Дидактические игры и упражнения для развития речи ребенка
Уважаемые родители, Вы не знаете, как интересно и познавательно провести выходной вечер с ребёнком? Я предлагаю Вам подборку дидактических упражнений и игр по развитию речи. Это будет интересно и Вам и вашему ребёнку.
Дидактические упражнения по развитию речи.
- Умение образовывать слова с помощью слияния двух основ
Все пароходы, все паровозы
При помощи пара ходят и возят.
Все самолеты летают сами,
А пешеходы – это мы с вами.
Дидактическое упражнение«Скажи одним словом».
– У слона толстые ноги, поэтому его называют…(толстоногим).
– У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют…
– у обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют…
– у моржа длинные усы, поэтому его называют…
– у аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим).
– у соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).
– у ласточки хвост длинный, поэтому ее называют… (длиннохвостой).
– у сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).
– у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая).
– у дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый).
– у вороны черные крылья, поэтому ее называют… (чернокрылая).
Кто больше увидит и назовет.
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Воспитатель с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). У куклы зеленые глаза, значит она… (зеленоглазая), черные волосы, значит она… (черноволосая). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца… (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки).
Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает – снегопад мед носит – медонос
вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит леса – лесовод база для нефти – нефтебаза
перевозит лес – лесовоз воду возит – водовоз
сам летит – самолет пыль сосет – пылесос.
Дидактическое упражнение «Сложные слова».
Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Наглядный материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит … (рыболов), пчел разводит … (пчеловод), сам летает … (самолет), лес рубит … (лесоруб).
Дидактическое упражнение «Назови машину одним словом»
Цель. Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям; «Машина, которая чистит картофель,—картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.
Назови одним словом машину, которая:
Возит молоко – молоковоз;
Мешает бетон – … (бетономешалка)
Возит воду – … (водовоз)
Черпает землю – … (землечерпалка)
Укладывает трубы – … (трубоукладчик)
Дробит камни – … (камнедробилка).
Чтение и пересказ сказки
Спор машин
Сказка знакомит с образованием существительных путём слияния основ:
существительное + глагол.
Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?
– Я сам могу груз сваливать, – сказал Самосвал.
– Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, – зашумел Бензовоз.
– Я самая нужная на стройке, вмешалась Бетономешалка.
– А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!
Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:
– Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!
Хлеб резать – нужна Хлеборезка,
Овощи резать – Овощерезка,
Мясо рубить – Мясорубка,
Кофе варить – Кофеварка,
Сок выжать – Соковыжималка.
– Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, – загудел Пылесос. – Важнее меня машины в доме нет!
– Эх, с вами только дома сидеть! – запыхтел Паровоз. – Вот я – это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжёлые вагоны возить могу. А мой братокТепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри – сильное тепло.
– Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, – загудел Пароход.
– Насмешили вы меня! Самый нужный – тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, сказал Самолёт.
Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал:
– Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.
Вопросы и задания
- Вспомните с ребёнком названия машин из сказки: сам сваливает груз – самосвал, молоко возит – молоковоз. И т.д.
- Предложите ребёнку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.)
- При пересказе ребёнком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы деть понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.
- Упражнение в образовании однокоренных слов
«Построй цепочку»
Цель: учить детей образовывать однокоренные слова и подбирать их к данному слову.
Материал: Картинки – символы, означающие предметы, сезон года и т.п.
Ход игры:
Воспитатель дает задание детям построить цепочку однокоренных слов ( т.е. подобрать родственные слова к данному слову). Она показывает картинку. Например, с изображением снега:
Снег- снежок- снежный- снеговик- подснежник.
Зима- зимушка – зимний – зимующий – зимуют.
Задние: Игрокам предлагается придумать как можно больше однокоренных (родственных) слов.
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, полесье.
Род – родной, родители, родственники, родина.
Снег – снежок, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.
Береза – березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.
Какое слово «лишнее»?
Жаркий, тепло, теплица, теплый
Гора, горный, взгорье, гореть
Каменистый, камень, затвердел, окаменел
Водитель, вода, водоворот, подводный
Речь, река, речной, речушка
Заводной, заводить, водитель, водянистый
Разгорелся, горелый, горелка, горка
Лес, лесенка, лесной, лесник
Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.
Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.
Корова, коровник, кора, коровий
Баран, бараний, баранина, баранка
Подбери однокоренное слово к слову.
«ДОМ» – домик, хата, изба, дома
«БЕЛКА» – побелка, у белки, бельчонок, белила
«ЧАС» – часовщик, время, минутка, частица
«МАЛЫШ» – ребенок, малютка, малыши, дитя
«УХО» – наушники, уши, уха, ушица.
- Умение образовывать степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная)
«Четыре желания»
Цель. Продолжать учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям;
Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая, а после дождя зеленее или очень зеленая. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное.
Веселый – веселее – более веселый.
Высокий – выше – очень высокий.
Стройный – стройнее – более стройный.
Легкий – легче – очень легкий.
Закончи предложение (образование сравнительной степени прилагательных).
Самолёт летит высоко, а ракета выше.
Самолёт летит далеко, а ракета дальше.
Самолёт летит быстро, а ракета быстрее.
Самолёт мощный, а ракета мощнее.
Самолёт большой, а ракета больше.
Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.
Самолёт просторный, а ракета просторнее.
Самолёт длинный, а ракета длиннее.
Самолёт быстроходный, а ракета быстроходнее.
Подбери пару(образование сравнительной степени прилагательных)
Огурец большой, а кабачок больше.
Фасоль маленькая, а горох ….. (меньше).
Капуста большая, а тыква ….(больше).
Кабачок зелёный, а огурец….(зеленее).
Помидор красный, а свёкла….(краснее).
Редис мелкий, а горох….(мельче)
Картофель твёрдый, а тыква…(твёрже)
«Закончи предложение»
Цель: учить детей употреблять сравнительную степень прилагательного.
Материал: Картинки большого и маленького домов, речки и пруда, 2 разных цветка, лето и осень, траву, зиму.
Ход игры:
Детям предлагается закончить предложение:
Этот дом высокий, а этот еще … (выше)
Наша река глубокая, а пруд еще …(глубже)
Этот цветок красивый, а этот еще … (красивее)
Лето было хорошее, а осень еще …(лучше)
Трава зеленая, а после дождя еще …(зеленее)
Осенью холодно, а зимой еще … (холоднее)
Источник
марина убогова
Дидактические игры и упражнения для развития речи
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обогащается пассивный словарь. К году у ребенка, как правило, появляются первые слова, а к двум годам – фразы.
Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни – с младенчества. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Многие умственно отсталые дети не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к четырем-пяти годам.
Игры предыдущих разделов был» направлены на формирование предпосылок к развитию речи, т. е. большое значение уделялось эмоциональному общению со взрослым, ориентировке в окружающем, предметным и игровым действиям, умению видеть, слышать, осязать, развитию наглядных форм мышления. Одновременно воспитывалось внимание к речи взрослого, умение воспринимать ее как сигнал к действию, что в свою очередь способствовало развитию фонематического слуха, накоплению пассивного словаря, уточнению значения слов, пониманию конкретно отнесенного значения слова.
В данном разделе основное внимание уделяется развитию у детей основной функции речи – функции общения (коммуникативной, познавательной, регулирующей деятельность.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фразами. Например, когда содержание игры еще недостаточно понятно детям, у них не возникает желания в общении. Как правило, в таком случае дети действуют по подсказке воспитателя, говорят заученные специально для этой игры фразы, имитируя общение. Дидактические, ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение может не быть чисто речевым, т. е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов. Но при этом педагогу следует подсказать детям нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность в общении. Постепенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с ними усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения. Все это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть заменено жестами.
РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Позови
Цель. Формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу.Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови».Мальчик зовет товарища: «Вова, иди». Через некоторое время Коля садится, теперь Вова зовет друга.
Передай колокольчик
Цель. Та же, учить звать друг друга по имени, предлагая выполнить действие.
Оборудование. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В середину встает педагог с колокольчиком в руках.Он звонит в колокольчик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка звонит в колокольчик и зовет следующего, называя его по имени. Если некоторые дети еще не могут произносить имена, они могут пользоваться указательным жестом.
Зайка
Цель. Вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит».Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной, Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши и другого отыщи.
На слова «зайка, зайка, попляши.» дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Помоги
Цель. Вызывать потребность в деловом общении; учить использовать в общении простейшие слова и выражения («дай», «на», «дай это», «не это», «подержи», «возьми», «возьми это», а также жесты (указательный); учить при общении называть друг друга по имени.
Оборудование. Кукла (мишка, кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.
Ход игры. 1-й вариант (проводится парами). Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель (кровать, стол, стул).Педагог говорит: «Одевать куклу и причесывать ее будет Наташа, а Миша будет помогать – подавать все, что попросит Наташа». Дети вместе с педагогом рассматривают приготовленные предметы, называют их. После этого Миша садится за стол рядом с разложенными предметами, а Наташа поднимает куклу, сама определяет порядок одевания платья, туфель, просит Мишу подать тот или иной предмет, называя его. Просьба может быть выражена словом «дай» и указательным жестом. Миша приносит ей каждый из предметов по одному. Если Наташе трудно одной надеть кукле платье или тапочки и т. д., то она просит помочь Мишу,говоря: «Миша, помоги», «Миша, подержи», «Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Миши и попросить у него помощи.
После того как кукла будет одета и причесана, роли меняются – кормит куклу Миша, а Наташа помогает ему, по его просьбе подает посуду по предмету. Педагог подводит итог – дети работали дружно,помогали друг другу: «Миша дал Наташе платье, туфли, расческу, а Наташа одела и причесала куклу. Наташа дала Мише тарелку, ложку, чашку и конфеты, а Миша накормил куклу и напоил ее чаем». Кукла благодарит детей.
Чего не хватает
Цель. Продолжать учить деловому общению, обращаться с просьбой к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи у детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь («спасибо») или допускать употребление указательного жеста.
Оборудование.Из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, мотор, кабина и два колеса, дом (два этажа, окна, двери, крыша, паровоз (корпус, труба, три колеса) и т. д.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет. Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из частей целый предмет. Дети складывают изображения, обнаруживают отсутствие необходимой детали (колеса, крыши и т. д.) и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать.Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Галина Ивановна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т. д. Педагог раздает недостающие детали, и дети завершают изображения.
Найди свою пару (С кем играть)
Цель. Продолжать учить деловому общению, обращаться друг к другу по имени, играть вместе, общаться с партнером по игре.
Оборудование. Шарик и желобок, кукла и коляска, грузовая машина и кубик, плита, кастрюля и сковорода, кегли и шары.
Ход игры. Педагог вместе с детьми рассматривает игрушки и показывает (напоминает, как нужно с ними играть – сажает куклу в коляску и катает; ставит воротца и прокатывает шарик; нагружает кубики в машину; ставит кегли и сбивает их шаром. Потом прячет каждую игрушку в коробочку, перемешивает их и раздает детям. Они открывают коробочки, рассматривают свою игрушку и ищут партнера по игре,обращаясь к нему с предложением: «Коля, давай поиграем вместе». Дети самостоятельно договариваются об очередности выполнения действий с игрушками в совместной игре. Педагог только в крайних случаях помогает им.
Поиграем вместе (кукольный театр)
Цель. Продолжать формировать у детей потребность в речевом общении, активизировать имеющихся у них в этом навыки, использовать в общении знакомый словарь.
Оборудование. Две куклы, маленькая матрешка, машина с кузовом, настольный строитель.
Ход игры. Приходит кукла Оля. В руках у нее матрешка, она ее укачивает. Появляется кукла Таня, она везет за веревочку машину. Таня подходит к Оле и отбирает у нее матрешку. Оля плачет,кричит: «Отдай». Педагог обращает внимание детей на ситуацию, говорит, что Таня поступила плохо. Обращается к куклам, предлагает Тане отдать матрешку кукле Оле. Таня отдает матрешку и тоже плачет. Педагог спрашивает, почему она плачет. Таня говорит, что хочет покатать матрешку в машине. Педагог предлагает Оле и Тане поиграть вместе – покатать матрешку в машине по очереди. Оля сажает матрешку в машину и везет ее. Потом отдает веревочку Тане.После этого Оля говорит: «Давай вместе построим для матрешки домик». Таня радуется и говорит, что привезет кубики. Затем она привозит кубики, и они вместе строят дом с забором и играют с матрешкой. Педагог подчеркивает, что Оля и Таня вместе играют, построили дом – Таня была шофером, а Оля строителем.
Что мы делали – не скажем.
Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.
Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают, и решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хлопают в ладоши и зовут водящего,произнося в ритм хлопков слова: «Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем». Действие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В дальнейшем педагог побуждает детей самим называть действия, которые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.
Шоферы и строители
Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слушать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении слова «мне нужно», «привези», «возьми», «я привез», названия предметов, их особенности, в случае необходимости указать количество и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом или просить помощи у педагога, говоря «как сказать», «как называется»; в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произнося «спасибо»).
Оборудование. Крупный строительный материал, грузовые машины соответствующих размеров, рисунки-образцы с изображением знакомых детям построек (ворота, гараж, дом с забором, лесенка и др.).
Ход игры (проводится с подгруппой из 4–6 детей). Дети распределяются на шоферов и строителей. У каждого строителя есть свой шофер, вместе они создают одну постройку. Каждый ребенок-строитель получает свой рисунок-образец и не показывает его шоферу. Рассмотрев образец, строитель просит привезти шофера нужные элементы строителя (бруски, кубы, башенки, пластины) и указывает их количество. Например, на рисунке дом, состоящий из одного куба, крыши, и забор, состоящий из двух брусков.Он может сказать: «Привези кубик и крышу». Получив эти предметы, он должен поблагодарить и попросить привезти еще два бруска. Строитель может назвать все нужные ему элементы. Если шофер что-то забыл, он может вернуться и переспросить. Когда постройка будет окончена, строитель еще раз рассматривает рисунок и обнаруживает, что на нем изображен мишка, который стоит около дома. Строитель просит шофера привезти мишку. Дети вместе обыгрывают постройку.
В процессе работы дети могут общаться и с помощью жестов. По окончании построек педагог просит всех строителей показать свои рисунки, а шоферов проверить, правильно ли сделаны постройки.
При повторном проведении игры дети меняются ролями.
Если в процессе выполнения задания между детьми возникает спор, его не следует пресекать, торопиться придти на помощь, важно, чтобы они сами нашли пути к взаимопониманию.
Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как коллективную деятельность строителя и шофера,подчеркивает доброжелательность в обращении друг к другу: «Валя и Коля вместе построили дом с забором. Валя хорошо рассмотрела рисунок и правильно называла Коле, что надо привезти, а Коля хорошо слушал Валю и понял, что надо было привезти. Вот и построили они хороший дом с забором. И мишка радуется, говорит Вале и Коле «спасибо». Видите, как хорошо играть вместе».
Источник