Дидактическая игра как средство развития мышления ребенка

Екатерина Скороходова
Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста

По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребёнок руководствуется ее правилами. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения.

Дидактическая игра способствует, расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях. Дидактическаяигра делает процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. Практика показывает, чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Игровой замысел является существенной стороной дидактической игры. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры.

В частности, в игре «Волшебный мешочек» замысел игры заключается в том, чтобы, ощупав рукою игрушку, находящуюся в мешочке, ребенок назвал её и как можно подробно её описал.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль – они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий. В свою очередь усвоение детьми правил игры и следование им, способствует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля в игре.

При этом чем разнообразнее и богаче игровые действия, которые выполняют сами дети в игре, тем большее количество детей участвует в ней и тем интереснее сама игра.Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в подражательных движениях детей. Игровые действия старших детей сложнее: так как они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение.

Также для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.

Важно отметить то, что невозможной игру может сделать отсутствие содержания игры, игрового замысла, игровых действий и правил. Взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Именно это является своеобразием дидактической игры как игровой деятельности. Воспитатель является участником игры или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и обусловливает игровые действия.

Например, в игре «Магазин» познавательное содержание заключается в том, что дети–покупатели должны дать описание предмета, который они хотят купить, а дети–продавцы – уметь по описанию определить требуемую вещь. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользовании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнении его с другими.

Игровые правила заключаются в том, что покупатель должен выбрать предмет, вежливо обратиться к продавцу, описать предмет, указать его качества, свойства, заплатить деньги. Продавцы должны внимательно слушать, не перебивать покупателя выбрать требуемый предмет.

Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Воспитатель помогает их исправить и преодолеть.

Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат детей применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Например, детям уже известны признаки разных времен года, но в дидактической игре «Времена года» от детей требуется умение классифицировать те явления по времени года, то есть обобщить конкретные явления и определить обобщающим понятием – весна, лето, осень, зима.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение.

Читайте также:  Развития ребенка по неделями фото

При этом важно отметить, что задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

Организуя индивидуальную дидактическую игру, воспитатель создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень их развития.

Дидактические игрыспособствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Игрысоздают возможность формирования положительных черт личности: честности, правдивости; упражняют детей в моральных поступках, помогают формированию морального опыта.

Дидактическая игра содействует также развитию инициативы. Многие игры типа лото, домино и другие по мере усвоения их детьми используются самостоятельно и оказывают благотворное влияние на развитие организаторских способностей. По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей:

– действовать по очереди,

– отвечать, когда спрашивают,

– не мешать другим в игре,

– выполнять правила,

– честно признаваться в ошибке и др.

При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому – легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и тем самым развивать его речь. Чтобы выполнить это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей,на которых нужно обратить особое внимание: одних привлечь к активной роли, у других несколько сдержать их инициативу, чтобы они не подавляли других.

В ходе игры, которая развертывается обычно в живом темпе, педагог, особенно не очень опытный, замечает лишь наиболее бойких детей, а между тем он должен и детей застенчивых, робких привлечь к активному участию в игре. Руководство в ходе игры должно быть направляющим игру и взаимоотношения детей, но не навязчивым.

От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть. Маленькие дети сами не могут провести дидактическую игру, они не могут реализовать замысел в игровые действия, придерживаться содержания, самостоятельно следовать правилам и руководствоваться ими. Воспитатель является зачинщиком и участником игры и может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход».

При этом уже в самом начале игры, в сообщении замысла, содержания игры очень важны образность и краткость речи воспитателя, скупой и выразительный жест, чуткое внимание к детям.

В процессе игры большое значение имеет темп, ритм игры. Замедленный темп вызывает утомление, так как медленные игровые действия задерживают ход игры, вызывают длительные ожидания очереди.

Слишком быстрый темп возбуждает детей, вызывает суетливость, неотчетливость игровых действий, иногда споры. Воспитатель, участвуя в игре, устанавливает тот живой темп, который не вызывает торопливости и вместе с тем неутомителен для детей.

Источник

Чиботарь Анна
Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема развития у дошкольников мышления. Наиболее эффективным средством развития мышления является дидактическая игра – это процесс, который связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностям, выполнением с ними различных действий. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знанию, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее освоение программного материала, В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимодействия с игровыми,поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие элементов занимательности: отгадывание, поиска, сюрпризности, и т. п.

Для дидактической игры характерны наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывая дидактические приемы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы, в частности, мышление.

Значимость дидактических игр состоит в том, что они оказывают влияние на формирование математических представлений, развивают такие качества ума, как его подвижность и гибкость, способствуют развитию внимания, воображения, формируют волю. Дидактические игры помогают развить такие качества, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность. При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде. Если ребенок в игре почувствовал затруднение, то необходимо ему помочь вспомнить, что изучали по этому вопросу на занятиях или видели во время экскурсий. Это развивает быстроту мышления, умение анализировать, делать выводы и умозаключения. Воспитателю необходимо при подготовке к проведению дидактических игр помнить, что «ориентировка в форме, цвете, пространственных отношениях в тесной связи со словом взрослого и речью самих детей организует детское восприятие, повышает точность и быстроту узнавания и различения, делает его более целенаправленным и осознанным». Воспитатель, используя интерес детей к игровому действию, побуждает их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное.

Читайте также:  Игрушки для развития годовалому ребенку

Итак, важная роль дидактической игры развития мышления ребенка объясняется тем, что она вооружает доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметов действий такого содержания, которое при других условиях было бы невозможно.

Источник

Наталья Бочанова
Из опыта работы «Дидактическая игра как средство развития логического мышления»

Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо не только много знать, но и уметь доказывать свои мысли, размышлять, делать умозаключения. Уже в дошкольном возрасте нужно создавать необходимые условия для развития интеллектуально – познавательной деятельности. Несомненно, что в этом возрасте лучше всего использовать игровую деятельность.

Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективным средством являются дидактические игры. Именно они опираются на поисковую активность и сообразительность детей, заставляют их думать. В своей группе я организовала игру «Состязания Умников», которую провожу один раз в неделю во второй половине дня. С помощью этой игры я закрепляю пройденный материал, где дети решают логические, познавательные задачи, размышляют над проблемными ситуациями. Дети делятся на подгруппы, получают от сказочного героя Незнайки конверт с заданиями и самостоятельно, вмести находят пути решения. Детям предлагаются задания разной степени сложности. Главное, чтобы решение проблемы увлекло их. Например,я предлагаю следующие задания: «Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?», «Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене?»

Встречаются задачи, которые можно решить, проведя опыты и эксперименты, такие,как: «Почему паук не липнет к паутине?». С помощью таких задач у детей формируется познавательная активность, дети учатся размышлять, доказывать, делать выводы. Если дети затрудняются в решение заданий, то на помощь приходит вся группа, и решения принимают вместе. В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия.

На занятиях по развитию логического мышления использую различные игры. Такие игры, как «Хитрые задачи?», «Съедобное – несъедобное», «Головоломки», «Ребусы» – они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры,где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Найди различия». В таких играх у детей развивается память, внимания, логическое мышления.Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: «Что нарисовано?», «Найди ошибку», «Лишний предмет», «Назови одним словом».

Игры «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру», развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

К концу года дети играютв более сложные игры: «Цепочка примеров», «Сложи узор», «Повтори рисунок», «Логические концовки. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимо-действии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В уголке для родителей периодически вывешивался материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, консультации. В конце учебного года проводится развлечение: «В гостях у математики».

Ведущий:

Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. Нас пригласила в гости сама королева. А как ее зовут, мы узнаем, если пройдем все испытания. За каждый правильный ответ команда будет получать букву. Для начала мы разделимся на две команды и отправимся путешествовать.

Читайте также:  Школа интеллектуального развития ребенка челябинск

I. Детям предлагается пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его.

1. Васильки, бархатцы, розы, горох, ромашки.

2. Ручка, карандаш, линейка, машинка, тетрадь.

3. Коля, Ваня, Таня, Сережа, Галя.

4. Тополь, береза, шиповник, липа, осина.

5. Зима, весна, лето, июнь, осень.

6. Треугольник, квадрат, указка, четырехугольник, круг.

II. Детям предлагается пара слов, которые они должны назвать одним словом.

1. Понедельник, суббота- …

2. Снег, дождь -…

3. Морковка, капуста – …

4. Голова, туловище -…

5. Стол, стул – …

6. Август, июнь – …

III. Командам предлагается серия картинок из 4-5 рисунков, в котором рассказывается о каком- либо событии. Детям предлагается разложить картинки так. Чтобы получился связный рассказ. И рассказать его.

Музыкальная пауза. (командам предлагаются спеть песни, которые были подготовлены заранее).

IV. Игры со счетными палочками.

1. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

2. Составить 3 равных квадрата из10 палочек

3. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

4. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

V. Командам даются лабиринты, изображённые на бумаге.

1. Покажи пчёлке путь к букету из 6 цветков.

2. Какие верёвочки приведут к цифре 5.

VI. Логические концовки

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).

Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то Серёжа… (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то речек… (меньше реки).

Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая… (слева).

VII Командам предлагается плакат, на котором изображены фигуры и линии. Команда внимательно рассматривает его и запоминает. Затем его убирают. Один из членов команды должен нарисовать все фигуры на чистом листе.

Подвижная игра: «Роботы и звездочки»

VIII. Задачи шутки.

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?

IX. «Что изменилось?». На столе стоят игрушки. 1 минута на Запоминание, Затем все закрывают глаза и предметы меняются местами. Даётся время на обсуждение.

X. Королева большая модница и просит вас сделать для нее волшебные бусы.

(Методическое пособие дары Фрёбеля). Каждой команде дается картинка с образцом сбора бус из геометрических фигур.

Вот и все задания выполнены. Какое слово получилось? Давайте прочитаем. Математика. Вот как зовут нашу Королеву. А вот и она. Математика.Королева Математика загадывает загадки:

Он и мячик, и клубок,

И Луна, и колобок.

(шар)

Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь?

(треугольник)

Два квадрата-близнеца –

Половинки их отца.

Сторонами приложи,

Имя их отца скажи.

(прямоугольник)

Королева Математика вручает призы (конфеты) победившей команде, а они делятся со своими товарищами. На прощание проводится подвижная игра: «Запрещенное движения». Играют все дети, ведущая королева Математика.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они – нас. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые воспитанники осознавали бы необходимость воспитания их у себя. И главное, учение должно быть радостным.

1. Бабаева Т. И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» – С. -П.: Детство-Пресс, 2014

2. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду»: Просвещение, 1982

3. https://www.olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-geometricheskie_figury.html

Источник