Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка thumbnail

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактический круг по изучению разных сфер жизнедеятельности

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Дидактический материал в виде автомобиля и светофора с навинчивающимися цветными крышками

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

  • Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

    Дошкольники рассматривают коллекцию минералов

    Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

  • Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят:
    • модели,
    • макеты,
    • муляжи и др.

Игровой макет проезжей части с машинками, дорожными знаками и светофором

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:

    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

  • материал в картинках;

    Предметные картинки по теме «Игрушки»

    Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

  • раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника);

    Раздаточный материал по теме «Транспорт»

    Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

  • демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

    Плакат «Средства музыкальной выразительности»

    Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

    Дидактическая игра «Цветное лото»

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

  3. Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
  4. Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
    • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
    • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
    • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
    • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
    • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
  5. Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.

    Фланелеграф с изображением нот, ёлочек, птичек, листочков и др

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

  6. Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.
Читайте также:  Методик для психологическое изучение ребенка с отклонениями в развитии

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: дидактические игры своими руками

Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

Видео: дидактические материалы по обучению грамоте

https://youtube.com/watch?v=xKDbYhAEmLA

Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

https://youtube.com/watch?v=JOKWuUwiXf8

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Источник

ЕЛЕНА КОСЕНОК
Дидактические пособия своими руками

Хочу представить вашему вниманию дидактические пособия, сделанные своими руками.

Дидактическая игра

«ЖАДИНА»

Дидактические пособия своими рукамиДидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия необходимо 4 листа разноцветного картона; вырезать белые квадраты – «окна», наклеить их на картон, распечатать маленькие слова – мой, моё, моя, мои, вырезать и наклеить вверху, получится «многоэтажный дом». Затем сделать из бумаги конверты для карточек с изображением по лексическим темам (картинки можно найти в интернете, распечатать). Всё пособие за ламинировать, игра готова.

Цель: Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 – 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек.

Что входит в набор: 4 карты – домика, маленькие карточки, инструкция к игре.

Инструкция; Взрослый предлагает детям взять по одной карте – домику. Педагог берет маленькие карточки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» – «Пальто», «Чьё пальто?», ребёнок должен ответить: «Моё пальто» и т. д. Игра закончится тогда, когда дети положит все маленькие карточки на карту – домик.

Варианты игры:

I вариант:

Предложите ребенку назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.); «это моя» (моя кукла, моя группа, моя сумка, моя машина и т. д.); «это моё» моё платье, моё дерево, моё пальто, моё зеркало и т. д.); «это мои» мои штаны, мои шорты, мои очки, мои часы и т. д.).

Читайте также:  Зарождение и развитие ребенка в утробе

II вариант

Подберите картинки и предложите ребенку разложить их по домикам: мой, моя, моё, мои. Пусть при раскладывании ребенок проговаривает, например: моя кукла, моё платье и т. п.

Развивающее лото

«ПРЕДЛОГИ»

Дидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия скачайте в интернете карты, карточки схемы, распечатайте, за ламинируйте и играйте с детьми.

Цели: учить детей понимать пространственное значение предлогов;

сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;

учить составлять предложения по картинке.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 – 7 лет, играть в нее могут не более 6 человек.

Что входит в набор: 6 карт, маленькие карточки со схемой предлога, инструкция к игре.

Инструкция: Игра проводится по типу «лото»: взрослый показывает схему предлога, дети составляют предложения по своим картинкам. Ребенок, правильно составивший предложение и назвавший предлог, закрывает одну ячейку на своей карточке схемой предлога. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжетные картинки.

Дидактическая игра

«ГАРАЖИ И АВТОМОБИЛИ»

Дидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия необходимо 5 листов цветного картона, на картоне нарисовать силуэт «гаража», вырезать их. Из белой бумаги вырезать прямоугольники наклеить их на «гаражи». За тем за ламинировать. На крышу «гаража» приклеить полосками самоклеящейся бумаги кармашек из пластика. Из цветного картона по шаблону вырезать автомобили, распечатать и вырезать цифры, наклеить их на автомобили, за ламинировать. Пособие готово.

Цель игры: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 – 7 лет, играть в нее могут не более 5 человек.

Что входит в набор: карты – гаражи с цифрами, машинки с цифрами, инструкция к игре.

Инструкция: Взрослый предлагает детям взять по одной карте – гаражу. Педагог берет карточки машинки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» – «Машинка», «Какая цифра на машинке?», ребёнок должен ответить: «Два, это моя машинка, потому что на моем гараже цифра 2» и т. д.

Варианты игры:

I вариант: Цифра на крыше обозначает количество машин в гараже. Ребёнок должен подобрать и поставить машинки с такой же цифрой.

II вариант: Взрослый предлагает детям составить число из двух меньших чисел. Ребенок находит эти числа и выкладывает машинки с числами в гараж.

Дидактическая игра

«БОЖЬИ КОРОВКИ»

Дидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия нужен картон зеленых оттенков, по шаблону вырезать из него листья, распечатать и наклеить цифры, за ламинировать. За тем скачать в интернете картинки с изображением божьих коровок с разным количеством точек на спине, распечатать, вырезать, за ламинировать. Можно играть.

Цели: закрепление навыков счета в пределах 10; развитие умения сравнивать количество предметов.

Что входит в набор: листья с цифрами, божьи коровки с точками, инструкция к игре.

Инструкция: Посадить на каждый листок божью коровку, у которой столько же точек на спине, сколько и на листке.

Варианты игры:

I вариант: Каждая божья коровка должна найти свой листок (и на божьей коровке и на листке должно быть одинаковое число);

II вариант: Разложить божьих коровок и листья в прямом и обратном порядке (от одного до девяти и от девяти до одного).

Игра – головоломка

«ТАНГРАМ»

Дидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенкаДидактический материал для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: изготовить головоломку очень просто. Вам нужен квадрат 10х10 см. Вырезать его из цветного двухстороннего картона. Потом тот же квадрат разрезать на 7 частей. Это должны быть: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. За тем из белой бумаги сделать кармашки по количеству детей, разложить в них квадраты разрезанные на семь частей. Скачать и распечатать схемы – образцы. Игра готова.

Цель игры: развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 – 7 лет.

Что входит в набор: кармашки с семью частями, схемы.

Инструкция: Взрослый предлагает детям составить изображения по образцам и по собственному замыслу.

Варианты игры:

I вариант: Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.

Читайте также:  Деятельность в психологическом развитии ребенка и подростка

II вариант: Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному образцу. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Источник

Сегодня как никогда актуальны вопросы раннего развития наших детей. Ребенок должен узнать и освоить как можно больше и как можно раньше – иначе он рискует потерять шансы, например, попасть в сильную группу профильного детсада. Или к хорошему репетитору, который берет не всех. Или не пройти конкурс в нужную школу – и отправиться получать образование по месту прописки. Или маме нечем будет похвастаться перед другими мамами в песочнице.

Дидактический материал для развития ребенка

Так постепенно все время дошкольника занимают всевозможные развивающие занятия. Но не лишается ли он при этом, собственно, детства? И не ставит ли это родителей перед трудным выбором между детством и достижениями?

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактика – наука об обучении

Хороший выход из ситуации – развивающие игры. Психологи и педагоги еще в середине прошлого века установили, что наиболее прочно и устойчиво усваиваются навыки и знания, полученные в ходе увлекательной игры.

Дидактический материал для развития ребенка

Кроме того, ребенка проще уговорить на повторение той же игры, чем на повторение тех же уроков. А повторение, как известно, мать учения.

Дидактический материал для развития ребенка

Такие развивающие игры называются дидактическими. Дидактика – это наука, изучающая сам познавательный и обучающий процесс.

Дидактические игры можно пройти на развивающих занятиях или купить в специализированных магазинах – однако, если вы хотите интереснее провести время с вашими детьми, попробуйте сделать дидактические игры для детей своими руками. Вместе.

Дидактический материал для развития ребенка

Увлекательный процесс создания будущей любимой игрушки – тоже своего рода полезная дидактическая игра. Осталось определиться, какие навыки развивать первыми.

Дидактический материал для развития ребенка

Моторика

Отличный вариант игр для развития моторики и пространственного мышления – всевозможные игры-шнуровки. Вам понадобится несколько кусков картона или пластика и яркие разноцветные шнурки.

Дидактический материал для развития ребенка

Пластик удобнее – такую игрушку можно помыть. Если вы делаете дидактические игры для детского сада своими руками, есть смысл сразу делать их моющимися – дети есть дети.

Дидактический материал для развития ребенка

У вас наверняка есть разноцветные крышки от давно потерянных пластиковых контейнеров – это отличный шанс пустить их в дело.

Дидактический материал для развития ребенка

Сделать игру-шнуровку просто. Нужно просто вырезать по трафарету узнаваемые фигурки – например, яблоню и яблоки. Или красный гриб и белые точки. Или синее небо и белое облачко.

Дидактический материал для развития ребенка

В деталях аккуратно проделываются отверстия для шнурков – и ребенок, продевая шнурки в дырочки, может сам повесить яблоки на яблоню или полить дождиком из тучки.

Дидактический материал для развития ребенка

Такие дидактические игры хорошо работают в младшей группе детского сада. Интересное развлечение для малышей – а там и до завязывания настоящих шнурков недалеко.

Дидактический материал для развития ребенка

Речь

Если вы делаете дидактические игры по развитию речи своими руками, начните с кукольного театра. Пальчикового. Персонажей любимых сказок можно нарисовать на бумаге вместе с детьми. Потом к бумажным артистам будущего театра с изнанки приклеиваются колечки из бумаги или ленточек – с их помощью куклы будут крепиться на палец.

Чем больше ваша коробка с героями сказок, тем больше сказок и пьес вы можете разыграть с детьми по ролям.

Дидактический материал для развития ребенка

Вы удивитесь, сколько сказок они способны выучить наизусть за один день – и потом повторять друг с другом день за днем, меняя сюжеты и вариации.

Дидактический материал для развития ребенка

Если бумажные куклы не выдержат такой популярности, можно сделать более прочных кукол из ткани. Или связать крючком. Заодно ребенок сможет попробовать свои силы в шитье и вязании – под вашим присмотром.

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактические игры такого уровня сложности в старшей группе детского сада точно будут встречены на ура.

Дидактический материал для развития ребенка

Слух

Запоминать и различать звуки окружающего мира – тоже полезный навык. Можно сделать «конфетки» из пустых коробочек от киндер-сюрпризов, завернутых в цветную бумагу.

Дидактический материал для развития ребенка

В коробочки кладутся разные предметы так, чтобы получилось по две конфетки с одинаковым звучанием. Задача ребенка – найти каждой вытащенной из коробки конфетке пару на слух.

В усложненном варианте — еще и угадать, какая в конфетке «начинка» — если вы начиняли конфетки вместе, процесс угадывания будет особенно увлекательным.

Дидактический материал для развития ребенка

А если обертки парных конфет не будут совпадать по цвету – это поможет понять разницу между звуком и цветом. И, заодно, выучить цвета.

Дидактический материал для развития ребенка

Фото дидактических игр своими руками

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка

Дидактический материал для развития ребенка


Помогите сайту, сделайте репост 😉

Источник