Дидактическая игра речевое развитие ребенка

Алленова Наталья Федоровна
Дидактические игры для развития речи дошкольников

Картотека дидактических игр по развитию речи

“Г Л А С Н Ы Е З В У К И”

ЦЕЛЬ: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультминутки.

ХОД ИГРЫ: Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей детей.

“Н А З О В И Т Р И С Л О В А”

ЦЕЛЬ: активизация словаря детей.

ХОД ИГРЫ: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать? И т. д.

“Ч У Д Е С Н Ы Й М Е Ш О Ч Е К”

ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).

Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т. д.

“З А К О Н Ч И П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е”

ЦЕЛЬ: употребление сложноподчиненных предложений.

ХОД ИГРЫ:воспитатель предлагает детям закончить предложение:

Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.

Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.

Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.

Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.

Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.

Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.

Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.

Мы поедем завтра в лес. Если будет хорошая погода.

Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.

Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.

“Л И Ш Н Е Е С Л О В О”

ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например):

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки. И т. д.

“НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ”

ЦЕЛЬ: активизация словаря детей, развитие внимания.

ХОД ИГРЫ: Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.

“Н А П Р И Е М Е У В Р А Ч А”

ЦЕЛЬ: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом – выдох ртом, вдох ртом – выдох носом, вдох носом – выдох ртом, вдох носом – выдох носом.)

ХОД ИГРЫ: Коллективное выполнение детьми упражнений по инструкции воспитателя. “Я сейчас послушаю вашу грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом” и так далее. “А теперь послушаю спинку”. Далее детям предлагается выполнять упражнение парами по инструкции воспитателя.

“П Ч Е Л Ы и М Е Д В Е Д Ь”

ЦЕЛЬ: закреплять изолированное произношение звука Ж.

ОБОРУДОВАНИЕ: стульчики, маска медведя.

ХОД ИГРЫ: Ребенок в маске медведя сидит в стороне на отдельном стульчике.Воспитатель говорит:

Пчелки в улье сидят

И в окошко глядят.

Погулять все захотели.

Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.

Дети бегают и жужжат. Медведь идет, спасает мед. Дети-пчелки бегут на свои стульчики, садятся, машут кистями рук и громко жужжат, прогоняют медведя. Тот, кого осалил медведь, уходит вместе с ним.

“Э Х О”

ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание, закреплять произношение звуков в словах и слогах.

ХОД ИГРЫ: Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.

“Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает.Вот так: «Идет козочка-коза» – поет коза. «За-за-за-за-за, идет козочка-коза» – подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу, Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.

“П О Д У М А Й и И З М Е Н И”

ЦЕЛЬ: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное.

Я купил елку – я купил елки

Я кормлю белочку – я кормлю белочек

Я повесил на елку фонарик – …фонарики

Я иду за клюшкой -…клюшками

Я чищу шапку – …шапки

Я вижу зайца – …зайцев

Я сыплю синичке крошки – Я сыплю синичкам крошки

и так далее.

“Я З Н А Ю М Н О Г О Н А З В А Н И Й”

ЦЕЛЬ: закреплять обобщенное значение слов.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа…насекомых: комар, оса… и т. д.

“Н А З О В И О Д Н И М С Л О В О М”

ЦЕЛЬ: развитие словаря детей.

ХОД ИГРЫ:Ведущий спрашивает у детей: “Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?” (птицы)

Астру, мак и розу? (цветы)

Лису и ослика? (животные)

Иву и дуб? (деревья) и другие варианты.

Впоследствии ведущими становятся сами дети.

“П Л О Х О или Х О Р О Ш О”

ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Х в словах.

ХОД ИГРЫ: Один начинает предложение, а другой заканчивает его словом, хорошо или плохо, но так, чтобы эти слова подходили по смыслу.

Обижать малышей – …

Быть настоящим другом –

Помогать друзьям – …

Говорить грубые слова – …

Помогать маме – …

Болеть – …

Веселиться с друзьями – …

“Я ЗНАЮ ПЯТЬ НАЗВАНИЙ”

ЦЕЛЬ: закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.

ХОД ИГРЫ:Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему:

Читайте также:  Лебедева азбука развития эмоций ребенка скачать бесплатно

Воспитатель: я знаю пять названий фруктов.

Дети (по очереди): ананас – груша – яблоко – виноград – киви.

И так далее.

“К О М У У Г О Щ Е Н И Е?”

ЦЕЛЬ: учить детей употреблять в речи трудные формы существительных.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель вносит в группу корзинку и говорит о том, что в корзинке подарки для зверей, но он боится перепутать, кому что. И просит детей помочь ему. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

“С Л О В А”

ЦЕЛЬ: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово “белый” (например).

Куртка какая? Белая

Сапоги какие? Белые

Поле какое? Белое

Снеговик какой? Белый

Аналогично другое прилагательное:

Снег какой? Серебристый

Дорога какая? Серебристая

Ветки какие? Серебристые

Озеро какое? Серебристое и так далее

“ТИШЕ, ТИШЕ, МАША ШЬЕТ”

ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Ш в словах.

ХОД ИГРЫ: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши)и тихо говорят:

Тише, тише, Маша шьет,

Наша Маша долго шьет.

А кто Маше помешает,

Того Маша догоняет.

После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш. Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами.

“Н А Й Д И З В У К”

ЦЕЛЬ: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком.

ХОД ИГРЫ: Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов,а вы – искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень-астра, мак-розы, утка-галка, удочка-рыба, нос-уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окна-дверь, мак-розы, сыр-колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.

“Н А З О В И Л А СК О ВО”

ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Оборудование: мяч

ХОД ИГРЫ: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Шуба теплая – шубка тепленькая

Лиса хитрая – лисичка хитренькая

Заяц белый – зайчик беленький

Сапоги чистые – сапожки чистенькие

Ветка короткая – веточка коротенькая

Шишка длинная – шишечка длинненькая

Ворона черная – вороненок черненький

Снег белый – снежок беленький.

“Подбор прилагательных”

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игрызаключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, “собака” — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

“Что бывает?”

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, “зеленый” — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

“Узнавание”

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, “зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная” — береза; “сверкает, землю согревает, тьму разгоняет” — солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений “вычерпывал” из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр (“Какое бывает?”, “Что делает?”). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

“Цепочка слов”

Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный “поезд” из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — “кошка”.

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная.

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор.

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым.

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд. и т. д.

Игра “Добавь слово”

Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1.Взрослый начинает игру: “В корзину я положил яблоки”. Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: “В корзину я положил яблоки и лимоны”. Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.)В первом случае это будет звучать так: “В корзину я положил арбуз,. ананас,. абрикос,. апельсин” и т. д.Во втором так: “На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша. “

Источник

Тамара Горбачёва
Дидактические игры, направленные на развитие речи детей

Овладение ребенком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства.

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Чем лучше будет развита речь ребенка, тем выше гарантия его социализации, успешного школьного обучения.

Читайте также:  Влияние каллиграфии на развитие ребенка

Основная цель работы по познавательно-речевому развитию дошкольников заключается в развитии всех компонентов устной речи.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО.

1. овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2. обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей);

3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога; строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4. развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. ; все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей);

6. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

7. развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи);

8. расширение представлений детей об окружающем, обучение умению наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по этим признакам, объединять предметы по группе признаков; развитие способности устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями.

Используя традиционные методы и формы организации работы, не всегда можно добиться высокого уровня развития речи детей; поэтому самый короткий путь решения этих проблем – это путь через игру. До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Она влияет на развитиевсех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, речи, развития мелкой моторики, воображения.

Современная речевая дидактическая игра является тем условием, в котором может быть реализована речевая практика. Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной для детей игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего, она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей.

Основные виды игр:

игры с предметами (игрушками, природным материалом,

– настольно-печатные игры

– словесные игры.

игры с предметами (игрушками, природным материалом,

(В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде,задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития активного словаря и развития речи дошкольника).

– настольно-печатные игры

(Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.)

– словесные игры.

(Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.)

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т. д.

Хочу познакомить вас с рядом игр,которые я применяю в своей практике:

В играх с предметами я использую игрушки и различные предметы. Например, с природным материалом играем в такие игры: «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?», «Собери букет из осенних листьев» и другие. В таких играх формируются мыслительные процессы, развиваются речь и память. Эти игры уместны в старшем дошкольном возрасте.

Читайте также:  Развитие ребенка по дням от зачатия после эко

При изучении животных предлагаю детям игру «Чей детеныш. Бросая мяч всем детям по очереди, ведущий называет начало фразы, а ребенок, который поймал мяч, заканчивает ее. (Например: В.: У коровы … Р.: теленок, «Во саду ли, в огороде» -классификация фруктов, овощей, грибов…, «Для чего нужен этот предмет?» (профессии) и т. д.).

Дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх с предметами решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательностей.

Настольно – печатные игры интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, собери узор и многие другие. Задачи, которые решаются при использовании этих игр различны. Одни устанавливают связь между предметами (подбор картинок по общему признаку, например, в игре «Что растет в саду? (в лесу, в огороде)» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки, а в игре «А что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий; другие направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания («Отгадай, какую картинку спрятали», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Что перепутал художник?»). Игры на составление разрезных картинок учат детей логическому мышлению, развивает у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описательные настольно – печатные игры (рассказ о картинке) развивают не только речь детей, но и воображение творчество. Например: Назовите, какое время года изображено на картинке? Почему? Какую одежду можно надеть на куклу, если на улице зима? весна? лето? осень?

Словесные игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукового произношения, уточнения, закрепления, активизации словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Дети любят играть в словесные дидактические игры. Это потешки, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, составление рассказов. Например:

1.«Дополни предложения»

– Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.

– Зайчик летом, а зимой.

– Грибы растут., а огурчики – на.

– Рыба живет в., а медведь – в.

– Сахар сладкий, а лимон.

– Днем светло, а ночью.

2. «Расскажи о животных, которые живут у вас дома, в лесу». С целью эффективного проведения игры читала детям рассказы и сказки, где даются описания животных.

3. «Скажи какой» – игра для детейстаршего дошкольного возраста:

– Карандаш – новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный.

– Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший.

– Цветок – душистый, весенний, лесной, яркий, маленький.

– Река – быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая.

– Мама – добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая.

С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко.

Развитие диалогической речи детей в дидактической игре.

Диалог – основная форма общения дошкольников. Открывают диалог инициативные реплики, это реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.

Задачи обучения дошкольников диалогу:

развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения);

• учить детейвступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях;

• задавать вопросы;

• побуждать партнера по общению к совместной деятельности;

• формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

развивать умения следовать правилам ведения диалога

Методы формирования диалогической речи

• разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог);

• беседы (индивидуальные и групповые);

• чтение литературных произведений;

• разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.

Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности,можно выделить два аспекта этого процесса: во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге, а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога.

Задача взрослого — помочь усвоить это как можно быстрее. В решении этой задачи лучший помощник – игра (ср, ди, пи, игры-инсценировки, драматизации).

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и другие): «Факты», «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».

Пример игры на развитиедиалогического общения:

«Почта»

Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ним и остальными участниками игры,завязывается диалог:

— Динь-динь-динь.

— Кто там?

— Почта.

— Откуда?

— Из Рязани. (Называется любой город.)

— И что там делают?

— Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т. д.).

Все играющие должны изобразить названные действия.

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Мы веселые ребята»). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Для совершенствования диалогической речи подходят:

– театрализованные игры;

– народные подвижные игры;

игры с правилами (игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх).

В дидактические игры дети могут играть как на занятиях так и вне их. Во многие игры успешнее играть на свежем воздухе, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазии («Найди дерево по описанию»). Во время трудовой деятельности играем в игры типа «Опиши цветок», «Расскажи, как правильно сервировать стол» и другие. Такие игры позволяют успешнее организовывать трудовой процесс.

После сна дети чаще играют в настольно – печатные игры, что позволяет развивать самостоятельность, дружелюбие, способствует созданию психологического комфорта в группе.

Мы – взрослые должны быть готовы к тому, что в период детства дети талантливее нас в том, что касается языка, и нужно дать ребенку возможность проявить свой талант в полную силу. Для этого мы, взрослые, тоже должны обладать талантом – талантом умной и внимательной любви к детям.

Источник