Диаграммы уровня психического развития ребенка

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

1. Ориентировка в величине

Занятия с матрешками

Первый этап (от I года I месяца до I года 3 месяцев)*.

Занятие с двумя матрешками .

Цель занятия. Развивать умение ориентироваться в двух кон­трастных величинах; формировать целенаправленные действия де­тей второго года жизни с матрешкой (открывать, закрывать, выни­мать, вкладывать).

Материал. Матрешка с одним нераскрываюшимся вкладышем (контрастной величины с разницей примерно 3 см).

Методические приемы. Воспитатель вначале показывает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетиче­ский метод, т. е. действует рукой ребенка.

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие с двумя матрешками. Обе матрешки раскрываются.

Цель и методические приемы. Те же, что и на первом занятии. Кроме того, воспитатель учит детей правильно ставить головку ма­трешки около основания или сзади него, последовательно закры­вать сначала матрешку маленькую, потом большую. Торопиться сделать это за ребенка не следует; надо дать ему возможность самому справиться с заданием.

* Возрастной период может не совпадать с указанным этапом, в связи с ин­дивидуальным темпом развития ребенка.

42

43

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

Занятия с тремя матрешками.

Цель занятия. Ориентировка в трех контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см); целенаправленные действия с матрешкой.

Материал. Три матрешки. Две матрешки раскрываются, третья нет.

Методические приемы. Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом. Если дети легко справ­ляются с заданием, его можно усложнить за счет того, что голов­ки матрешек надо ставить не у их основания, а иначе: около мень­шего основания большую, а маленькую возле большого осно­вания. В этой ситуации ребенок должен правильно ориентироваться.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятия с 3 матрешками. Все матрешки раскрываются.

Пятый этап (от 2 лет до 2 лет 6 месяцев).

Занятия с 4-5 матрешками. Все матрешки раскрываются.

Шестой этап (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет).

Занятия с 6 матрешками. Все матрешки раскрываются.

Цель и методические приемы те же, однако, задача, ставяща­яся перед ребенком, усложняется.

Занятия с пирамидкой

Первый этап (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятия с пирамидкой (4—5 колец), все кольца одного размера.

Цель занятия. Развивать координацию рук; совершенствовать целенаправленные действия с пирамидкой.

Материал. Пирамидка из 4-5 колец одинаковой величины.

Методические приемы. Показ, сопровождаемый словом, исполь­зование кинестетического метода (воспитатель рукой ребенка про­водит по поверхности пирамидки, показывая, какая она ровная, гладкая).

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие с пирамидкой (4 кольца), кольца двух контрастных ве­личин.

Материал. Пирамидка из 4 колец двух контрастных величин (2 кольца больших и 2 поменьше).

Методические приемы. Воспитатель интонацией подчеркивает разницу в величине колец: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Надев сначала большие кольца, затем маленькие, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая теперь она неровная.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

Занятие с пирамидкой (6 колец), кольца трех контрастных величин.

Цель занятия. Развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материал. Пирамидка из 6 колец, из них 2 кольца больших, 2 средних и 2 маленьких.

Методические приемы. Те же, что и на предыдущем занятии. Воспитатель вводит новое понятие — «поменьше», называя так среднее кольцо (большое, поменьше, маленькое).

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие с пирамидкой, состоящей из 4-5 колец, чередующихся по размеру через одно кольцо.

Материал. Пирамидка из 4—5 колец.

Методические приемы. Пирамидка собирается из большой, состоящей из 8—10 колец. Для детей этого возраста такую пирамид­ку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

Пятый этап (от 2 лет до 2 лет 6 месяцев).

Занятие с пирамидкой, состоящей из 6-8 колец, чередующихся по размеру.

Шестой этап (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет).

Занятие с пирамидками разной формы, состоящими из 7—8 ко­лец.

44

45

2. Умение ориентироваться в форме предметов

Первый этап (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятие по развитию ориентировки детей в двух контрастных формах предметов (шар-куб).

Цель занятия. Подбор предметов по образцу.

Материал. Три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы. Воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы, отличив их от другой, контраст­ной; показывает, как прокатить шарик по доске, желобку. Затем просит детей сделать это с другими шариками. После этого показы­вает, как из кубиков сделать башенку. Оставляя один кубик как об­разец, предлагает вызванному ребенку найти в материале такие же и самому построить башню.

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Упражнение детей в соотнесении формы предмета с формой отверстия.

Методические приемы. На верхней крышке ящика вырезают две знакомые формы предметов – круг, квадрат или треугольник и прямоугольник, которые точно соответствуют размерам шара, куба, кирпичика, призмы. Предметы и отверстия должны быть для них одного размера! Шар не должен входить в квадрат, а куб в круг, толь­ко при этом условии ребенок сможет проверить правильность вы­полнения своих действий.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

В работе используются коробки разных форм (четырехугольная, круглая, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы. Организуется игра. Воспитатель, дер­жа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание (повторяется 2—3 раза). В играх с ко­робками разной формы детям предлагается подобрать крышку к ко­робке.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие по развитию у ребенка ориентировки в предметах, близ­ких по форме.

Цель занятия. Подбор предметов, близких по форме.

Материал. Шар, яичко, матрешки, грибочки, флажки разной формы и др.

Методические приемы. Подобрать предметы по образцу, отличая от других, близких по форме (шар – яичко.)

Пятый этап (от 2 лет до 2 лет 6 месяцев).

Соотнесение геометрических фигур с картинками к плоскостным.

Цель. Упражнение детей в соотнесении плоскостных фигур.

Материал. Картинки с аппликациями (рисунками) фигур, отра­жающие знакомые формы предметов и соответствующие им вырезки. Например, елочка, состоящая из зеленых треугольников, и соответ­ствующего размера треугольники; неваляшка, состоящая из двух красных кругов (большого и маленького), и соответствующие ей круги такого же размера и цвета; домик, состоящий из четырехуголь­ника и треугольника (крыша), и соответствующие им вырезанные формы.

Методические приемы. Основной метод — показ, сопровожда­емый словом. Воспитатель соотносит в картинке нужные формы предметов, составляя их целиком, затем предлагает это сделать де­тям на других картинках.

Шестой этап (2 года 6 месяцев – 3 года).

Цель. Уточнение представлений о предмете.

Материал. Шарик, карандаш, ложка, грибок, тарелка.

Методические приемы. Показывая предметы, воспитатель рас­сказывает об их свойствах: мягкий, круглый, гладкий и т. д. Затем предлагает найти предметы на ощупь в мешочке. Если дети справля­ются с материалом, можно усложнить задание, положив в мешочек предметы, близкие по форме (грибок и матрешку).

Седьмой этап (2 года 6 месяцев – 3 года).

Складывание разрезных картинок из двух половинок, трех частей. Цель. Формирование из двух-трех частей изображение целого предмета. Материал. Картинки ведра, машины, чайника, мячика.

46

47

Методические приемы. Ребенку показывают образец с изобра­жением целого предмета и двух, трех его половинок. Предлагается составить целый предмет. В дальнейшем можно провести занятие без показа образца.

3. Ориентировка в цвете

Первый этап (1 год 9 месяцев – 2 года).

Дидактическая игра «Оденем куклу».

Цель. Подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Материал. Кукла, варежки (носки, ботинки) красного и синего цветов.

Методические приемы. Воспитатель предлагает детям одеть кукле ботиночки. Ставит перед детьми 4 ботиночка (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ножку ботиночек красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с зада­нием, игру повторяют, используя ботиночки синего цвета. Также можно подобрать и другие парные предметы двух контрастных цве­тов (желтый — зеленый).

Второй этап (2 года – 2 года 6 месяцев).

Цель. Подбор к образцу разнообразных предметов.

Материал. Дощечки разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого), картинки с изображением предметов такого же цвета.

Методические приемы. Детям раздаются дощечки разного цвета. Воспитатель показывает изображение картинки определен­ного цвета. Предлагает детям найти дощечку такого же цвета и по­ложить на нее картинку. Можно усложнить задание: предложить подобрать дощечку к картинке белого цвета (дощечки такого цвета у ребенка нет). Если ребенок справляется с заданием, предложить подобрать предмет определенного цвета к слову взрослого.

Третий этап (2 года 6 месяцев — 3 года).

Цель. Называние предметов разного цвета.

Материал. Предметы 4—6 цветов (красного, желтого, черного, коричневого, синего, зеленого).

Методические приемы. Детям предлагается назвать предмет и его цвет.

РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Занятия с картинками

Первый этап (1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца).

Узнавание.

Занятие 1 ( с одной картинкой).

Цель. Развитие умения узнавать изображения по слову взросло­го; вызывать у детей эмоциональные возгласы («ай», «а-а-а» и др.); подражать облегченным словам.

Материал. Картинки с изображением хорошо знакомых пред­метов на контрастном фоне, размером 14 х 10 см.

Методические приемы. Воспитатель внезапно показывает кар­тинку. При этом у детей вызывает ориентировочную реакцию. Убе­дившись, что малыши смотрят на картинку, эмоционально называ­ет изображенный на ней предмет, произнося слова четко, правиль­но («собачка») и облегченно («ав-ав»). Поскольку внимание ребенка второго года жизни еще неустойчиво, воспитатель, не ожи­дая, когда отвлечется малыш от картинки, прячет ее со словами: «Ай, нет!» Когда у ребенка вновь появится интерес к изображению, педагог достает ее и называет то, что на ней нарисовано, учит малы­ша пальчиком показывать изображение, затем снова прячет.

Занятие 2 (с двумя картинками).

Цель. По слову взрослого узнавать изображения на двух картин­ках. К знакомой картинке воспитатель добавляет новую, отличаю­щуюся по внешнему виду и названию. Например, к изображению собачки добавляется картинка, на которой нарисована машина. Рисунки должны быть идентичны по силе воздействия на малыша.

Методические приемы. Те же, что и в занятии с одной картин­кой. При этом вначале показывают знакомую картинку, затем новую. В заключение занятия показывают одновременно две картинки.

Следует помнить, что ребенку второго года жизни сложно одно­временно выполнять словесную инструкцию взрослого («Где собач­ка?») и зрительно воспринимать сразу две картинки. Дети часто не слышат вопроса, рассматривают картинки и выбирают ту, которая привлекла их внимание. Поэтому, прежде чем показать картинку,

48

49

надо вопросом «Где собачка?» направить восприятие ребенка и лишь после этого показывать картинки. Затем их спрятать, поме­нять местами и вновь показать.

С детьми от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев проводят занятия, показывая несколько картинок. Цели их усложняются: теперь ребе­нок по слову взрослого должен узнать изображения нескольких предметов (куклы, петушка, кошки, медведя), но хорошо знакомым ему по игрушкам, из окружающей жизни. К 1 году 6 месяцам на та­ком занятии можно использовать 5-6 картинок.

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Обобщение предметов. Формирование умения дифференцировать (различать) изображения предметов, близких по своим внешним признакам, обобщать по слову взрослого однородные предметы.

Цель. Помимо закрепления умения узнавать облегченные слова и подражать им, у ребенка формируют умение различать сложные и обобщать однородные предметы.

Методические приемы. В работе используют изображения двух однородных предметов, внешне различных, на фоне третьего, контрастного. Например, собачка белая и собачка черная показы­ваются на фоне изображения машины или куклы или на двух кар­тинках нарисованы легковая и грузовая машины, на третьей – кош­ка. Усложнением задания на этом занятии может быть подбор двух картинок, внешне сходных с третьей. Например, белая и черная со­бачки, кошка белая.

На занятии с несколькими картинками детям предлагают не толь­ко их рассматривать, но и действовать с ними. Для этого воспита­тель использует соответствующие слова: «возьми», «покажи пальчи­ком», «дай», «спрячь», «найди». Картинки меняет местами, с тем чтобы ребенок отыскал их в разных местах:

а) разные предметы и действия;

б) разные предметы — одно действие;

в) один предмет – разные действия.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев). Узнавание изображений, называние действий.

Цель. Закреплять умение узнавать изображения знакомых пред­метов и действий с ними; называть знакомые предметы и действия облегченными и правильными словами.

Методические приемы. Воспитатель сначала использует кар­тинки, на которых нарисована кукла и собачка, производящие разные действия. Например, кукла спит, собачка ест. Воспитатель спрашивает: «Где кукла спит?» Затем показывает сразу две картин­ки. Дети их рассматривают. После этого взрослый прячет картин­ки, меняя их местами, и задает вопрос: «А где собачка ест?» И вновь показывает картинки. Далее воспитатель показывает ре­бенку по одной картинке и спрашивает: «Кто это? Что делает?» Так детей упражняют в умении узнавать действия.

Для формирования у малышей умения о



Источник

Динамика результатов развития психических процессов воспитанников МАДОУ д/с 46 за 2013-2017 г.

Основной целью проведения диагностики являлось раннее выявление отклонений в развитии ребенка; уточнение индивидуальных маршрутов, разработка и применение индивидуальных мер коррекции.

Диагностическое исследование   проводилось по   методике С. Д. Забрамной, О.В. Боровик для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях.  

    В процессе диагностики исследовались следующие параметры:

– уровень развития восприятия;

– уровень развития внимания;

– уровень развития мышления;

– уровень развития памяти;

– уровень развития речи;

– уровень развития эмоционально-волевой сферы;

– качества личности в общении.

 Во время проведения процедуры исследования педагогом-психологом фиксировались ответы ребёнка, особенности выполнения заданий, поведения, а также, все, имеющие значение для заключения, наблюдения.

 В конечном результате, при рассмотрении всех перечисленных показателей, определялся уровень развития каждого психического процесса ребёнка на момент обследования.

В течение года проводится стартовая, промежуточная и итоговая диагностика развития психических процессов детей. Проводится анализ динамики в развитии детей с ООП, который отражается в табличном и графическом виде.

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2013-2014 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

30%

30%

34%

6%

0%

Конец года

10%

11%

41%

25%

13%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2014-2015 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

18%

39%

43%

0%

0%

Конец года

6%

17%

45%

27%

5%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2015-2016 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

17%

14%

48%

15%

0%

Конец года

14%

16%

32%

29%

9%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2016-2017 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

15%

31%

33%

21%

0%

Конец года

8%

12%

27%

40%

13%

На основании результатов, полученных в ходе исследований с 2013 по 2017  учебный год были сделаны следующие выводы:

Уровень развития  психических процессов в группах у большинства детей ниже условной возрастной нормы. У детей недостаточно развиты высшие психические функции, эмоционально-волевая, коммуникативная и личностная сферы.

Результаты диагностики детей с УО показали, что у всех детей данной группы отмечается стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности, которое сочетаются с незрелостью эмоционально-волевой сферы. У них отмечаются типичные формы дезадаптивного поведения возбудимого или заторможенного характера. При возбудимых формах поведения они конфликты, агрессивны, раздражительны, драчливы. При заторможенном поведении дети вялы, пассивны, медлительны, уклоняются от контактов, пугливы, плаксивы. У детей снижен уровень познавательной активности.

У детей данной группы наблюдаются также следующие трудности: недостаточно устойчивое,  поверхностное внимание. Этим детям требуется организующая, стимулирующая и направляющая помощь. Нарушено восприятие сенсорных эталонов. Задания направленные на определение уровня сформированности мыслительных операций некоторым детям недоступны. При выполнении заданий часто отмечается упрощение инструкции, или ее искажение.

В процессе диагностики у детей с ЗПР чаще всего возникали трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, в установлении причинно-следственных связей, в процессе обобщения понятий и исключении предметов. У этих детей наблюдаются трудности в определении эмоций человека.

У детей с ТНР чаще всего возникали трудности в составлении развернутого рассказа по серии сюжетных картинок, в процессе выполнения заданий направленные на определение уровня словесно-логического мышления

По показателям психологического развития детей к концу каждого учебного года отмечается динамика в развитии детей  – увеличивается количество детей с уровнем развития выше среднего и высоким, за счет этого снижается количество детей с уровнем ниже среднего и низким уровнем, что можно просмотреть на диаграммах выше.

Результаты итоговой диагностики за каждый учебный год показывают  наличие индивидуальной положительной динамики у всех детей с ОПП.

На основании результатов, полученных в ходе исследования, можно предположить, что уровень развития  психических процессов во всех группах ниже условной возрастной нормы. У детей недостаточно развиты высшие психические функции, эмоционально-волевая, коммуникативная и личностная сферы.

Для решения данных проблем с детьми  проводится групповая и индивидуальная работа, которая направлена на развитие психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сферы детей.

.

Источник