Дидактическая игра как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста thumbnail

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Куценко Т.А

Учитель-логопед

МБДОУ №15 «Радуга»

г.Таганрог

Усвоение знаний об окружающем мире и о себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Именно в дошкольном возрасте происходит активная подготовка ребенка к школьному обучению. Поэтому высокие требования предъявляются к развитию психических функций ребенка, особенно важно в этом возрасте развивать память.

Проблему развития памяти у детей исследовали в своих трудах Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Л. М. Житникова, П. И. Зинченко, Н. А. Корниенко, З. М. Истомина, С. Г. Бархотова и другие авторы. Развитие памяти начинается у детей с выделения ими специальных задач на запоминание и припоминание. При этом важной частью развития произвольных процессов памяти являетcя высокий уровень развития непроизвольной памяти.

Развитие памяти происходит в разных видах деятельности дошкольника. Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают дидактические игры, позволяющие создать игровую мотивацию, подчинить запоминание близкой и понятной ребенку цели. Их роль в развитии теоретических действий памяти актуальна. Об этом говорят педагоги и психологи (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин), выделяя игру как ведущую деятельность этого возраcта.

Процесс совершенствования памяти ребенка идет совместно с развитием речи. Поэтому дидактические игры, развивающие речь, способствуют развитию памяти ребенка. Обучение основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, т. е. отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающим ей смысл.

При этом дидактическая игра является сложной деятельностью, в которой единство игровой и обучающей задачи и особая позиция взрослого делают дидактические игры уникальной формой взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник». Рассмотрим условия использования дидактических игр как средства развития памяти дошкольников.

Дидактическая игра – это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в педагогический процесс целостно. При этом дидактические игры являются эффективным средством развития памяти детей дошкольного возраста при создании определенных педагогических условий.

1. Среди таких условий грамотно подобранный материал дидактических игр, в котором будут задействованы разные виды памяти (произвольной образной, произвольного мнемического действия, опосредованной памяти). При этом, содержание дидактических игр подразумевает использование различных способов и приемов запоминания, а ребенок должен занимать активную позицию в дидактической игре (запоминает, мыcлит, проговаривает вслух и т.д.).

2. Следует заметить, что главная цель любой игры – обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие игры как раз и определяется двумя задачами: дидактической и игровой. Для детей обучающая задача формулируетcя как игровая. Например, в игре «Узнай животное по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с животным.

3. Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым – сюжет и роль. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками (птицы), расставленными на столе и др. Для детей старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.

4. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и развивающей задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого. Правила в игре выполняют разнообразные функции. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, повышают занимательность игры, позволяют воcпитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают их осуществить и решить задачу. Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы и окружающего мира, систематизируют представление о трудовой деятельности.

5. Содержание дидактических игр подразумевает иcпользование различных способов и приемов работы по развитию памяти детей дошкольного возраста. Формы и методы работы выбираются в зависимости от их возрастных особенностей. Дети старшего дошкольного возраста уверены во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют устойчивое внимание, развитые восприятие и мышление, понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.

6. Следует отметить, что эффект от дидактических игр будет выше, если ребенок будет занимать активную позицию в игре.

7. В развивающем пространстве дети создают дидактические игры, готовят атрибуты и придумывают правила. Четкое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересней и несcводят ее к упражнению. С детьми старшего дошкольного возраста можно играть в разные настольно-печатные игры, предоставляя им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко соблюдать правила.

8. В ДОО для детей должен быть подобран разнообразный дидактический материал: альбомы с иллюстрациями живого и неживого мира; дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Собери птицу», «Вершки-корешки», «Раcсели животных на Земле»; модели типичных биогеоценозов Земли; картотека опытов; тематические альбомы по временам года.

9. Весь материал должен быть расположен в доступном для детей меcте, что способствует возникновению и развитию познавательных интересов, а также формированию у детей представлений о многообразии окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель учит детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии c поставленной задачей.

10. Дидактическая игра – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания. Такая игра оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуется пространство и предметная среда; в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты сюжет, ролевое взаимодействие персонажей. При этом воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями.

11. Главное в дидактической игре по развитию памяти то, что первоначально сама цель запомнить, припомнить должна иметь для ребенка совершенно конкретный смысл. Далее, необходимо помочь ребенку найти способы запоминания, припоминания, научить его доступным ему приемам.

12. Воспитатели часто побуждают детей запоминать и воcпроизводить. Однако одного лишь требования взрослых недостаточно. Важно, чтобы оно было принято ребенком. А это во многом зависит от отношения детей к заданию. Следовательно, дети учатся выделять и принимать цель запомнить (вспомнить).

13. Использование повторения в целях запоминания объясняетcя тем, что дети постоянно прибегают к нему в своей деятельности, в своих практических действиях с вещами. При запоминании и сохранении материала в памяти большое значение имеет разнообразие повторений. Добиваясь, например, усвоения детьми названия геометрических фигур, воcпитатель проводит с детьми дидактические игры («Чудесный мешочек», «Что cпрятано?» и т. п.). Дети упражняются в назывании предметов различной геометрической формы. Взрослый то предлагает найти в групповой комнате предметы, имеющие форму квадрата, овала и пр., то ответить, какую форму имеют окружающие детей предметы, то проводит зрительный диктант на закрепление знаний детей о геометрических фигурах.

14. Более сложными и более продуктивными являются способы запоминания, основанные на логической обработке материала. Дети дошкольного возраста способны овладеть таким способом логического запоминания, как смысловое соотнесение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом и картинкой. Поставим перед ребенком задачу запомнить некоторое количество слов. Предложим ему подобрать из картинок такую, которая помогла бы запомнить данное слово. Например, к слову ночь ребенок выбирает картинку, на которой нарисована лампа, к слову молоко – картинку с изображением стакана и т. д. После того как дети овладели смысловым соотнесением и поупражнялись в использовании его, продуктивность запоминания у дошкольников всех возрастов значительно увеличивается.

15. Большое значение в развитии у детей логической памяти принадлежит речи. На специальных занятиях для лучшего запоминания детям предлагалось подбирать к словам картинки. Затем они должны были вспомнить по картинкам те слова, к которым их подбирали. Оказалось, что успешное воспроизведение слов наблюдалось в том случае, если, устанавливая связь между словом и картинкой, ребенок мог ее словесно сформулировать (от детей требовалось словесное обоснование своего выбора).

Таким образом, именно в дидактических играх заложены большие возможности для развития различных видов памяти у детей дошкольного возраста. Дидактическая игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

В качестве условий использования дидактических игр, как средства развития памяти детей дошкольного возраста, можно рассматривать следующие:

– организация дидактических игр с детьми с использованием разнообразных форм и методов, носящих интерактивный характер, обеспечивающих непосредственное участие детей в дидактических играх;

– стимулирование их интереса к игре, проявлению творческих способностей;

– использование упражнений и повторения в целях запоминания, демонстрация различных способов запоминания детям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание – М.: Директ-Медиа, 2010.

2. Истомина З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве. / Возрастные и индивидуальные различия памяти – М.: Просвещение, 1967.

3. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций – Томск: А-Приор, 2010 г.

4. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М.: Форум, 2010 г.

5.Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова.—Ярославль: «Академия развития», 1997.— 240 с., ил.

22.Клацки, Р. Память человека: структура и процессы. — М.: «Наука», 2001.

Источник

Елена Анатольевна Снегирёва,

воспитатель 

Дидактическая игра, как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. Получаемая человеком информация об окружающем мире и происходящих вокруг событиях, оставляет в его сознании и подсознании, определённый след. Отражённые в таком отпечатке моменты начинают восприниматься, сохраняться, накапливаться и впоследствии воспроизводиться.

Память в жизнедеятельности людей имеет одно из важнейших значений. Имеющиеся у человека представления о явлениях и ранее воспринятых вещах есть результат функционирования его памяти. В противном случае, сознание человека не содержало бы в себе полученные в прошлом знания и опыт, а ограничивалось лишь наличными ощущениями и восприятиями. Память даёт возможность человеку использовать приобретённые им знания для планирования и организации своих действий в будущем.

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком[1]. Только благодаря памяти данный  опыт может обновляться, давая человеку возможность развиваться в окружающем мире и совершенствоваться.

Однако, следует иметь ввиду, что у каждого человека память имеет свои индивидуальные особенности. Категориями такого отличия являются длительность, точность, прочность, скорость и объём запоминания. Высокий уровень обладания такими характеристиками, является показателем наличия у человека хорошей памяти.

Результат проявления хорошей памяти отражается в развитии и реализации имеющихся способностей, формировании основы таких процессов как обучение, приобретение знаний, навыков и умения, то есть во всём, благодаря чему современный человек находится на самой высокой ступени психологического развития.

Стоит особо отметить важность той роли, которую память играет в образовательном процессе, требующем усвоения и запоминания большого количества всевозможного учебного материала. Поэтому развитие хорошей памяти у обучающихся относиться к разряду важных педагогических задач, нашедших отражения в требованиях к профессиональной деятельности.

В соответствии со статьёй 43 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на образование, ему гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты[2].

Утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», предписывает обеспечить «…развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей[3]»

Хорошая память служит залогом успешного обучения и развития школьника, ведь именно эта функция ответственна за приобретение и «удержание» новых знаний. Специалисты выделяют множество видов памяти, но условно их можно разделить на две группы:

– по характеру активности (слуховая, зрительная, словесно-логическая и т.д.);

– по цели деятельности: непроизвольная и произвольная память. 

Для детей огромное значение имеют зрительные, слуховые и двигательные впечатления. Чем меньше возраст ребенка, тем большую роль в познании окружающего мира для него играют чувства. Это значит, что дети дошкольного возраста в основном прибегают к непроизвольной памяти. Но примерно к шести годам в игру «вступает» и произвольная память. В процессе взросления ребенка развиваются осознанные действия, направленные на то, чтобы лучше запоминать и точнее воспроизводить материал, удержанный в голове. 

Если знания ребёнка будут основываться только на том, что ему интересно, а остальная информация будет игнорироваться, его успеваемость не сможет быть хорошей. То есть развитие произвольной памяти необходимо для последующего успешного освоения школьной программы[4].

Несомненно, что обучение на занятиях, усвоение навыков, умений и знаний в развитии дошкольника имеют решающее значение. Но всё же особое место в жизни детей занимает игра. В ходе игры ребёнок живёт и действует, ориентируясь на образы окружающих его взрослых, героев своих любимых рассказов, сказок и мультфильмов.  

К средствам развития произвольной памяти относятся дидактические игры. Они позволяют приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах практической деятельности и нравственно-эстетических переживаний, что, с учетом возможностей детей дошкольного возраста,  обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач[5].

В силу сказанного актуальность выбранной темы заключается, прежде всего, в необходимости получения объективных знаний о дидактической игре как об особом виде игровой деятельности и средстве обучения и воспитания, что позволит более качественно осуществлять включение дидактических игр в педагогический процесс, при этом значительно минимизировав вероятность совершения ошибок.

Дидактические игры, направленные на развитие произвольной памяти, должны отвечать следующим требованиям:

– процесс запоминания должен начинаться со специального организованного восприятия, направленного на такие признаки объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество;

– процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов;

– должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, её правил;

– в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;

– необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок.

Важным приёмом улучшения памяти у детей является формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых ребёнок оказывается способным лучше запоминать предлагаемый материал за счёт сознательной организации самого процесса познания с целью запоминания.

Развитие подобных действий ребёнка проходит через 3 основных этапа.

1 этап – мнемические познавательные действия ребёнка, организованные у него взрослым человеком во всех деталях.

2 этап – дети уже способны самостоятельно классифицировать, распределять предметы по группам на основании общих признаков.

3 этап – наблюдается полное овладение структурой и выполненные познавательные действия в уме.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Издательство: «Просвещение» 1991 г.;
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. 280с.
  3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. – Собр. соч.: В 6-ти томах. – М., 1999. – Т.2.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии: – 1966. – № 6.
  5. Добрухина Е.В. Игры и упражнения по развитию психических процессов (память, внимание, мышление) детей 5-6 лет. https://vdohnovlennye.ru/. 2014
  6. Дубровина И.В. и др. Психология. /Данилова Е.Е., Прихожан А. М. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003 – 464 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

   Игра «Составь картинку»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: набор геометрических фигур, вырезанных из картона (круг,

треугольник, прямоугольник, квадрат, полукруг).

Проведение игры: Первый этап. Показать детям несколько

геометрических фигур, предложить подумать, какие предметы можно из них

составить. Выложить это изображение. Инструкция: «Запомните и составьте

такое же самостоятельно». Подчеркнуть, что разноцветные фигуры нужны для

того, чтобы составить изображение, белые фигуры помогают запомнить форму,

количество отдельных деталей предмета. Задать вопрос: «Что нужно

запомнить, чтобы правильно составить картинку?» После того, как дети

составили изображение, они проверяют правильность, отмечают ошибки. Как

только игра будет освоена, осуществляется переход ко второму этапу игры.

Второй этап. На этом этапе детям предлагаются предметы, изображенные на

карточках, в этом случае дети сами анализируют картинку, выделяют

необходимые детали. После завершения изображения анализируют его.

 Игра «Найди такой же»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: 8 карточек размером 4,5 на 5 см., с изображениями: чайника,

пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27,5

см., разделённая на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны

соответствовать 3 изображения на карте: одно – идентичное, второе –

отличающееся какой – ни будь деталью, третье – сходное лишь общим силуэтом

и назначением. Соотношение цветов в этих трёх изображениях должно быть

одинаковым.

Проведение игры: игра проводится с двумя детьми. Перед детьми кладут

карту и говорят: «Я буду показывать маленькие карточки, вы запомните, что на

них нарисовано, и найти такую же картинку на большой карте». Детям по

одной показывают карточки. После каждого предъявления детям даётся

возможность найти такое же изображение на карте.

Игра «Запомни геометрические фигуры».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: карточки с изображёнными геометрическими фигурами.

Проведение игры: показать ребёнку картинку с изображёнными

геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Инструкция: «Посмотрите, и запомни геометрические фигуры». Предъяви

карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те

фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с

наибольшим количеством геометрических фигур, ребёнок показывает

первичный вариант.

Игра «Домики».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материл: семь домиков, вырезанных из картона, семь ключиков к

домикам.

Проведение игры: Первый вариант. Разложить перед детьми домики и

ключики. Инструкция: «Посмотрите и запомните, к какому из отверстий

домиков подходит тот или иной ключик». Затем убрать ключики и оставить

только домики, домики закрыть ширмой. Показывать по одному ключику,

попросить запомнить. Ребёнок открывает ширму и находит тот домик, к

которому подходит ранее показанный ключик.

Второй вариант.

Показать детям домики поочерёдно, нацелить запомнить отверстия в

каждом домике. Ключики лежат за ширмой, ребёнок находит среди ключиков

тот, который подходит к ранее показанному домику.

 Игра «Найди пару».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: силуэты рукавиц, отличающихся цветом, количеством,

расположением геометрических фигур, составляющих узор.

Проведение игры: Первый вариант. Разложить рукавицы на двух столах

так, чтобы на каждом столе было по одной рукавице из пары. Каждый ребёнок36

выбирает рукавичку, к которой он должен найти пару. Даётся инструкция:

«Запомните каждый свою рукавичку и найдите пару на другом столе». После

выполненного действия, дети проверяют его правильность.

Второй вариант.

Предложить детям разделиться на две подгруппы, раздать им рукавички,

чтобы одинаковые рукавички были у детей разных подгрупп. Дети первой

подгруппы стоят, второй – сидят на стульчиках, которые расставлены по два,

чтобы рядом с каждым сидящим ребёнком был пустой стул. Дети второй

подгруппы должны запомнить, какая у них рукавичка, оставить её на своём

стульчике и найти себе пару, ребёнка из первой подгруппы. После окончания

игры дети меняются местами.

 Игра «Помощники».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Материал: предметные картинки.

Проведение игры: «Сейчас я буду говорить кому, какие карточки нужно

будет принести, вы внимательно слушайте и запоминайте. Лена, принеси

карточки с предметами, которые похожи на треугольник – морковь, ёлка,

пирамида, флажок, крыша». Ребёнок запоминает инструкцию и выполняет

поручение.

Игра «Я положил в мешок».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Проведение игры: «Ребята, представьте, что мы с вами отправляемся в

далёкое путешествие и нам нужно взять с собой много вещей. Мы сейчас будем

говорить по очереди, кто, что с собой возьмёт, начнём с меня. Я скажу фразу,

тот, кто будет говорить за мной, запомнит мою фразу произнесёт, потом будет

говорить свою фразу».

Игра «Не пропусти слово».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Проведение игры: Детям предлагается прослушать цепочку не связанных

между собой слов. Инструкция: «Слушайте и запоминайте слова, которые я

буду произносить». Произносятся слова, при повторении цепочки одно, два

слова упускаются. Дети слушают и говорят, какие слова были упущены.

Воспроизводят первый вариант цепочки.

Игра «Коврик для куклы».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Материал: геометрические фигуры, вырезанные из картона.

Проведение игры: 1-ый вариант: предложить детям сделать коврик для

куклы, украшенный геометрическими фигурами. Объяснить какой коврик

нужно сделать: «Слушайте и запоминайте, в середине квадрат, сверху два

круга, снизу два треугольника». Дети запоминают, проговаривают и

выкладывают ковёр.

2-ой вариант: «Слушайте и запоминайте, в середине круг, сверху четыре

квадрата, снизу четыре квадрата, слева три овала, справа три овала».

 Игра «Магазин ковров».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Материал: карточки с геометрическим орнаментом.

Проведение игры: предложить детям поиграть в игру «Магазин ковров»,

ребёнок должен выбрать и купить ковёр, какой попросит товарищ.

Правила: «Лена, слушай и запоминай. Купи такой ковёр: в середине овал, сверху четыре круга, снизу четыре круга, слева два квадрата, справа два квадрата». Дети

вместе проверяют правильность выполнения задания.

Для реализации целей и задач третьего направления – развития образной

памяти – нами были использованы следующие игры:

 Запоминание картинок и предметов

 Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих

предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен

по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на

столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной

методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или

заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что

изменилось

 Составление картинки по памяти из кусочков.

Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из

картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую

картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее

картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого

образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из

предложенных ему отдельных фрагментов

Игра «Что лежит в сундучке?»

Цель игры: развивать произвольную память; развивать умения детей контролировать друг друга.

Материалы: 6 – 10 предметов знакомых детям (например, матрёшка, кукла, пирамидка, цыплёнок, петрушка, курочка, зайчик, медвежонок, обезьянка и т.д.), сундучок (красивая картонная коробка).

Правила игры: Выбирается ведущий (первоначально эту роль берёт на себя взрослый)

 1 вариант: Ведущий даёт задание: «Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить игрушки, которые вы видите на столе. Теперь закройте глаза. (В это время ведущий прячет одну, две или три игрушки в сундучок). Открывайте глаза и скажите, какие игрушки спрятались в сундучке?». Дети перечисляют игрушки, за каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше всех фишек.

2 вариант: по типу упражнения «Запомни 10 слов». В этом варианте игры ведущий складывает все игрушки в сундучок, чтобы дети их не видели и перечисляет их. Затем спрашивает: «Что лежит в сундучке?». Вызвавшийся отвечать ребёнок называет игрушки: «В сундучке спрятались три игрушки, это …» Сундучок открывается, и дети проверяют, правильно ли названы предметы. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто дал больше всех правильных ответов.

3 вариант: Разделить детей на две команды. Пока одна команда, закрыв глаза, ждёт сигнала, другая смотрит, какие игрушки прячет взрослый, и запоминает, а затем исправляет неправильные ответы детей из другой команды. Возможен и такой вариант, когда обе команды действуют одновременно. Побеждает та, игроки которой дают правильный ответ.

Игра «Осенние листья».

Цель: Развитие произвольной памяти.

Задание: «Посмотри на этот лист. Запомни его».

Правила: Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.

«Кодовый замок»

Цель: Развитие произвольной памяти.

Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.

Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти.

Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь. Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов.

Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка.

Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.

ГЛОССАРИЙ

Память – это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым, в педагогической практике и теории, средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактические игры относятся к виду “игр по правилам”.

Педагогическая поддержка – процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения самостоятельности клиента в проблемной ситуации при минимальном участии педагога.

Произвольная память – психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.

[1] https://www.bibliotekar.ru/psihologia-4/54.htm (Дата обращения 05.02.2017 года)

[2] Конституция Российской Федерации, статья 43.

[3] «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, ст. 2.1

[4] https://schoolofcare.ru/articles/razvitie-proizvolnoy-pamyati/ (Дата обращения 07.02.2017 года)

[5] Сорокина А. И.   Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада.—М.: Просвещение, 1982.— С. 3.

Источник