Дидактическая игра как средство развития речи ребенка дошкольного возраста

Елена Братчик
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Подготовил: воспитатель

Братчик Е. В.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий.

Вместе с тем дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребёнок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как эти игры способствуют расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие дошкольниковпредполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь — важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая пытливости и любознательности.

По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому. Особенность игры состоит в том,что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Многие дидактические игры побуждают детейпревращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков». Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.).

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.

Обучающие игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление.Поэтому основными функциями игры являются:

• игровой метод обучения;

• форма обучения;

• самостоятельная игровая деятельность;

средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игракак игровой метод рассматривается в двух основных видах: игры – занятия и дидактические игры. В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Все это сочетается с вопросами, объяснениями, указаниями.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные воспитателем представления о построении игрового сюжета, об игровых действиях с предметами. Очень важно, чтобы затем были созданы все условия для переноса полученных знаний в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит учебное и игровое начала. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Использование таких игр способствует решению следующих задач:

– побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

– способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

– совершенствовать разговорную речь;

– обогащать словарь;

– формировать грамматический строй речи и т. д.

В дошкольной педагогике все дидактическиеигры в зависимости от материала можно разделить на три основных вида:

• игры с предметами;

• настольно-печатные;

• словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр состоит в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи,которые решаются при их использовании:

• подбор картинок по парам;

• подбор картинок по общему признаку;

• запоминание состава, количества и расположения картинок;

• составление разрезных картинок и кубиков;

• описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся у них представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и различия и др.

Методика проведения дидактическихигр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.

Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковой, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным восприятием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д)

Дидактические игры играют значительную роль и в развитии мелкой моторики. Анализ теоретических подходов показывает, что развитие моторики действительно является средством подготовки ребенка к школе. В ходе работы по развитию движений решаются задачи развития всех психических процессов. Различные виды изодеятельности, физические упражнения, театрализованная деятельность, графические задания, пальчиковые игры и упражнения – все это способствует успешному обучению.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Источник

 Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают  о своих  чувствах  и переживаниях.

На сегодняшний  день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.  В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во –вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников  очень сложное и важное дело.

        Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Развитие речевых и коммуникативных способностей – важнейшая задача развивающего образования, воспитание культуры личности.

Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволяет детям успешно овладевать речью и коммуникативными умениями, развивать творческие способности ребенка во всех видах деятельности.  Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому  необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести речевые и коммуникативные умения и навыки.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Только в игре  осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. 

Именно поэтому значительное место  у нас на занятиях по развитию речи дошкольников   занимают дидактические игры. Главная цель дидактической игры – обучающая.  Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а следовательно и речь ребенка.

 С целью развития речевых и коммуникативных способностей  дошкольников в начале учебного года мы определяем для себя следующие задачи:

– воспитание звуковой культуры речи;

– формирование грамматического строя речи;

– словарная работа;

– развитие связной речи;

– развитие коммуникативных умений.

Дидактические игры, которые  проводим на занятиях,  мы применяем и в  совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний, при этом учитываем индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Для релизации воспитания звукового анализа на занятиях детям предлагаются дидактические  игры на различие  свистящих, шипящих, твердых и мягких звуков, выделение в словах  определенных звуков, слогов, ударения. Например, «Найди звук», «Картина –корзина».

В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем скороговорки, чистоговорки, загадки стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

Игра «Скажи с разной интонацией» – позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной  интонацией.

Очень эффективны задания на сочинение окончаний к ритмическим фразам («Наш зеленый крокодил….»,  «Ты, лисичка, с кем играла?», «Где ты, Катенька, гуляла? » и т.п.). Они способствуют развитию у ребенка чувства ритма и рифмы, готовят ребенка к восприятию поэзии и формируют выразительность собственной речи.

Для формирования грамматического строя речи дошкольников используем дидактические игры «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?».

Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна – весенний, веснушки) и подбирать производные слова.

На развитие синтаксической стороны  речи используются игры – построения не только простых, но и сложных предложений. Так же используем игры, которые учат детей образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами (береза-березка-березонька); различать смысловые оттенки глаголов и прилагательных (бежал- забежал-подбежал); (умный-умнейший).

С целью обогащения, уточнения и активизации словаря уделяем внимание таким дидактическим играм, которые направлены на умение обобщать, сравнивать, противопоставлять: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Узнай, кто это?».

Игры с синонимами способствуют осознанию ребенка возможности подбирать слова  сходные по значению и использовать их в речи. Игры «Сравни зверей», «Кукла грустная и веселая», «Как сказать по- другому?».

Развитие связной речи определяется умением строить разные типы высказываний описание, повествование, рассуждение. Это пересказы литературных произведений (В. Бианки «Купание медвежат»), и  русских народных сказок («Петух и лиса»), используя сюжетные картинки, схемы, рассматривание и описание картин («Кошка с котятами», «Зайцы»).

Для закрепления представления о структуре рассказа, сказки используем модель – круг, разделенный на три части: зеленая – начало, красная – середина и синяя – конец. Дети самостоятельно придумывают рассказы, сказки об игрушках, животных,  дают их описание и характеристики, соблюдая требования к композиции и выразительности речи.

У старшего дошкольника  развивается важное умение  – слушать и понимать речь взрослых и сверстников. Он должен легко входить в контакт, быть активным и доброжелательным в общении. На занятиях мы стараемся посредством дидактических игр развивать коммуникативные умения дошкольников, чтобы они проявляли уважение к взрослым, умели слушать собеседника, поддерживали тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечали на вопросы полными ответами. Важно также научить ребенка адекватно использовать невербальные средства общения, уметь регулировать темп речи и силу голоса, использовать различные интонации.

Результатом такой работы явилось:

– создание перспективного планирования «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»;

– создание картотеки дидактических игр, направленных на развитие речевых и коммуникативных способностей дошкольников;

-создание альбомов  загадок, пословиц, скороговорок и сказок собственного сочинения.

В начале и в конце учебного  года  мы проводим диагностику уровня речевого и коммуникативного развития дошкольников, по разработанным заданиям и тестам. Баллы подсчитываем по трем уровням: I – высокий, II – средний (достаточный),  III- ниже среднего.  Результаты диагностического обследования дают общую характеристику речевого и коммуникативного развития детей и помогают наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком.

Успешное формирование образности речи детей достигается на основе работы по развитию всех сторон речи, с опорой на разнообразные дидактические  игры и ознакомлении с произведениями художественной литературы. Благодаря  такой работе к концу учебного года дети могут строить свое общение с учетом ситуации, ориентироваться на собеседника, поддерживать тему разговора, возникающую по инициативе взрослого, отвечать на вопросы, отзываться на просьбу, могут подать реплику, возразить, пояснить, ясно и последовательно выражать свои мысли, адекватно использовать невербальные средства общения, умеют регулировать темп речи  и силу голоса. Дети произносят правильно все звуки родного языка, могут провести звуковой анализ слова, назвать слоги. Они имеют представление о том, что такое «слово», понимают его смысл. Они могут подобрать синонимы и антонимы к словам. При определении значения слова дети называют существенные признаки. При согласовании прилагательных и существительных  они называют слова в правильной грамматической форме, могут составлять сложные предложения разных типов. В построении связного высказывания дети развивают сюжетную линию в логической последовательности, строят простые и развернутые предложения, выдерживают структуру  повествования.

Именно, дидактические игры  являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы  считаем необходимым ему дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает  развивать умственные способности детей.

Проводимая работа дает положительные результаты. Но на этом мы останавливаться не будем, необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми. Дидактические игры  дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи решаются в процессе их проведения, и в чем особенность их организации на ступени старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.:. ТЦ Сфера, 2013.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-

М.: Просвещение, 1991.

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М., 2001.
  2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1989.

Источник