Диалектической теории психического развития ребенка

Диалектической теории психического развития ребенка thumbnail

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • основные направления развития диалектической теории развития;
  • • понимание развития психики с позиции К. Ригеля;
  • • специфику понимания развития с точки зрения структурнодиалектической психологии развития;

уметь

• анализировать мыслительный процесс ребенка с позиции диалектической теории развития;

владеть

• навыками анализа практического применения основных направления диалектической теории развития.

Введение в диалектическую теорию развития

Мы выделяем диалектическую теорию развития не как окончательно оформившуюся психологическую точку зрения какого-либо одного автора или группы авторов, разделяющих единые общие основания, а скорее как направление, развиваемое усилиями различных психологов, взгляды которых могут существенно отличаться. Дело в том, что диалектический аспект присутствует в той или иной степени в большинстве теорий развития на том хотя бы основании, что именно познанием и описанием развития занимается диалектика. В качестве примера достаточно указать на работы 3. Фрейда, Э. Эриксона и прочих психоаналитиков. В связи с данным обстоятельством рассмотрим подходы тех психологов, которые подчеркивали наличие диалектических оснований в своих исследованиях и старались построить диалектическую теорию развития, или теорию развития отдельных сторон детской психики. Если рассмотреть работы таких авторов, как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и многих других, кто системно изучал детское развитие, можно легко увидеть в них диалектические построения. Диалектический подход строится на выявлении в анализируемом целом, будь то процесс, вещь или проблема, противоположностей.

Диалектический подход Льва Семеновича Выготского

‘Гак, при чтении работ Л. С. Выготского, посвященных анализу детского развития, складывается впечатление, что он проводил анализ со специальной целью: установить противоположные тенденции. В одной из них Л. С. Выготский прямо говорит: “…сейчас ближайшей и единственной целью наших рассуждений является противопоставление двух принципиальных точек зрения на процесс психического развития ребенка”. Противопоставление и есть установление отношений противоположности. Причем оно является не самоцелью, а начальным этапом научного анализа. “…Мы должны попытаться ближе определить сущность одной и другой точек зрения и вместе с тем наметить отправной пункт нашего собственного исследования”, – писал Л. С. Выготский. Характерно то, что он доводит противопоставление до крайнего состояния, до взаимоисключения: “Или-или. Физиология или математика духа… Повторим снова: вечные законы природы или вечные законы духа…”. Еще один пример установления противоположностей с подчеркиванием их взаимоисключения находим в ключевой работе, посвященной детскому развитию, – его книге “Мышление и речь”: “Нам думается, что следует различать двоякого рода анализ, применяемый в психологии. Исследование всяких психических образований необходимо предполагает анализ. Однако этот анализ может иметь две принципиально различные формы. Из них одна, думается нам, повинна во всех тех неудачах, которые терпели исследователи при попытках разрешить эту многовековую проблему, а другая является единственно верным начальным пунктом…”. Вероятно, две формы анализа развития психических функций не просто различны, они противоположны: одна принципиально правильная, вторая – нет, т.е. одна исключает другую.

Рассмотрим иной отрывок его рассуждений: “Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и называем социальной ситуацией развития в данном возрасте”. Своеобразие приведенного примера заключается в том, что в нем достаточно отчетливо представлены противоположности. Действительно, анализируя кризис развития, Л. С. Выготский выделяет две взаимодействующие стороны: ребенка как существо социальное, т.е. как личность, и социальное окружение. Они выступают как противоположности в системе “личность – общество”. Эти две противоположности и составляют “отношение”, которое названо “социальной ситуацией развития”. Противоположности отчетливо представлены в понимании Л. С. Выготским самого процесса развития ребенка: “…уже внутри общего процесса развития ясно различаются две основные линии, качественно своеобразные – линия биологического формирования элементарных процессов и линия социально-культурного образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского поведения”. И в этом случае речь идет не о двух сторонах, а о противоположностях: биологическое и социальное. Более того, отношение между противоположностями Л. С. Выготский обозначает специальным термином, подчеркивая его как особое отношение, ранее не выделявшееся психологами: “Эти два момента – историю развития высших психических функций и их генетические связи с натуральными формами поведения – мы и обозначаем как естественную историю знака”.

Итак, как видно из приведенных примеров, специфика понимания детского развития Л. С. Выготским тесно связана с диалектическим подходом. Однако, хотя Л. С. Выготский и говорит, что он диалектик и что его теория диалектическая, исторически сложилось так, что в целом она понимается как культурно-историческая. В этом случае подчеркивается, скорее, ее социологический аспект. Говоря о теории Л. С. Выготского, можно отметить, что специально он не рассматривал диалектических процессов как таковых, а применял диалектику как метод анализа детского развития.

Источник

К
теориям рассматриваемого направления
можно, с некоторыми оговорками, отнести
и теорию развития психики А. Валлона.

А.
Валлон исходил из биологических понятий
анаболизма и катаболизма, которые он
рассматривает широко, как относящиеся
не только к организму, но и к личности
в целом. Анаболизм он определяет как
реакцию индивида, направленную на
изменение своего внутреннего состояния.
Катаболизм – это реакция, направленная
вовне, на окружающую среду с целью ее
изменения. Развитие А. Валлон рассматривает
как чередование анаболизма и катаболизма,
повторяющееся на каждом новом витке
развития, сопровождающемся образованием
нового качества.

Принципиальная
методологическая установка А. Валлона
– необходимость изучения конфликтов,
противоречий в ходе развития ребенка,
чтобы лучше понять причины и условия
их взаимосвязи и переходов от одной
стадии к другой.

Одно
из ключевых противоречий психического
развития состоит в том, как соотносятся
душа и тело, биологическое и психическое,
как происходит переход от органического
к психическому. По мысли А. Валлона,
психика не может быть сведена к органике
и в то же время не может быть объяснена
без нее. Для того чтобы объяснить, каким
образом органическое становится
психическим, А. Валлон рассматривает
связь четырех понятий – эмоция, моторика
(движение), подражание, социум.

Эмоции
в генезисе психической жизни, согласно
А. Валлону, появляются раньше всего
остального. Ребенок способен к психической
жизни только благодаря эмоциям, поскольку
они объединяют ребенка с социальным
окружением. В концепции А. Валлона
понятие “эмоция” тесно связано с
понятием “движение”. У маленького,
еще не говорящего ребенка движения тела
уже могут свидетельствовать о психической
жизни

Другой
большой переход в онтогенезе психики
– это переход от действия к мысли. По
мнению А. Валлона, он возможен благодаря
подражанию. Действия по подражанию
другим отличаются от инстинктивно-подражательных
реакций тем, что они строятся именно
как действия по образцу, по социальной
модели, которая усваивается, ассимилируется
субъектом.

А.
Валлон не отрицал роль созревания в
развитии. По его мнению, созревание
нервной системы создает последовательность
типов и уровней активности. Но для
созревания необходимо упражнение, и
оно уже заключено в природе эмоций,
моторики и имитации, в природе самого
человеческого организма.

Концепция
А. Валлона намечает стадии развития
личности:

1)
стадия внутриутробной жизни характеризуется
полной зависимостью зародыша от организма
матери;

2)
стадия моторной импульсивности (от
рождения до 6 мес.) характеризуется
потребностью ребенка в питании и
двигательной активности, на основе
которых вырабатываются элементарные
условные рефлексы;

3)
стадия эмоциональности (от 6 мес до 1
года) характеризуется установлением
отношений с окружающими людьми и прежде
всего с матерью, которая является
основным стимулом к развитию;

4)
сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет)
характеризуется интересом к внешнему
миру, выходящему за пределы отношений
с близкими взрослыми; этому в значительной
степени способствуют хождение и речь;

5)
стадия персонализма (от 3 до 5 лет)
характеризуется кризисом 3 лет,
возникновением чувства “Я”,
самостоятельностью в действиях, желанием
быть в центре внимания;

6)
стадия различения (от 6 до 11 лет)
характеризуется расширением круга
взаимоотношений, осознанием своего
статуса притязаниями на признание,
развитием умственных способностей;

7)
стадия полового созревания и юношества
характеризуется неуравновешенностью
личности, внутренними противоречиями
возникновением диаметрально противоположных
чувств к окружающим, развиваются
самоанализ и самооценка.

Источник

Во многом аналогичную характеристику можно дать и подходу Ж. Пиаже. Достаточно вспомнить две такие противоположности, лежащие в основе анализа развития, как аккомодация и ассимиляция. X. Паскуаль-Леоне заметил: “Когда Пиаже… писал о “логических структурах” применительно к человеческой психологике, он невольно был ближе к использованию логики Гегеля (т.е. диалектики), чем к тому, что мы встречаем в западной математике или философии”. По мнению X. Паскуаль-Леоне, если в работе Л. С. Выготского представлена “внешняя” диалектика развития ребенка (взаимодействие ребенка и общества), то в трудах Ж. Пиаже наиболее ярко выражена внутренняя диалектика развития. Обратимся к следующему примеру. Как известно, в исследованиях Ж. Пиаже ребенок ставился в такие ситуации, в которых его намеренно вводили в заблуждение. Ответы детей были вызваны схемами, которые не имели отношения к задаче, но обладали внешним сходством со схемами, необходимыми для ее решения. И именно поэтому ситуация обмана, вызывая нерелевантные схемы, резко снижала вероятность работы “нужных” для решения схем. Очевидно, что в примерах, предлагавшихся Ж. Пиаже, сталкивались противоположности – релевантные и нерелевантные схемы.

Согласно Ж. Пиаже интересным эмпирическим фактом является то обстоятельство, что ситуации, которые создаются педагогами в процессе обучения дошкольников, не способны характеризовать детское развитие. Такие ситуации, по мнению Пиаже, должны максимально ярко проявлять отличие одной стадии развития от другой. В действительности этого не происходит. Дело в том, что в качестве обучающих ситуаций выступают такие задания, которые так или иначе оказываются доступными детям. Другими словами, это те относительно немногие ситуации, которые характеризуют отдельные случаи, а не системные процессы. Поэтому обучающие ситуация скорее затуманивают процессы развития, а сами при этом не являются развивающими. Ситуации же, вводящие ребенка в заблуждение, со всей ясностью демонстрируют его развитие (таковыми являются большинство ситуаций, в рамках которых были открыты феномены Пиаже). Только в них релевантные схемы демонстрируют свою силу по преодолению нерелевантных схем.

Тем не менее процесс развития у Ж. Пиаже представлен диалектично. Он говорит об умственном развитии в терминах генезиса и структуры. Умственная структура представляет собой систему (например, систему умственных операций), которая имеет собственные законы, но является лишь частью психики. Генезис определяется им как процесс трансформации из состояния А в более стабильное состояние Б. Пиаже считал, что если в гештальтпсихологии представлен структурализм без генезиса, а в бихевиоризме – генезис без структуры, то в его теории генезис и структура неотделимы друг от друга. Он утверждал, что генезис возникает из структуры и реализует себя в структуре; каждая структура обладает генезисом. Иначе говоря, Ж. Пиаже, так же как и Л. С. Выготский, фактически применял диалектический подход к изучению детского развития.

Однако в отличие от Л. С. Выготского он занимался еще и анализом собственно диалектических процессов. Так, он провел обстоятельное исследование развития диалектического мышления в детском возрасте. В работе “Элементарные диалектические структуры” Пиаже подчеркивал, что диалектическое мышление “не сводится к ограниченной форме, в которую хотели бы уложить его отдельные авторы (тезис, антитезис, синтез)” – оно существует везде там, где две системы сначала функционировали отдельно, но не противоречили одна другой, а потом объединились в новую целостность, которая повысила возможности как первой, так и второй систем. При этом, по мнению Ж. Пиаже, “диалектика составляет логический аспект равновесия”.

В этом контексте Ж. Пиаже считал, что изучение генезиса числа у ребенка и представляет собой пример изучения диалектического мышления в математике. Он показал, как две структуры: упорядочивание (ординация) и включение, не имеющие между собой противоречий, которые поэтому нельзя интерпретировать ни как тезис, ни как антитезис, а соответственно, и синтез, образуют новую целостность – идею числа, повышающую возможности и упорядочивания и включения. Сама идея числа в этом случае выступила как равновесное состояние, а диалектика – как достижение этого состояния. Пиаже говорил, что в любом познавательном развитии существует чередование двух фаз: диалектической и дискурсивной, понимаемой как фаза равновесия. Если равновесие не достигается, то возникают противоречия в мышлении.

Жан Пиаже определил основные диалектические ситуации: 1) объединение двух самостоятельных структур в третью, повышающую их возможности; 2) установление координации между частями одного и того же объекта; 3) включение новой структурой в свой состав старой структуры в качестве подсистемы; 4) циркулярное взаимодействие (когда равновесие достигается благодаря движению в прямом и обратном направлении: предикат, концепт, суждение, умозаключение и умозаключение, суждение, концепт, предикат); 5) переход от первоначальной независимости и абсолютности свойств отдельных объектов к последующей их координации, как при обучении игре в шахматы. Он подчеркивал, что все эти пять случаев диалектики можно резюмировать в одном общем утверждении: диалектика есть генетический аспект любого равновесия. Следствием подхода Ж. Пиаже может быть понимание диалектического мышления как процесса становления формально логических структур. Как представляется, Ж. Пиаже стал рассматривать диалектическое мышление не как самостоятельный мыслительный процесс, а как процесс развития. Подобная точка зрения, видимо, приводит к смешению двух различных процессов: диалектическому по своей природе процессу развития и отличному от него процессу диалектического мышления как движению мысли, опирающемуся на структуры диалектической логики.

Источник

Прогрессивный французский психолог А. Баллон (1879—1962) диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость различных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:

1. Стадия внутриутробной жизни. На этой стадии имеет место полная зависимость зародыша от организма матери.

2. Стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 месяцев). Потребности ребенка в питании и двигательной активности проявляются в спазматических подергиваниях, криках, движениях, жестах. Все это служит основой для выработки элементарных условных рефлексов как питания, так и моторчики (режим, положение, укачивание).

3. Эмоциональная стадия (от 6 месяцев до года). В это время ребенок, используя мимику и жесты, устанавливает отношения с окружающими людьми. Он выражает гнев, боль, симпатии, удовольствие. Наиболее тесный контакт у ребенка устанавливается с матерью, что в первую очередь стимулирует его развитие. Начало этой стадии имеет наиболее важное значение для формирования психики.

4. Сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет). Она характеризуется тем, что внимание ребенка начинает привлекаться к внешнему миру за пределами отношений с близкими взрослыми благодаря появлению ориентировочного рефлекса и навыков хождения и речи.

5. Стадия персонализма (от 3 до 5 лет). Она начинается с кризиса трех лет, во время которого у ребенка возникает чувство «я» и стремление к большей самостоятельности в действиях. Он стремится подчеркнуть свое «я». Затем появляется желание быть в центре внимания окружающих, а также стремление подражать другим людям.

6. Стадия различения (от 6 до 11 лет). На этой стадии расширяется круг взаимоотношений ребенка. В коллективе он чувствует себя и свободным, и подчиненным. В этом возрасте для него характерно стремление добиться признания. Появляется желание занять определенное место в коллективе. В этот период развиваются как взаимоотношения, так и умственные способности ребенка.

7. Стадия полового созревания и юношества. Она характеризуется неуравновешенным развитием личности. Формирование психики отличается ярко выраженными противоречиями. Проявляются такие чувства, как любовь и ненависть, самоуверенность и неуверенность, искренность и скрытность. Идеалы приобретают действенную силу в поведении. Развиваются самоанализ и самооценка.

Эти стадии, считает А. Баллон, строго последовательны. Каждая из них самостоятельна и играет важную роль в диалектическом развитии личности ребенка.

В книге «Психическое развитие ребенка» он пишет: «Переход от одной стадии к другой является не просто результатом количественных изменений, но перестройкой; деятельность, преобладающая на первой стадии, становится второстепенной и, может быть, даже вовсе исчезает на следующей. Часто при переходе от одной стадии к другой возникает кризис, который может заметным образом влиять на поведение ребенка. Таким образом, развитие сопровождается конфликтами между старыми и новыми видами деятельности. Тот из двух видов деятельности, который начинает подчиняться законам другого, должен перестроиться и в дальнейшем потерять свою функцию в регуляции поведения» (СНОСКА: Баллон А. Психическое развитие ребенка/Пер, с франц. М, 1967)

В психологической науке А. Баллон известен прежде всего как психолог детства. И это не случайно. Центральная тема его научной деятельности—это ребенок в норме и патологии в преддошкольном, дошкольном и школьном возрастах; это простые и сложные психические процессы и свойства ребенка в диалектике их развития или недоразвития; это ребенок в учении и игре, в семье и коллективе товарищей. Изучение детской психики связано у А. Баллона с практическими задачами обучения и воспитания.

Прогрессивное направление в современной зарубежной психологии представлено Дж. Брунером (р. 1915). В своих работах («Психология познания», теории обучения» и др.) он ставит вопросы о соотношении обучения и формирования личности. Ученый утверждает, что обучение не зависит от развития, поэтому любому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет в достаточно полноценной форме. Правда, Дж. Брунер не всегда последователен. В ряде высказываний он утверждает, что обучение ведет за собой развитие.

Ученый стремится выяснить роль школьного обучения в формировании интеллекта детей. Развитие каждого ребенка он обусловливает изменением его места в системе социальных отношений—наступлением в школу, где ребенку предъявляют определенные и жесткие требования к познавательной деятельности. Вне школы, отмечает Дж. Брунер, интеллектуальное развитие прекращается после 10 лет.

В своих экспериментальных психолого – педагогических исследованиях ученый выясняет роль вырабатываемых обществом способов действий («усилителей») в развитии детского интеллекта, а также ставит задачу их создания и наиболее эффективного использования. Дж. Брунер (СНОСКА: См.: Исследования развития познавательной деятельности/Под ред. Дж. Брунера и др. М., 1971, с. 374—383.) провел фундаментальное сравнительное исследование интеллектуального развития детей в условиях разных культур и сделал вывод, что его уровень и специфика зависят от культурны общества, в котором ребенок живет.

Таким образом, развитие зарубежной возрастной и педагогической психологии характеризуется сменой многочисленных теорий, отличающихся различными методологическими принципами. Зарубежные психологи обнаруживают значительный интерес к философии на основе советской психологии и все возрастающее стремление к объяснению накопленного экспериментального материала на основе материалистической и диалектико – материалистической методологии.

Вопросы и задания

1. Прочитайте в «Хрестоматии по психологии» статью Г. С. Костюка «Ф. Энгельс и проблемы психологии». Охарактеризуйте письменно следующие положения: а) роль Ф. Энгельса в решениях основных проблем психологии; б) отношение Ф. Энгельса к теории Ч. Дарвина.

2. Проанализируйте причины возникновения детской психологии.

3. Раскроите точку зрения К. Д. Ушинского на развитие психики ребенка.

4. В чем сущность перестройки учения о психическом развитии ребенка на основе диалектического материализма?

5. Раскройте основные положения о развитии психики ребенка в трудах советских психологов (П. П. Блоиского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна).

6. Какова роль А. С. Макаренко в борьбе против биологизаторских и социогенетических теорий?

7. Каковы взгляды Н. К. Крупской на развитие психики ребенка?

8. Охарактеризуйте основные положения о развитии психики ребенка в трудах представителей бнологизаторского направления.

Литература

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3 – е изд. М., 1972, гл. 2, раздел «К теории развития психики ребенка».

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. — Вопр. психологии, № 4, 1971, с. 6—20.

Рекомендуемые страницы:

Источник