Дидактические игры как всестороннее развитие ребенка

«Дидактическая игра, как средство всестороннего воспитания личности ребенка»

Умственное воспитание. Содержание  дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Тесная связь воспитания с жизнью народа – источник идейной направленности воспитания.

Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.), затем – с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «Откуда стол пришел?», «Кем рубашка сшита?» и др., содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявлять конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей и др., о машинах, которые помогают им в работе, об этапах производства.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др. Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога – воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Например, играя в какую-либо настольную игру, один из играющих (назовем его Дима) все время выигрывает. Затем ему становится неинтересно играть, и он хочет бросить игру. «Давай еще раз сыграем, – просит его товарищ. – Пожалуйста, Дима, поиграй еще немного». И Дима снова включается в игру, помогает товарищу советом, как надо играть, чтобы победить. Наконец, тот тоже стал победителем в игре. Оба довольны. Воспитатель рассказывает детям, как хорошо играли вдвоем два мальчика. «Дима был хорошим товарищем: помог Вове, научил его играть», – заканчивает рассказ воспитатель. Дети потом сами вызываются помочь малышам во время игры, сделать им подарок в виде новой дидактической игры, научить новенького играть в знакомую детям игру и др.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы – проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготовляют карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно выполнять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.

Источник

Дидактические игры –  средство развития ребенка

Лукина Юлия Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории, Государственное дошкольное учреждении детский сад №120 Невского района Санкт-Петербурга

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В.А.Сухомлинский

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), поиска путей эффективного обучения детей, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Главная роль отводится дидактической игре.

Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками [2, с.97].

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет шалаева скачать бесплатно

В нашей рабочей программе на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Она играет важную роль во всестороннем развитии ребенка. Они расширяют представления детей об окружающем мире, учат ребенка наблюдать искать признаки предмета (цвет, форма и т.д.)

Вся ценность дидактической игры  заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Через игру воспитатель формирует не только игровые отношения между детьми, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, если правильно организованна игра то она становиться школой воспитания.

Актуальность данной темы дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Эта форма наиболее доступна для дошкольников.

Исследования в моей практике по этому вопросу, свидетельствуют о том, что дети через игру в учебной деятельности усваивают больше информации, нежели через обычное занятие.

Дидактические игры как своеобразное средство развития, отвечающее особенностям ребенка.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана  Ф. Фребелем. Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».  Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим  средством воспитания и развития ребенка  

В дошкольной педагогике  изучением  и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты[1].

Дидактическую игру создает педагог, она подвластна педагогу, и в этом ее особенность.

Основное отличие дидактической игры как формы обучения от занятия заключается в том, что в ней познавательная задача чаще всего не ставиться перед ребенком, а заключена в игровой задаче, в содержании и в правилах игры, в игровых действиях.

Дидактическая игра требует сложной умственной деятельности, поэтому она и способствует осуществлению задач умственного воспитания. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.  В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, но учится различать  и называть размер, форму и цвет и другие признаки предметов.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные[2].

Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решением дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещающие» правила, которые ограничивают действия и слова играющих. В игре «Фанты» нельзя произносить «да», «нет», «черное», «белое».

Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Таковы, например, игры, в которых надо определить, «что такое хорошо и что такое плохо», давать характеристики литературным героям.

Особое значение дидактической игры имеют для развития мышления и речи в их единстве. Содержание и правила игры дают возможность упражнять детей в точном и правильном названии и описании предметов, в овладении грамматическим строением речи. На каждой возрастной ступени воспитатель формирует речь  в соответствии с задачами воспитания и возможности детей. Это находит отражение  в дидактических играх. Так, в игре «Чудесный мешочек» ребенок 2-3 лет, правильно назвавший предмет- игрушку, получает ее. Посильность задачи, условий ее выполнения вызывает интерес и активные действия, побуждает назвать предмет точным словом.

Старшие дети (4-5 лет) решают и более сложную задачу – дать описание игрушки на основе выделение нескольких признаков, свойств. Выполнение этой задачи требуют сложной аналитической деятельности, применение ранее усвоенных знаний и способности выразить мысль в речи, в суждении. Слова «шар круглый, красного цвета, он из дерева, его можно катать» представляют собой ряд правильных суждений.

Перед детьми 6-7 лет воспитатель ставить еще более сложную задачу – не вынимая из мешочка игрушку определить что это, определить их назначение: «Карандаш- школьная принадлежность, нужен школьнику», «Стаканчик – сосуд, в него наливают жидкость, из него пьют».

Содержание дидактических игр связано с содержанием занятий и наблюдениями.

Некоторые игры имеют сюжет, требуют разыгрывание ролей. Дидактические игры, как и творческие, должны помогать воспитанию у детей правильных представлений о различных предметах и явлениях, интереса и уважения к труду, доброго отношения к животным, насекомых и т.д.

Из дидактических игр с сюжетом следует выделить игры- инсценировки – показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставиться дидактическая задача (угадать из какой сказки показан эпизод).

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и т.д.), настольные печатные игры и словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте, и не утрачивают своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Настольные печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и мемори знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами и их качествами и свойствами. Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они связаны с не посредством восприятия предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, не полагаясь на сужения  других, замечать логические ошибки. Такие игры проводятся в старшем возрасте и важно такие игры проводить в подготовительных группах, так как развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос при этом четко формулировать свои мысли, применять знания.

Можно сделать вывод, что дидактическая игра является незаменимым средством во всестороннем развитии детей.  Таким образом, в детском саду должны быть созданы условия для разнообразных игр. Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи – познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.

   Литература

  1. Валасина А. Дары Фребеля [Интернет источник] rodnaya-tropinka.ru/dary-frebelya
  2. Запорожца А.В. Сенсорное воспитание дошкольников, М.: «Академия педагогических наук», 1963 – 227с.
  3. Зебзеева, В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО / В. А. Зебзеева. М. : ТЦ «Сфера», 2015 – 128с.
  4. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. С.Л. Новоселовой, – 2 – е изд., перераб., М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
  5.  Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение.  1982. – 128с.
  6. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1975 – 175с.
Читайте также:  Сотрудничество со взрослыми в развитии ребенка

[1] Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982        

[2] Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры. М. Просвещение, 1985

Источник

Шувалова Алевтина Николаевна
Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Инновационный педагогический опыт воспитателя Шуваловой А. Н.

по теме: «Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Дошкольное образование – это первое и самое важное звено в системе народного образования. Цели и задачи, которые ранее стояли перед школой, постепенно перешли в детский сад, потому что именно здесь начинают формироваться качества успешного человека, способного справляться с современностью. Время меняет все. Незаметно, постепенно, медленно… Наши дети перестают разговаривать. Они не получают того максимума общения, которое необходимо для развития. Родителям постоянно некогда. Нет времени поговорить, выслушать. Проще посадить ребенка перед телевизором или компьютером. Итог? Дети плохо разговаривают. Не могут найти нужных слов, необходимых для того, чтобы выразить свое мнение. Отсюда возникает злость, агрессия. Дети не могут договориться между собой. Взрослым необходимо понять, чем лучше развита речь ребенка дошкольного возраста, тем выше его успехи не только в школьной, но и во взрослой жизни. А еще, наши дети не умеют играть. Это тоже одна из острых на сегодня проблем. Прилавки магазинов привлекают изобилием и разнообразием игр и игрушек, однако, они не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Страшные куклы из мультипликационных сериалов, роботы-трансформеры, монстры, киборги, игры-страшилки на компьютере – все это мешает получить полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от воспитателей дошкольного образования требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, постараться сохранить баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделять внимание современным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Век компьютеризации превращает детей в роботов. Они знают больше, чем их сверстники несколько лет назад. Но они разучились чувствовать. Их мало удивляет окружающий мир. Они реже восхищаются, совсем мало сопереживают близким. Их интересы ограничены. И наша основная задача – воспитать прежде всего человека, как созидателя, творца, и ни в коем случае не потребителя. Часто думая об этих проблемах, я поняла, что устранить их поможет игровая деятельность. Я считаю, что именно игровая деятельность – это одна из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое влияние разнообразных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что игры- занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать участникам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, игровая деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Игровые занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

Содержание игровых ООД включает в себя;

игры-драматизации;

разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Непременными условиями формирования игровой деятельности в работе с детьми должны быть:

индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

особенности его эмоционально-личностного развития;

интересы, склонности, предпочтения и потребности;

любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

возрастные и полу ролевые особенности.

постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными средствами выразительности;

наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Теоретическая база опыта.

В своей работе я использую: «Детство» – примерная образовательная программа дошкольного образования авторы Т. И. Бабаева, О. В. Акулова,

О. В. Солнцева, и др.

«Мы в Мордовии живем» – примерный региональный модуль программы дошкольного образования.Авторы: О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина и др.

«Будем говорить правильно» Нищева Н. И.

«Дидактические игры в детском саду» А. К. Бондаренко.

«Дидактические игры-занятия в ДОУ» Е. Н. Панова

«Знакомим дошкольников с литературой» .Ушакова О. С., Гавриш Н. В..

«Развитие речи и творчества дошкольников» .Ушакова О. С.

Технология опыта.

Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Игры детей развиваются в общении с взрослыми. В играх дети легко воспринимают черты быта семьи, впитывают богатства родной речи. Игры детей дошкольного возраста богаты и разнообразны по содержанию и со временем всё больше приобретают коллективный характер. Дети трёх-шести лет играют много и дома, и в детском саду, и во дворе, и на улице. В играх живо, эмоционально отражаются накопленные детьми впечатления об окружающей жизни. Чем богаче его знания о жизни, тем многообразнее его творчество и переживаемые чувства. Играя, ребёнок с увлечением бегает, прыгает, ползает, его движения совершенствуются, и он становится физически более крепким. В игре дети легко преодолевают робость и застенчивость, у них развивается находчивость и выдержка. В игровой деятельности развиваются умственные способности и обогащается речь детей. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или соображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственных действий ребенка. Он должен быть готовым к любой неожиданной ситуации, которую тут же надо правильно решить, он должен уметь действовать с заместителем отсутствующего предмета в соответствии с игровым названием.Предмет заместитель становится опорой для мышления: на основе оперирования с этим предметом ребенок учиться мыслить о реальном предмете. Развитие мышления в том и состоит, что ребенок постепенно перестает действовать с предметом непосредственно в наглядно воспринимаемой ситуации, а научается мыслить о предметах и действовать с ними в игровом плане. Таким образом, игра подготавливает ребенка к мышлению в плане представлений. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений по поводу игры ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Речь идет о рефлексивном мышлении. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Именно игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция при исполнении роли – исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с неким личным опытом, с неким образом, который он воспроизводит и вторит одновременно. В ролевой игре заложены большие возможности для развития рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности человека к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.

Читайте также:  Современный центр развития ребенка abc baby club

К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. В сговоре на игру дети обсуждают замысел; При этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты. Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь. Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре – это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления. При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предлагается игра «Путешествие в сказочный лес»,то ребятам нужно задать вопрос: «Что нам понадобиться для нашего путешествия?»Они ответят: автобус, водитель, кондуктор, билеты для пассажиров, карта с маршрутом следования. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения. В том случае, если у большинства детей интересы сходны и именно на них вы решили опираться при организации сюжетно-ролевой игры, не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо поискать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре. Для того чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки следует разместить в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий. Игровые атрибуты должны соответствовать тематике игр, интересных детям.

Анализ результативности.

В результате целенаправленной и систематической работы с детьми средствами игровой деятельности, я добилась положительных результатов в работе по данной теме.А именно:

– проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении игр, сюжетно-ролевых, в частности;

– улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками;

– заинтересованность родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развитий.

Таким образом, при проведении сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной, познавательной, коммуникативной сфер у детей старшей группы улучшается общий эмоциональный фон группы. Дети общаются между собой, чаще ребенок идет на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При использовании игрового метода обучения дошкольниковмогут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение. В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения). Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение. Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения

Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме

Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и само выражаются в играх. Поэтому основной формой занятий должна быть игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с другими детьми. Дошкольник легко учиться в игре.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость,позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

1) Развивая игровую деятельность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

2) Вопросы развития игровой деятельности дошкольника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих воспитанников.

В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм педагога во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к воспитанникам, а именно к себе. Дети могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но наша задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком. Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне дошкольного учреждения, участвую в работе семинаров и секций муниципального уровня, провожу открытые занятия.

Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте.

Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько рекомендаций по использованию дидактических игр.

В своей работе я использую такие формы работы с родителями:

1. Родительсие собрания;

3. Анкетирование и тестирование родителей;

4. Индивидуальные консультации;

5. Наглядные виды работы (информационные стенды, папки – передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литературы).

6. Визиты домой;

7. Индивидуальная работа с детьми;

8. Помощь родителей детскому саду.

Рекомендации для родителей по использованию дидактических игр.

1. Основная функция дидактиче