Дидактические игры для речевого развития ребенка
Алленова Наталья Федоровна
Дидактические игры для развития речи дошкольников
Картотека дидактических игр по развитию речи
“Г Л А С Н Ы Е З В У К И”
ЦЕЛЬ: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультминутки.
ХОД ИГРЫ: Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей детей.
“Н А З О В И Т Р И С Л О В А”
ЦЕЛЬ: активизация словаря детей.
ХОД ИГРЫ: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить?
Что можно читать?
Чем можно рисовать?
Что может летать?
Что может плавать? И т. д.
“Ч У Д Е С Н Ы Й М Е Ш О Ч Е К”
ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).
Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т. д.
“З А К О Н Ч И П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е”
ЦЕЛЬ: употребление сложноподчиненных предложений.
ХОД ИГРЫ:воспитатель предлагает детям закончить предложение:
Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.
Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.
Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.
Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.
Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.
Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.
Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.
Мы поедем завтра в лес. Если будет хорошая погода.
Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.
Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.
“Л И Ш Н Е Е С Л О В О”
ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
Лексический материал (например):
шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.
зима, весна, ноябрь, лето, осень.
белка, заяц, медведь, синица, еж.
шуба, шарф, панама, варежки. И т. д.
“НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ”
ЦЕЛЬ: активизация словаря детей, развитие внимания.
ХОД ИГРЫ: Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.
“Н А П Р И Е М Е У В Р А Ч А”
ЦЕЛЬ: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом – выдох ртом, вдох ртом – выдох носом, вдох носом – выдох ртом, вдох носом – выдох носом.)
ХОД ИГРЫ: Коллективное выполнение детьми упражнений по инструкции воспитателя. “Я сейчас послушаю вашу грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом” и так далее. “А теперь послушаю спинку”. Далее детям предлагается выполнять упражнение парами по инструкции воспитателя.
“П Ч Е Л Ы и М Е Д В Е Д Ь”
ЦЕЛЬ: закреплять изолированное произношение звука Ж.
ОБОРУДОВАНИЕ: стульчики, маска медведя.
ХОД ИГРЫ: Ребенок в маске медведя сидит в стороне на отдельном стульчике.Воспитатель говорит:
Пчелки в улье сидят
И в окошко глядят.
Погулять все захотели.
Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.
Дети бегают и жужжат. Медведь идет, спасает мед. Дети-пчелки бегут на свои стульчики, садятся, машут кистями рук и громко жужжат, прогоняют медведя. Тот, кого осалил медведь, уходит вместе с ним.
“Э Х О”
ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание, закреплять произношение звуков в словах и слогах.
ХОД ИГРЫ: Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.
“Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает.Вот так: «Идет козочка-коза» – поет коза. «За-за-за-за-за, идет козочка-коза» – подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу, Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.
“П О Д У М А Й и И З М Е Н И”
ЦЕЛЬ: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное.
Я купил елку – я купил елки
Я кормлю белочку – я кормлю белочек
Я повесил на елку фонарик – …фонарики
Я иду за клюшкой -…клюшками
Я чищу шапку – …шапки
Я вижу зайца – …зайцев
Я сыплю синичке крошки – Я сыплю синичкам крошки
и так далее.
“Я З Н А Ю М Н О Г О Н А З В А Н И Й”
ЦЕЛЬ: закреплять обобщенное значение слов.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа…насекомых: комар, оса… и т. д.
“Н А З О В И О Д Н И М С Л О В О М”
ЦЕЛЬ: развитие словаря детей.
ХОД ИГРЫ:Ведущий спрашивает у детей: “Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?” (птицы)
Астру, мак и розу? (цветы)
Лису и ослика? (животные)
Иву и дуб? (деревья) и другие варианты.
Впоследствии ведущими становятся сами дети.
“П Л О Х О или Х О Р О Ш О”
ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Х в словах.
ХОД ИГРЫ: Один начинает предложение, а другой заканчивает его словом, хорошо или плохо, но так, чтобы эти слова подходили по смыслу.
Обижать малышей – …
Быть настоящим другом –
Помогать друзьям – …
Говорить грубые слова – …
Помогать маме – …
Болеть – …
Веселиться с друзьями – …
“Я ЗНАЮ ПЯТЬ НАЗВАНИЙ”
ЦЕЛЬ: закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.
ХОД ИГРЫ:Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему:
Воспитатель: я знаю пять названий фруктов.
Дети (по очереди): ананас – груша – яблоко – виноград – киви.
И так далее.
“К О М У У Г О Щ Е Н И Е?”
ЦЕЛЬ: учить детей употреблять в речи трудные формы существительных.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель вносит в группу корзинку и говорит о том, что в корзинке подарки для зверей, но он боится перепутать, кому что. И просит детей помочь ему. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
“С Л О В А”
ЦЕЛЬ: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово “белый” (например).
Куртка какая? Белая
Сапоги какие? Белые
Поле какое? Белое
Снеговик какой? Белый
Аналогично другое прилагательное:
Снег какой? Серебристый
Дорога какая? Серебристая
Ветки какие? Серебристые
Озеро какое? Серебристое и так далее
“ТИШЕ, ТИШЕ, МАША ШЬЕТ”
ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Ш в словах.
ХОД ИГРЫ: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши)и тихо говорят:
Тише, тише, Маша шьет,
Наша Маша долго шьет.
А кто Маше помешает,
Того Маша догоняет.
После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш. Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами.
“Н А Й Д И З В У К”
ЦЕЛЬ: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов,а вы – искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень-астра, мак-розы, утка-галка, удочка-рыба, нос-уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окна-дверь, мак-розы, сыр-колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.
“Н А З О В И Л А СК О ВО”
ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.
Оборудование: мяч
ХОД ИГРЫ: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Шуба теплая – шубка тепленькая
Лиса хитрая – лисичка хитренькая
Заяц белый – зайчик беленький
Сапоги чистые – сапожки чистенькие
Ветка короткая – веточка коротенькая
Шишка длинная – шишечка длинненькая
Ворона черная – вороненок черненький
Снег белый – снежок беленький.
“Подбор прилагательных”
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игрызаключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, “собака” — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
“Что бывает?”
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, “зеленый” — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
“Узнавание”
Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, “зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная” — береза; “сверкает, землю согревает, тьму разгоняет” — солнце.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений “вычерпывал” из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр (“Какое бывает?”, “Что делает?”). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
“Цепочка слов”
Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный “поезд” из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — “кошка”.
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная.
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор.
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым.
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд. и т. д.
Игра “Добавь слово”
Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1.Взрослый начинает игру: “В корзину я положил яблоки”. Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: “В корзину я положил яблоки и лимоны”. Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.)В первом случае это будет звучать так: “В корзину я положил арбуз,. ананас,. абрикос,. апельсин” и т. д.Во втором так: “На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша. “
Источник
Картотека дидактических игр по речевому развитию
в группе раннего возраста
Игры для развития общего и речевого подражания
- «Пузырь»
Описание игры. Играют несколько человек. Они встают тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на другой). При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят, выдувая воздух в свою «трубочку»: «Ф-ф-ф». Так повторяется 3 — 4 раза.
Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и приговаривая:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой
Да не лопайся!
Образуется большой растянутый круг. Взрослый дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят, изображая выходящий воздух: «Т-с-с-с-с». Затем игра возобновляется.
- Самолёты
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.
Ход игры: Предложите детям поиграть в самолётики.
– Послушайте стихотворение про самолёт:
По земле разбежался,
– Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»
Прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети
бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
- «Барабан»
Оборудование и материалы: игрушечный барабан.
Описание игры. Показать барабан, побарабанить, сопровождая свои действия словами: «Вам, бам, бам! Так поет барабан». Затем спросить у ребенка: «Как поет барабан?» Сначала вместе с ребенком, а затем ребенок самостоятельно воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Нужно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звуки [б] и [б’].
- Пароходы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.
Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики.
– Послушайте стихотворение про пароход:
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!
– Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «Ы-Ы-Ы!»
Двигаясь по комнате, выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные
движения вверх-вниз, как будто плывем по волнам. Движения сопровождаем протяжным
повторением звука Ы.
- «Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед –дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется 3-4раза.Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
- Машины
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ж; слова-
звукоподражания БИ-БИ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки.
– Послушайте стихотворение про машину:
«Би-би-би», – гудит машина:
Не поеду без бензина!
– Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ!
Освободите дорогу!»
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим
руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.
- «Отгадай, кто к нам пришел?»
Оборудование и материалы: домашние животные — игрушки или картинки с их изображениями, машинка, барабан.
Описание игры. Показать корову (картинку) и предложить вспомнить, как она мычит. После того как ребенок произнесет звукосочетание, показать следующую игрушку и спросить: «А как блеет коза9» Ребенок произносит: «Ме-е-е-е». Затем предложить ему помяукать, как котята, попищать, как мышата, вспомнить, как гудит машина, как стучит барабан. Нужно следить, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки, отчетливо, правильно и достаточно громко выговаривал звукоподражания.
Далее предложить ребенку отгадывать по звукоподражаниям животных и предметы.
• Му-у-у, му-у-у… Кто это мычит?
• Мяу-мяу… Кто это к нам пришел?
• Кто подошел к Кате и сказал: «Ме-е-е, ме-е-е»?
• А кто это спрятался от Кати и пищит: «Пи-пи-гш»?
• К о-ко-ко… Кто это остановился рядом с Катей?
• Ква-ква-ква… А это кто?
• Ку-ку, ку-ку!.. А это чей голос?
• Тик-так, тик-так… Что это? (И т.д.)
Меняя высоту голоса, попросить определить, какая мышка пищит, какая машина гудит — большая или маленькая.
Нужно добиваться, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли животных, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определяли, взрослое это животное или детеныш, каковы размеры предмета.
Вариант игры. Предложить ребенку подражать знакомым звукам, например, «Как звонит звонок?» — «Динь, динь!» «Как крякает утка?» — «Кря-кря-кря».
- Паровозы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики.
– Послушайте стихотворение про паровоз:
Весёлый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!
– Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик: «ЧУ-ЧУ-ЧУ!» Сигналит паровоз: «ТУ-
ТУ!»
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения
колес поезда. Движения сопровождаются речью.
- Ёжик
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-
ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.
Ход игры: Игра проводится на ковре, дети стоят напротив педагога.
– Давайте поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы
повторяйте за мной!
Вот свернулся ёж в клубок,
(дети присаживаются на корточки)
Потому что он продрог.
«ОЙ-ОЙ-ОЙ!»
(говорим жалобным голосом вместе с детьми)
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
«АЙ-АЙ-АЙ!»
(говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся)
Игру можно повторять несколько раз.
- «Научим зайку правильно говорить»
Цель: Развивать интонационную выразительность.
Воспитатель: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно.
Ишка –дети поправляют «мишка»
Елочка –белочка
Оник –слоник
(После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.)
- Большие ноги идут по дороге
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слова-
звукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ,
НОГИ ИДУТ и т. д.; физическое развитие.
Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки».
– Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте
стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Побуждайте детей выполнять движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения
вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП. В дальнейшем побуждайте детей повторять
слова и фразы – задавайте вопросы («Что это?» – «ноги», «Какие ноги?» – «большие ноги»,
«Что делают ноги?» – «Ноги идут»).
Во время игры можно двигаться в одном направлении, а затем в обратном (соответственно
первой и второй частям стихотворения) или двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям
было достаточно места для выполнения движений.
- «Гуси».
Цель: уточнить и закрепить произношение звука, а, готовить детей к составлению текста –описания.
Материал: картина «Гуси».
Ход игры: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га.
Воспитатель: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га
Воспитатель: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Воспитатель: Покажите, как гуси широко раскрывают клюв.
Дети: Га-га-га.
Воспитатель: Есть хотите?
Дети: Да-да-да
Захлопали гуси крыльями, улетели. (Игра повторяется 3-4 раза).
- «Кто как кричит?».
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход игры: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик -чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
Источник