Дидактическая игра как средство развития ребенка дошкольного возраста

Козлова Е.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №14 Красногвардейского района

Г. Санкт-Петербург

Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра – основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

В игре ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно – печатные игры и словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно – печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель ), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото “Времена года”), о различных профессиях (игра “Что кому нужно?” ).

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности. Так, дидактическая игра способствует:

  • развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
  • обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
  • развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
  • социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.
  • художественно-эстетическому воспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

  • В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
  • Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.
  • Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели – это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Короткова):

1.  Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером – сверстником.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении и воспитании дошкольников является соблюдение последовательности в их подборе.

Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Источник

Шувалова Алевтина Николаевна
Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Инновационный педагогический опыт воспитателя Шуваловой А. Н.

по теме: «Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Дошкольное образование – это первое и самое важное звено в системе народного образования. Цели и задачи, которые ранее стояли перед школой, постепенно перешли в детский сад, потому что именно здесь начинают формироваться качества успешного человека, способного справляться с современностью. Время меняет все. Незаметно, постепенно, медленно… Наши дети перестают разговаривать. Они не получают того максимума общения, которое необходимо для развития. Родителям постоянно некогда. Нет времени поговорить, выслушать. Проще посадить ребенка перед телевизором или компьютером. Итог? Дети плохо разговаривают. Не могут найти нужных слов, необходимых для того, чтобы выразить свое мнение. Отсюда возникает злость, агрессия. Дети не могут договориться между собой. Взрослым необходимо понять, чем лучше развита речь ребенка дошкольного возраста, тем выше его успехи не только в школьной, но и во взрослой жизни. А еще, наши дети не умеют играть. Это тоже одна из острых на сегодня проблем. Прилавки магазинов привлекают изобилием и разнообразием игр и игрушек, однако, они не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Страшные куклы из мультипликационных сериалов, роботы-трансформеры, монстры, киборги, игры-страшилки на компьютере – все это мешает получить полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от воспитателей дошкольного образования требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, постараться сохранить баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделять внимание современным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Век компьютеризации превращает детей в роботов. Они знают больше, чем их сверстники несколько лет назад. Но они разучились чувствовать. Их мало удивляет окружающий мир. Они реже восхищаются, совсем мало сопереживают близким. Их интересы ограничены. И наша основная задача – воспитать прежде всего человека, как созидателя, творца, и ни в коем случае не потребителя. Часто думая об этих проблемах, я поняла, что устранить их поможет игровая деятельность. Я считаю, что именно игровая деятельность – это одна из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое влияние разнообразных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества – игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что игры- занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать участникам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, игровая деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Игровые занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

Содержание игровых ООД включает в себя;

игры-драматизации;

разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Непременными условиями формирования игровой деятельности в работе с детьми должны быть:

индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

особенности его эмоционально-личностного развития;

интересы, склонности, предпочтения и потребности;

любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

возрастные и полу ролевые особенности.

постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными средствами выразительности;

наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Теоретическая база опыта.

В своей работе я использую: «Детство» – примерная образовательная программа дошкольного образования авторы Т. И. Бабаева, О. В. Акулова,

О. В. Солнцева, и др.

«Мы в Мордовии живем» – примерный региональный модуль программы дошкольного образования.Авторы: О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина и др.

«Будем говорить правильно» Нищева Н. И.

«Дидактические игры в детском саду» А. К. Бондаренко.

«Дидактические игры-занятия в ДОУ» Е. Н. Панова

«Знакомим дошкольников с литературой» .Ушакова О. С., Гавриш Н. В..

«Развитие речи и творчества дошкольников» .Ушакова О. С.

Технология опыта.

Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Игры детей развиваются в общении с взрослыми. В играх дети легко воспринимают черты быта семьи, впитывают богатства родной речи. Игры детей дошкольного возраста богаты и разнообразны по содержанию и со временем всё больше приобретают коллективный характер. Дети трёх-шести лет играют много и дома, и в детском саду, и во дворе, и на улице. В играх живо, эмоционально отражаются накопленные детьми впечатления об окружающей жизни. Чем богаче его знания о жизни, тем многообразнее его творчество и переживаемые чувства. Играя, ребёнок с увлечением бегает, прыгает, ползает, его движения совершенствуются, и он становится физически более крепким. В игре дети легко преодолевают робость и застенчивость, у них развивается находчивость и выдержка. В игровой деятельности развиваются умственные способности и обогащается речь детей. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или соображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственных действий ребенка. Он должен быть готовым к любой неожиданной ситуации, которую тут же надо правильно решить, он должен уметь действовать с заместителем отсутствующего предмета в соответствии с игровым названием.Предмет заместитель становится опорой для мышления: на основе оперирования с этим предметом ребенок учиться мыслить о реальном предмете. Развитие мышления в том и состоит, что ребенок постепенно перестает действовать с предметом непосредственно в наглядно воспринимаемой ситуации, а научается мыслить о предметах и действовать с ними в игровом плане. Таким образом, игра подготавливает ребенка к мышлению в плане представлений. В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений по поводу игры ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Речь идет о рефлексивном мышлении. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Именно игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция при исполнении роли – исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с неким личным опытом, с неким образом, который он воспроизводит и вторит одновременно. В ролевой игре заложены большие возможности для развития рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности человека к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.

К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. В сговоре на игру дети обсуждают замысел; При этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты. Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь. Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре – это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления. При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Например, если предлагается игра «Путешествие в сказочный лес»,то ребятам нужно задать вопрос: «Что нам понадобиться для нашего путешествия?»Они ответят: автобус, водитель, кондуктор, билеты для пассажиров, карта с маршрутом следования. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения. В том случае, если у большинства детей интересы сходны и именно на них вы решили опираться при организации сюжетно-ролевой игры, не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо поискать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре. Для того чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки следует разместить в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий. Игровые атрибуты должны соответствовать тематике игр, интересных детям.

Анализ результативности.

В результате целенаправленной и систематической работы с детьми средствами игровой деятельности, я добилась положительных результатов в работе по данной теме.А именно:

– проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении игр, сюжетно-ролевых, в частности;

– улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками;

– заинтересованность родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развитий.

Таким образом, при проведении сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной, познавательной, коммуникативной сфер у детей старшей группы улучшается общий эмоциональный фон группы. Дети общаются между собой, чаще ребенок идет на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При использовании игрового метода обучения дошкольниковмогут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение. В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения). Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение. Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения

Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме

Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и само выражаются в играх. Поэтому основной формой занятий должна быть игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с другими детьми. Дошкольник легко учиться в игре.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость,позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

1) Развивая игровую деятельность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

2) Вопросы развития игровой деятельности дошкольника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих воспитанников.

В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм педагога во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к воспитанникам, а именно к себе. Дети могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но наша задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком. Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне дошкольного учреждения, участвую в работе семинаров и секций муниципального уровня, провожу открытые занятия.

Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте.

Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько рекомендаций по использованию дидактических игр.

В своей работе я использую такие формы работы с родителями:

1. Родительсие собрания;

3. Анкетирование и тестирование родителей;

4. Индивидуальные консультации;

5. Наглядные виды работы (информационные стенды, папки – передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литературы).

6. Визиты домой;

7. Индивидуальная работа с детьми;

8. Помощь родителей детскому саду.

Рекомендации для родителей по использованию дидактических игр.

1. Основная функция дидактическойигры представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

2. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Детям предлагаются задания в виде загадок, предложений и вопросов.

3. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если её правила ими усвоены.

4. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. 5. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно – печатным играм, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Результаты проводимой работы:

Сравнивая результаты практической деятельности, на основе диагностики детей, можно сказать, что проводимая мною работа в этом направлении свидетельствует о том, что в течении каждого учебного года происходят качественные изменения в уровне всестороннего развития детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая систематическая работа развивает всестороннее развитие детей, повышается уровень воображения и креативный подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.

Своим опытом работы я поделилась со своими коллегами, проводила опытные занятия, консультации, семинары.

Рассматривая познавательный интерес, как элемент развивающего обучения, я хотела показать, что это один из самых значимых мотивов учения, формируя который, мы создаем прочную и надежную основу личности ребёнка.

Источник