Дидактические игры в диагностике музыкального развития ребенка
Елена Яшина
Исследование «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и т. д. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Цель исследования – обосновать и экспериментально проверить влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольника.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Музыкальные способности определяются как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления. Выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что-то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувственности к точной интонации.
Музыкально-слуховые представления – способность можно иначе назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении.
Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний.
Дидактическая игра – это только игра для ребенка. Для взрослого – она способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике дошкольного учреждения нами был проведен эксперимент на базе дошкольного учреждения МБДОУ Яснополянский детский сад “Почемучки” Ташлинского района Оренбургской области в младшей группы.
Цель экспериментальной работы: доказать эффективность развития музыкальных способностей средствами музыкально-дидактических игр.
В экспериментальном исследовании приняло участие 16 детей младшей группы в возрасте до 4 лет. Исследование проводилось с марта по июнь 2016 года.
Наша опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:
– констатирующий;
– формирующий;
– контрольный.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить исходный уровень развития музыкальных способностей младших дошкольников.
Диагностика музыкальных способностей проводилась по методике К. В. Тарасовой, доктора психологических наук, академика Российской академии естественных наук и Академии творческой педагогики. Мы выбрали диагностических задания: первое – на исследование уровня развития ладового чувства, второе – на исследование уровня развития музыкально-слуховых представлений, третье – на исследование уровня развития чувства ритма.
На основании полученных данных мы составили сводные таблицы уровня развития музыкальных способностей дошкольника экспериментальной и контрольной групп.
По результатам видим, что в экспериментальной группе число детей с низким уровнем развития музыкальных способностей выше, чем в контрольной, поэтому в экспериментальной группе необходимо развивать музыкальные способности младших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.
На следующем этапе исследования нам необходимо было на практике подтвердить нашу гипотезу. Для достижения цели мы:
– подобрали комплекс музыкально-дидактических игр, способствующих развитию музыкальных способностей младшего дошкольника.
– использовали эти музыкально-дидактические игры в повседневных формах работы (на занятиях, в свободное время, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.).
– затем провели контрольную диагностику для определения эффективности использования музыкально-дидактических игр в процессе развития музыкальных способностей младших дошкольников.
По результатам диагностики мы видим, что процент детей со средним уровнем развития сравнялся с высоким уровнем развития, этот показатель равняется 50% процентам. Увеличение показателя среднего уровня развития связано с тем, что дошкольники участвовали в музыкально-дидактических играх, слушали музыку, понимали ее характер, достаточно точно выполняли ритмический рисунок. Детей с низким уровнем развития в экспериментальной группе не осталось. Большинство исследуемых детей повысили свой уровень музыкальных способностей в ходе данного этапа.
По итогам исследования можно сделать вывод, что музыкально-дидактические игры могут способствовать развитию всех музыкальных способностей, если подобрать необходимый комплекс музыкально-дидактических игр для младших дошкольников и включить музыкально-дидактические игры в повседневные формы работы. Поэтому цель работы исследования достигнута, задачи решены и гипотеза подтверждена.
Источник
Диагностические задания.
(старшая группа)
Задание №1.
Цель: определить уровень развития ладового чувства.
Музыкальный руководитель исполняет попевку или знакомую песенку на фортепиано или металлофоне. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок должен определить закончилась ли мелодия или педагог не доиграл ее до конца (до тоники).
Репертуар: р.н.п. «Жил-был у бабушки серенький козлик».
Задание №2.
Цель: выявить уровень развития музыкально-слуховых представлений.
Музыкальный руководитель играет любую несложную попевку на фортепиано или металлофоне. Задача ребенка, подобрать ее по слуху, спеть или сыграть на фортепиано или металлофоне.
Репертуар: р.н.м. «Андрей-воробей» или «Петушок».
Задание №3.
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный руководитель играет попевку на металлофоне или фортепиано. Задача ребенка повторить ритмический рисунок попевки в хлопках, притопах или на ударных инструментах.
Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап-кап» или «Тик-тик-так».
Задание №4.
Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений:
- П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;
- П.И.Чайковский «Полька»;
- Р.н.п. «Во поле береза стояла».
Ребенку раздаются карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:
- Произведение какого жанра прозвучало?
- Что можно под него исполнять?
- Характерные особенности.
Задание №5.
Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.
Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый), фонограммы или исполнение музыкальных произведений.
Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии соответствие определенных цветовых оттенков различным эмоциональным состояниям человека.
Ребенку предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким бы он нарисовал данную мелодию.
Задача ребенка создать цветовой образ музыкальной композиции (веселый, задорный – красный; грустный, печальный – синий; светлый, лирический – зеленый.)
Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных мелодии.
Репертуар: «Камаринская», «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, «Сладкая греза» П.И.Чайковского.
Задание №6.
Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч.ф.)
ребенку предлагается для прослушивания несколько музыкальных произведений разной формы. После исполнения ребенок определяет сколько частей в произведении и по каким средствам выразительности он это понял.
- В.Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;
- В.Салманов «Голодная кошка и сытый кот»
- Д.Кабалевский «Клоуны».
Задание №7.
Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)
Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).
Задание №8.
Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.
Ребенку предлагается спеть знакомую песню и выявляется его способность к выразительному и эмоциональному пению.
Репертуар: любая знакомая ребенку песня (песни В.Шаинского, Е.Крылатова, программные сочинения, несложные попевки, песни из мультфильмов знакомых детям).
Задание №9.
Цель: выявить способность ребенка чисто интонировать попевку или небольшую мелодию с музыкальным сопровождением и без него.
Ребенку предлагается попевка или песня для прослушивания. После этого, музыкальный руководитель просит ребенка спеть попевку сначала с сопровождением, а затем без него.
Репертуар: «Осенние распевки», «Та-та, два кота», и т.д.
Задание №10.
Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в соответствии с характером музыки, ее жанром.
Ребенку предлагается послушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, ребенок определяет, какие движения, можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняет их.
Репертуар: Т.Ломова «Тема с вариациями». Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.
Задание №11.
Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений для своего возраста.
Музыкальный руководитель ведет наблюдение за ребенком во время музыкально-ритмической деятельности. Индивидуально просит его показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера.
Репертуар: упражнения в ходьбе разного характера: «Великаны и гномы» Д.Львова-Компанейца, «Хороводный шаг» р.н.м., Е.Тиличеева «Лошадки», «Попрыгунчики» музыка Ф.Шуберта, «Пружинки» и т.д.
Задание №12.
Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на смену фраз и частей музыкального произведения в движении.
Ребенку предлагается прослушать произведение в записи или в исполнении музыкального руководителя и найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз.
Музыкальный руководитель предлагает сюжет: пошли подружки (молодцы) в лес по ягоды. Стали девочки (молодцы) ягоды собирать, набрали полный кувшинчик, обрадовались и пустились в пляс.
Стали они домой собираться и вдруг увидели большой гриб. Снова обрадовались и заплясали.
Репертуар: р.н.п. «Как под яблонькой».
Задание №13.
Цель: определить знания, умения и навыки ребенка в игре на детских музыкальных инструментах, выявить интерес ребенка к музицированию.
Музыкальный руководитель показывает ребенку изображения различных музыкальных инструментов, просит ответить его как они называются и изобразить способы игры на них, сопровождая его игру музыкальным аккомпанементом.
Репертуар: р.н.п. « Ах ты, береза», Г. Струве «Песенка о гамме», рум.н.п. «Кап-кап».
Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.
Задание №14.
Цель: выявить способность ребенка различать тембры музыкальных инструментов.
Материал: карточки с изображением барабана, балалайки, металлофона, дудочки и т.д. Сундучок, фонограммы со звучанием этих инструментов.
Музыкальный руководитель показывает ребенку «Волшебный сундучок». В нем спрятались музыкальные инструменты. После каждого звучания ребенок поднимает карточку с изображением звучащего музыкального инструмента, называет его.
Задание №15.
Цель: выявить уровень творческих проявлений детей в пении.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку поговорить с ним, только на музыкальном языке.
Ребенок и педагог ведут певческую перекличку:
Муз. рук.: Как тебя зовут?
Ребенок: Танечка, Вася, Никита и т.д.
Муз. рук.: Какое у тебя настроение?
Ребенок: Хорошее, грустное, веселое и т.д.
Затем очередность меняется, придумываются новые интонации.
Задание №16.
Цель: выявить способность детей импровизировать в свободном танце.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку придумать танец под не знакомую музыку. Сначала ребенок слушает произведение, затем выбирает характер движений соответствующих звучащей музыке и исполняет произвольную пляску.
Репертуар: р.н.м. «Перепляс», «Танец с листьями» (вальс), «Кошачий танец» (рок-н-ролл).
Задание №17.
Цель: выявить у детей творческие способности при передаче игрового образа.
Ребенку предлагается изобразить повадки зверей в движении, передать характерный образ.
Например, Лиса любуется своим хвостом, Зайка – прыгает, Медведь – ходит и т.д.
Материал: шапочки-маски: Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Козы.
Репертуар: игра «Плетень» музыка В.Калинникова.
Задание №18.
Цель: выявить творческие способности ребенка в импровизации на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель предлагает ребенку прослушать отрывок из музыкального произведения, а затем предлагает сыграть с ним в ансамбле, используя тот инструмент, который соответствует характеру и тональной окрашенности музыкального сочинения.
Репертуар:
- р.н.п. «Ах вы, сени»,
- П.И.Чайковский «Полька»,
- П.И.Чайковский «Утренняя молитва».
Источник
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры
- Разработала Лиля Гилумзянова, музыкальный руководитель
Разделы: Работа с дошкольниками
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей.
Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М.Теплов. В понятие “способности” по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что развитие музыкальных способностей, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания.
Специалисты – музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:
1) ладовое чувство – проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3) чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.
Музыкально- дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально- дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
На протяжении нескольких лет веду углубленную работу по теме “Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры”. Поставила цель: определение эффективности музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей.
Для достижения цели выделила задачи:
- учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
- развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
- совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
Для успешной реализации данных задач составила перспективно-тематическое планирование для детей средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности; подобрала и классифицировала музыкально- дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей:
- игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
- игры, развивающие чувство ритма;
- игры, способствующие восприятию музыки;
- игры для развития музыкальной памяти.
Возраст детей | Игры, развивающие музыкальный слух | Игры, развивающие чувства ритма | Игры, способствующие восприятию музыки | Игры для развития музыкальной памяти |
Младший и средний возраст | “Музыкальная лесенка”, “Озорное эхо”, “Где мои детки”, “У бабушки Нюры”, “Курица и цыплята”, “Кто в домике живет?” | “Песенка про имя”, “Кто твой дружок?”, “Прогулка”, “Долгий – короткий”, “Шаг и бег”, “Игры с ладошками, с палочками” | “Воротики”, “Круг и кружочки”, “Заводные игрушки” | “Сколько птичек поет?”, “Что делают в домике”и др. |
Старший возраст | “Нарисуй мелодию”, “Птичий концерт”, “Колобок”, “На чем играю?”, “Три поросенка” и др. | “Прогулка в парке”, “Шаловливые сосульки”, “Зимние узоры”, “Ритмический оркестр”, “У Белочки день рождения”, “Игры с ладошками, с палочками”, “Находим ритм в стихах и музыке” | “Слушаем внимательно”, “Верные друзья”, “Змейка”, “Забавная игра” и др. | “Волшебный волчок”, “Какая музыка”, “Сколько нас поет?”, “Сломанный телевизор” и др. |
Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально- дидактические игры являются ведущим видом деятельности.
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.
Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.
Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.
Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.
Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках – передвижках.
Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываю им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей. Стало традицией проведение совместно с родителями новогодних утренников, праздника мам и бабушек, весеннего праздника “Прилетели журавли и соловушки малы”, юбилейного концерта “С днем рожденья, детский сад!”.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально- дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. По результатам диагностики показатель высокого и среднего уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в период с 2007 по 2010 учебные годы увеличился на 12% (2007 – 2008 уч. год – 86%, 2008 – 2009 уч. год – 90%, 2009 – 2010 уч. год – 98%,)
Игры для развития чувства ритма дошкольниковА.В. Кочетова
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры. Дети рассаживаются вокруг взрослого (музыкального руководителя или воспитателя) можно предложить данную игру родителям.
“Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице”, – взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. “А теперь мы вышли на улицу, – продолжает взрослый. – Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!” Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. “Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю”, – взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. “Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок”, – ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. “Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень”, – взрослый постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. “Испугались ребята, побежали домой”, – быстро и ритмично ударяет молоточком.
ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки или другие ударные инструменты (металлофон, ксилофон и др.)
К игровому материалу можно добавить и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю. Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошел частый, сильный дождь,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.
Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.
^ Наше путешествие
Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,- говорит музыкальный руководитель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). «Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».
Учитесь танцевать
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.
При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Удачи.
Источник