Дидактическая игра в развитии ребенка

Елена Авилова
Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников

Дидактические игры детей дошкольного возраста

Основные функции дидактической игры: является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игракак игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

– игры–занятия: ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

дидактические игры.

Дидактическая игракак форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

основана на осознании этого процесса, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого,но носит косвенный характер: например, воспитатель является равноправным участником игры “лото”, получает карточку и выполняет задание.

Дидактические игры в младших группах рассматриваются как метод обучения детей сюжетно–ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре “Уложи куклу спать”воспитатель учит детей последовательности действий: аккуратно складывать одежду, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.

Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности,речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Нравственное воспитание: формируется представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Трудовое воспитание: формируется уважение и интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Эстетическое воспитание: дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям, вызывать желание играть с ним.

Физическое воспитание: игра создаёт положительный эмоциональный подъём и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.

Основные виды игр

– игры с предметами (игрушками, природным материалом,

– настольно-печатные игры,

– словесные игры.

Игры с предметами: дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета, учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов,знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.По мере овладения новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: требуется определить предмет по какому-либо одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.). Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. В средней группе используют предметы, в которых разница между ними менее заметна.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки) помогают закрепить знания детей об окружающей их природной среде, при этом формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактическойигре дети выполняют определенные роли: продавца, покупателя в играх типа “Магазин” и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения “Что такое хорошо и что такое плохо?”.

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино.

Подбор картинок по парам:нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др.Затем задание усложняется: объединить картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета.

Подбор картинок по общему признаку: требуется установление связи между предметами. Например, в игре “Что растет в саду (лесу, городе?” дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку.

Запоминание состава,количества и расположения картинок: например, в игре “Отгадай какую картинку спрятали” дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Составление разрезных картинок и кубиков.Задача: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2-4 части, в средней и старших – на 8-10 частей.При этом в младшей группе изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших изображается сюжет из знакомых сказок.

Описание, рассказ о картине с показом действий,движений: задача развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. В младшей группе ребенок прибегает к имитации движений, голосу животного.В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю и др.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.4 группы игр:

1) игры для формирования умения выделять существенные признаки предметов,явлений: “Отгадай-ка?”, “Магазин”, “Да – нет” и др.

2) игры для развития умения сопоставлять,делать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц?”.

3) игры для развитияумения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: “Кому что нужно?”, “Назови одним словом”, и др.

4) игры для развития внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: “Испорченный телефон”, “Краски”, “Летает – не летает”

Структура дидактической игры: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз (“воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих – внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру “Что изменилось?” использовать для упражнений в запоминании, “Магазин игрушек” – для развития мышления, “Отгадай что задумали” – наблюдательности, внимания.

Игровые правила призваны организовать действия, поведение детей.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата.

Игровые действия: их развитие зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре,вносят свои предложения: “Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!”, “Давайте я считалочкой выберу водящего!”

Рекомендации по планированию дидактических игр:

– планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально;

дидактические игры кратковременны (10-20мин);

– предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

Подготовила Авилова Е. С.

2017 год

Источник

Калинина Галина Сергеевна
Значение дидактической игры для развития дошкольников

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление:

• – она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста;

• – и формой обучения;

• – и самостоятельной игровой деятельностью;

• – и средством всестороннего воспитания личности

Основная особенность дидактической игры – это игры обучающие, создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения. Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения. Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений и навыков, развитию умственных способностей. Дидактические игрыв педагогическом процессе играют двоякую роль: они являются методом и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактические игры в ДОУ развивают главным образом умственные способности детей. Они основаны на какой-нибудь умственной задаче, в решении которой и заключается смысл игры.

В дидактических играх развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление. Содержание и правила дидактических игр составляются с дидактической или учебно-воспитательной целью. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Дидактическая игра в ДОУ увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие.

Дидактические игры имеют большое значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет его знания (лото «Растёт, цветёт, зреет», «Тут и там», «Прятки», «Разрезные картинки» и др.) В игре дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию факты, явления (игры с куклой «Оденем Катю на прогулку», «Напоим куклу чаем», «В гости» и др.). Также дидактические игры развивают сенсорные способности детей («Цветные кубики» «Подбери фигуру» и др., а игры с дидактическими игрушками, укрепляют мелкую моторику рук («Матрёшка большая и маленькая» «Спрячь в ладошке», «Сделаем кукле бусы», «Спрячь мышку», «Игра с тестом» и др.).

Дидактические игры развивают мышление и речь детей («Где круг, а где квадрат?», «Назови правильно», «Что сначала, что потом» и др.). Пополняется словарь ребенка, формируется правильная, речь, умение правильно выражать свои мысли.

Многие дидактические игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться (лото «Кому что нужно для работы», «Парные картинки» и др.).

Дидактические игры служат целям художественного воспитания, воспитания любви к прекрасному. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы («Катится – не катится», «Узнай Колобка» и др.).

Дидактические игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. У детей формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности у них вырабатывается умение действовать в среде сверстников.

Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности. Она представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, на базе игровых приемов создаются интеллектуальные способности. В дидактической игре ребенок учится самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, сравнивать, классифицировать, делать выводы. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увеличение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи

Источник

Татьяна Скрягина
Виды дидактических игр и их роль в развитии личности дошкольника

Традиция применения дидактических игр с целью воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте, получила развитие в трудах многих ученых и педагогов,таких как: Ф. Фребеля, Е. И. Удальцовой и т. д. По их мнению, самая важная особенность дидактических игр определена всего одним словом «обучающие». Эти игры помогают развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций ребенка, которые являются основой обучения. Однако, детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность – выполнить игровое действие и добиться правильного результата, то есть – победить. Возможность обучать маленьких детей с помощью интересной, активной деятельности – это и есть отличительная особенность дидактических игр.

Для ребенка в дошкольном возрасте важнейшее значение имеет игра. В первые годы обучения ребенка в школе потребность в игре сохраняется и занимает одно из главных мест. В игре не существует реальной обусловленности обстоятельствами, временем или пространством. Дети являются творцами настоящего и будущего. В этом и заключается обаяние игры. Ребенок является новичком в этом мире и все окружающие его предметы полны новизны. В процессе игры ребенок открывает для себя много того, что известно взрослому. Для детей в игре не стоит какой бы то ни было иной цели, нежели играть.

Для детей дошкольноговозраста игра обладает исключительным значением: учеба для них – это игра, труд – опять игра, серьезная форма воспитания – тоже игра. Для дошкольников игра – это способ познать окружающий их мир. Воспитатель, руководя процессом игры, воздействует на все стороны развития личности детей – на чувства, волю, сознание и на поведение ребенка в целом. Ребенок приобретает новые навыки, знания именно в процессе игры. Игры, которые помогают развитию у ребенка восприятия, памяти, мышления, внимания и творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Игровая деятельность – это основная деятельность детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это сложное, многословное педагогическое явление. Такая игра – это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, а также форма обучения и самостоятельная игровая деятельность ребенка и средство всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры помогают:

развитию у ребенка познавательных и умственных способностей;

– получению детьми новых знаний, навыков;

– закреплению и обобщению уже имеющихся;

– расширению представлений ребенка об окружающей среде и явлениях природы, растениях и животных;

развитию у ребенка внимания, наблюдательности и памяти;

развитию умения высказывать свои суждения и делать умозаключения;

развитию у детей речи – пополнению и активизации словарного запаса детей;

– социально – нравственному развитию детей. Всё это достигается при помощи дидактических игр, происходит познавание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой природы. В процессе игры ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, приобретаем умение быть справедливым, учится сочувствовать и в случае необходимости уступать и т. д. Основные и дополнительные компоненты образуют структуру дидактической игры.

Проведение дидактическихигр состоит из следующих этапов:

1 этап. Знакомство детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала,например: показ картинок, предметов, краткое пояснение игры, в ходе которого, уточняются знания и понимание детей.

2 этап. Объяснение детям правил и хода игры и при этом наблюдение за четким выполнением этих правил.

3 этап. Показ детям игровых действий.

4 этап. Определение роли взрослого в игре, его участие в игре в качестве играющего, болельщика или же наблюдателя.

5 этап. Подведение итогов игры, что является ответственным моментов в руководстве игрой.

По результатам проведенной игры педагог может судить о ее эффективности, о том, будет ли эта игра использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ проведенной игры дает возможность педагогу выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, следовательно, правильно организовать индивидуальную работу с тем или иным ребенком.

Обучение в форме дидактических игр основывается на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и вести себя в соответствии с ее законами и правилами, то есть полностью отвечает возрастным особенностям дошкольника. Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Иногда игры соотносят с материалом:

– игры с предметами или игрушками;

– настольно – печатные игры;

– словесные игры.

Дидактические игры различаются по:

– обучающему содержанию игры;

– познавательной деятельности ребенка;

– игровым правилам и действиям;

– взаимоотношениям и организации детей в игре;

– роли воспитателя в игре.

Игры с предметами основываются на непосредственном восприятии детей и соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким способом знакомиться с ними. В ходе игры с предметами дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность дидактических игр заключается в том, что с их помощью происходит знакомство детей с формой предметов, их величиной и цветом.

Настольно-печатные игры являются интересным занятием.По видам игры делятся на: лото, домино, парные картинки и т. д. При помощи настольно-печатных игр можно с успехом развивать у детей речевые навыки, логику, внимание, математические способности, моделирование жизненных схем и принятие решений, а также развить навыки самоконтроля.

Словесные игры являются эффективным методом воспитания самостоятельности мышления и развития у детей речи. Такие игры построены на словах и действиях играющих,то есть дети самостоятельно решают возникающие мыслительные задачи: описывают предметы, выявляют различия и сходства этих предметов и явлений природы. В ходе игры дети уточняют, закрепляют и расширяют свои представления об окружающих предметах.

Дидактические игры – путешествия являются одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра опытнической деятельности помогает сформировать у детей познавательный интерес к окружающему, развить основные психические процессы, мышление и наблюдательность.

Таким образом, все дидактические игры способствуют развитию личности дошкольника. Приобретаются прочные знания, навыки и умения, развивается самостоятельность, уверенность, проявляется положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

Источник