Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей thumbnail

Светлана Липихина
Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

«Дидактические игры своими руками»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра – это одно из средств всестороннего развития и является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют: осуществлению задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Дидактическая игра дает возможность

развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, умению сравнивать, классифицировать, делать умозаключения.

развитию речи детей: пополнению и активизации словаря. Формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь. Дети учатся самостоятельно составлять рассказы о предметах, явления природы, и общественной жизни.

– социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится бережному отношению к игрушкам, предметам, как продукту труда взрослых, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д

-сенсорному воспитанию: развитию сенсорных способностей, ознакомление с цветом, формой, величиной

В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. Но, чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость, нерешительность, неуверенность в себе. Воспитатель, играя вместе с детьми, незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. В играх проявляются и такие черты характера ребенка,которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры но и правила общения; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими; не мешай товарищам, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попроси разрешения; когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь; старайся хорошо, четко выполнить свою роль и правила в игре; если начал игру с товарищами, не бросай ее без их согласия; помни, что к материалам для игр надо бережно относиться, так как потеря фишек, карточек приводит к тому, что потом уже нельзя будет играть, поэтому, закончив игру, сложи все в коробку, проверь, не забыл ли что-нибудь положить, убери коробку на место. Эти правила не заучиваются с детьми специально, но взрослые проявляют постоянную заботу о создании условий для их усвоения.

В своей работе я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками. Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес к играм.

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

1 Игра: “Бабушкин дворик”.

Цель: способствовать запоминанию названия домашних животных, создать условия к игровым действиям.

Данное дидактическое пособие используется в НОД, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

2 ИГРА “Развивалочка“.

Дидактическая игра с цветными крышками-способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Дидактическая игра: «Волшебные резиночки».

Цель: развитие мелкой моторики, развитие мышечной силы, межполушарного взаимодействия, развитие речи, внимания, зрительной и двигательной памяти, мышления, воображения; ориентировка на плоскости листа; закрепление цветов и оттенков, геометрических фигур;

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «Посади бабочку на цветочек».

Цель: Закрепить представление о 6 цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (форма, величина).

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «Помоги ежику».

Цель: Учить детей группировать овощи, фрукты. Распределять по цвету, назначению, вкусу.

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «Что лишнее».

Цель: Учить детей замечать ошибки в использовании предметов по величине, среде обитания. Развивать наблюдательность, умение доказывать правильность своего суждения. Закрепить знания о насекомых.

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «Помоги Федоре».

Цель: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей. Закрепить знания о разных видах посуды. Формировать умение использовать посуду по назначению. Воспитывать внимание, развивать память, речь.

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «Подбери узор».

Цель: Учить детей создавать изображение по образцу, используя различные элементы. Создавать узоры по замыслу.

Дидактическая игра: «Закончи узор на коврике»

Цель: Учить при построении узора принимать во внимание пространственные отношения м/у его элементами, соблюдать симметрию и ритм. Развивать творческие способности.

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностейДидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «Что растет в саду, что в огороде»

Цель: Формировать навык у детей группировать овощи и фрукты, различать по форме и цвету, размеру.

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностейДидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностейДидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «Помоги Незнайке»

Цель: Формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное, транспорт, предметы быта, одежда. Уметь различать и называть птиц (перелетные, зимующие, чем питаются.

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностейДидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «С какого дерева лист»

Цель: «Закрепить знания детей о деревьях. Упражнять детей в нахождении нужного дерева по листьям, активизировать словарь детей (название деревьев: береза, осина, ель,сосна кустарников: крыжовник, шиповник, рябина).

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «Каждый предмет на свое место»

Цель: «Упражнять детейв умении различать близкие цвета:

Красный и оранжевый, синий и голубой, синий и фиолетовый и др.

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «Бабочки».

Цель: Развивать у детей чувство симметрии. Умение составлять крылья у бабочки из одинаковых фигур по цвету, величине, форме, в зеркальной симметрии.

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностейДидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку».

Цель: Учить детей называть предметы одежды, уточнять представления детей об одежде, учить дифференцировать виды одежды по временам года, учить запоминать последовательность одевания. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде. Развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Дидактическая игра: «Кто где живет».

Цель : Закреплять знания детей о диких и домашних животных и птицах, местах их обитания, умения детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Дидактические игра как средство развития у ребенка познавательных способностей

Источник

      «Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей у дошкольников»

Каждый родитель хочет для своего ребёнка успешной и счастливой жизни, но не каждый родитель знает, что основу будущих успехов надо закладывать в раннем детстве. Возраст младшего дошкольника имеет в умственном и личностном  развитии принципиальное значение. В 7 лет, когда ребёнок приходит в школу, наступает время ответственности, когда самое главное дело ребёнка – научиться учиться. Но как же тяжело приходится детям, у которых плохо развиты познавательные процессы: им трудно сосредоточиться, они не могут выполнить достаточно простые задания. Такие дети тяжелее адаптируются к школе, к учебному процессу. И я решила направить свою работу именно на развитие у детей  психических процессов.

 Для этого я поставила перед собой цель: изучить теоретические основы и опыт педагогов по организации работы с детьми по развитию познавательных интересов детей. А также выделила ряд задач:

-создать условия  для самовыражения максимальной реализации потенциальных возможностей

-развивать стремление к активной деятельности детей, не дать этому стремлению угаснуть.

– дать детям определенный объем знаний и научить их владеть этими знаниями, навыками умственной работы, развивать активность, самостоятельность мышления.

Не секрет, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Поэтому особое внимание я уделяю дидактической игре. Дидактическая игра является одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

В своей работе я опираюсь на опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.

По мнению учёных и педагогов – практиков развитие познавательных способностей исходит от того, как дети видят, слышат, запоминают, умеют акцентировать  внимание на определённом объекте. А если у них этого нет, то дети будут видеть  окружающий мир  в одной плоскости, у них не будет развиваться любознательность, не будет желания узнать что- то новое.

Чтобы у детей не угасал интерес, для развития произвольности и устойчивости внимания, я ставила перед детьми проблему: как продеть шнурок, чтобы получилась ёлочка? В какой последовательности надо поставить квадратики, чтобы получилась башенка? Какой они должны быть величины? Разработала для малышей ряд дидактических настольно- печатных игр, в которые дети могли играть самостоятельно, используя знания, полученные в ходе совместной деятельности и на занятиях. Игры и пособия обновлю часто, чтобы у детей не угасал интерес к созданию новых образов и желанию объединяться, решая ту или иную проблему.

Также использовала и продолжаю применять для развития познавательных процессов у детей такие развивающие игры как: «Листик», «Фонарики», «Танграм», игры с палочками, «Черепашки» Воскобович,  а также кубики Никитина «Сложи узор»,  где  в процессе игровой деятельности  у детей формируется нестандартное мышление; развивается творческое воображение, сенсорные умения и способности   аналитического мышления.

Дидактические игры также имеют большое значение для сплочения коллектива: н-р, игра- соревнование «Какая команда внимательнее?»,  в которой  предметы разлаживаются   для обеих команд на разных столах. Дети рассматривают их 1 минуту, затем предметы накрывают скатертью. Побеждает команда, участники которой запомнят больше предметов.

Или игра-соревнование «Кто быстрее соберет целое из частей», где каждая команда собирает 1 картинку, разрезанную на несколько частей.

В данных играх развиваются не только познавательные способности: память, внимание, мышление, но и умение работать в коллективе, умение объединяться для достижения общей цели.

Работая с детьми,  я придерживаюсь следующих принципов:

1.     Принцип наглядности. Главная причина эффективности использования дидактических пособий – их наглядность, доступность, красочность. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.  

2.     Принцип  поэтапности  и  последовательности. Работа ведется от простого к сложному.

3.     Принцип учета возрастных, психологических  особенностей ребенка.

4.     Принцип индивидуально-личностной ориентации. Мир каждого ребенка удивителен и неповторим.  В ребенке заложено множество способностей, которые мы, педагоги, можем помочь развить ему.

    Чем старше становятся  дети, тем сложнее я придумываю задания, ставлю перед ними проблемы, создаю  такие ситуации, чтобы дети для их решения обращались к имеющемуся у них опыту.

    Чтобы удерживать интерес детей, я разрабатываю  новые, более сложные игры. Дети с увлечением соревнуются  на «Твизлере» (развивающий куб), собирают  открытки из частей…

    Конечно, нельзя эту работу вести без поддержки родителей. Но сначала надо разъяснить им значимость таких игровых упражнений с детьми не только в детском саду, но и дома. Поэтому готовлю для родителей консультации, провожу практические занятия, оформляю фотомонтажи, отображающие детей в познавательной и игровой деятельности.  

Радует  то, что дети к переходу в школу научились общаться друг с другом, задавать вопросы, привлекать к их решению взрослых и сверстников, у них появилась уверенность в своих силах и интерес к познанию нового.  А это, в свою очередь- путь к успеху во взрослой жизни.

Источник

«Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

  Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

 Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.

Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактических игр и упражнений составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.                     Формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.  Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.                                    Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.   

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К.Д.Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Проблема познавательного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Ведущими задачами для дидактической игры является следующее:

– создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

– поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности, в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Познавательное развитие осуществляю через разные формы:

– непосредственно образовательную деятельность

– игры

– экспериментирования

– наблюдение

– художественное творчество

– дидактические игры и упражнения

При подборе дидактических игр необходимо помнить о том, что они должны:

а) содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыту общения со сверстниками и взрослыми;

б) прививать интерес к учебным занятиям и изучаемому материалу;

в) формировать умения и навыки учебной деятельности;

г) помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Основные педагогические возможности дидактических игр связаны с формированием у учащихся познавательной активности и ценностных отношений, расширением, углублением и творческим применением результатов предшествующего обучения. Высокий мотивационный потенциал дидактических игр обеспечивает вовлеченность детей в процесс деятельности. Прежде чем предложить игру ребенку, воспитатель знакомится с инструкцией к ней. Не менее важно продумать образовательную цель игры, а также ее воспитательные и развивающие возможности. После этого он определяет время проведения игры на занятии в соответствии с тем, на каком этапе она будет проведена. Затем устанавливает, как будут играть дети – индивидуально или в группе, а также способ проверки результатов и подведения итогов.

Исходя из всего вышесказанного, дидактическая игра должна обязательно иметь свою определенную структуру и включать в себя основные структурные компоненты. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: «игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование и результат».

Игровой замысел – первый структурный компонент дидактической игры, выражен, как правило, в ее названии.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе занятия.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются определенными правилами, способствуют формированию познавательного интереса учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения поставленных целей.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой структурные компоненты, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной на занятии.

Оборудование дидактической игры включает в себя оборудование занятия. Это наличие технических средств обучения, презентаций, диафильмов и т. д. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы.

Любая дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом, придает занятию законченность.

При организации дидактической игры необходимо придерживаться следующих условий:

1. Правила дидактической игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала – доступно пониманию старших дошкольников.

2. Дидактическая игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности детей.

3. Дидактический материал, используемый во время дидактической игры, должен быть удобен в использовании, иначе дидактическая игра не даст должного эффекта.

4. При проведении дидактической игры связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива дошкольников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ребенок должен быть активным участником в такой игре.

 В процессе дидактической игры дошкольники должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.

Дидактическую игру нужно закончить тогда, когда будет получен необходимый результат.

При организации любой дидактической игры воспитателю необходимо знать и ее структуру и условия проведения.

Кроме того, важно помнить, что дидактические игры делятся на индивидуальные, где игрой занят один человек и групповые, где в игре задействовано несколько индивидов; предметные, где включены в игровую деятельность, какие – либо предметы (лото, домино и т. д.),, предметно – словесные, словесные, сюжетные, где игра разворачивается по определенному сценарию, воспроизводя сюжет в основных деталях, ролевые, где поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя и игры с правилами, которые регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Для создания игровой атмосферы воспитателю необходимо помнить о некоторых важных моментах:

Во – первых, исключить порицание и критику во время игры. Воспитателю следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями. Что не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей, а обстановка во время игры должна быть доброжелательной и спокойной.

Во – вторых, воспитатель должен играть двойную роль. С одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с воспитанниками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Так же воспитатель должен определять выбор разыгрываемых ситуаций и их сложность, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Необходимо подбирать не лишком трудоемкие игры, которые можно впоследствии использовать систематически.

Разнообразя процесс воспитания и обучения, игры, таким образом, побуждают детей к активной деятельности. Они помогают сделать любой материал и деятельность более увлекательными, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Подбирая игры к занятию, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу.

Важно использовать игры не только развивающие психические познавательные процессы (то есть способствующие развитию внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления), но и формирующие социокультурную компетенцию, картину предметного мира, развивающие эмоционально – эстетические переживания.

Правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов старших дошкольников, сделать ее более эффективной и продуктивной. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий, но следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать «чувство меры», иначе они утомят детей и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Только учитывая все вышеуказанные особенности использования дидактических игр, как средств развития познавательного интереса старших дошкольников формируется активная учебно-познавательная деятельность.

Таким образом, анализ информации позволяет нам сделать основополагающие выводы о том, старший дошкольный возраст является периодом активного формирования физических и психических качеств, в том числе периодом активного формирования познавательного интереса как залога успешного процесса обучения и развития. 

Источник