Дидактические игры как средство математического развития ребенка

Дидактические игры как средство математического развития ребенка thumbnail

Светлана Савинова
Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников

Основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра. Через игру развиваются их мысли, умения, умственные способности.Она удовлетворяет основные потребности ребенка: его стремление к самостоятельности; в познании окружающего мира; в активной деятельности; общении. В игре зарождаются потребность в учебной деятельности.

Игру нужно использовать для развития у дошкольников таких умений как сравнение; выделять закономерности, развивать инициативность, самостоятельность, рассудительность, логику, умение выражать свои мысли.

Основными представлениями, познавательными и речевыми умениями, которые усваивают дети дошкольного возраста в процессе усвоения математических представлений согласно требованиям к формированию элементарных математических представлений являются следующие: свойства, отношения, числа и цифры, сохранение (неизменность) количества и величин, алгоритмы.

Представления о свойствах это представления о размерах предметов: длине, высоте, ширине, толщине, массе. Иметь понятия о геометрических фигурах и телах,знать их названия: круг, квадрат, куб, прямоугольник, шар, треугольник, овал, цилиндр. Уметь определятьструктурные составляющие геометрических фигур: угол, сторона, их количество. Выделять логическую связь предметов по форме, величине.

Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений во второй младшей группе МАДОО «Октябрьский детский сад «Сказка»

Во второй младшей группе начинаются занятия по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько правильно будет организована и проведена работа с детьми этого возраста по формированию первых представлений о количестве, форме, величине, пространстве будет зависеть дальнейшее развитие математических познаний ребенка.

Занятия разрабатываются на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Во второй младшей группе формирование элементарных математических представлений представляет собой дочисловой период обучения. Дети этого возраста получают первоначальные представления о величинах, геометрических фигурах, цвете, размере. Они начинают ориентироваться в пространстве, времени.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую, как в ходе непосредственно образовательной деятельности (1 раза в неделю, так и в режимных моментах в течение дня, на прогулке, в том числе в индивидуальной работе.

Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего.

КОЛИЧЕСТВО

На занятиях,где детей учат сравнивать количество используют понятия: много – мало – больше –меньше – поровну.

Детей учат сравнивать два множества (различные группы предметов, сопоставляя элементы одной группы с элементами другой. Сравнение начинается с приема наложения.

На своих занятиях я использую карточки, на которых изображены одинаковые фигуры или картинки, детям предлагаю вырезанные фигурки (больше по количеству, чем на картинке, которые следует наложить на те, что изображены на карточке. Например, на карточке изображены домики, а вырезанные предметы – это окна. Детям предлагается в каждый домик поставить окно, чтобы в домике было светло. Когда дети выполняют задания, следует просить их озвучивать то, что они делают. Это помогает ребенку лучше осознавать свои действия. Подобные упражнения повторятся на занятиях многократно, но каждый раз используются разные картинки, разные условия игры.

На своих занятиях я использую дидактические игры по принципу приложения. Для проведения таких игр необходимы карточки, которые разделены пополам горизонтально, т. е. верхнюю и нижнюю часть. На верхней части располагаются одинаковые фигурки, например зайчата, детям предлагается на нижней части расположить столько же морковок, сколько зайчат на верхней части. Используя данный метод, необходимо делать акцент на сопоставление, т. е. проводит рукой вдоль рядов предметов, поочередно указывая на предметы верхней и нижней полосок, как бы соотнося их один с другим. Дети видят, что предметов на нижней полоске столько же сколько и на верхней – поровну. Эти карточки я использую и для дидактических игр, которые позволяют формировать понятие больше – меньше, располагая фигурки в верхней и нижней части не поровну. Овладев способами наложения и приложения, дети учатся устанавливать не только равенство, но и неравенство двух групп предметов.

ВЕЛИЧИНА

Изучая понятие величина используются способы сравнения. На занятиях детям предлагается сравнивать предметы путем накладывания, приставления. При этом,детей нужно учить проговаривать слова: больше, меньше, шире, уже, длиннее, короче, выше, ниже, одинаково. Дидактические игры, для усвоение этих понятий носят не только зрительное восприятие, но и сенсорное. На своих занятиях я использую различные дидактические игры по определению величины. Некоторые из них я беру из готовых конспектов, изменяя их, усложняя, другие из различных пособий. Одна дидактическая игра может объединять в себе определение нескольких признаков величин. «Плывут корабли» – эта игра позволяет сравнивать предметы по признакам: большой, маленький, широкий, узкий.Сначала дети сравнивают кораблики: один большой, другой маленький.Затем они сравнивают реки: широкая и узкая (полоски из голубой бумаги). Затем дети «пускают»кораблики по своим рекам: маленький кораблик по узкой реке, большой по широкой. Игра «Заборчик». Дети из строительных модулей строят заборчик для цыплят и курочек. Курочки большие, заборчик для них должен быть высокий, а цыплята маленькие и заборчик для них нужен низкий.

Кроме того для усвоения понятия «величина», я часто использую дидактические игры, которые с использованием приема наложения. Можно сравнивать предметы одинаковые по форме, разные по величине. Игра «кто где спрячется» позволяет сравнивать разные предметыи имеет много вариантов: спрячется ли мишка за деревом, дерево больше, а мишка меньше, значит мишка может спрятаться за деревом.В играх я использую любимые детьми сказочные персонажи: Лисичку, Красную Шапочку. Например, усадив лисичку за стол и повесив ей на лапку кольцо, попросить детей из многих колец найти такое же, как у лисички. Хорошо использовать для ориентировки детей в величине игрушки-вкладыши («Матрешки»).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Детей четвертого года жизни способны различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Для ребенка, геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов. Для изучения геометрических фигур я использую самые разнообразные дидактические игры. Самая простая из них – это игра вкладыш. Смысл ее заключается в том, что каждая фигура вкладывается в соответствующее углубление. Играя в нее, нужно проговаривать названия фигур. Я использую ее в режимных моментах. Знание о геометрических фигурах дети моей группы усвоили довольно быстро и легко. Они охотно строят различные фигуры из плоских деревянных модулей (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники). Очень часто я использую для закрепления этой темы игру «Найди фигуру». Я показываю детям геометрическую фигуру и прошу найти соответствующую фигуру в окружающем интерьере (элементы мебели, игрушки). Дети охотно выполняют задание.

Игры на различение и называние геометрических фигур необходимо разнообразить.Дети выполняют такие задания: взять круг в правую руку, а треугольник в левую; квадраты положить на нижнюю полоску карточки, а треугольники — на верхнюю; найти фигуру по образцу и сказать, как она называется.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Дети четвертого года жизни ориентируются на основе так называемой чувственной системы отсчета, то есть по сторонам собственного тела. Поэтому предлагается учить различать левую и правую руки,направления от себя: вперед (впереди, назад (позади, вверху, внизу. Развиваются пространственные представления у детей младшего возраста в основном во время режимных моментов, в подвижных играх, на всех занятиях. Дидактические игры на развитие пространственного воображения могут выполняться как на плоскости, так и в схеме собственного тела, относительно других предметов. Очень часто я использую игры с предметами. Так, например, игра «Куда спряталась мышка?»помогает закрепить понятия: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т. п. Игра «В какой руке игрушка?»помогает ориентироваться в таких понятиях как: право, лево.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Дети четвертого года жизни должны ориентироваться в таких временных понятиях как: день, ночь, утро, вечер. Части суток дети ассоциируют со своей деятельностью. Дидактические игры позволяют расширять представления о временах суток. Для ориентировке во времени, я использую дидактические игрына соответствие иллюстраций: «Когда это бывает», «Расставь картинки по местам». На одном из занятий мы создавали два разных панно. Дети разделились на две группы. Перед детьми первой группы лежал белый лист бумаги, перед детьми второй группы черный лист.Вокруг были разложены фигуры: солнце, облака, звезды, луна, комета, травка и цветы.Дети создавали свою картинку: одни день, другие ночь.

Использование дидактических игр на занятиях по формировании математических представлений во второй младшей группе помогают активизировать деятельность детей, делают занятие более интересным и занимательным, помогают хорошему усвоению основных понятий. Конспекты занятий разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС.

Детский сад, в котором я работаю, новый. Он оснащен современными технологиями. Каждая группа наполнена игровым, обучающим, развивающим, интересным по содержанию, доступным по количеству, качественным по исполнению материалом. Это новые, игрушки, большое разнообразие настольных, дидактических игр. Кроме того в каждой группе есть компьютер с выходом в интернет, проектор и большой экран. Наличие этой техники позволяет использовать и компьютерные дидактические игры. Мы активно применяем эту технику в своей образовательной деятельности. Это помогает сделать любое занятие ярче, разнообразнее, увлекательней.

Мною была проведена диагностика детей в начале и в конце учебного 2015-2016 учебного года.Диагностика проводилась по следующим разделам:

• умение детей определять количественные представления: один-много, чего больше (меньше?;

• умение детей распознавать величину предмета: длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий;

•умение детей находить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг;

•умение детей ориентироваться во времени: день-ночь, утро-вечер;

• умение детей ориентироваться в пространстве.

Результат диагностики

Категории Начало года Конец года

Количество 80% 91%

Величина 75% 90%

Геометрические фигуры 68% 85%

Ориентировка во времени 45% 70%

Ориентировка в пространстве 53% 74%

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

1. уровень знаний по всем категориям за год возрос;

2. усвоение понятий времени и пространства вызывает у детей наибольшее затруднение;

3. выявлена группа детей, которая нуждается в индивидуальной работе по различным категориям.

Опыт и наблюдение позволили мне выявить детей, у которых хорошо развито логическое мышление, которым нравятся игры более сложного уровня. Для таких детей я использую специально подобранный материал: настольно-печатные игры; книги с дидактическими играми и заданиями. Необходимо поддерживать такой потенциал детей и развивать его. Но есть дети, которые испытывают затруднения в усвоении математических познаний, с ними я занимаюсь индивидуально, использую самые простые дидактические игры и упражнения, которые помогают осваивать материал.

Дидактические игры очень нравятся детям. И чтобы закреплять полученные знания и навыки, мы играем в них в свободное время и на прогулке, дети рисуют мелом геометрические фигуры, играя в классики считают квадраты, считают и выстраивают песочные фигурки, строят из камешков фигуры и предметы и т. д.

Выводы:

1) Опыт работы показал, что использование дидактических игр и упражнений на занятиях по формировании математических представлений, благотворно влияет на усвоение основных математических представлений и понятий повышает уровень математического развития детей.

2) Элементарные знания по математике, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.

3) Для улучшения системы математического развития дошкольников необходимо искать наиболее интересные формы работы, для наиболее эффективного развития элементарных математических представлений.

4) Методически правильно подобранный и к месту использованный дидактический материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям.

Источник

Светлана Захряпина
Дидактические игры как средство развития математических способностей

Описание опыта воспитателя Захряпиной Светланы Эриковны по теме «Дидактические игры как средство развития математических способностей»

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. Детей увлекают дидактические игры, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Во время образовательной деятельности в ряде случаев игры несут основную образовательную нагрузку. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Не смотря на многообразие игр, их главной задачей является развитие логического мышления,а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Дидактическаяигра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к дидактическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим представлениям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Поэтому основной целью моей профессиональной деятельности считаю: развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры.

В ходе педагогической деятельности решаю следующие задачи:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром средствами дидактической игры;

5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

7) формирование навыков в счете, вычислениях, моделировании;

8) интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира

Показать значимость развития математических представлений в подготовке детей к школьному обучению;

Образовательную деятельность с детьми организую в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №178 (https://dou24.ru/178)

В соответствии с гипотетическими педагогическими условиями с детьми моей группы проводились и проводятся в настоящее время дидактические игры, которые были мной специально подобраны, модифицированы и разработаны.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую 2 раза в неделю. Она состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуре предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или ” пальчиковая гимнастика “, упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. Дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у математических знаний. Дидактическую игру включаю как одно из средств реализации программных задач. Дидактические игры по формированию математическихпредставлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10(20, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры как “Какой цифры не стало?”, “Сколько?”, “Путаница?”, “Исправь ошибку”, “Убираем цифры”, “Назови соседей”, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как “Задумай число”, “Число как тебя зовут?”, “Составь табличку”, “Составь цифру”, “Кто первый назовет, которой игрушки не стало?” и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. В дальнейшем, можно использовать следующие игры.

“Круглый год”, “Двенадцать месяцев”, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра “Найди игрушку.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например,спрашивается: “Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?” (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.

Одной из задач формирования элементарных математических представлений у детей является ориентировка в пространстве, в том числе ориентировка на плоскости, что у большинства детей вызывает затруднение. Чтобы процесс обучения проходил легко и интересно, я использую в своей работе дидактические игры, направленные на умение ориентироваться на листе бумаги, объясняю значение выражений «в центре», «посередине», «справа», «слева», «левый (правый) верхний угол», «левый (правый) нижний угол». Работа проводится на листе бумаги и опирается на активную деятельность детей с раздаточным материалом.

Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваю в двух аспектах.

Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).

Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта, что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.

В качестве основных методических приемов при формировании пространственных представлений использую наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения в процессе дидактических игр.

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.

Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого – к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве – более точное определение пространственного местонахождения. В рамках данной работы мной была разработана картотека дидактических игр, где был положен в основу принцип «от простого к сложному». (“Кто из детей стоит близко, а кто далеко?”, “Кто правильно назовет”, “Найди игрушки”, “Разведчик” “Волшебный сундучок”, “Бабочка”, “Адресное бюро”, “Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности”.)

Также, совместно с детьми, было придумано и изготовлено дидактическое пособие, которое помогает научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Один игрок берет “математический ноутбук(он ведущий) с картами-заданиями, на которых проложен полет бабочки, а другой игрок берет пустые поля-карты. Ведущий диктует как летит бабочка, а игрок должен следовать его инструкциям и “вести” бабочку. В итоге игрок должен сообщить на какой цветок прилетела бабочка. Детям нравится быть ведущими и проводить задания для других детей.

Дидактические игры как средство развития математических способностейДидактические игры как средство математического развития ребенкаДидактические игры как средство математического развития ребенкаДидактические игры как средство математического развития ребенка

Данная работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников, где для них были организованы и проведены ряд мероприятий с целью повышения их компетентности в вопросе развития пространственных представлений у детей,а именно: семинар-практикум по теме «Развитие пространственной ориентации у детей дошкольного возраста», консультация по теме «Учимся ориентироваться в пространстве».

Опыт работы показал, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

Источник