Дидактическая игра как средство интеллектуального развития ребенка

Любовь Серикова
Дидактическая игра как средство интеллектуального развития дошкольников

В.  а.  сухомлигский:
«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Вступивший в силу 1 января 2014 года ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Согласно ФГОС ДО: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причина и следствие, о своей малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках и т. д.

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребенок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направлено на развёртывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Правила в игре указывают путь достижения цели и помогают развить у детей способности торможения, умение сдерживаться, управлять своим поведением.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

с игрушками и предметами;

настольно – печатные;

словесные.

При отборе дидактической игры педагог должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать:

– дидактическая игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам;

– обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;

– позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;

– материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать эстетическим нормам.

Проведение дидактических игр включает:

– определение количества играющих,

– ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами,

– игровыми действиями, дидактическим материалом;

– развитие у детей игрового настроения, желания играть;

– показ игровых действий;

– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

– подведение итогов игры.

Воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

В работе нашего дошкольного учреждения в каждой возрастной группе используются разнообразные дидактические игры для интеллектуального развития детей. Игры с игрушками и предметами используются в основном в младших группах. Они развивают способность подражать взрослому, умение спокойно заниматься в течение некоторого времени. Затем педагоги постепенно включают в игры задачи сенсорного развития: учить детей различать форму, величину и цвет.

Игра «Радуга»

Детям раздаются разноцветные полоски бумаги. Ведущий произносит слова: «Радуга – дуга, покажись». В ответ дети выстраиваются в ряд в соответствии с цветами радуги.

Игра «Весёлые медвежата»

Для игры понадобятся медвежата и машинки, вырезанные из цветного картона. Педагог предлагает ребёнку посадить каждого медвежонка в подходящую по цвету машинку.

Игра «Отгадай цифру» (букву)

Из бумаги разной фактуры (наждачной, бархатной и др.) вырезаются буквы и цифры. Ребёнку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить, какая буква или цифра у него в руках. После этого ребёнок может написать правильно названные буквы карандашом на бумаге.

Также проводятся игры на развитие внимания и наблюдательности.

Игра «Снеговики», «Матрёшки»

Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики или матрёшки друг от друга. Выигрывает тот, кто больше укажет различий.

С большим интересом проходят игры – беседы. Дети являются отличными собеседниками в данных играх. Часто ребята сами подсказывают тему для беседы: «Почему солнце горячее?», «Почему нет сейчас динозавров?», «Почему болит зуб?».

Игровая деятельность не ограничивается только пространством групповой комнаты. Большое значение в детском саду уделяется формированию нравственно – патриотических качеств дошкольников, в связи с этим проводятся экскурсии в мини – музей «Светлица» в детском саду, в процессе которых организуются дидактические игры – беседы: «Что такое изба? Что такое рубель? Зачем нужны чугунки?».

Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что – то узнать. Ценность таких игр заключается в активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства, слова, действия, мысли и воображения.

Игры – предположения «Что было бы, если бы пошёл конфетный дождь?», «Что было бы, если бы не было электричества?», Что бы я сделал, если вдруг потерялась маленькая девочка?» пробудили в детях воображение. Ребята рассказывали о предполагаемых действиях, которые они бы могли совершить. Такие игры учат детей возможности думать, рассуждать, высказывать своё мнение, исходя из своего опыта.

Систематическое проведение словесных дидактических игр «Кому что нужно для работы?», «Приготовь соки», «Как правильно сказать?», «Загадываем и отгадываем загадки», «Узнаём предметы по описанию», «Кто как кричит?», «Назови одним словом» и др. позволяют нам формировать у детей слуховое внимание, упражнять их в правильном произношении звуков и слов, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Словесная игра «Не ошибись»

Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает одному из них мяч и говорит «Огород». Поймавший мяч должен назвать овощ, который растёт на огороде (морковь, лук, картошка). Если ребёнок ответил неправильно – фант. Ответивший правильно становится ведущим, бросает мяч другому ребёнку и говорит, например, «поле», а пойманный мяч называет пшеницу, овёс и другие культуры, растущие в поле.

Игра «Что сначала, что потом?»

Ребятам предлагается серия сюжетных картинок (по 3-4 картинки в каждой серии, объединённых общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

Огромную роль в интеллектуальном развитии играет математика, в работе с дошкольниками мы используем следующие дидактические игры по формированию математических представлений:

– игры с числами и цифрами,

– игры – путешествия во времени,

– игры на ориентировку в пространстве,

– игры с геометрическими фигурами,

– игры на логическое мышление

Игра «Составь картинку»

Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре составить картинку по расчленённому, контурному образцу, без образца, по замыслу.

Игра «Гномы с мешочками»

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением гномов и мешочки. Сообщает детям, что гномы несут свои мешочки в домик, но мешочки разной тяжести: тяжёлый, полегче, совсем лёгкий. Гномы всё время меняются мешочками, узнать, какой мешочек у какого гнома можно по полоскам. Самая длинная полоска обозначает самый тяжёлый мешочек, средняя полоска – средний по тяжести, короткая – самый лёгкий мешочек.

Детям предлагают поиграть с гномами, которые с помощью полосок будут загадывать ребятам, кто из них несёт какой мешочек. Воспитатель раскладывает по одной полоске перед каждым гномом, а кто-нибудь из детей в соответствии с полосками размещает перед гномами мешочки. Остальные ребята следят за его действиями, при необходимости исправляют ошибки. Если ребёнок правильно выполнил задание, то он получает фишку. Затем взрослый меняет полоски местами и просит следующего ребёнка разложить мешочки в соответствии с новым расположением полосок.

Данные игры способствуют развитию у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия, умение различать геометрические фигуры, составлять из них изображение. Учат детей соотносить реальные предметы с их заместителями по величине.

Таким образом, дидактическая игра является ценным средством развития интеллектуальных способностей детей. В ней дети охотно преодолевают трудности, развивают способности и умения. Она помогает делать материал увлекательным, вызывает у детей радостное настроение, глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний.

Источник

Светлана Реутова
Педагогическая статья «Дидактическая игра-как средство развития интеллекта дошкольников»

Тема: «Дидактическая игра- как средство развития интеллекта

дошкольников»

Выполнила: воспитатель Реутова С. А

Дошкольный возраст – это период активного развития и формирования личности. Именно в этом возрасте протекает важный этап интеллектуального развития. Та основа интеллекта, которая будет заложена в дошкольном возрасте, будет иметь влияние на умственные способности ребенка на протяжении всей жизни.

От того, насколько дошкольник будет развит интеллектуально, зависит не только его дальнейшее обучение в школе, но также и успех в жизни.

Хороший интеллект – решающее условие успешного обучения в школе, поэтому развитие у дошкольников интеллектуальных умений – существенная задача воспитателей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 8 лет

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Н. К.Крупская писала: “Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных.»

В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их. Поэтому и развивать интеллектуальные способности необходимо именно в игровой деятельности. Развитие познавательных способностей позволит детям более успешно усваивать материал программы детского сада и подготовиться к обучению в школе

Какую роль играют дидактические игры в интеллектуальном развитии дошкольников?

Значение дидактической игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками.

Дидактическая игра одновременно является формой обучения детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы,характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, активность мышления и речь детей.

Игровые действия не всегда носят видный характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения; иногда припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи возрастными особенностями детей.

Различен и объем игровых действий. В младших группах – это чаще всего одно – два повторяющих действия, в старших – уже пять – шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко, быстро, согласованно и в уже отработанном темпе решают игровую задачу.

Один из элементов дидактической игры является правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми,что кто и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения, организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, что и почему нельзя делать.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

Дидактические игры могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения,совершенствует психические процессы: восприятие, мышление, речь, память.

Источник

«Дидактические игры как средство развития

интеллектуальных и творческих способностей детей»

 «Значимость организации дидактической игры в дошкольном возрасте».

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел наш современник Ш. А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Ш. А. Амонашвили играет, общаясь со своими учениками, и вот это драгоценное умение взрослого человека встать, как бы на один уровень с ребенком вознаграждается сполна блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к Учителю.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. И сегодня мы с вами подведем итоги работы нашего дошкольного учреждения по теме «Организация дидактических игр в учебно-воспитательном процессе».

  1. Методика организации и руководство дидактическими играми (Н.П.Кузьменко).
  1. Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада»
  • Используются дидактические игры в соответствии с возрастом детей;
  • Используются в воспитательно – образовательной работе с детьми настольно-печатные, словесно-дидактические игры.
  • Нет системы в планировании дидактических игр;
  • Не используется полностью время, отведённое на игровую деятельность;
  • Мало используются на занятиях  музыкально-дидактические игры.
  1. Практические рекомендации для воспитателей ДОУ по планированию дидактических игр (Буколова И.В.)

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста – основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.

  • Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
  • Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени – время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.

Чаще всего это проверяется д/игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, на сколько правильно поняли и усвоили содержание зянятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.

Д/игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.

В связи с тем, что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные д/игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.

В д/игре применяются знания, полученные на занятии, обощаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: “Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего, и легче всего в игре, игрой”.

Источник