообразными средствами.
В своей работе для активизации речи, и решения всех речевых задач я использую следующие игры и игровые пособия:
1. «Лото» с использование чистоговорок на трудные звуки.
Детям предлагаются или дети сами выбирают их карточки, принцип действия игры, как обыкновенной лото. Усложняется игра необходимостью повторить правильно чистоговорку, если дети умеют читать, прочитать её. Другие дети читающие, могут проверить правильность ответа или определить по чистоте произношения чистоговорки. В качестве поощрений можно давать за правильные ответы не только карточки, но например и счётные палочки или пуговки, камешки, детей это очень привлекает и активизирует. Если какой – то ребёнок испытывает трудность педагогу необходимо ему помочь, ведь с первого раза это трудно, игра требует многократности.
Например: берём картинку «Девочка с шарами»
Ребёнок должен повторить или прочитать: «РЫ-РЫ-РЫ, Я НЕСУ ШАРЫ» или За-за-за прозрачная медуза»
2. “Угадай слова”
На карточках изображено две картинки, которые могут отличаться друг от друга при произношении одним звуком. Например: «Кот» и «Кит». Дети подбирают буквы согласно картинке или можно усложнить задачу – загадать загадку. В ходе игры педагог и другие участники игры могут сами придумывать загадки, описание предмета. «Какую картинку я задумала: это пушистый, усатый…». Ребёнок отгадывает и соответственно подбирает нужную букву.
3. Дидактическая игра “Подарки”
В ходе данной игры у детей формируются навыки звукового анализа, умения определять место звука в слове.
Детям предлагается собрать подарки для мальчика Ромы, но все подарки должны быть со звуком “р”. Дети подбирают картинки с данным звуком, можно использовать схемы, место звука в слове. После того как картинки подобраны, можно предложить найти данные игрушки в группе и отправится в гости к Роме, дальше уже можно развивать сюжетно-ролевую игру. Вариантов игры много, фантазируйте сами и вместе с детьми.
4. Игры с перфокартами
Перфокарты – это индивидуальные листы с интересными заданиями, заламинированные или можно вставить в толстый файл, для многократного использования.
Цель каждой карты разная это могут быть задания нп развитие фонематического восприятия, совершенствование навыков звукобуквенного анализа, слогового анализа, чтение слогов, составления слогов, слов, предложений.
5.”Ребусы”
Сделать самим такие карточки нетрудно.
На картон приклеиваются 2 полоски, одна для вставки картинок на первый звук которых будет составляться слов, другая – ниже, для вставки букв.
Можно использовать разные варианты :
-какой буквы не хватает (в середине слова, в начале или конце)
-правильно или не правильно расставлены картинки или буквы (самоконтроль, взаимоконтроль)
– составь схему
-расставь по схеме
6. “Слоговой тренажёр”
Можно использовать в сюжетно-ролевой игре “Школа” с использованием следующих задний:
-помоги мишке расставить согласные и гласные буквы по домикам
-исправь ошибки мишутки
-составь слоги
знакомить с помощью тренажёра по Жуковой составлять слоги и слова
-определять звуки мягкие и твёрдые.
Индивидуальные тренажёры
7. Речевые улитки на закрепление произношения звуков
Мною собрана картотека фонематических потешек
8. “Слоговое лото”
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игровая деятельность, через игру ребёнок познаёт окружающий мир, всесторонне развивается. Данные игры способствуют речевому развитию детей, надеюсь они буду и вам полезны.
Источник
Уважаемые родители, Вы не знаете, как интересно и познавательно провести выходной вечер с ребёнком? Я предлагаю Вам подборку дидактических упражнений и игр по развитию речи. Это будет интересно и Вам и вашему ребёнку.
Дидактические упражнения по развитию речи.
- Умение образовывать слова с помощью слияния двух основ
Все пароходы, все паровозы
При помощи пара ходят и возят.
Все самолеты летают сами,
А пешеходы – это мы с вами.
Дидактическое упражнение«Скажи одним словом».
– У слона толстые ноги, поэтому его называют…(толстоногим).
– У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют…
– у обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют…
– у моржа длинные усы, поэтому его называют…
– у аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим).
– у соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).
– у ласточки хвост длинный, поэтому ее называют… (длиннохвостой).
– у сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).
– у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая).
– у дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый).
– у вороны черные крылья, поэтому ее называют… (чернокрылая).
Кто больше увидит и назовет.
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Воспитатель с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). У куклы зеленые глаза, значит она… (зеленоглазая), черные волосы, значит она… (черноволосая). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца… (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки).
Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает – снегопад мед носит – медонос
вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит леса – лесовод база для нефти – нефтебаза
перевозит лес – лесовоз воду возит – водовоз
сам летит – самолет пыль сосет – пылесос.
Дидактическое упражнение «Сложные слова».
Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Наглядный материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит … (рыболов), пчел разводит … (пчеловод), сам летает … (самолет), лес рубит … (лесоруб).
Дидактическое упражнение «Назови машину одним словом»
Цель. Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям; «Машина, которая чистит картофель,—картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.
Назови одним словом машину, которая:
Возит молоко – молоковоз;
Мешает бетон – … (бетономешалка)
Возит воду – … (водовоз)
Черпает землю – … (землечерпалка)
Укладывает трубы – … (трубоукладчик)
Дробит камни – … (камнедробилка).
Чтение и пересказ сказки
Спор машин
Сказка знакомит с образованием существительных путём слияния основ:
существительное + глагол.
Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?
– Я сам могу груз сваливать, – сказал Самосвал.
– Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, – зашумел Бензовоз.
– Я самая нужная на стройке, вмешалась Бетономешалка.
– А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!
Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:
– Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!
Хлеб резать – нужна Хлеборезка,
Овощи резать – Овощерезка,
Мясо рубить – Мясорубка,
Кофе варить – Кофеварка,
Сок выжать – Соковыжималка.
– Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, – загудел Пылесос. – Важнее меня машины в доме нет!
– Эх, с вами только дома сидеть! – запыхтел Паровоз. – Вот я – это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжёлые вагоны возить могу. А мой братокТепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри – сильное тепло.
– Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, – загудел Пароход.
– Насмешили вы меня! Самый нужный – тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, сказал Самолёт.
Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал:
– Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.
Вопросы и задания
- Вспомните с ребёнком названия машин из сказки: сам сваливает груз – самосвал, молоко возит – молоковоз. И т.д.
- Предложите ребёнку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.)
- При пересказе ребёнком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы деть понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.
- Упражнение в образовании однокоренных слов
«Построй цепочку»
Цель: учить детей образовывать однокоренные слова и подбирать их к данному слову.
Материал: Картинки – символы, означающие предметы, сезон года и т.п.
Ход игры:
Воспитатель дает задание детям построить цепочку однокоренных слов ( т.е. подобрать родственные слова к данному слову). Она показывает картинку. Например, с изображением снега:
Снег- снежок- снежный- снеговик- подснежник.
Зима- зимушка – зимний – зимующий – зимуют.
Задние: Игрокам предлагается придумать как можно больше однокоренных (родственных) слов.
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, полесье.
Род – родной, родители, родственники, родина.
Снег – снежок, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.
Береза – березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.
Какое слово «лишнее»?
Жаркий, тепло, теплица, теплый
Гора, горный, взгорье, гореть
Каменистый, камень, затвердел, окаменел
Водитель, вода, водоворот, подводный
Речь, река, речной, речушка
Заводной, заводить, водитель, водянистый
Разгорелся, горелый, горелка, горка
Лес, лесенка, лесной, лесник
Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.
Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.
Корова, коровник, кора, коровий
Баран, бараний, баранина, баранка
Подбери однокоренное слово к слову.
«ДОМ» – домик, хата, изба, дома
«БЕЛКА» – побелка, у белки, бельчонок, белила
«ЧАС» – часовщик, время, минутка, частица
«МАЛЫШ» – ребенок, малютка, малыши, дитя
«УХО» – наушники, уши, уха, ушица.
- Умение образовывать степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная)
«Четыре желания»
Цель. Продолжать учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям;
Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая, а после дождя зеленее или очень зеленая. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное.
Веселый – веселее – более веселый.
Высокий – выше – очень высокий.
Стройный – стройнее – более стройный.
Легкий – легче – очень легкий.
Закончи предложение (образование сравнительной степени прилагательных).
Самолёт летит высоко, а ракета выше.
Самолёт летит далеко, а ракета дальше.
Самолёт летит быстро, а ракета быстрее.
Самолёт мощный, а ракета мощнее.
Самолёт большой, а ракета больше.
Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.
Самолёт просторный, а ракета просторнее.
Самолёт длинный, а ракета длиннее.
Самолёт быстроходный, а ракета быстроходнее.
Подбери пару(образование сравнительной степени прилагательных)
Огурец большой, а кабачок больше.
Фасоль маленькая, а горох ….. (меньше).
Капуста большая, а тыква ….(больше).
Кабачок зелёный, а огурец….(зеленее).
Помидор красный, а свёкла….(краснее).
Редис мелкий, а горох….(мельче)
Картофель твёрдый, а тыква…(твёрже)
«Закончи предложение»
Цель: учить детей употреблять сравнительную степень прилагательного.
Материал: Картинки большого и маленького домов, речки и пруда, 2 разных цветка, лето и осень, траву, зиму.
Ход игры:
Детям предлагается закончить предложение:
Этот дом высокий, а этот еще … (выше)
Наша река глубокая, а пруд еще …(глубже)
Этот цветок красивый, а этот еще … (красивее)
Лето было хорошее, а осень еще …(лучше)
Трава зеленая, а после дождя еще …(зеленее)
Осенью холодно, а зимой еще … (холоднее)
Источник
Ирина Румянцева
Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы
Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности.
В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка.
В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).
Маленький ребенок на четвертом году жизни достаточно активно начинает использовать речь для общения. Также происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук ребенка. Необходимо систематически контролировать данное направление в развитии ребенка.
Развитие мелкой моторики часто происходит и вне занятий, в свободной деятельности детей. Поэтому необходимо наполнить среду ребенка различными предметами, пособиями, направленными на развитие переключаемости движений, координации движений и их точности, ловкости.
Центр речевого развития является одним из важных компонентов речевой среды.
В нашей группе в распоряжение ребенка предоставляются различные дидактические пособия (с застежками, шнуровками, замочками, В игровых ситуациях дети используют прищепки (сушат одежду, одевают и раздевают больших кукол, крутят крышки. Активно используются разнообразные пальчиковые игры.
Соответствующие пособия и игры в течение года периодически меняются.
Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».
Дидактическая игра «Расскажи сказку».
Целевое назначение: формировать умение детей пересказывать знакомую сказку (при помощи взрослого) с опорой на наглядный материал. Развивать зрительное восприятие, умение последовательно располагать картинки с изображением героев сказки, память, мелкую моторику рук. Стимулировать речевое взаимодействие, желание проговаривать текст вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к усским народным сказкам.
По аналогии можно рассказывать небольшие сказки помещая фигурки тех же героев на фланелеграфе.
Одна из любимых дидактических игр наших детей «Кто как разговаривает», оформленная по типу игры “Чудесный мешочек”.
Целевое назначение: расширять представления детей о том, что все животные издают определенные звуки. Упражнять детей в умение произносить звукоподражание, правильно соотносить его с изображением животного (птицей). Развивать слуховое и зрительное восприятие. Формировать словарь глаголов. Воспитывать познавательный интерес к животному миру.
Для стимулирования моторики обеих рук пополнила центр речевого развитиями новыми веселыми игровыми упражнениями: «Веселые карандаши» и «Шарик в ладошке».
Увлекательные задания – игровое упражнение «Пальчиковые шаги»
не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию со взрослых.
Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.
Целевое назначение: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.
Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов») оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по 9 темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.
Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.
Также центр речевого развития пополнен и другими дидактическими пособиями, направленными на развитие слухового восприятия, на развитие правильного речевого дыхания.
Дидактическое пособие «Коробочки – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.
Игровое упражнение «Веселые человечки».
Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.
Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.
Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.
Своевременное пополнение речевого центра игровыми развивающими пособиями, с учетом возрастных особенностей детей, позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Спасибо за внимание!
Источник