Дидактическая игра как основа развития ребенка

Елена Авилова
Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников

Дидактические игры детей дошкольного возраста

Основные функции дидактической игры: является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игракак игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

– игры–занятия: ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

дидактические игры.

Дидактическая игракак форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

основана на осознании этого процесса, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого,но носит косвенный характер: например, воспитатель является равноправным участником игры “лото”, получает карточку и выполняет задание.

Дидактические игры в младших группах рассматриваются как метод обучения детей сюжетно–ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре “Уложи куклу спать”воспитатель учит детей последовательности действий: аккуратно складывать одежду, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна.

Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности,речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Нравственное воспитание: формируется представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Трудовое воспитание: формируется уважение и интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Эстетическое воспитание: дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям, вызывать желание играть с ним.

Физическое воспитание: игра создаёт положительный эмоциональный подъём и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.

Основные виды игр

– игры с предметами (игрушками, природным материалом,

– настольно-печатные игры,

– словесные игры.

Игры с предметами: дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета, учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов,знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.По мере овладения новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: требуется определить предмет по какому-либо одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.). Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. В средней группе используют предметы, в которых разница между ними менее заметна.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки) помогают закрепить знания детей об окружающей их природной среде, при этом формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактическойигре дети выполняют определенные роли: продавца, покупателя в играх типа “Магазин” и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о нормах поведения “Что такое хорошо и что такое плохо?”.

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино.

Подбор картинок по парам:нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др.Затем задание усложняется: объединить картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета.

Подбор картинок по общему признаку: требуется установление связи между предметами. Например, в игре “Что растет в саду (лесу, городе?” дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку.

Запоминание состава,количества и расположения картинок: например, в игре “Отгадай какую картинку спрятали” дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Составление разрезных картинок и кубиков.Задача: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2-4 части, в средней и старших – на 8-10 частей.При этом в младшей группе изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших изображается сюжет из знакомых сказок.

Описание, рассказ о картине с показом действий,движений: задача развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. В младшей группе ребенок прибегает к имитации движений, голосу животного.В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю и др.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.4 группы игр:

1) игры для формирования умения выделять существенные признаки предметов,явлений: “Отгадай-ка?”, “Магазин”, “Да – нет” и др.

2) игры для развития умения сопоставлять,делать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц?”.

3) игры для развитияумения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: “Кому что нужно?”, “Назови одним словом”, и др.

4) игры для развития внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора: “Испорченный телефон”, “Краски”, “Летает – не летает”

Структура дидактической игры: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз (“воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих – внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру “Что изменилось?” использовать для упражнений в запоминании, “Магазин игрушек” – для развития мышления, “Отгадай что задумали” – наблюдательности, внимания.

Игровые правила призваны организовать действия, поведение детей.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата.

Игровые действия: их развитие зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре,вносят свои предложения: “Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!”, “Давайте я считалочкой выберу водящего!”

Рекомендации по планированию дидактических игр:

– планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально;

дидактические игры кратковременны (10-20мин);

– предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня.

Подготовила Авилова Е. С.

2017 год

Источник

Елена Дектярева
Дидактические игры — основа познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Е. П. Дектярева воспитатель

старшая группа

г. Ш у д/с «Карлыгаш»

Проблема эмоционального развития ребенка 5-6 летнего возраста на протяжении многих лет является одной из наиболее актуальных проблем в психологии и педагогике.

Отсюда важным становиться вопрос о механизмах перехода эмоциональных чувств в регулятор положительного поведения ребенка, когда не происходит рассогласования «вербального» и «реального» поведения. Одним из видов игр, позволяющих, в процессе воспитания детей 5-6 летнего возраста сделать действенным эмоциональную чувствительность, которая определяла бы отношение детей к окружающему, может быть дидактическая игра. В теории дошкольной педагогики она в большей мере исследовалась как средство усвоения и закрепления знаний, как метод формирования познавательных процессов и умственных качеств. Педагоги-психологи, исследуя подходы к воспитанию детей 5-6 летнего возраста, отмечают, важность дидактической игры в закреплении и систематизации эмоциональных представлений.

Я считаю, что дидактическая игра в возрасте 5-6 лет будет средством воспитания эмоциональной отзывчивости,при условиях:

­ если игры будут использоваться в определенной системе, в основе которой лежит учет особенностей развития эмоций и чувств у детей 5-6 лет («Слово заблудилось»; «Назови лишнее слово» «Закончи предложение»; «Конструирование по схеме» и т. д.)

­ если правила в дидактических играх будут предусматривать необходимость вызывать у детей определенные эмоциональные состояния («Кто кем (чем) будет?»; «Испорченный телефон»; «Будь внимателен»; «На что похоже?»; «Кто больше запомнит» и т. д.)

– если в дидактических играх будут закрепляться знания об особенностях

проявления эмоций и чувств у растений, животных и человека, о

способах их определения («Четыре стихии»; «Чудо-дерево»)

Дидактические игры вскрывают широкие педагогические возможности – игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней работает мысль, игра богата эмоциями, она всегда требует активной деятельности, волевых усилий, в игре реализуется потребность ребенка в общении.

Во-первых, изменяется содержание эмоциональных процессов у детей, выражающееся в появлении особых форм сопереживания, сочувствия другому лицу, без чего общение и совместная деятельность были бы невозможны.

Во-вторых, появляются, опережающие эмоциональные переживания, предвосхищение последствий выполняемых действий.

В-третьих, изменяется сама структура эмоциональных процессов, в состав которых включаются различные познавательные процессы (сложные формы восприятия образного мышления, воображения).

Разнообразие дидактических игр позволяет дошкольнику познавать окружающее, изучать цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. В игре ребёнок развивается физически, приучается преодолевать трудности.

Так же важна и классификация дидактических игр :

игры с предметами («Мешочек загадок»; «Положи в корзинку»)

настольно – печатные игры(«Сложи животное»; «Лабиринты»)

словесные игры («Опиши предмет»; «Когда это бывает?»)

Для того что бы добиться желаемого результата необходимы структурные составляющие дидактической игры: дидактические игровые задачи и правила, игровые действия, результат игровой деятельности.

При составлении картотеки дидактических игр для детей старшей группы (5-6 лет) я обращаю внимание, что бы их содержание являлось действительностью окружающей жизни (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни)

Включая дидактическую игру в непосредственно образовательную деятельность исхожу из того какие программные задачи должны решаться с её помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей. Стараюсь, чтобы дети через избранную игру закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения, даю возможность каждому ребёнку активно действовать в игровой ситуации. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей

Во время игровой деятельности детей, стараюсь довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребёнка, мобилизовать их на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры, давать чёткое, ясное, немногословное объяснение содержания правил игрового действия, наметить дидактические задачи, а так же использовать индивидуальную работу с теми кто затрудняется на занятиях в выполнении программного содержания. Нередко приходиться привлекать некоторых детей к активной деятельности или наоборот других несколько сдерживать, чтобы они не подавляли инициативу и творческую активность своих товарищей.

Поэтому большая роль в дидактической игре принадлежит правилам.

Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели. Я обратила внимание, что если в младшем дошкольном возрасте каждому ребёнку хочется первым вынуть игрушку из «Чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет, то в 5-6 лет желание играть и играть в коллективе, подводит детей к умению тормозить эти чувства и подчиняться правилам игры.

В своей педагогической деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание, на то, что дети 5-6 лет обладают значительным игровым опытом и развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игр, лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. Поэтому с детьми этого возраста можно проводить дидактические игры со всей группой, включая в задачи и правила элементы соревнования («Кто быстрее?», «Подбери пару», «Противоположности», более сложную классификацию по назначению(«Профессии в городе и на селе»; «Городской и сельский транспорт», а так же зрительно определять групповую принадлежность предметов по материалу(«Что из чего?»; «Хочу всё знать»).

И немаловажно, что дидактические игры быстрее подводят детей к обобщенным понятиям (чайная, кухонная, столовая посуда, мебель, одежда, обувь, продукты) и дают возможность употреблять эти слова в общении друг с другом.

Хочется отметить, что дидактические игры способствуют и художественному, творческому воспитанию детей, они совершенствуют их движения, выразительность речи, творческую фантазию, проявляются в яркой передачи образа.

Исходя из своей педагогической деятельности и практической работы, хочу сделать вывод, что игра – ведущий вид деятельности детей, в которой закладываются новые психические механизмы. А дидактические игры особенно способствуют эмоциональному, творческому развитию детей дошкольного возраста, так как представляют собой многоплановое педагогическое явление. Дидактические игры содержат в себе и форму обучения, и самостоятельную игровую деятельность и всестороннее развитие личности в целом.

Источник

Оксана Глоба
Проект «Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста»

Проект на тему:

«Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста»

Воспитатель:

Глоба О. В.

МБДОУ №14 “Сказка”

г. Ессентуки 2020г

Актуальность выбранной темы

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Проблема проекта: С раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире,обучают ребенка наблюдению и выделению характерных признаков предметов: величину, форму, цвет; различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Но к сожалению, современные родители мало уделяют внимания играм со своими детьми. Общение заменяется большинством игрушек. Ребёнок часто слышит: “Иди, поиграй!”. Не все родители задумываются, во что будет играть их ребёнок при столь сложном выборе. В мире существует большое количество различных развивающих игр.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Ожидаемые результаты:

• закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

• положительная динамика в математическом развитии детей;

• совершенствование предметно-развивающей среды.

Сроки реализации и разработки: сентябрь 2020г- май-2021г.

Ресурсы проекта: наглядные материалы (карточки,

Планирование проекта:

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь – май 1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.

4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми Сентябрь Знакомство детей с подвижными дидактическими играми. Совместная игровая деятельность.

Ноябрь Знакомство с дидактическими играми на развитие речи. Совместная игровая деятельность.

Январь Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию. Совместная игровая деятельность.

Апрель Дидактические игры на закрепление изученного материала. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май Дидактические игры на закрепление изученного материала. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьёй Сентябрь Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка. Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.

Октябрь Консультация «Дидактические игры – что это такое?» Информация в уголке для любознательных родителей.

Ноябрь Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения для развития цветовосприятия и цветоразличения»

Январь Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет» Презентация «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»

Март Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».

Май Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий). Отчёт «Как мы играли и чему научились в первый год пребывания в детском саду»

Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. Составление картотеки дидактических игр.

Ноябрь Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка». Выступление на педсовете.

Февраль Мастер-класс «Дидактические игры для детей раннего возраста» Выступление на семинаре-практикуме.

Май Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.

Сентябрь:

• Изучение методической литературы

• Участие в семинарах ДОУ

• *Выступление на педсовете «Значение дидактической игры в жизни детей»

Октябрь

• Д/ Игра «Поварята»

• Пальчиковая – Печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т. д.

• Д/игра «Чей голос?»,

«Где кто живет?»

Дидактические игры и упражнения для закрепления формы

• Собери кошку»,

«Расскажи сказку»

Ноябрь:

Дидактическая игра «Матрешка». «Спрячь козленка»

• Рассматривание игрушек, предметных и сюжетных картинок,

• Отгадывание загадок (альбом загадок,

• Рассматривание иллюстраций «Транспорт»,

•Повторение знакомых потешек: «Пошел котик на торжок», «Сорока»

• Драматизация по сказке «Репка”

Декабрь

Дидактическиеигры с применением картинок: «Птицы», «Покажи правильно»,

«Не ошибись»

Игра-драматизация народной сказки «Колобок»

с использованием настольного театра

Январь

• “Найди предмет такой же формы” (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

• ,Какая фигура пропала?» (определение фигуру спрятанную из четырех геометрических фигур)

• «Собери колечко для пирамидки желтое (зеленое)

• Игры с прищепками «Лучики», «Ежик»

Февраль

Дидактическиеигры и упражнения на закрепления понятия величины:

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера

«Выложи предмет по величине»

Март

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. ,Какого цвета не стало, ,Какого цвета предмет, (предложить подобрать необходимый цвет для предмета) ,Собери картинку, (предложить подобрать разноцветные кружочки в соответствии с цветом и размером)

Апрель

Дидактические игры и упражнения

«Какие разные предметы»: определи на ощупь (бумага,мех, дерево, камень); тонет не тонет; игры с бумагой (летает,рвется, плавает, можно сжать в комочек)

МАЙ

• Проведение итоговых НОД.

• Участие в работе педсовета, подведение итогов об усвоении программы в первой младшей группе.

• Проведение родительского собрания подведение итогов учебного года.

Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности,а также в режимные моменты:

• во время кормления («Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье») ;

• умывания («Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки») ;

• при одевания («Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее») ;

• во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке») ;

• в развлечениях («Праздник мыльных пузырей», «Разноцветные шарики», «В гостях у Петушка», «Веселые матрешки»)

• в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями) ;

• в игровой деятельности («Строители», «Накормим куклу», «Погладь разноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам», «Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы» и пр.) .

Заключение:

В результате изучения данной темы мною были сделаны следующие выводы:

дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, это наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, способствует формированию его личности.

Процесс сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактическихигр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. отбор содержания дидактических игр, которое будет близким опыту детей с постепенным усложнением дидактического материала;

2. работа по сенсорному развитиюдолжна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности;

3. содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться в разных видах деятельности детей.

Список используемой литературы:

1. Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С., Кононова И. М. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение 1985 г. – 144 с. с ил.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение 1985 г. – 176 с. с ил.

3. Венгер Л. А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение 1978 г. – 96 с. с ил.

Источник