Дидактические игры для ребенка с задержкой психоречевого развития

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития.

         

Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие  отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур.

В основе задержки психического развития выделяют 3 основных фактора:

  • Частичная недостаточность отдельных познавательных функций;
  • Эмоционально – волевая незрелость;
  • Нарушение умственной работоспособности.

Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности, родовые травмы, инфекции, перенесённые в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы.

Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причём тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком (в дошкольном возрасте). Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. К сожалению, родители часто не замечают или не придают значения отставанию в развитии ребёнка до поступления в школу. Только в начале обучения обнаруживаются незрелость мышления и эмоциональной сферы, ограниченность представлений и знаний, недостаточность интеллектуальной активности. Маленький ученик оказывается не в состоянии усвоить учебную программу и становится неуспевающим.

Воспитание и обучение детей осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу.

Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей к школе на занятиях.

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, по ознакомлению с художественной литературой. Учебный план составлен в соответствии с требованиями программ коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР под общей редакцией С.Г.Шевченко.

Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно – развивающюю работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребёнка, выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания, осуществление взаимодействия в работе с воспитателями, логопедом, психологом, преподавателем ИЗО, инструктором ФК, музыкальным руководителем, осуществление контакта с врачом, взаимосвязь с родителями, осуществление преемственности в работе со школой.

Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Только тесная взаимосвязь педагогов и родителей принесёт положительный результат в работе с детьми.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

По выражению С.Я.Рубинштейн «В игре, как в фокусе  собираются, проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Поэтому, мы рекомендуем дидактические игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.

                                                                              Учитель – дефектолог

             Копытова Л.В.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

 Игра: « Что сначала, что потом?»

 Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.                                

1) Покажи – развитие пассивного словаря.

2) Назови – развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

– Какое время года недавно закончилось?

– Какое время года сейчас?                                          

– После, какого времени года приходит весна?

– С какого времени начинается год?

Расставь картинки и назови по порядку все времена года.

Игра: « Найди такую же цифру».

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру.

 Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.

Игра:  «  Чудесный мешочек» или «Узнай  цифру  на ощупь ».

Цель:  Развитие  тактильных ощущений.

1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.

2. Найти цифры по заданию  (только1).

Игра: « Составь фигуру»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Детям предлагается составить и назвать  геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.

Игра: « Узнай фигуру».

Цель: Закрепление  формы, цвета, размера.

Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.

 Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету.                  Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать.                                            Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.

Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по  размеру.

Детям предлагается найти  геометрические фигуры по  размеру.

1. Найти все большие фигуры.

2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

Игра: « Подбери пару»

Цель: Соотнесение размера

Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т.д.)

1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.

2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.

Читайте также:  Что такое задержка психического развития у ребенка

Игра: « Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т.д.)

1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху.                                  2. Найди  предметы, которые должны находиться внизу.

3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

Игра: « Угадай, что у меня»

Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.

вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

1. Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например:  Он резиновый, круглый, красный ит.д.

2. Дети сами составляют згадки-описания.

Игра: « Собери разрезную картинку»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Ребёнку предлагается собрать  картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит.д. частей.

.

Игра: « Выполни, не ошибись»

Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.

Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок. Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. ( Слева, справа, за, перед, около)

Игра: « Что изменилось?»

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Перед детьми раскладываются картинки от 4 и более, предлагается посмотреть и запомнить их. Ребёнок отворачивается, родители убирают или добавляют другую картинку. Взрослый просит повернуться и спрашивает:

 « Что изменилось?».

                                                                                                 Учитель-дефектолог  Копытова Л.В.

Источник

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

        Сила звука (3-4 года)

        Сыграть громкий звук, сказать: «Это громко!». Сыграть тихий звук, сказать: «Тихо». Стукнуть об стол рукой громко и тихо. Попросите ребенка тукнуть громко и тихо, сыграть тихо и громко. Обратите внимание на движение рук. Спойте звук «А» громко и тихо.

        Пройдите по комнате громко и тихо. Сыграйте мелодию громко и тихо. Попросите под разную мелодию по-разному пройти. Попросите сменить движения, когда играет тихая музыка, и когда играет громкая музыка: тихо бежит лисичка, громко идет медведь.

        Различи настроение мелодии (4- 6 лет)

        Прослушать вместе с ребенком разные мелодии, желательно парами, контрастные. Назвать их характер. Подготовить заранее картинки, отражающие такие настроения, дать ребенку выбрать к этой музыки картинку.

Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия.

«Пирамидка» (3 – 4 года)

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее воспитатель поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем воспитатель просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д. 

        «Спрятались от дождика» (3 – 4 года).

Цель: развитие различения формы, классификация основных геометрических фигур.

Описание задания: Для этой игры нужно вырезать основные геометрические фигуры и три зонтика из бумаги. Положите под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Попросите ребенка спрятать фигуры по зонтики. Все одинаковые фигуры спрятались под один зонтик.

«Дорисуй фигуры» (4- 5 лет)

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур.

Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия.

Узнай предмет на ощупь (4-5 лет)

        В мешочек или коробочку положить знакомые для ребенка мелкие предметы (расческу, ложку, карандаш, щетку, конфету). Завяжите глаза и попросите узнать предмет на ощупь.

        Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет (5-6 лет)

        Завяжите ребенку глаза и вкладывайте в руку разные предметы: деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, тряпичные.

Игры и упражнения на развитие произвольного внимания

«Запрещенные движения»

Цель: формировать собранность внимания.

Инструкция: Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

«Прямой и обратный счет»

Цель: развивать способность к распределению внимания.

Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

«Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д

Игры и упражнения на развитие мнестической деятельности.

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.

Читайте также:  Дневник индивидуального развития ребенка дошкольного возраста

«Запомни картинки» (4- 5 лет)

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

«У оленя дом большой» (4 – 5 лет)

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя дом большой, 

Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.

Он глядит в свое окошко.

Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,

Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит:

Кулачком имитируют стук в дверь.

Стук-стук.

– Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.

– Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Вытягивают руки вперед.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

Игры и упражнения на развитие наглядно-действенного мышления.

        С раннего возраста детей можно обучать разбирать и собирать пирамидки. Первоначально детей обучают собирать пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине. Затем детей обучают собирать пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.

        Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.

        Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.

Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления.

Развитию наглядно – образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать, а также конструирование по моделям.

        Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем –  чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).

        Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно-образное, но и пространственное мышление.

Игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления

«Составь предложение»  

Цель упражнения – развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание – составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

«Исключение лишнего».

Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меч кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Источник

Анастасия Зорина
Дидактические игры для детей с ЗПР (4–5 лет)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

для детей с ЗПР (4-5 лет)

Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой группы – мотивация к познавательной деятельности.

По мнению Е. А. Стребелевой, в определении «задержка психического развития» «. отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности». Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина предлагают рассматривать ЗПР как «. замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности».

Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию.

Читайте также:  Развитие ребенка на всех этапах

Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье.

В рисовании можно использовать следующие игры – упражнения:

– срисовывание с образца;

– работа с трафаретами;

– обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;

– раскрашивание и штриховку.

В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц).

Детям с ЗПР полезны игры- упражнения,направленные на развитие тактильной чувствительности:

– емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка – найти её и описать, не доставая;

– сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

– выкладывание фигурок из круп;

игры с кусочками различных материалов и тканей.

Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой.

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действия детей.

Можно использовать следующие приемы:

– поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки на задании;

– проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;

– повторение ребенком задания вслух;

– вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;

– привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоения сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.

Дидактические игры делают процесс обучения более эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Дидактические и подвижные игры.

Эмоционально- волевая и двигательная сфера.

Давай познакомимся! (Р. Калинина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.

Возраст: любой

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч.

Слушаем хлопки (М. Чистякова)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушения: ЗПР, СДВГ, застенчивость/ тревожность.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети свободно передвигаются по комнате,но по хлопку ведущего они должны остановится и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны, на два хлопка- превращение в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

Комментарии: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

Радость и грусть (И. Климина)

Цель: развитие эмоциональной сферы, умение дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда – радость и грусть – в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарии: основная задача взрослого- помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок считают веселым, а другой – грустный.

Познавательная сфера.

Спичечный узор

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия.

Нарушения: ЗПР, СДВГ, РДА.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: двое.

Необходимые приспособления: три спички.

Описание игры: спички прячут в ладонях, затем трясут и бросают на стол.Взрослый вместе с ребенком рассматривает образовавшуюся фигуру: как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички в одну сторону? Взрослый предлагает ребенку повторить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его – найти брата

(сестру) первой фигуре. После того как ребенок закончит работу, фигуры сравнивают.

Комментарий: для ребенка это задание может оказаться слишком сложным, поэтому взрослый может сначала сделать все сам, называя вслух каждое свое действие. Таким образом, игру можно разбить на несколько этапов, которые потом и составят целостную игру.

Четыре стихии

Цель: развитие внимания.

Нарушение: ЗПР, агрессивность.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки в низ, при слове «вода»– вытянуть вперед, при слове «воздух» -поднять вверх, при слове «огонь»– вращать кистями. Ошибшийся выходит из игры.

Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например,сказать: «Воздух»– а показать движения «земли».

Узнай предмет

Цель: развитие восприятия и тактильной памяти.

Нарушение: ЗПР, СДВГ, РДА.

Возраст: 4-6 лет.

Количество играющих: один или больше.

Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие игрушки, ручки.

Описание игры: ребенку предлагают определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько,то задание несколько другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет.

Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета.

Источник