Дидактическая игра как средство умственного развития ребенка

«Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта: ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано проявляется интерес к жизни и работе взрослых. Поскольку одним из основных видов деятельности дошкольника (в силу возрастных особенностей) является игра, то бесспорна роль игры, обучающей и воспитывающей – игры дидактической в подготовке их к школе.

Само название – дидактическая игра – говорит о том, что она имеет своей целью умственное развитие детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения) и, следовательно, может рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер: чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

Необходимо учитывать меру программного содержания и конкретные задачи умственного воспитания, которые решаются в каждой отдельной игре. Из множества задач воспитатель может оставить одну познавательную задачу и решению ее подчинить ход дидактической игры и разнообразие игровых действий. В содержание дидактической игры входят дидактическая задача (определяется программой), игровая задача (цель конкретной игры), правила игры, игровые действия, более или менее выраженный результат игры – ее итог. Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены ее содержанием, игровым замыслом. Благодаря правилам (именно правила определяют характер и способ действий) воспитатель управляет поведением детей, строит их взаимоотношения в игре, организует и руководит воспитательно – образовательным процессом. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Дидактическая игра имеет определенный результат (финал игры). Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.

Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но игра не может быть отождествлена с упражнением, ибо основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия. Многие дидактические игры не вносят ничего нового в занятия детей, но они учат их применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Воспитатель детского сада должен продумывать связь дидактической игры с другими видами детской деятельности.

Существует много методов и приемов организации и руководства дидактическими играми. Воспитатель должен стремиться овладеть как можно большим их числом. И только хорошее знание, и умелое применение их на практике в сочетании с другими видами деятельности детей при соблюдении определенных педагогических условий сможет наиболее эффективно обеспечить умственное развитие дошкольников.

К умственной активности побуждают такие условия, как: формирование у детей эмоционально – положительного отношения к предстоящей деятельности посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих их отношение к умственному труду; поддержание интереса ребенка в процессе проведения дидактической игры; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; владение методикой подготовки и проведения дидактической игры. При соблюдении этих условий и умелой организации, и проведении дидактической игры может быть обеспечена ее ведущая роль в развитии и воспитании дошкольников.

Интерес детей к игре используется в разных педагогических целях. Первоначальное знакомство ребенка с окружающим начинается с познания предметной действительности, свойств и пространственного расположения предметов. Уже на этом возрастном этапе через дидактические игры закладываются основы сенсорной культуры. Если в группе раннего возраста воспитатель развивает у ребенка интерес к играм при ознакомлении с разными дидактическими игрушками, дает некоторые сведения о цвете, форме и величине предметов, то в младшей группе задача игры несколько усложняется – закрепляя и расширяя знания детей об окружающих предметах через сенсорные эталоны, воспитатель учит их выполнять определенные действия и соблюдать правила: по сигналу одновременно или поочередно начинать и прекращать действие.

С усложнением задач и игровых действий изменяется и роль ребенка в игре. В средней группе дети, знакомясь с новыми дидактическими играми, вместе с тем выступают уже в новом качестве – учатся выполнять роль ведущего. В ходе игр у них формируются внимание, наблюдательность, настойчивость.

В старшей группе дошкольники приучаются уже самостоятельно организовывать игры, объединяясь в подгруппы по 2 – 4 человека, повышаются требования к точности выполнения ими правил и игровых действий.

Такая организация работы позволяет на новом возрастном этапе – в подготовительной группе закрепить у ребенка умение самостоятельно организовывать игры и исполнять роль ведущего и постепенно приучить согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, найти свое место в коллективе. На этом этапе развивается сообразительность, умение самостоятельно и творчески решать поставленную задачу.

Играя, ребенок приобщается к труду – у дошкольников он сводится в основном к труду по самообслуживанию, но это важная ступенька приблизиться к труду взрослых, понять его необходимость. Общество готовит его к общественно – полезному труду; учит соблюдать нравственные нормы и правила. Дидактические игры, прежде всего сюжетно – ролевые, учат детей строить отношения между собой и со взрослыми на нравственной основе, воспитывая нравственное поведение, волю, эмоционально – положительный тон в процессе эмоционально – личностного и делового общения со взрослыми, доброжелательность.

Читайте также:  Развитие интереса ребенка в процессе обучения

Музыкально – дидактические игры в доступной игровой форме развивают музыкальные восприятия детей, формируют эмоциональную отзывчивость, приобщают к разным видам музыкальной деятельности (пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах), формируют музыкальные способности. Дидактические игры по художественно – эстетическое воспитанию не только формируют художественные способности, эстетическую и эмоциональную культуру ребенка, стимулируют его творческий потенциал, но и плодотворно влияют на общее психическое и умственное развитие.

В распоряжении воспитателя детского сада – большое разнообразие дидактических игр. Целенаправленное их использование поможет ему в решении вопросов разностороннего воспитания и развития ребенка и в формировании его готовности к обучению в школе.

Источник

ИРАИДА ПОЛЯКОВА
Консультация «Дидактическая игра как средство умственного развития ребенка»

[Игра – основная форма познания действительности ребенком. Маленький человек воплощает в ней все интересное, что встречается ему в жизни и создает свой особый мир. Игры доставляют детям много радости, содействуя их всестороннему развитию: активизируют умственную деятельность, формируют психические процессы и вызывают живой интерес к процессу познания.

В разных возрастных группах руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психологическими способностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать. Перед тем, как проводить дидактическую игру,надо к ней подготовиться: отобрать игру в соответствии с поставленными задачами и программой, определить время проведения игры, место проведения игры, предварительно отобрать количество играющих.Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, обеспечить место для игр.

Игра выступает и как метод обучения дошкольников. Она позволяет эффективно решать задачу усвоения детьми знаний, овладения способами познавательной деятельности.

Для игры отводится время до завтрака и после него, игра является важнейшим способом организации непосредственной образовательной деятельности детей, игры организуются также и на прогулке, и во второй половине дня.

Для того чтобы увидеть значимые результаты, дидактические игры необходимо проводить систематически, придумывать всевозможные варианты проведения одной и той же игры (например, изменить порядок расположения мебели в комнате, предложить для игры другие фигурки и т. д.).

Необходимо помнить о том, что дидактические игры имеют свою классификацию, это позволит использовать различные виды игр в воспитательно-образовательном процессе и сделает обучение ребят намного интереснее и разнообразнее.

Основная особенность дидактическихигр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила игры; результат.

Виды дидактических игр

1. Игры с предметами;

2. Настольно – печатные;

3. Словесные;

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно – прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно -образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умения называть предметы, составлять и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи,Воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры, игры -инсценировки. В сюжетно-дидактических играхдети выполняют определенные роли: продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня» .

Настольно –печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности. В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий. Устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей.

Настольно – печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний. Развитие мыслительных операций.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутами, загадками, перевертышами.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия (для закрепления и систематизации материала, а в младшем дошкольном возрасте – основной формой организации учебного процесса (например, игра «Кукла Катя идет на прогулку») .

Читайте также:  Игры на развитие мышления ребенка 2 лет

Обучающие игры можно планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависит от дидактической задачи игр. Дидактические игры проводятся везде, в месяц можно запланировать до 20-30 игр. Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях – соблюдение принципов обучения.

Очень важно создать в игре условия для умственной активности всех детей. Например, в отдельных играх можно использовать мяч, который ведущий, стоящий в центре, посылает разным детям, стоящим по кругу, требуя ответа на поставленный вопрос (игры «Что это за птица», «Считай дальше», «Скажи наоборот»). С этой же целью применяется палочка-выручалочка. Хорошо, если сочетается умственная активность с двигательной (можно предложить детям имитировать полет и бег птицы, выполнять определенное число прыжков, хлопков и др.).

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

В ситуациях дидактической игры знания усваиваются лучше. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

В игре, как мы уже говорили, проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Нужно считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания,постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие,застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, ободрять его, хвалит за малейшую удачу.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.

Источник

Любовь Серикова
Дидактическая игра как средство интеллектуального развития дошкольников

В.  а.  сухомлигский:
«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Согласно ФГОС ДО: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причина и следствие, о своей малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках и т. д.

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребенок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направлено на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Правила в игре указывают путь достижения цели и помогают развить у детей способности торможения, умение сдерживаться, управлять своим поведением.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

с игрушками и предметами;

настольно – печатные;

словесные.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:

– дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;

– обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;

– позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

– материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

– определение количества играющих,

– ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,

– игровыми действиями, дидактическим материалом;

– развитие у детей игрового настроения, желания играть;

– показ игровых действий;

– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

– подведение итогов игры.

Воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Читайте также:  Задержка речевого развития ребенка 2 года форум

В работе нашего дошкольного учреждения в каждой возрастной группе используются разнообразные дидактические игры для интеллектуального развития детей. Игры с игрушками и предметами используются в основном в младших группах. Они развивают способность подражать взрослому, умение спокойно заниматься в течение некоторого времени. Затем педагоги постепенно включают в игры задачи сенсорного развития: учить детей различать форму, величину и цвет.

Игра «Радуга»

Детям раздаются разноцветные полоски бумаги. Ведущий произносит слова: «Радуга – дуга, покажись». В ответ дети выстраиваются в ряд в соответствии с цветами радуги.

Игра «Весёлые медвежата»

Для игры понадобятся медвежата и машинки, вырезанные из цветного картона. Педагог предлагает ребёнку посадить каждого медвежонка в подходящую по цвету машинку.

Игра «Отгадай цифру» (букву)

Из бумаги разной фактуры (наждачной, бархатной и др.) вырезаются буквы и цифры. Ребёнку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить, какая буква или цифра у него в руках. После этого ребёнок может написать правильно названные буквы карандашом на бумаге.

Также проводятся игры на развитие внимания и наблюдательности.

Игра «Снеговики», «Матрёшки»

Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики или матрёшки друг от друга. Выигрывает тот, кто больше укажет различий.

С большим интересом проходят игры – беседы. Дети являются отличными собеседниками в данных играх. Часто ребята сами подсказывают тему для беседы: «Почему солнце горячее?», «Почему нет сейчас динозавров?», «Почему болит зуб?».

Игровая деятельность не ограничивается только пространством групповой комнаты. Большое значение в детском саду уделяется формированию нравственно – патриотических качеств дошкольников, в связи с этим проводятся экскурсии в мини – музей «Светлица» в детском саду, в процессе которых организуются дидактические игры – беседы: «Что такое изба? Что такое рубель? Зачем нужны чугунки?».

Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что – то узнать. Ценность таких игр заключается в активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства, слова, действия, мысли и воображения.

Игры – предположения «Что было бы, если бы пошёл конфетный дождь?», «Что было бы, если бы не было электричества?», Что бы я сделал, если вдруг потерялась маленькая девочка?» пробудили в детях воображение. Ребята рассказывали о предполагаемых действиях, которые они бы могли совершить. Такие игры учат детей возможности думать, рассуждать, высказывать своё мнение, исходя из своего опыта.

Систематическое проведение словесных дидактических игр «Кому что нужно для работы?», «Приготовь соки», «Как правильно сказать?», «Загадываем и отгадываем загадки», «Узнаём предметы по описанию», «Кто как кричит?», «Назови одним словом» и др. позволяют нам формировать у детей слуховое внимание, упражнять их в правильном произношении звуков и слов, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Словесная игра «Не ошибись»

Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает одному из них мяч и говорит «Огород». Поймавший мяч должен назвать овощ, который растёт на огороде (морковь, лук, картошка). Если ребёнок ответил неправильно – фант. Ответивший правильно становится ведущим, бросает мяч другому ребёнку и говорит, например, «поле», а пойманный мяч называет пшеницу, овёс и другие культуры, растущие в поле.

Игра «Что сначала, что потом?»

Ребятам предлагается серия сюжетных картинок (по 3-4 картинки в каждой серии, объединённых общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

Огромную роль в интеллектуальном развитии играет математика, в работе с дошкольниками мы используем следующие дидактические игры по формированию математических представлений:

– игры с числами и цифрами,

– игры – путешествия во времени,

– игры на ориентировку в пространстве,

– игры с геометрическими фигурами,

– игры на логическое мышление

Игра «Составь картинку»

Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре составить картинку по расчленённому, контурному образцу, без образца, по замыслу.

Игра «Гномы с мешочками»

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением гномов и мешочки. Сообщает детям, что гномы несут свои мешочки в домик, но мешочки разной тяжести: тяжёлый, полегче, совсем лёгкий. Гномы всё время меняются мешочками, узнать, какой мешочек у какого гнома можно по полоскам. Самая длинная полоска обозначает самый тяжёлый мешочек, средняя полоска – средний по тяжести, короткая – самый лёгкий мешочек.

Детям предлагают поиграть с гномами, которые с помощью полосок будут загадывать ребятам, кто из них несёт какой мешочек. Воспитатель раскладывает по одной полоске перед каждым гномом, а кто-нибудь из детей в соответствии с полосками размещает перед гномами мешочки. Остальные ребята следят за его действиями, при необходимости исправляют ошибки. Если ребёнок правильно выполнил задание, то он получает фишку. Затем взрослый меняет полоски местами и просит следующего ребёнка разложить мешочки в соответствии с новым расположением полосок.

Данные игры способствуют развитию у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия, умение различать геометрические фигуры, составлять из них изображение. Учат детей соотносить реальные предметы с их заместителями по величине.

Таким образом, дидактическая игра является ценным средством развития интеллектуальных способностей детей. В ней дети охотно преодолевают трудности, развивают способности и умения. Она помогает делать материал увлекательным, вызывает у детей радостное настроение, глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний.

Источник