Дидактические игры как развитие познавательной активности ребенка

Елена Волощук
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство

развития познавательной

Активности детей дошкольного

Возраста

Воспитатель Волощук Елена Владимировна

2017 г.

Введение

Без игры нет,и не может быть

Полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно,

Через которое в духовный мир ребенка

Вливается жизненный поток

Представлений, понятий.

Игра-это искра,зажигающая пытливость

И любознательность.

В. А. Сухомлинский.

Дидактическая игра-основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Играя,он познает мир людей, играя ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности,внимания,умственногоусилия,уменияосмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных задач. В этом их развивающая роль. Этому виду игры уделено большое внимание,т. к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную активность.

В зависимости от материала дидактическиеигры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно- печатные игры,так же как игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх ребенку дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Различные виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами, учат классифицировать их (мебель, одежда, овощи и т. д., их качествами и свойствами. Другие уточняют представление о сезонных изменениях в природе, о различных профессиях.

Словесные игры более сложные, так как они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как дети в них учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовке детей к школе, так как требуют,и следовательно развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Организация и проведение дидактических игр в детском саду.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возрастаобладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока небудет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возрастасодержит в себе большие потенциальные возможности:

активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

– учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

– закрепляет знания, умения.

Общая структура дидактическойигры содержит следующие компоненты:

– мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;

– ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

– исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

– контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обуения и игры. В отличие от прямой постановкидидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Психология роль семьи для развития ребенка

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления.Заметим: что дидактическая игра – эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.

Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

Цель дидактических игр – развитие умственных способностей. Дидактические игры как метод обучения в детском саду помогают закреплять полученные знания, применять их на практике, перенося обрабатываемый материал в творческие игры и обогащая их содержание. Примером взаимообогащения могут быть дидактические игры «Школа», «Путешествие» и т. п., элементы которых часто встречаются и в творческих играх детей. С другой стороны, непосредственность переживаний, свободное включение ребенка в действие, характерные для творческой игры, легко переносятся в дидактические игры, что делает их оживленными и интересными.

Но именно обучающие дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности. Ребенок познает, получает новыеВсе дидактические игры направлены на развитие мышления и речи детей, они формируют разные стороны этого процесса. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые использовались при разработке системы игр.

Первая группа игр — это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио», «Да — нет», «Похож — непохож», «Что за птица?» и др.) . В этой группе игр следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Вторая группа — игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Нужно — не нужно», «Кому что нужно?», «А если бы.», «Охотник» и др.).

Третья группа — игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор («Кто больше заметит и объяснит небылиц?», «Придумай небылицы сам», «Придумай перевертыши», «Бывает — не бывает»).

Четвертая группа — игры, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Семья», «Наоборот», «И я»)

Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его, так и в часы игр. Если воспитатель хочет закрепить или уточнить те или иные знания, полученные на занятиях, он проводит игру на материале этих занятий.

Источник

Ольга Полякова
Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений

Введение

«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.

Познавательная активность – сложное личностное образование,которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).

Среди структурных элементов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста выделяют: интеллектуальный – уровень развития умственной деятельности детей; мотивационный компонент – потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в занятии, игре; практический компонент включает проявления познавательной активности в реальной практической деятельности.

Успешность развития познавательной активности детей дошкольного возраста связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности, соз-нательности, активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Читайте также:  Этапы речевого развития ребенка картинки

Одним из методов, стимулирующих познавательную активность детей дошкольного возраста, является дидактическая игра — это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста.

Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, а главное развивает познавательную активность.

С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактическиеигры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности, речь детей.

Познавательная активность дошкольников, ее формирование и развитие.

Формирование познавательных процессов, системы умственных действий тесно связано как с содержанием знаний, так и со способами их освоения.

Основной особенностью умственной деятельности детей дошкольного возраста является ведущая роль в ней сенсорных процессов. На основе ощущений и восприятий идет формирование содержания знаний – представлений, имеющих при всей обобщенности ярко выраженный образный и, следовательно, сенсорный характер.

Основные формы мышления, функционирующие в дошкольном возрасте – это наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями. К концу дошкольного возраста все большее место и все большую роль начинает играть словесно-логическое мышление.

Для полноценного умственного развития важны не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах.

При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.

Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляет детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Таким образом, условие развития познавательной активности, подъем ее на более высокий уровень – это практика и успешные исследовательские действия ребенка.

Дидактические игры и упражнения для дошкольников

Дошкольники стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию,например: Кто верней и быстрей? Не зевать! Отвечать сразу! Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, закрепить изученное правило, повторить полученные знания.

Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель,при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.

2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3. В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

Ниже представлены примеры дидактических игр и упражнений, которые можно активно использовать при работе с дошкольниками.

Игра “Попугайчики” развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции.Игру начинают следующими словами:

Мы – не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы – попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе с нами повторяй.

Воспитанники повторяют стихи и скороговорки вместе с воспитателем.

Хорошая игра для развития речи и памяти “Добавь следующее”. Ребенок называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ребенок называет два слова и добавляет свое и т. д.,например:

1. Слон.

2. Слон, тигр.

3. Слон, тигр, лев и т. д.

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра “Художник”. Ребенок, взявший на себя роль художника,говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,

Только чей – пока секрет.

Отгадайте, вас прошу я,

Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: “У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки” и т. п., а дети должны догадаться, о ком идет речь.

Игра “Составь меню для Робина-Бобина-Барабека” ценна тем, что она связана с процессом познания, догадкой, поиском, игрой ума. Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”.Начинается игра со слов:

Читайте также:  Утрожестан влияет на развитие ребенка

Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:

Ест он фрукты с овощами.

10 килограммов он

Вносит за день в рацион.

Что ж при этом он съедает?

Кто ж из вас скорей узнает?

На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10.Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример “8 – 3”, под рисунком моркови “7 + 1”, под рисунком яблока “3 + 2” и т. д.Значит один из вариантов ответа: Робину-Бобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5, тогда в сумме получится 10.

Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.

Игру “Откроем замочек ключиком” можно использовать с целью знакомства с геометрическими фигурами и для развития внимания. У каждого ребенка ключик, на котором изображены геометрические фигуры (различные по цвету и по расположению). У воспитателя несколько замочков с геометрическими фигурами. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным расположением геометрических фигур.

В дальнейшем игру можно модернизировать: вместо геометрических фигур на замочке расположила примеры, а на ключиках – ответы к этим примерам. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.

С интересом принимается игра “Чудесный мешочек”. Мешочек может принести кто-либо из сказочных героев. В него помещаются цифры с магнитами. Дети на ощупь отгадывают и называют цифру. Поместив цифры на магнитную доску, и составляют их по порядку.Дополнительное задание к игре: назвать соседей, вспомнить состав числа и т. п.

Примеры упражнений

Упражнения на формирование положительной мотивации действий.

«Узнай, какого это цвета?»

Цель: научить детей создавать образ графическим способом, чётко выполнять инструкции взрослого.

Дети выбирают из коробки нужный цвет карандаша, придумывают и рисуют то, что бывает этого цвета.

«Что можно подарить другу?»

Цель: воспитать у детей доброжелательное отношение к окружающим.

Предложить детям сделать подарок другу. Нужно постараться, чтобы работа понравилась другу.

Упражнения на формирование умения делать выбор.

«Выбери пару»

Цель: научить детей делать выбор.

Предлагается убрать группу (полить цветы, сложить конструктор и т. д.). Попросить детей выбрать, с кем они будут это делать. Решить надо быстро, выполнять работу за короткое время, но аккуратно.

«Животные жарких стран»

Цель: научить детей определять содержание своей работы; закрепить умение лепить животных.

Дети вспоминают, каких животных жарких стран они знают. Предлагается выбрать, кого из них они хотят вылепить, отмечая характерную особенность каждого животного.

Упражнение на развитие вопросительно-познавательной активности детей.

«Угадай-ка»

Цель: закрепить знания детей о знакомых породах деревьев; активизировать речь детей; развивать наблюдательность.

Ведущий загадывает дерево, название которого вслух не произносит. Дети задают вопросы о признаках этого дерева.

Упражнение на формирование субъективной вопросительно-познавательной активности выходящей за пределы конкретной ситуации.

«Плачущие сосульки»

Цель: установить зависимость между температурой воздуха и состоянием воды.

Наблюдение проводится на прогулке.

Педагог. Ребята,обратите внимание: на солнце сосульки плачут, а в тени нет. Как вы думаете, что такое сосульки, как они образовались и откуда взялись? А почему они плачут только на этой стороне крыше? (Обращает внимание детей на солнечную сторону крыше).

Дети наблюдают.

(Подводит детей к выводу). Снег на солнце тает, стекает с крыш и образует при замерзании на холодном воздухе сосульки.

Дети. Сосульки могут таять только на солнечной стороне, там, где есть тепло солнца.

Логические задачи на стимулирование речевой и познавательной активности.

«Кто, где зимует?»

Собрались звери на лесной опушке и стали рассказывать друг другу, кто где будет зимовать, кто как зиму проводит…

Педагог задаёт детям вопросы: «Что сказали звери друг другу?»; «Где они будут зимовать?»

«Когда это бывает?»

На полях ещё лежит снег. Ещё упрямится зима, посылает нам ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручьи. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах сосульки плачут, но почки ещё слабо набухли.

Педагог задаёт детям вопрос: «Когда это бывает?».

«Медведь»

Ко времени выхода из берлоги медведь линяет: свалявшаяся клочьями шерсть начинает вылезать. Лесные мыши таскают эту шерсть для своих гнёзд.

Педагог задаёт детям вопрос: «Что же делает медведь, когда просыпается?»

Источник