Дидактические игры на развитие глазомера ребенка
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия
Зрительное восприятие. Дидактические игры. | Сенсорные эталоны | 1 |
Д/и «Назови форму предмета»
Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.
Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая-квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.
Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета.
Зрительное восприятие. Дидактические игры | Сенсорные эталоны. | 2 |
Цели: формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины.
Ход игры: дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и короткий.
В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись,всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка и называют величину предметов.
Зрительное восприятие. Дидактические игры. | Сенсорные эталоны | 3 |
Д/и «Кто больше запомнит».
Цели: закреплять у детей умение зрительно узнавать в
окружающем пространстве цвет, форму, величину пре-
дметов, развивать зрительное внимание, память.
Ход игры: В игре принимают участие несколько детей.
Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.
Зрительное восприятие Дидактические игры | Сенсорные эталоны | 4 |
Цели: развивать умение зрительно соотносить предме-
ты по цвету, развивать цветоразличение, внимание.
Ход игры: Играет 5-6 человек. На подносе лежат мел-
кие игрушки четырех основных цветов. Педагог пока-
зывает 4 коробочки. На дне каждой есть кружок опре-
деленного цвета (из 4х). Идя по кругу, педагог откры-
вает одну из коробочек. Дети должны взять с подноса
и положить в эту коробочку игрушку такого же цвета, какого цвета кружок в коробочке. Слова: «На донышке в коробочке огонек горит, какие брать игрушки. Он нам говорит. Смотри не перепутай, внимательно следи, что такого цвета, в коробочку клади.
Зрительное восприятие Дидактические игры | Сенсорные эталоны | 5 |
Д/и «Раз, два, три- назови»
Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентиро-
вку в микропространстве.
Ход игры: Дети шагают по кругу под счет раз, два, три.
Потом педагог говорит: «Раз, два, три- цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три-форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объе-
мную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.
Зрительное восприятие Дидактические игры | Сенсорные эталоны | 6 |
Д/и «Подбери предмет по цвету»
Цели: закреплять умение соотносить цвет-как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета.( в зависимости от возраста). В середине карты –стрелка.
Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо поло-
продолжение | 6 |
жить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди. Услож-нение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.
Зрительное восприятие Дидактические игры | Сенсорные эталоны | 7 |
Д/и «Подбери предмет по форме».
Цель: развивать умение соотносить форму предмета с эталоном, развивать зрительное внимание.
Те же самые правила, что и в игре «Подбери предмет по цвету». Та же самая стрелочка, те же самые слова, только вместо слова «цвет» говорим слово «форма».
На другом столе лежат картинки с изображением предметов разной формы (объемной и плоской) а на карте нарисованы плоские и объемные формы.
Зрительное восприятие Дидактические игры | Сенсорные эталоны | 8 |
Д/и «Разложи как я скажу»
Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.
Ход игры: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их назва-
ния. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности , по счету( выложить так, чтобы второй была трапеция, чет-
вертым- ромб и т. д.).
Зрительное восприятие Дидактические игры | Ориентировка | 9 |
Д/и «Что в левой, что в правой руке».
Цель: закреплять ориентировку по направдениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память.
Ход игры: Педагог показывает детям две картинки, одинаковые по сюжету, но разные по расположению предметов. Дети должны назвать расположение предметов на обеих картинках. Например: на картинке справа солнце находится в левом верхнем углу, а на картинке слева- оно в правом верхнем углу. Картинки можно сделать по любой теме. Чем старше дети, тем больше предметов может быть на картинках и больше отличий.
Зрительное восприятие Дидактические игры | Ориентировка | 10 |
Д/и « Зайка в гости прискакал».
Цель: развивать зрительные память и внимание, ориентировку в микропространстве.
Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются игрушки в определенном порядке: справа вверху, внизу, слева вверху, внизу, посередине. Приходит в гости зайка и меняет местами игрушки. Слова: «Зай-
Ка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. Все предметы поменял, а потом он ускакал. Дети должнназвать, как поменял прдметы зайка.
Усложнение: предметы можно заменить на геом. фигуры, на цветные карточки и т. д.
Зрительное восприятие Дидактические игры | Ориентировка | 11 |
Цель: развивать ориентировку на листе бумаги, зритель
ное внимание, зрит. память.
Ход игры: Дети играют парами. Перед каждым ребенком лежит лист бумаги и 7 разных геометричес-
ких фигур. Все фигуры лежат в центре листа. По сигна-
лу играющие раскладывают фигуры по всему листу, в центре, в правом верхнем углу, в нижнем левом и т. д. Затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: У меня квадрат находится в верхнем правом углу, а у тебя? Прямоугольник у меня наверху между квадратом и треугольником, а у тебя? И т. д. Дети поочередно
Зрительное восприятие Дидактические игры | Ориентировка продолжение | 11 |
задают друг другу вопросы. Усложнение: один ребенок закрывает глаза, а в это время другой меняет положение фигур на листе. Открыв глаза, ребенок рассказывает об изменениях.
Зрительное восприятие Дидактические игры | Ориентировка | 12 |
Д/и «Раз, два, три-как ты шел- назови».
Цель: развитие ориентировки в микропространстве, по направлениям (право, лево, верх, низ).
Ход игры: Детям показывают лабиринт. Нужно помочь зайке пройти к зайчихе. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова: « С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет,но куда он приведет? Раз, два, три- как ты шел-назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д.
Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления.
Зрительное восприятие Дидактические игры | Ориентировка | 13 |
Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости по клеткам, октивизировать слуховое внимание, зрит.
внимание, различать цвета, оттенки.
Ход игры: игровое поле 5 на 5 клеток. Они окрашены через одну (или оттенки или цвета, в зависимости от поставленной цели). Можно еще геом. фигуры разного цвета. Центральная клетка занята фишкой- мухой. Игровая ситуация: Сидела муха в своем домике, а потом решила пойти погулять. Ведущий говорит, на сколько клеток и в каком направлении муха продвинулась 3-4 раза. Влево, вправо, наискосок вниз
Зрительное восприятие Дидактические игры | Ориентировка продолжение | 13 |
и т. д. Между какими клетками оказалась? Какая клетка справа вверху, внизу и т. д. Усложнение: можно предложить играть не передвигая муху по индивидуальному полю, а следить глазами путь мухи по демонстрационному полю. Пособия: одно поле демонстрационное, 4- маленьких индивидуальных, 4 фишки.
Зрительное восприятие Дидактические игры | Ориентировка | 14 |
Д/и «Двенадцать месяцев».
Цель: развивать ориентировку во времени (названиях месяцев), временах года, слуховое внимание.
Ход игры: педагог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраивают по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в 12 месяцев. Педагог задает вопросы: «Первый месяц- как тебя зовут?». «Двенадцатый месяц- как тебя зовут?» «Шестой месяц-а тебя как зовут?» и т. д. Можно сделать подсказку- на обратной стороне написать первую букву месяца.
8
Зрительное восприятие Дидактические игры | Предметные представления | 15 |
Цель: развивать умение ориентироваться в расположе-
нии частей предметов, развивать зрительное вниман-е.
Ход игры: перед детьми раскладываются предметные картинки- можно до 20 и больше. Играют двое, трое детей. Ведущий говорит: «Сейчас я сосчитаю до 10, а вы за это время должны выбрать и взять себе картинки с предметами, у которых есть ручки». Ведущий читает до 10, а дети выбирают картинки. Кто выбрал больше всех-выиграл. Теперь нужно назвать положение ручки на предмете. Например: у чашки ручка сбоку. У зонтика внизу и т. д Вопросы к картинка: 1. У кого.
Зрительное восприятие Дидактические игры | продолжение | 15 |
Или у чего есть ножки? 2. У кого или у чего есть иголки? Задание: выберите картинки с предметами, у которых ручки сбоку, сверху,снизу. Ручки- мебель, инструменты, электроприборы, зонтик, сумка. Ножки: растения, мебель, животные, игрушки. Иголки: люди, животные, инструменты:
Зрительное восприятие Дидактические игры | Предметные представления | 16 |
Цель: развивать зрительное внимание, зрительную память, предметные представления.
Ход игры: На подставке стоят предметы по любой теме: овощи, животные, посуда и т. д. Или на фланелеграфе картинки или силуэты, геометрические фигуры. Для малышей педагог показывает зайчика и говорит, что он хочет поиграть с детьми. Но сначала надо запомнить картинки или предметы. Дети запоминают, бегают, прыгают вместе с зайчиком. Педагог произносит слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. А когда он ускакал, что-то он с собою взял».
Зрительное восприятие Дидактические игры | Предметность восприятия | 17 |
Цель: развивать представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя.
Ход игры: дети сидят парами за столами напротив друг друга. На середине каждого стола стоит предмет, имеющий ярко выраженные различия передней и задней сторон (часы, неваляшка, чайник и т. д. ) Выбирается один водящий. Он отворачивается и произносит считалку. Остальные дети в это время схе-
матично зарисовывают стоящий перед ними предмет так, как они его видят. Затем все рисунки перемешива-
Зрительное восприятие Дидактические игры | Предметность восприятия | 17 |
Д/и «Угадай-ка». продолжение
ются и произносятся слова: «угадай-ка, угадай, чей рисунок-отгадай» Водящий поворачивается, берет рисунок и старается найти автора.
Источник
Анастасия Гиденко
Картотека упражнений для детей средней группы для развития глазомера
1. Необычные пробки
На картонках проделайте небольшие отверстия круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные. Попросите играющих вырезать из бумаги «пробки», которые точно закрывали бы эти отверстия. Примерять «пробки» нельзя, надо пользоваться только глазомером. Побеждает тот, чьи «пробки» наиболее точно закроют отверстия.
2. Точные промежутки
Для игры необходимы 8-10 одинаковых монет. Положите в ряд три монеты плотно друг к другу и уберите среднюю. Это образец, которого будут придерживаться играющие. Дети должны положить остальные монеты по прямой линии так, чтобы между ними были такие же промежутки, как между двумя первыми. Точность промежутков проверьте монетой.
3. Определите высоту
Перед играющими на расстоянии 2-3 метров расставьте предметы различной высоты. Каждому участнику выдайте лист, на котором перечислены эти предметы. Играющий под каждым названием должен нарисовать отрезок, равный высоте этого предмета. Выигрывает тот, кто более точно определил высоту предметов.
4. Сколько нужно предметов?
Предложите играющим расположить 2 кубика на таком расстоянии один от другого, чтобы между ними вплотную поместилось 4, 7, кубиков.
Вместо кубиков можно использовать пуговицы, монеты, спички.
Выигрывает тот, кто наиболее точно определит расстояние.
5. Разделите отрезок
Начертите прямые линии на листах бумаги. Раздайте листы игрокам. Каждый играющий должен разделить отрезок прямой на 8 (6, 4) равных частей за 2 (1) минуты. Проверьте правильность деления с помощью линейки и объявите победителя. Можно усложнить задание, предложив разделить отрезок на 3, 5, 7 частей.
6. Где больше?
Для игры подберите разнообразную посуду различной формы и величины и стакан. Предложите участникам на глаз определить, сколько стаканов воды понадобится, чтобы заполнить данный сосуд. Они должны проверить себя, наполнив посуду водой из стакана. Можно провести соревнования на скорость в парах, предложив игрокам две одинаковые емкости.
7. Считайте ногами
Нарисуйте на полу квадрат со стороной, равной 1 метру. Вызовите двоих игроков и поставьте их в квадрат друг против друга. Завяжите им глазаи попросите выполнить команды: «Кругом!», «6 шагов вперед!», «2 прыжка на левой ноге вправо!», «Кругом!», «А теперь вернитесь в квадрат и пожмите друг другу руки». Побеждает пара, сумевшая правильно рассчитать весь путь.
8. Верный глаз
Ведущий раздает играющим листы бумаги, на которых нарисованы квадрат, прямоугольник, ромб и параллелограмм. Играющие по команде ведущего должны разделить эти фигуры на равные части. После выполнения задания при помощи линейки определяется, кто был более точен.
9. Телеграмма
Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. В центре стоит водящий. Он должен «перехватить» телеграмму, увидеть, кто пожимает руки. Если он это замечает, то встает в общий круг, а попавшийся становится водящим. Если телеграмма доходит до получателя,он говорит: «Получил» и сам отправляет телеграмму кому-то. Нельзя отправлять телеграмму рядом стоящему. Если водящий никак не может перехватить послание, его лучше поменять
10. Нос – пол – потолок
Ведущий называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, на потолок или на нос (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать играющих). Участники показывают то, что называет ведущий. Те, кто ошибся, получают штрафные очки, которые потом творчески отрабатываются.
Источник
Анастасия Косова
Игры для развития глазомера, координации
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЛАЗОМЕРА
Одной из составляющих ловкости является умение верно определять расстояние, вес, скорость и другие характеристики предметов и ситуации на глаз и координировать в связи с этим свои движения.
Бутылочный боулинг
Для игры понадобятся бутылочки из-под йогурта или минеральной воды. Если вы используете прозрачные бутылки, их можно окрасить изнутри — для этого налейте в бутылку краску и потрясите, пока поверхность не окрасится. У вас получились кегли для игры в боулинг. Для устойчивости внутрь кеглей можно насыпать песок или крупу. Поставьте их в одном конце коридора и сбивайте лёгким детским мячиком.
Обжора
В крышке большой обувной коробки вырежьте круглое отверстие величиной примерно с кулак взрослого. Вокруг отверстия нарисуйте мордочку животного, например волка или поросёнка. Установите крышку на коробку так, чтобы она располагалась вертикально под небольшим наклоном. Теперь приготовьте еду для обжоры — это могут быть пластмассовые мячи из сухого бассейна или мячики, скрученные из носочков.
Отойдите на определённое расстояние и по очереди кормите обжору — бросайте мячики прямо ему в рот. Кто накормит обжору досыта?
Кстати, этот же процесс можно обыграть совсем иначе, изобразив на большом куске картона пиратский корабль с несколькими отверстиями — пробоинами. Задача ребёнка в этом случае — потопить пиратский корабль, попав в него пушечными ядрами.
Паутина
В дверном проёме сделайте подобие большой паутины с помощью изоленты или двустороннего скотча.
Приготовьте мух из хорошо скомканной газетной бумаги. Теперь попробуйте забросить в паутину как можно больше мух.
Самый меткий
Для этой игры понадобятся обычные пластиковые стаканчики. Выстройте стаканчики в виде пирамиды на табуретке и пытайтесь сбить их кубиком или мячиком.
Если вы играете в эту игру на улице в тёплое время года, стаканчики можно сбивать струей воды из шланга или брызгалки — дети будут в восторге.
Попади и сосчитай
В комнате расставьте на разном расстоянии от вас несколько открытых обувных коробок, написав на каждой цифру — количество очков за попадание. Каждому игроку выдайте одинаковое количество мячиков или кубиков. Кто наберёт больше очков?
Также для развития глазомера полезно стимулировать ребёнка определять количество, расстояние, вес.
Например, спрашивайте его, сколько шагов до фонаря, сколько ложек муки в стакане, на какой полке больше книг — предлагайте определить это на глазок, а затем убедиться в правильности своего предположения
опытным путём.
Бросаем лассо
Сделайте лассо — это может быть кольцо от пирамидки или кольцеброса с привязанной к нему верёвкой. В другом конце комнаты расставьте пакетики с соком или ещё что-нибудь вкусное и привлекательное для ребёнка. Пусть малыш попробует поймать добычу, набросив на неё лассо и подтаскивая её к себе. Если задача слишком трудна, можно подойти по- ближе или использовать более крупную добычу.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ
Не менее интересны и разнообразны игры, направленные на развитие
координации и равновесия.
Лабиринт
Помните детскую игру с резиночкой, когда нужно было пролезать через различные фигуры-сплетения из резинки, не задев её? Попробуйте сделать что-то подобное дома, натянув в комнате верёвку так, чтобы получился запутанный лабиринт. Для интереса можно подвесить на верёвку колокольчики, которые будут сообщать ребёнку, что он задел паутинку. Три звонка колокольчика — и появится хозяин паутины — папа-паук, который защекочет своего малыша.
Зебра
Ваш малыш уже знаком с элементарными правилами дорожного движения и знает, что такое зебра? Вырежьте из бумаги 2 одинаковых белых полосы, по ширине равных длине стопы ребёнка. Обозначьте проезжую часть — например, это может быть коврик или пространство, ограниченное двумя кубиками. Задача ребёнка — перейти дорогу по зебре. Он кладёт первую полоску на проезжую часть, встаёт на неё двумя ногами, кладёт перед собой вторую полоску, переходит обеими ногами на неё. Теперь ребёнок должен, не вставая с полосы, взять первую полоску сзади и положить её
перед собой, параллельно той, на которой он стоит, после чего перейти на неё. Далее ребёнок переходит дорогу, перекладывая полоски зебры сзади вперёд, оставаясь при этом всё время на одной из полосок.
Места для пассажиров
Ещё одна интересная подвижная игра, в которую вы наверняка играли в детстве. Поставьте в центре комнаты стульчики по количеству участников игры минус один стул. Включите музыку. Пока звучит музыка, игроки бегают вокруг стульчиков. Как только музыка выключается, игроки должны постараться как можно быстрее занять местечко. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры вместе с одним стульчиком. Игроков становится меньше и стульчиков тоже. В конце игры не забудьте объяснить детям, что такое соревнование за место допустимо только в этой весёлой игре, а в автобусе или трамвае проходить к свободным местам нужно спокойно, убедившись, что рядом нет тех, кому это место, лучше уступить.
Походка моряка
Для того чтобы уверенно себя чувствовать даже во время приличной качки, настоящие пираты должны уметь отлично владеть своим телом и держать равновесие. Давайте тренироваться. Понадобятся широкая доска и брусок. Положите доску на брусок так, чтобы один конец её был приподнят. Задача ребёнка — пройти по доске с одного конца на другой (когда ребёнок перейдёт середину доски, она наклонится в другую сторону).
Упражнение удобно выполнять на детской площадке на качелях соответствующей конструкции.
Дуэль
Начертите на полу линию, возьмите шпаги (используйте игрушечные
шпаги или замените их трубками от фольги или другим подходящим реквизитом) и попытайтесь заставить противника оступиться — сойти с линии. Опытные фехтовальщики могут играть на доске, приподнятой над землёй. В этом случае победа будет очевидной!
А ещё дуэль на шпагах можно заменить боем подушками.
Для развития координации также полезны разнообразные командные подвижные игры, лазанье по детскому спорткомплексу, катание на качелях и каруселях и пешие прогулки по пересечённой местности. Всё это в совокупности с увлекательными играми на развитие ловкости поможет
решению актуальной задачи развития дошколёнка и формированию здоровой привычки к активному образу жизни с ранних лет.
Ловко жонглируйте разнообразными играми и занятиями, обеспечивая
разумное чередование подвижных и спокойных игр, обучающих и расслабляющих мероприятий, дающих выход неуёмной энергии ребёнка, и ваши детки обязательно станут самыми ловкими.
Источник