Дидактические игры на развитие и обогащение словаря ребенка
Обогащение словарного запаса
Картотека дидактических игр по обогащению словарного запаса у детей дошкольного возраста
Санкт-Петербург
Младшая группа
«Шарики и кубики»
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.
Оборудование: четыре корзинки: две красных и две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.
Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как?), (по подражанию действиям педагога).
«Большой – маленький»
Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.
Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.
Ход игры: Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие – в маленькую. Педагог демонстрирует действия.
«Чудесный мешочек»
Цель: Определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный.
Оборудование: мешочек, шары, кубики.
Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.
«Большие и маленькие»
Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.
Ход игры: Логопед просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий:
1) Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол.
2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой.
Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая)? Какая это матрешка?».
«Дом большой, дом маленький»
Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения.
Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь.
Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой”.
У медведя дом большой”, ой, ой, ой (разводят руки в стороны),
А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).
«Собери букет»
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет. Активизация атрибутивного словаря.
Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов.
Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.
После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).
«Что сделал зайчик»
Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.
Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.
Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».
Средняя группа
«Горит – не горит»
Цель: формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; активизация предметного словаря.
Игровой материал: карточки с изображением легко воспламеняемых и не горящих предметов.
Ход игры:
Дети по очереди берут картинку, объясняют, горит данный предмет или нет.
Выигрывает тот, кто правильно расскажет о большем количестве предметов.
«Назови части целого»
Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.
Игровой материал: предметные картинки.
Ход игры:
Дом – … (крыша, окно, дверь, крыльцо…);
Машина – … (колеса, фары, руль…);
Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали);
Грузовик – … (колеса, фары, кузов, кабина…);
Улица – …(дома, дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор…).
«Кто где живет?»
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Игровой материал: настольно-печатная игра «Где чей домик?»
Ход игры:
Взрослый объясняет детям правила игры: злой колдун заколдовал всех наших животных и птиц. Они забыли, кто в каком домике живет. Мы можем им помочь, если назовем и поселим каждое животное и птицу в свой домик. Тогда они вспомнят, где их домик и расколдются. Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.
Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике. Собака – в конуре…
«Скажи одним словом»
Цель: учить детей определять и называть обобщенное слово, активизировать словарь по теме.
Игровой материал: мяч.
Ход игры:
Взрослый называет 3 предмета, бросает мяч ребенку. Ребенок повторяет слова, называет обобщающее слово, возвращает мяч. Взрослый снова бросает мяч малышу, предлагает из трех названных слов назвать лишнее и объяснить почему.
Слова для активизации:
Волк, заяц, корова. Воробей, курица, соловей. Курица, орел, гусь. Олень, слон, белка.
«Кому нужны эти вещи»
Цель: закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развитие словаря по заданной теме.
Игровой материал: предметные картинки по теме «Спорт».
Ход игры:
Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы.
Лыжи нужны… (лыжнику).
Коньки нужны… (фигуристу, хоккеисту).
Мяч нужен … (футболисту, волейболисту, баскетболисту).
Клюшка и шайба нужны… (хоккеисту).
Ракетка нужна… (теннисисту).
Старшая группа
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила: Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровое действие: Разыгрывание фантов.
Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».
Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».
«Назови три слова»
Цель: активизация словаря детей.
Ход игры. дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить? И т.д.
«Каждому звуку свою комнату»
Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.
Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т.е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.
«Четвёртый лишний»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».
Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
«Лишнее слово»
Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.
Ход игры. Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
Лексический материал (например):
шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.
зима, весна, ноябрь, лето, осень.
белка, заяц, медведь, синица, еж.
шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.
Источник
Дидактические игры и упражнения на обогащение и развитие словаря существительных
Игра «Кто скорее соберет»
Цели:
1. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия: овощи, фрукты;
2. Учить детей группировать овощи и фрукты;
3. Воспитывать быстроту реакции, выдержку и дисциплинированность.
Оборудование. 2 корзинки. Карточки с изображением различных овощей и фруктов.
Ход игры.
В игре могут участвовать 2 ребенка. Одному ребенку дается задание собрать в корзину овощи, другому – фрукты. По сигналу дети начинают выполнять задание. По окончании – проверяются корзины, дети должны назвать, что они положили в корзины.
Игра «Охотник и пастух»
Цели:
1. Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных;
2. Учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные;
3. Воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
Оборудование. Карточки с изображением диких и домашних животных.
Ход игры.
В игре могут участвовать 2 ребенка. Один ребенок-пастух, другой- охотник. Дается задание: пастух собирает всех домашних животных, а охотник-диких. По сигналу дети начинают выполнять задание. По окончании – проверяются правильность выполнения задания, дети должны назвать, каких животных они выбрали.
Игра «Назови три предмета»
Цели:
1. Активизировать словарь детей;
2. Упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры.
В игре могут участвовать от 2 до 4 детей. Воспитатель объясняет цель игры- нужно назвать три слова по заданной теме. Тот, кто затрудняется назвать три слова – из игры выбывает. Побеждает то, кто выполнит правильно все задания.
1 вариант. «Кто больше увидит и назовет?» (назови игрушки в группе, назови чайную посуду, назови столовую посуду, назови верхнюю одежду, назови наземный, воздушный, водный транспорт, назови духовые музыкальные инструменты и т.д.)
2 вариант.«Выдели и назови части в целом» (детям предлагается рассмотреть предметы в группе либо картинки- грузовик, кукла, неваляшка, телефон, цветок и т.д.)
3 вариант. «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?»
Игра «Аналогии»
Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)
Ход игры.
Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.
Игра с мячом «Ассоциации»
Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.
Ход игры.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.
Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.
Игра «Я собрал в огороде…»
Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
Ход игры.
Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.
Игра «Разложи картинки на две группы и назови их”
Цель:
Материал: группы предметных картинок с изображением:
1 гр.: мебель – насекомые; 2 гр.: посуда – звери; 3 гр. дикие животные-домашние животные; 4 гр. птицы-насекомые
1 гр. стол, бабочка, шкаф, диван, паук, жук
2 гр. тигр, тарелка, заяц, волк, чашка, кастрюля
3 гр. лиса, заяц, кошка, медведь, собака, корова
4 гр. бабочка, пчела, воробей, синица, стрекоза, снегирь
Ход игры.
В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель предлагает детям группу картинок, даёт задание: нужно разложить картинки на 2 группы, объяснить свой выбор, и назвать одним словом группу предметов. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Игра «Магазин картинок»
Материал: Ряд картинок, которые можно объединить в группы по тем или иным признакам. Все картинки относятся к словарю имен существительных.
Времена года: лето, осень, зима, весна.
Время суток: день, ночь, утро, вечер.
Головные уборы: платок, шапка, шляпа, кепка, панама.
Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен, тополь.
Дикие животные: волк, медведь, олень, белка, заяц, еж, лиса, жираф, лев,
слон, рысь, носорог, лось, зебра.
Дикие птицы: грач, голубь, ворона, сова, сорока, ласточка, лебедь,
снегирь, воробей, скворец, дятел, цапля.
Домашние животные: лошадь, собака, корова, коза, кошка, овца, свинья.
Домашние птицы: курица, индюк, гусь, петух.
Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка, кораблик, зайчик, лошадка,
пирамидка, коляска.
Инструменты: топор, молоток, пила, игла, клещи, ножницы.
Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Насекомые: оса, муха, бабочка, комар, муравей, стрекоза.
Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки.
Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла,
лук, перец, редиска, репа.
Одежда: майка, штаны, пальто, юбка, кофта, носки, рубашка, халат,
платье, варежки.
Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, чайник, блюдце, сковорода,
кастрюля.
Профессии: врач, повар, парикмахер, дворник, учитель, продавец,
милиционер, швея, пожарный.
Рыбы: щука, лещ, сом, окунь, акула.
Средства транспорта: трамвай, троллейбус, автомобиль,
грузовик, автобус, вертолет, самолет, корабль, поезд.
Учебные вещи: портфель, тетрадь, ручка, карандаш, книга.
Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин, виноград.
Цветы: ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, ландыш, астра.
Части головы: лоб, брови, глаза, нос, рот.
Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы.
Части тела: голова, ноги, руки, туловище.
Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, снег, дождь.
Ягоды: клубника, малина, смородина.
Ход игры.
1й вариант. Развитие пассивного словаря.
Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака (пассивный словарь).
Инструкция: “Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку”.
2й вариант. Развитие активного словаря
Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать группу, объединенную общим названием и назвать, что он выбрал и почему.
Игра «Разложи картинки»
Материал: по 5 картинок на каждую классификационную группу предметов: транспорт, цветы, деревья, посуда, головные уборы, одежда.
Ход игры.
1 серия. Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.
2. серия. Разложи предметы из одной группы ( «Транспорт», «Одежда», «Посуда»), что к чему подходит, и назови одним словом. Например: транспорт- водный, воздушный, наземный; одежда -весенняя, зимняя, осенняя, летняя; посуда- чайная, столовая, кухонная.
Игра «Что лишнее»
Цель: Формировать способность детей классифицировать предметы, обобщать их по определенным признакам.
Материал: 10 карточек, на каждой изображено по 4 предмета. Три предмета относятся к одной обобщающей группе, четвертый – к другой. Например: на 1-й карточке – машина, автобус, мотоцикл, дом; на второй- береза, ель, дуб, роза; на 3-й карточке – тетрадь, альбом, кукла и т.д.
Ход игры.
Ребенку последовательно показывают карточку и просят назвать, какой предмет лишний и почему.
Игра «Группировка»
Цель: Формировать способность детей классифицировать предметы, обобщать их по определенным признакам. Учить детей называть слова одной группы.
Материал: предметные картинки по темам: игрушки (паровоз, барабан, машинка, кукла, кубики ), одежда (рубашка, юбка, носки, брюки, майка ), обувь (ботинки, кроссовки, сапоги, туфли, босоножки ), мебель (стол, шкаф, кресло, трюмо, диван), посуда (кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, стакан), овощи (огурец, помидор, лук, свекла, баклажан), фрукты (груша, виноград, апельсин, яблоко, банан ), транспорт (самолёт, корабль, автобус, грузовик, поезд), животные (корова, тигр, попугай, медведь, собака).
Условные модели, обозначающие игрушки, одежду, обувь, мебель, посуду, овощи, фрукты, транспорт, животные.
Ход игры.
В игре могут участвовать от 2 до 5 детей. Дети выбирают себе условную модель, обозначающую группу предметов. Затем, по сигналу, из общего числа карточек выбирают себе те, которые подходят для выбранной группы предметов. Необходимо отобрать 5 карточек. Выигрывает тот, кто быстрее всех и правильно справился с заданием. Дети должны назвать то, что они выбрали.
Игра «Найди себе пару»
Цель: активизировать словарь существительных. Формировать у детей обобщающие понятия.
Содержание: Воспитатель предлагает детям поиграть и рассказывает, в чем будет состоять эта игра: “Каждый должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь, например Сережа, скажет слово, а кто-то из вас отзовется похожим словом. Похожее слово – это слово, которое можно связать с названным словом по смыслу. Например, я говорю слово лук, похожим может быть слово- морковь или картофель , или огурец. А почему эти слова похожи? Да потому что и лук и морковь, и картофель, и огурец- это овощи. Или я говорю слово барабан…Похожим словом может быть- балалайка..дудочка..гармошка…Все эти слова похожи потому что все они- музыкальные инструменты. Те, кто составили пару, отходят в сторону. Так же составляются и другие пары и тоже отходят в сторону. А теперь начнем играть”. Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.
Игра «Охотник»
Цель:
- расширять словарный запас.
- Активизироварь словарь признаков.
- упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц.
- развивать зрительную память.
- развивать мелкую моторику руки.
Оборудование:
- игровое поле с координатными лучами и симметрично расположенными на них декоративными гвоздиками и кармашками для картинок;
- Цветные резинки;
- Наборы предметных картинок по лексическим темам “Дикие животные», «Домашние животные», «Грибы» и др.;
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям разместить любые картинки с изображением животных, а соединить резинкой только насекомых (птиц, домашних животных, животных Севера, жарких стран).
Затем каждую картинку надо описать: воробей какой? Грач какой? Тигр какой? Медведь какой?
Игра «Подбери предмет по цвету»
Цель:
- закрепить знание цветов и умение соотносить предметы по цвету;
- закрепить умение согласовывать имена существительные с прилагательными.
Оборудование: карточки с изображениями цветных пятен.
Ход игры.
Ребенок должен назвать предметы, которые имеют такой же цвет, как выпавшая на кубике карточка.
Игра «Подбери предмет по форме»
Цель:
- закрепить знание геометрических форм и умение соотносить предметы по форме;
- учить согласовывать имена существительные и прилагательные.
Оборудование: кубик, карточки с изображениями геометрических фигур.
Ход игры.
Ребенок должен назвать предметы, имеющие такую же форму, как и фигура на карточке. При этом нужно называть и саму геометрическую форму, согласовывая ее с названием предмета ( например, круглый мяч, круглое колесо и т. п. ).
Игра «Четвертый лишний»
Цель:
- обогащение словарного запаса, закрепление обобщающих понятий.
Оборудование: кубик, карточки (на каждой изображены 4 предмета, три из которых относятся к одной классификационной категории).
Ход игры.
Ребенок находит лишний предмет и объясняет, почему он лишний.
Игра «Мяч бросай и животных называй»
Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Оборудование. Мяч.
Ход игры.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет какую-то группу животных, например, домашние животные. Ребенок должен назвать не менее трех слов- кошка, собака, корова.
Примеры групп:
-мебель
-ягоды
-животные Африки
-животные Севера
-строительные профессии и т.д.
Игра «Покажи, отгадай и повтори! »
Цель: активизировать словарь по заданной теме, развивать моторику, учить согласовывать движение и речь.
Ход игры.
Дети встают в круг, выбирается ведущий, он загадывает профессию,либо какой-то фрукт, посуду, но не называет ее, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать. Тот ребенок, кто первый отгадал, становится ведущим.
Игра «Лото».
Цель: развивать словарь существительных и умение подбирать к ним обобщающие существительные.
Материал: 23 карточки на лексические темы (игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, продукты, транспорт, строительные инструменты, музыкальные инструменты, школьные принадлежности, мебель, деревья, ягоды, цветы, грибы, насекомые, домашние животные, дикие животные, рыбы, головные уборы, профессии); 138 изображений на фишках, соответствующих изображениям на карточках (по 6 на каждой) на определенную лексическую тему.
Ход игры: Ребенку предлагается поиграть в игру, раздаются карточки и фишки. Ребенку необходимо вытянуть из мешочка фишку, назвать изображение на ней, найти такую же картинку на карточке. При закрытии всех картинок фишками на карточке ребенку нужно назвать обобщающее слово, подходящее к этим изображениям.
Инструкция: «Давай поиграем с тобой в очень интересную игру: ты должен вытянуть фишку из мешочка, назвать, что на ней изображено и найти такую же картинку на карточке. Когда ты закроешь фишками всю карточки, скажи, как можно назвать все эти предметы одним словом».
Игра «Посмотри и отбери картинку».
Цель: расширять словарь малознакомых предметов.
Материал: набор картинок, на которых изображены предметы, встречающиеся в обиходе часто (помидор, кукла, кровать, ложка, носки, хлеб, машина, пианино, стол, бабочка, кошка, собака) и сравнительно редко (улей, рукав, фонтан, клумба, водопад, памятник).
Ход игры: Ребенку предлагалось найти картинки с известными ему изображениями. Затем взрослым отбирались картинки с изображениями малознакомых предметов, и ребенку предлагалось назвать их.
Инструкция: «Посмотри на эту картинку, скажи мне, что на ней изображено».
Игра «Где это бывает?».
Цель: развивать умение детей подбирать существительное по описанию предмета, без опоры на изображение.
Материал: предложения: Где читают или обменивают книги? Где смотрят спектакли? Где живет скворец? Где зимой спит медведь? Где работает повар?
Ход игры: Ребенку задаются вопросы, на которые он должен ответить.
Инструкция: «Скажи, где читают или обменивают книги? А где смотрят спектакли? Где живет скворец? Где зимой спит медведь? Где работает повар?».
«Мир профессий»
Игра-викторина
Цель: закреплять знания детей о профессиях. Расширять словарь детей названиями профессий
Ход игры.
Игра проводится в виде соревнования между 2мя командами. Воспитатель задает вопрос. Чья команда быстрее ответит – та получает фишку. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество фишек.
■ Врач, сталевар, строитель— это… Ответ: Профессии.
■ Кто обучает школьников основам разных наук? Ответ: Учитель.
■ Кто главный на корабле? Ответ: Капитан.
■ Кто помогает сохранить здоровье домашним животным? Ответ: Ветеринар.
■ Кто главный человек в лесу? Ответ: Лесник.
■ Кто сочиняет музыку? Ответ: Композитор.
■ Кто исполняет сочинения (произведения) композитора? Ответ: Музыкант.
■ Кто управляет самолетом: поднимает его в воздух, ведет по нужному курсу, приземляет на аэродроме? Ответ: Летчик.
■ Кто пишет книги? Ответ: Писатель.
■ Кто старается сделать здания не похожими друг на друга? Ответ: Архитектор.
■ Кто первым узнает все новости и приносит их в редакцию? Ответ: Журналист.
■ Кому в работе нужны кисти, краски и мольберт? Ответ: Художник.
■ Какая профессия самая героическая? Ответ: Военный.
■ Кто добывает из-под земли каменный уголь? Ответ: Шахтер.
■ Как называют повара на корабле? Ответ: Кок.
■ Кто умеет делать новую обувь и чинить старую? Ответ: Сапожник.
■ Кто всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг, ищет неизвестное и непонятное? Ответ: Ученый.
■ Кто вступает в бой с огнем? Ответ: Пожарный.
■ Кто водит посетителей музея по залам, рассказывает про экспонаты? Ответ: Экскурсовод.
■ Кто приводит в порядок музейные диковинки? Ответ: Реставратор.
■ Кто поможет найти нужную книгу? Ответ: Библиотекарь.
■ Кто изучает, что происходит с разными живыми существами, когда вокруг них изменяется воздух или вода, появляется лишний шум или яркий свет? Ответ: Эколог.
■ Кто на станке делает из тоненьких нитей красивые полотна — ткани? Ответ: Ткач.
■ Как называют человека, который придумал (изобрел) что-то новое, раньше неизвестное? Ответ: Изобретатель.
■ Кто шьет одежду для детей и взрослых? Ответ: Портной.
■ Кто делает гвозди, подковы и другие вещи из разогретого металла? Ответ: Кузнец.
■ Кто выплавляет металл? Ответ: Металлург.
■ Протекает дома кран: кто его починит? Ответ: Сантехник.
■ Кто работает с холодным металлом? Ответ: Слесарь.
■ Что за дом без мебели? А кто ее делает? Ответ: Столяр.
■ Кем работал Печкин из книги про дядю Федора? Ответ: Почтальон.
■ Благодаря его мастерству на сцене оживают любимые герои. Ответ: Актер.
■ Кто готовит к работе в театре и цирке зверей и птиц? Ответ: Дрессировщик.
■ Кто путешествует по разным местам и изучает недра земли? Ответ: Геолог.
■ Кто все знает о работе различных машин и создает новые машины? Ответ: Машиностроитель.
■ Кто помогает людям других профессий управлять техникой? Ответ: Инженер.
Источник