Дидактическая игра как средство развития воображения ребенка
Силич Светлана
Дидактическая игра как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Исследования ученых показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.
Понятие “воображение” в психологии представлено разнообразно.
По мнению Л. С. Выготского, воображение – это вид мыслительной деятельности человека, проявляющийся у всех людей в зависимости от социальных и культурных факторов. Оно не повторяет тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из впечатлений, накопленных прежде. Умение из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека, создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу воображения[ 2 ].
В. В. Давыдов считает, что воображение имеет место там, где человек видит целое раньше частей. Другим важным свойством воображения, по мнению В. В. Давыдова, является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями.
Р. С. Немов считает, что воображение – это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя с ним.
А. В. Петровский считает, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Воображение является психологической основой творческой деятельности. Оно возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.). К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная задача – это представление ожидаемого результата до его осуществления. Таким образом, воображение ориентирует человека в процессе его деятельности.
На первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок замещает реальные предметы воображаемыми предметами. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный опыт ребенка очень мал, в его психике происходит постоянно комбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами. Воображение питает душу ребенка, делает его духовную жизнь богатой и насыщенной, формируясь в игре, переходит и в другие виды деятельности дошкольника.
Нельзя не обратить внимания на высокий уровень эмоциональной окрашенности образов детского воображения. Особенно заметно эмоциональность детского воображения проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным (с их точки зрения, эмоционально насыщенным ролям (поэтому может оказаться не занятой роль начальника гаража и не хватить машин для желающих быть шоферами и т. п.). Огромное значение игры в психическом развитии ребенка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребенком, настоящие.
В воображении же дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия. Воображение старшего дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.
Основная особенность дидактическихигр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к “рубежным играм“, представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф.Фребеля: игры должна быть обучающей, в противном случае это “пустая игра“, не оказывающая влияние на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.Рассмотрим эти компоненты:
1. Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре “Узнай предмет по звуку”обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом.А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку. Таким образом, в игровой задаче раскрывается “программа” игровых действий. Игровая задача часто бывает заложена в название игры.
2.Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в “чудесный мешочек”, нащупать игрушку, описать ее и др.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Дети 5-6 лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют комплекс игровых действий, связанных с реализацией определенной роли.
В играх старших дошкольниковпреобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы по тем или иным признакам и т. д.
Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.
3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания.Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
В дошкольной педагогике все дидактическиеигры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева. Используя дидактические игры с подобным содержание, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.
по методики О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Методика «Вербальная фантазия» с целью выявления уровня воображения в ходе придумывания рассказов.
Игра «Шкатулка со сказками»» данная игра предполагает развитие воображения в речевой деятельности.
«Чудесные превращение»» развивает творческое мышление и воображение
«Изобретатель» данная игра развивает творческое воображение,
«Чего на свете не бывает» игра развивает творческое воображение
«Самое веселое» Данная игра развивает в творческом воображении типизацию, преувеличение, акцентирование.
«Волшебный лес»» игра на развитие воображение.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов,а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления)
Исп. лит-ра
1. Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2001. – №1(49)– с. 14.
2. Максаков А. И., Учите, играя. – М., 1983.
3. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248с.
4. Психологическое значение игры // Выготский Л. С.
5. А. Усова. “Обучение в детском саду”. М, 1970.
6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982. 115 с.
Источник
Татьяна Возмищева
Дидактическая игра, как средство развития воображение детей
Дидактическая игра, как средство развития воображение детей
Возмищева Татьяна Сергеевна
Воспитатель I кв. к. ,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО
Огромное значение для развития фантазии имеет игра, основной вид деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые шаги творческой деятельности.
Педагогическое значение дидактической игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности дошкольника.
Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д.
А. К. Бондаренко выделяет три вида дидактических игр:
– игры с предметами (игрушками, природным материалом,
– настольно-печатные игры,
– словесные игры.
В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм, что способствует развитию воображения детей.
С целью развития воображения, в дидактических играх я использую разнообразные игрушки, в которых выражены цвет, форма, название, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки,необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к творчеству, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек, развивать воображение.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине» и др. воспитатель организует их во время прогулки, непосредственносоприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры делятся на несколько видов: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Так игра «Подбор картинок по парам» предполагает нахождение средиразных картинок двух одинаковых: две шапочки одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
В игре «Подбор картинок по общему признаку (классификация)» требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде?», дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, в игре «А что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий, это способствует развитию творческого воображения детей.
В играх на запоминание состава, количества и расположения картинок дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на развитие воображения, памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закреплением у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др., умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании, что так же способствует развитию воображения. Задача игр на составление разрезных картинок и кубиков – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.
В играх, связанных с описанием,рассказом по картинке с показом действий я ставлю задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегают к имитации движений. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.).
В процессе дидактических игр ребенок ставится в деятельностную позицию; включает весь свой потенциал активности – от уровня восприятия до принятия самостоятельных решений.
Для осуществления принципа активности дошкольников необходимо соблюдение следующих условий: содержание дидактических игр должно соответствовать программе, быть доступным для самостоятельного усвоения, поддаваться самоконтролю.
Важным принципом является учет индивидуальных особенностей ребенка.Условия его реализации таковы: изучение и знание исходного уровня сформированности умений самостоятельной работы каждого ребенка; изучение исходного уровня знаний; подбор различных по объему и содержанию дидактических игр.
Условием реализации принципа доступности является строгая классификация дидактических игр по сложности.
Все названные принципы должны выступать в тесном единстве; их реализация осуществляется через решение дидактических и игровых задач и направлена на повышение уровня развития творческого воображения детей.
Таким образом, воображение в дидактических играх проявляется в самостоятельности, выборе средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям.
Источник