Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка

    Статья на тему:   “Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста”

        Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха.  Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности. Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением человека у него родилась потребность играть. Игра издревле считалось универсальным методом воспитания и обучения. На протяжении длительного времени изучению понятия «игра» посвящали свои работы многие исследователи: философы, педагоги, социологи. Они рассматривали игру с разных позиций, во многих аспектах. Дать единственное, правильное определение понятия игры весьма трудно, она слишком многогранна.
     Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.
   Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса. 
      Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становится, особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать. 
    Таким образом, сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. 
     Наибольший эффект для сенсорного развития младших дошкольников может дать продуктивная деятельность. Содержание и организация, которой подчинены задачам умственного развития. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и действует ребенок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности. Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научаются изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметом, как величина, форма, цвет и т. д.

      Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на форму и окраску предметов в окружающей им мире, плохо дифференцируют предметы, с трудом запоминают названия. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится и в школьном возрасте. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии звука, цвета, пластике предметов.
Развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая книга, лучшими страницами которой должны стать дни, проведенные в группе. Помочь детям сделать каждый день незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка – цель моей работы.
    Анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста. Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Для достижения поставленных целей мной были определены ряд задач: изучение возрастных особенностей восприятия дошкольников;
определение правильной последовательности в планировании работы; изучение динамики уровня сенсорного развития детей;
создание банка дидактических игр и упражнений, дифференцированных для разных возрастных групп;
создание материальных условий для сенсорного развития дошкольников;
обучение дошкольников точному и полному восприятию предметов, их свойств, отношений.
Я считаю, что решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:
• создание в группе расширенного сенсорного центра с различными дидактическими и игровыми пособиями;
• раннее начало обучения дошкольников;
• включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.
       Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы, которые не утратили своего значения до настоящего времени:
– наглядность в обучении;
– постепенность и последовательность обучения;
– принцип подражания и принцип упражнений.
      В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф. Фребель создал знаменитые «дары» – пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.
Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.
В 20 веке проблемой сенсорного воспитания дошкольников занимались:
Н. Поддьяков, Т. С. Комарова, Л. Журова, В. Аванесова.
      Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.
      Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов — сложный процесс. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит, без педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается, неполноценным.
Для решения задач сенсорного воспитания используются разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем круг и квадрат методом наложения. Круг – круглый, катиться, нет углов. Квадрат – есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
      Для сенсорного воспитания детей нужны условия:
1. Разнообразная содержательная детская деятельность.
2. Богатая предметно – развивающая среда (оснащение уголков).
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.
     Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.
      Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.
      Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
    Методика проведения дидактических игр.
У детей дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. Воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.) .
       Особое внимание для развития зрительного восприятия обращается на эстетическую сторону дидактического материала. При проведении игр и в подборе предметной среды формируются не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет мы побуждаем детей проводить ряд целенаправленных действий по его обследованию: дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т. е. использовали сенсорно-моторные движений. Пальчиковые игры и игры по развитию мелкой моторики рук, работа с мозаикой, рисование красками .В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление цвета: «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».
Работая над развитием осязательных ощущений детей, мы ставим перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Подобраны игры, цель которых – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. В этих играх малыши учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей.
     Итак, именно в игре наиболее эффективно происходит усвоение сенсорного опыта, развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия.

Читайте также:  Значение художественно эстетического воспитания в развитии ребенка

Источник

Елена Эрмансон
Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

«Для ребят дошкольного возрастаигры имеют исключительное значение: игра – для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…» Н. К. Крупская.

Основная цель в сенсорном воспитание:

• совершенствовать воспитание детей,

• умение использовать осязание, зрение, слух.

Главной задачей в сенсорном воспитание:

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности.

Обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч).

Называть свойства предметов.

Включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.

Одно из основных направлений современного образования является актуализация проблемы развития индивидуальных психологических ресурсов личности, в том числе сенсорного развития.

Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними: этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве – необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Таким образом, с одной стороны, сенсорное развитие ребенка имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающих, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое не возможно без опоры на полноценное восприятие.

Психологические исследования показали, что без такого обучения восприятие детей длительное время остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности (рисованием, конструированием, для полноценного усвоения знаний и навыков начальных классов школы.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям в момент беременности

Выдающиеся зарубежные ученые в области детской психологии Ф. Фребель и Монтессоре, уделяли огромное внимание сенсорному воспитанию. А так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина – справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. М. М. Манасеина разработала концепцию умственного воспитания у детей раннего и дошкольного возраста. Она считала, что главная задача воспитателя – позаботиться о правильном и возможно полном развитие органов ощущений, воспитании познавательных интересов, развитие чувств.

Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов провидения самих занятий о сенсорике, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская «О дошкольном воспитание».

Дидактические игры имеют важное значение в жизни ребенка. Для дошкольников, игра является важнейшим средством их воспитания и развития. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, содержание, игровые действия, правила, результат.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Собери цветы» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровым действиям. Чем разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В дидактических играх развивается умственная деятельность, углубляются и расширяются знания детей, восприятие, речь и внимание.

В процессе дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта.

Читайте также:  При общении в психическом развитии ребенка ответ

Наблюдая за малышами в группе, убедилась, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны и неотчетливы. Без обогащения чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности.

Поэтому ставлю перед собой задачу учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представления о сенсорных эталонах.

Сенсорным эталоном в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (цветные) и ахроматические цвета спектра.

В начале формирую у детей представления о хроматических цветах, но так как не все ребятишки знают даже основные цвета приходится проводить большую предварительную работу.

Для этой цели использую такие задания, как раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы и размещение бусинок двух цветов на тарелочках соответствующих цветов; дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Собери цветы», «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвета», «Соедини разноцветные шарики с одинаковыми по цвету ниточками», «Подари петушку перья» и т. д.

Планируя занятия, предусматриваю задания, в процессе выполнения которых закрепляю умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Не редко и группировка и соотнесение входят в одну игру занятия, где использую игры Н. Монтессоре.

Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо.

Для маленьких детей развитие тонкой моторике трудно переоценить, так как оно на прямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая полученные результаты. Для этого использую в играх модули с прищепками, шнуровками, крючками; подбор открученных крышек к бутылочкам; рамки с липучками, пуговицами.

Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:

• Является основой для интеллектуального развития;

• Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействие с внешним миром;

Развивает наблюдательность;

• Готовит к реальной жизни;

• Позитивно влияет на эстетическое чувство;

• Является основой для развития воображения;

Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала);

• Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-позновательной деятельности;

• Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

• Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

• Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

• Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Для этого использую в группе: пирамидки; мозаику; мешочки с предметами для ощупывания; мешочки для ощупывания с различными крупами; сортировку пуговиц по цвету в баночки с прорезями в крышках; набор вкладок (круг, квадрат, треугольник); «пальчиковый бассейн» (для искания спрятанных предметов); предметы с разными поверхностями, гладкими и шершавыми и т. д.

Как показал опыт, играя в эти игры, жизнь детей становится интересней и занимательней. Дети моей группы активны и любознательны.Они начинают:

Различать предметы по форме;

Различать предметы по величине;

Различать плоские геометрические фигуры;

Распознавать основные цвета;

Сопоставлять фигуры с проекцией;

Пускать предметы в отверстия;

Открывать и закрывать рамки с простыми застежками (пуговицами, липучками, замками).

Очень важно создавать в детском саду благоприятные условия для развития сенсорного воспитания в играх, потому что развивается интеллект, память, мышление, творчество, воображение детей.

Для этого необходимо:

• Создавать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;

• Предоставлять малышу свободу для игр, поощрять самостоятельность и любознательность;

• Постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающих цвет, форму предметов, размер, их пространственное расположение и качество.

Свое выступление хочу закончить такими словами:

«У ребенкаесть собственный интерес: он хочет, чтобы игра продолжалась»

Джон Дьюи.

Литература:

1. «Дошкольная педагогика» – под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983 г.

2. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» – М.: Просвещение, 1991 г.

3. «Ребенок в детском саду» № 5, 2008 г.

4. «Дошкольное воспитание» № 9, 2008 г.

5. «Дошкольная педагогика» № 3, 2004 г.

6. «Детский сад» № 25, 2004 г.

7. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» – М.: Просвещение, 1988 г.

8. «Дошкольная педагогика» под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина – М.: Просвещение, 1986 г.

9. «Детский сад» № 1, 2009 г.

Источник