Дидактические средства математического развития ребенка дошкольника

Ольга Черенкова
Роль дидактических средств в математическом развитии дошкольников

Математика довольно сложный предмет, даже в начальной школе. А ведь не все дети могут похвастать математическим складом ума и просто имеют склонность к математическим вычислениям. Очень часто трудности в изучении этого предмета, приводят к тому, что вообще теряется интерес к математике.

Так, одной из наиболее важных задач дошкольного образования – развить у ребенка интерес к математике. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, без которых в школе ребенку не обойтись. Важно помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но если приобщение к этому предмету будет в игровой и занимательной форме, это поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. А включение дидактических игр и упражнений позволит чаще менять виды деятельности на занятиях, что создаст благоприятные условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, а также обеспечит его доступность и осознанность для каждого ребенка. Сначала детям будут интересны только игровые действия, а затем проявится интерес и к самому предмету обучения.

Дидактические средства – это орудия труда педагога и инструмент познавательной деятельности детей. Назначение дидактических средств – наглядно, доступно и понятно объяснить математические понятия детям. Дидактические средства – это все, чем только может воспользоваться педагог для формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Это и совокупности предметов, явлений, знаки (модели, действия, а также слово. Все, что участвует непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивает усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. То есть можно сказать, что средства обучения – это источники получения информации. А еще – это возможные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Взаимодействуя с ними в игре, он открывает для себя мир количественных, пространственно-временных отношений, где решаются самые разнообразные творческие задачи. Это способствует развитию активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность. Использование разнообразных дидактических средств, способствует формированию математических представлений абсолютно всех детей дошкольного возраста, помогает сосредоточить их внимание.

Обучение математике дошкольников невозможно представить без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети всегда с удовольствием пытаются найти решение головоломки, логической задачи. И если ответ найден, у него закладывается положительный эмоциональный настрой, что и побуждает мыслительную активность. Ребенку важен результат, который увлекает его,конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать.

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение обязательно с наглядными пособиями, так как слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств, сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания».

Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, которое направлено на формирование элементарных представлений о счёте.

Известный педагог К. Д.Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа». Такие пособия разнообразны,и их применение в каждом случае зависит от: конкретного содержания учебного материала; используемых методов.

Наглядный материалдолжен отвечать следующим требованиям: быть научным – то есть соответствует научным данным о счёте. Педагогическим, так как должен выполнять образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку. Санитарно-гигиеническим – отсутствие вредных веществ, не вызывает напряжения зрения. Эстетично, красиво оформлен.

Также предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, поэтому лучше брать их из окружающей жизни. Материал нужно разнообразить таким образом, чтобы можно было бы воспринимать разными органами чувств и на слух, и зрительно, и наощупь.

Обычно наглядный материалиспользуют двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание воспитателя. Демонстрационные и раздаточные материалы различны по назначению.

Демонстрационный материал предназначается для объяснения и показа способов действий воспитателем, когда раздаточный дает возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.

К демонстрационным материалам относятся:

-наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных;

– геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;

– фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

-мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

– магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

– полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

– комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

– карточки и таблицы;

– модели («числовая лесенка», календарь и другие.);

– логические блоки;

– панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

-оборудование для проведения дидактических игр;

– приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-цифры и т. д.).

Есть еще и стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы.

К раздаточным материалам относятся:

-мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и так далее;

-карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос;

-карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками,

-карточки с гнездами, карточки к нашитыми пуговицами, карточки-лото и -другие наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

-таблицы и модели; счетные палочки,

-лэпбуки.

Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства могут использоваться и для показа, и для упражнений.

Важно учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. А демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, потому он крупнее.

Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный – один на группу детей. На четырех групповой детский сад демонстрационный мате риал подбирают так: 1-2 комплекта каждого названия, а раздаточный – по 25 комплектов каждого названия на весь детский сад, чтобы полностью обеспечить одну группу.

Демонстрационный материал размещается в удобном для использования месте, в определенной последовательности. После использования нагляд-ного материала его необходимо убрать, чтобы не отвлекал детей. С этой целью хорошо использовать салфетки, коробочки, ширмочки. Раздаточный материал детям младшей группы дают в индивидуальных конвертах, в коробках, на подносах; в старшей группе — на общем подносе для каждого стола.

Необходимо научить детей пользоваться раздаточным материалом. Для этого воспитатель следит, чтобы дети осознанно и самостоятельно выполняли практические действия, аккуратно брали материал правой рукой, размещали его соответственно заданиям, после работы с ним клали на место.

Таким образом, эффективность обучения достигается соединением слова воспитателя, практических действий детей и различных средств наглядности, поскольку процесс формирования понятий неотделим от конкретных представлений, от формирования способов действий.

Значение демонстрационного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования различных дидактических средств. Что выбрать зависит от учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.

Конечно же, использование наглядности. Весь наглядный материалусловно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный. Используются разнообразные средства наглядности, как реальные, так и условные объекты. При этом предметы могут быть разными по цвету, форме, величине.

Могут использоваться мешочки с мелкими предметами, связки колец, бусы, карточки с нашитыми пуговицами.

Счет по осязанию. Воспитатель предлагает узнать, сколько предметов в мешочке (колец в связке, пуговиц на карточке и т. п.).Объясняет: «Сейчас мы предметы видеть не будем, будем только трогать и считать. Нужно засунуть обе ручки в мешочек, левой рукой отодвинуть все предметы влево, придерживать их, а правой рукой поочередно брать по одному предмету, передвигать их вправо и считать».

Счет на слух. Детям предлагается сосчитать звуки, которые производит воспитатель, ударяя в различные шумовые, музыкальные предметы (бубен, металлофон, погремушки, молоток и т. п.). Со средней группы используется ширма. Звуки извлекаются за ширмой.

Счет движений. Детям предлагается выполнить различные задания со счетом движений. Например, подпрыгнуть на левой ножке столько раз, сколько раз Ира хлопнула в ладоши; столько раз, сколько раз Маша подбросила мяч и т. д.

Чем больше анализаторов задействовано в обучении, тем лучше, прочнее запоминается учебный материал. Счет звуков и движений углубляет понимание детьми значения итогового числа, т. к. пересчитать их как предметы нельзя. Поэтому необходимость запомнить итоговое число становится для ребенка очевидным. Счет предметов по осязанию связан со счетом невидимых предметов.

Широко используются плоскостные планшеты с разным количеством карманов, на которых символами изображены задания. Применяя эти планшеты, старших дошкольников можно знакомить с временами года, закреплять геометрические, величины и другие представления.

«Математический планшет» используется для постижения азов геометрии, а также для развития мелкой моторики. Это поле со штырьками для рисования резиночками. С помощью его формируется исследовательская деятельность ребенка, происходит психосенсомоторное когнитивное (познавательное) развитие и развитие творческих способностей.

С целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, поиск недостающей в ряду фигуры. Задание преподносится от лица какого-либо героя сказки, и нужно найти решение, догадаться. Назначение – активизация умственной деятельности детей, оживление процесса обучения. Применять можно как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.

Головоломки из объемных фигур: «Змейка Рубика», «Кубик Рубика», «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» также хорошо помогут в изучении математики.

В развитии пространственных ориентировок хорошо использовать мобили-подвесы. Дети, обращая внимание на висящие предметы, быстро усваивают понятия высоко, ниже, вверху и другие.

На занятиях по математике хорошо проводить элементарные опыты. Например, переливание воды из бутылок разной формы на определение объема жидкости. Можно взвешивать твердые и сыпучие тела на определение массы. Дети оценят опыты с магнитами, временными промежутками и т. д. Среди математических развлечений есть весьма необычные игры на составление плоскостных изображений животных, птиц из наборов геометрических фигур.Это геометрические конструкторы: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», которые также относятся к экспериментированию.

Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Такие игры положительно влияют на развитие мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике, что очень важно для будущих первоклассников. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное по образцу или задуманное.

Моделирование – один из приемов развития у детей временных и пространственных ориентировок. Использование заместителей, наглядных моделей развивает умственные способности детей, появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» результаты собственных действий.

Модели бывают плоскостные и объемные, линейные и круговые. В математическом развитии дошкольников используются при формировании временных и пространственных ориентировок.

«Ориентировка во времени», «Части суток». Используются модели в виде круга или квадрата, разделенные на 4 равные части. Каждая из частей обозначает часть суток и имеет определенный цвет, который связывается с природными явлениями, характерными для данного временного отрезка.

«Вчера, сегодня, завтра». Используется модель с тремя окошечками. Открытое среднее окно обозначает «сегодня», окошечко слева – «вчера», окошечко справа – «завтра».

«Дни недели». Используются такие модели,как: палочки Кюизенера (первые 7 палочек). Каждая палочка («день») имеет свой цвет, состоит из определенного количества условных единиц (обозначает порядковый номер дня недели.) Например, палочка желтого цвета (число 5) обозначает пятый день недели – пятницу; семь цветных полосок; круг, разделенный на 7 равных частей. Каждая часть имеет определенный цвет и обозначает соответствующий день недели.

Не стоит забывать и о познавательных книгах математического содержания и рабочих тетрадях для дошкольников, компьютерных играх и учебно-методической литературе для педагогов и родителей.

Пословицы и поговорки, считалки и загадки, современные сказки математического содержания для дошкольников, рифмованные задачи оказывают развивающее, воспитывающее воздействие.

Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки формируют элементарные математические представления. Загадки, стихотворные задачки развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний.

С помощью художественного слова повышается интерес детей к обучению, создается положительная атмосфера на занятиях. Во время обучения дети получают дополнительную информацию о временах года, их последовательности, о счете, числах, цифрах и т. д. Художественное слово можно использовать во всех возрастных группах для решения программных задач по математике, как на занятиях, так и вне занятий.

Музыкально-математические средства по методике В. А. Лаптевой одновременно выполняют и «заинтересовывающую», и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий, обучающие различным способам счета, о временных отношениях, о пространственных отношениях.

Еще один вид дидактических средств детей дошкольного возраста – дидактические игры. Это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Дидактические игры позволяют детям накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов. Развивают умение выделять сходство и различие между предметами глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).

Математическое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста особенно эффективно когда представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирования характерных качеств математического мышления.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря разнообразию математических дидактических средств удаётся привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди – его родители и педагог.

Источник

Дидактические средства математического развития

в дошкольном возрасте

1. Дидактические средства — это учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства,  и т. д.

Наглядность — это метод обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений.

Дидактические средства являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Дидактические средства охватывают больший круг объектов математической реальности (предметы, явления, знаки, модели, действия, слово).

Наглядность при обучении математике характеризуется тем, что внимание детей обращается с их помощью только на те признаки, свойства, отношения, которые являются объектом изучения в математике.

2. Дидактические средства реализуют принцип наглядности; переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму; способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий; увеличивают объем самостоятельной деятельности детей; интенсифицируют процесс обучения.

3. Дидактические средства делятся на:

  • комплекты наглядного дидактического материала;
  • оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

пособия для воспитателя: учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр,

  • учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой.

4. Обучение детей математике основывается на конкретных образах и представлениях в силу наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления. Поэтому большую роль играют наглядные дидактические средства. Наглядность в математике характеризуется тем, что внимание детей обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике; постепенно наблюдается ослабление конкретного в предлагаемой наглядности: натуральный предмет → изображение предмета в виде картинки → черточка → число; геометрическая фигура → абстрактный образ → схема, график, чертеж.

5. Выделяют следующие виды наглядности:

  • натуральная наглядность (реальные предметы);
  • изобразительная наглядность (картинки, рисунки, таблицы, экранные наглядные пособия, модели предметов);
  • математическая наглядность (числовые фигуры, линии, стрелки, чертежи, диаграммы, схемы, знаки, графики, цифры, модели геометрических фигур и др.).

6. Требования к наглядному материалу:

  •  должен соответствовать возрасту детей;
  •  должны быть хорошо выражены особенности предметов;
  •  изображения не должны изобиловать деталями;
  •  наглядность должна быть привлекательной для детей;
  •  безопасной, устойчивой, прочной, отличаться разнообразием;
  •  хранить дидактические средства необходимо отдельно от других  
  •  предметов и игрушек;
  •  при демонстрации их необходимо размещать на уровне глаз детей;  
  •  оборудование для самостоятельных игр и занятий помещается в зоне      

 самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически  

 обновляется. К нему необходимо обеспечить свободный доступ детей.

7. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

8. Предметно-развивающая среда включает в себя три компонента:

  • предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию относятся: игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной с взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
  • учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
  • оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

9.  Книги с математическим содержанием и рабочие тетради используются с целью обогащения математических представлений дошкольников. Первые детские книги математического содержания создавались по аналогии со школьными учебниками. Это позволяло точно определить осваиваемое дошкольниками содержание, наметить его последовательное усложнение; облегчало процесс обучения и развития детей дошкольного возраста.  

Познавательная книга является своеобразным (учителем), выступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней. Часто такие книги адресованы родителями и используются в семье в процессе и совместной деятельности воспитателя и детей. Ценность познавательной книги заключается в особой форме наглядности передаваемого в ней содержания.

10. Классификация познавательных книг с математическим содержанием:

  1. книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников;
  2. книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.

К первой группе книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. Содержание и цели варьируются в зависимости от возраста детей.

Альбомы для детей раннего и младшего возраста направлены на обогащение сенсорных впечатлений и наглядное представление осваиваемых эталонов (формы, цвета). Основная задача детей — рассмотреть изображения, соотнести, например, форму предмета и геометрическую фигуру, запомнить слова (вверху — внизу, большое — маленькое).

Для детей старшего возраста (5-ти – 7-ми лет) используются различные познавательные книги энциклопедического характера (например, тематические «Как измеряли время раньше?»), которые позволяют расширить и углубить представления дошкольников о средствах и способах измерения, нумерации и т. п. Информация представлена в занимательной форме; книги содержат иллюстрации и образные примеры. Энциклопедические варианты книг  являются средством активизации интереса детей к познанию нового.    Представление информации по главам обеспечивает лимитирование времени и содержания занятий с детьми. Для данных книг характерна интеграция художественных средств (художественная литература и иллюстрации) и познавательной составляющей (информации логико-математического характера). В данных книгах присутствуют «сквозные» персонажи, участвующие во всех эпизодах и близкие опыту детей. Идентификация детей с персонажами вызывает эмоциональные переживания и желание помочь персонажу (подсказать, решить задачу, вместе с ним узнать что-то новое и т. п.).  

Ко второй группе относятся разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий. Пособия и книги могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Задания в  книгах представлены в порядке усложнения.

В книгах второй группы учитываются необходимость тактильно-двигательного обследования и значение практических действий в познании; предусматриваются дорисовывание элементов, соединение по линиям, выкладывание образов из геометрических фигур, которые прилагаются к книге; приводятся некоторые игры (игры типа крестов; игры с обручами и т. п.). Часто  используют различные символы — подсказки действий (нарисовать, закрасить, вырезать, решить и т. п.), что позволяет детям, не умеющим читать, ориентируясь на символы, понять содержание задания.

11. Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получает возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом). В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.

12. Требования к книге математического содержания:

  • книга должна быть доступной по содержанию, представлениям и форме;
  • соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.);
  • иметь педагогическую ценность и позволять решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в единстве;
  • содержать усложняющееся и последовательно представленное математическое содержание; обеспечивать «зону ближайшего развития»;
  •  способствовать формированию реалистичных представлений об объектах мира;
  • быть красочной, содержать интересный сюжет или задания, ориентированные на имеющийся опыт детей;
  • предусматривать различные по содержанию задачи (дорисовать, придумать самостоятельно, проанализировать образец и т. п.) и вариативные задания (усложняющиеся аналоги).

Требованиям к рабочим тетрадям по математике:

  • учитывать цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников;
  • соответствовать возрасту детей;
  • возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий и т. п.).

13. Методические приемы при работе с математической книгой:

В младшей группе используются книги-игрушки («Книжки-малышки», «Книжки-раскладушки», книги-сюрпризы), функция которых заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (цвет, форма, размер).

      Приемы: обратить внимание на значимые свойства (форму, размеры),

      называть их словом, активизировать называние проявлений свойств детьми,  

      вопросы к детям,  

      практические действия (дотронуться, провести пальцем и т. п.) или          

      изображение дополнить стихотворением, игрой-изображением.

В средней группе используются книги для рассматривания, представлющие различные варианты проявления свойств, отношений.

      Приемы: сюрпризное внесение; предварительное рассматривание; привлечение детей к оформлению «уголка» и определению месторасположения книг; выставка любимых книг; использование книг в совместной и индивидуальной деятельности, организация различных практических действий детей (выложить в определенном порядке, вставить в прорези, наложить на картинку и т. п.).  

В старшем дошкольном возрасте используются познавательные детские энциклопедии.

     Приемы: организация совместного еженедельного чтения книг с обсуждением их содержания (некоторые главы и разделы могут предварять освоение определенных тем на занятиях); коллекционирование интересных познавательных книг; организация занятий и совместной деятельности по методу проекта, построенного на основе данной познавательной энциклопедии, книги; придумывание продолжения сюжетов книг, новых эпизодов, зарисовка интересных моментов в альбомах; использование данных книг в условиях семьи; организация экскурсий в детские библиотеки, сопровождающихся рассматриванием каталогов и выставок книг, беседами с библиотекарями и читателями; использование детских журналов и газет с познавательной информацией и заданиями.

Источник