Диагностики уровня развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками
ПРИЛОЖЕНИЕА
Методика №1.«Диагностика развития общения со сверстниками».
(Разработанная Орловой И.А. и Холмогоровой В.М.)
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей дошкольного возраста со сверстниками.
«Методика диагностики: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развития общения со сверстниками предполагается использовать: параметры общения со сверстниками; шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.
Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:
Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).
Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).
Чувствительность (активность) – стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.
Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).
Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них).
Показателями данного параметра являются:
экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников); активная речь (предречевые вокализации, отдельные слова, фразы)
Для определения уровня развития общения со сверстниками используются следующие шкалы оценки параметров общения со сверстниками:
Интерес к сверстнику:
0 баллов – ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;
1 балл – ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;
- балла – ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);
- балла – ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.
Инициативность:
0 баллов – ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;
1 балл – ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);
2 балла – ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;
- балла – ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.
Чувствительность:
0 баллов – ребенок не отвечает на инициативу сверстника;
1 балл – ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;
2 балла – ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;
3 балла – ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.
Просоциальные действия:
0 баллов – ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;
1 балл – ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;
2 балла – ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику; 3 балла – ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов. Средства общения: Экспрессивно-мимические
0 баллов – ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;
1 балл – ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;
2 балла – ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются), мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.
Активная речь:
0 баллов – ребенок не произносит слов, не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);
1 балл -автономная речь;
2 балла – отдельные слова;
3 балла – фразы; 4 балла – предложения.
Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы. Для оценки степени развития общения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла), средний (2 балла) и высокий (1 балл).Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика №2 Диагностика межличностных отношений. «Рукавички». (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева).
Цель: Определение уровня умения дошкольников договариваться друг с другом, достигать общих результатов и изучать коммуникативные навыки детей.
Критерии оценивания:
-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
– умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
-взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
-взаимопомощь по ходу рисования,
-эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Уровень сформированности общения дошкольников оценивается в соответствии с набранными баллами:
Низкий уровень – от 5 до 7 баллов;
Средний уровень – от 8 до 13 баллов;
Высокий уровень – от 13 до 15 баллов.
Методика №3 «Два домика». Марцинковская Т.Д.
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.
Оборудование: лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета. Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике». Ход исследования: тестирующий беседует с каждым ребенком индивидуально, записывая, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Обработка и интерпретация результатов: ответы детей заносятся в матрицу. Условные обозначения для социоматрицы:
+ положительный выбор (ответ на первый вопрос)
–отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)
Определение социометрического статуса:
Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:
ССПВ = общая сумма положительных выборов количество детей в группе Выделяют следующие типы социометрического статуса:
«Популярные» («звезды») – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
«Предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
«Пренебрегаемые» или «Оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
«Изолированные» – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
«Отвергаемые» – дети, получившие только отрицательные выборы.
Уровни благополучия взаимоотношений группы:
1. Высокий уровень благополучия взаимоотношений в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
2. Средний уровень двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
3. Низкий уровень преобладание в группе лиц с низким статусом («Пренебрегаемые», «Изолированные», «Отвергаемые»)
Источник
Диагностика общения со сверстниками для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Диагностику подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Мужипова Гульназ Ильшатовна
В современном обществе создание новых социальных отношений делает проблему развития общения приоритетной, так как процессы общения пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества.
Серьёзные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться, и в обычной жизни, которая сегодня заставляет отказываться от многих привычек и ломает устоявшиеся стереотипы. Неподготовленному человеку очень трудно выйти из этой ситуации без “потерь”, нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что человек, испытывающий затруднения, боится обратиться к окружающим за помощью, так как просто не умеет общаться.
В процессе общения человека с другими людьми происходит взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.п. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат, не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, другими людьми.
Тема работы достаточно актуальна: проблема общения со сверстниками в дошкольном возрасте сегодня часто поднимается как в теоретической литературе, так и в практической деятельности. Однако рекомендации для практических психологов, воспитателей и родителей по данному вопросу относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации с детьми дошкольного возраста, хотя очевидно, что для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и развитие общения со сверстниками, а именно уже в дошкольном возрасте. Поэтому проблеме – диагностика особенностей общения со сверстниками в дошкольном возрасте – уделяется первостепенное внимание.
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими.
Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.
И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.
Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.
Общение со взрослыми во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Такое предположение дает нам тот факт, что в онтогенезе дети сначала научаются общаться со взрослыми и лишь значительно позднее общаться между собою. Поскольку в то единое социальное окружение, в котором растет ребенок раннего и дошкольного возраста, входят и взрослый, и дети, понятно, что личность взрослого, столь значимая для малыша, конечно, опосредствует его связи со сверстниками. Общение как со сверстниками, так и со взрослыми складывается прижизненно, но изменяется в течение жизни.
Становление общения со сверстником предполагает оформление у ребенка специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей. Ее особенность состоит в возможности для ребенка сравнивать себя с ровесником путем прямого наложения сведений о себе на образ равного существа, в то время как взрослый для маленького ребенка – идеал, реально недостижимый.
Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими детьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина общения детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Такое общение остро переживается и несет массу разнообразных эмоций.
Опыт первого общения со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируются и закрепляются негативное общение со сверстниками, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы общения и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача родителей.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным.
Важнейшим фактором развития личности дошкольника, всех ее составляющих является общение со сверстниками. Общаясь с себе подобным, ребенок-дошкольник формирует представление о себе, сравнивая поступки и качества своего товарища со своими собственными. Именно сверстник как равноправный партнер по общению выступает для ребенка в качестве объективной “точки отсчета” в процессе познания себя и окружающих. В общении со сверстниками развивается двигательная активность ребенка, формируются коммуникативные и организаторские способности, осуществляется нравственное развитие: ребенок учится применять на практике нормы поведения, упражняется в нравственных поступках. Велико значение общения со сверстниками в формировании самооценки ребенка, уровня его притязаний.
В настоящее время актуальным направлением деятельности становится диагностическая работа, направленная на определение развития общения детей дошкольного возраста, так как вся последующая коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста строится на результатах этой диагностики.
Диагностическая работа была проведена на базе МАДОУ города Нижневартовска ДС №38 “Домовёнок”.
В исследовании участвовало 14 детей. Средний возраст на момент обследования состоит от 4 лет 2мес. до 4 лет 8 мес.
Целью работы явилось изучение особенности диагностики общения со сверстниками на примере средней группы детского сада. В работе был использован: выборочный, включенный, одноразовый метод наблюдения, метод эксперимента, и вспомогательный метод беседы.
В психолого-педагогической литературе существует наибольшее количество диагностических методик, применяемых при диагностировании детей. Из предложенных методик в качестве диагностического материала были выбраны следующие методики:
Изучение коммуникативных умений В. Богомолова.
Цель. Исследование содержания потребности общения, мотивации общения и средств общения.
Изучение свободного общения Г.А. Урунтаева.
Цель. Выявление показателей интенсивности (количество детей в объединении, продолжительность игровых объединений) и средств общения.
Изучение критериев выбора партнера Г.А. Урунтаева.
Цель. Выявление избирательности у детей дошкольного возраста.
Апробируя данные методики, мы выявили, что у детей 4-5 лет проявляется: совместная деятельность, собственно деятельность, потребность в сотрудничестве, склонность к конкуренции и соревновательности, соревновательное подражание, непримиримость к оценке товарищей, деловой и личностные мотивы, а так же экспрессивно-мимические средства, речевые средства, продолжительность общения, проявляет предпочтение при выборе партнера, наибольшее количество детей в общении.
При апробации методик было обнаружено, что методика “Изучение критериев выбора партнеров” менее продуктивна и не подходит для детей данного возраста, так как четырехлетние дети не могут осознать собственные предпочтения в общении и поэтому называют тех сверстников, которые попадают в поле зрения. В исследовании поставленная цель не была достигнута, так как дети, отвечая на вопросы, называли имена тех детей, кто находился в данный момент в их поле зрения. А тех, кого в этот день не было в группе (кто являлся другом, с которым они в обычный день проводили все время пребывания в детском саду) дошкольники даже не вспоминали.
Например: Ребенок (Миша), проявивший избирательность при выборе партнера для общения, был мотивирован желанием играть только с этим ребенком (Маша). В основе мотивации было желание обладать красивой игрушкой.
Данное исследование минимизировано как по затратам сил психолога, так и ребенка. Минимизировано также по затратам времени и на сбор информации и на обработку данных. Но оно не может использоваться в дальнейших исследованиях для детей среднего дошкольного возраста, так как оно менее продуктивно и не оправдывает поставленную цель. Дети не проявили должного интереса к диагностической процедуре, они часто отвлекались, на вопросы отвечали “вяло”, без охоты и старались поскорей уйти играть со сверстниками.
Апробируя диагностическую методику “Изучение коммуникативных умений”, было выявлено, что она эффективна и может использоваться в дальнейших исследованиях, так как она проста в применении, минимизирована по затратам сил, как ребенка, так и психолога. А также минимизирована по затратам времени, средняя величина времени колеблется от 5 до 15 минут, а также проста в дальнейшей обработке результатов. Данная методика позволила собрать фактический материал и выявить определенные показатели общения со сверстниками в среднем дошкольном возрасте. Такие как:
- содержание потребности и мотивация общения;
- средства общения;
- интенсивность общения.
Детям данная процедура очень понравилась, они выполняли ее с большим желанием и не отвлекались на другие предметы. При диагностировании детей данной методикой вторую серию можно не использовать, так как результаты второй серии полностью совпадают с результатами первой серии методики.
При апробации методики “Изучение свободного общения” было выявлено, что данная методика оказалась наиболее эффективной, так как мотивация была направлена на свободную, привычную для детей игровую деятельность. Однако данная методика очень сложна при сборе информации для основного протокола наблюдения, так как затрачивается очень много сил психолога и на сбор информации уходит много времени (наблюдение длится в течение 3 дней). При обработке данных также тратится много сил экспериментатора. Подсчитывается по формуле частота контактов; количество контактов с каждым ребенком по всем срезам; определяется показатель интенсивности; условно определяется избирательность; высчитывается средняя продолжительность общения. На детей данная процедура не оказывает никакого влияния, так как дети играют в привычной для них обстановке и психолог не взаимодействует с ними, а просто записывает свои наблюдения.
Проанализировав выбранные методики, мы пришли к выводу, что диагностическая методика “Изучение свободного общения” самая актуальная и наиболее эффективная при диагностировании детей в средней группе детского сада.
Проведя диагностирование с использованием методики “Изучение свободного общения” получены следующие результаты представленные в таблице №1.
Таблица №1
№ | Ф.И. ребенка | Интенсивность | Избира тельность | Частота контак тов | Продолжи тельность контактов | Нали чие мотивации | Тип мотивации | ||
Лич ные сим патии | Внешние моти вации | Совместная деятельность | |||||||
1 | Андрей А. | + | + | + | + | ||||
2 | Коля А. | + | + | + | |||||
3 | Кирилл Б. | + | |||||||
4 | Кирилл Б. | + | |||||||
5 | Дима Б. | + | + | ||||||
6 | Люба Б. | + | + | + | + | ||||
7 | Полина В. | + | + | ||||||
8 | Виталя Г. | + | |||||||
9 | Вова Г. | + | + | + | |||||
10 | Максим К. | + | + | + | |||||
11 | Илья Л. | ||||||||
12 | Никита П. | + | + | + | |||||
13 | Света Р. | + | |||||||
14 | Настя С. | + |
Исходя из полученных результатов, были внесены изменения и дополнения в план работы воспитателя.
– Проведение совместных праздников и досугов во вторую половину дня.
– Использование сюжетно ролевых игр.
– Проведение спортивных праздников и всевозможных спортивных эстафет.
– Увеличение числа игр со строительным материалом.
– Увеличение числа подвижных игр.
Коррекционная работа проводилась на протяжении 4 месяцев, для улучшения коммуникативных способностей. За данное время было проведено 5 спортивных мероприятий, один раз в неделю проводился совместный праздник и по средам организовывался сладкий вечер. А также проведение всевозможных подвижных и дидактических игр, основанных на развитие коммуникативных способностей.
Через 4 месяца была проведена повторная диагностика с использованием методики “Изучение свободного общения”, результаты которой показаны в таблице №2
Таблица №2
№ | Ф.И. ребенка | Интенсивность | Избира тельность | Частота контак тов | Продолжи тельность контактов | Нали чие мотивации | Тип мотивации | ||
Лич ные сим патии | Внешние моти вации | Совместная деятельность | |||||||
1 | Андрей А. | + | + | + | + | ||||
2 | Коля А. | + | + | + | + | ||||
3 | Кирилл Б. | + | + | ||||||
4 | Кирилл Б. | + | + | + | |||||
5 | Дима Б. | + | + | + | |||||
6 | Люба Б. | + | + | + | + | + | |||
7 | Полина В. | + | + | + | + | ||||
8 | Виталя Г. | + | + | ||||||
9 | Вова Г. | + | + | + | + | + | |||
10 | Максим К. | + | + | + | + | + | + | ||
11 | Илья Л. | + | + | + | + | + | |||
12 | Никита П. | + | + | + | + | ||||
13 | Света Р. | + | + | ||||||
14 | Настя С. | + | + | + |
Исходя из полученных данных, можно увидеть, что методика “Изучение свободного общения” является приемлемой. Она показывает положительный результат, и эффективность составляющих коммуникативных способностей детей в средней группе детского сада, что тем самым позволило внести коррективы в план работы воспитателя, для получения результата (или положительных данных), в развитии коммуникативных способностей у детей в средней группе детского сада.
Таким образом, выбранная методика наиболее эффективна, так как мотивация была направлена на свободную, привычную для детей игровую деятельность. С помощью этой методики мы достигли поставленной цели: изучение особенности диагностики общения со сверстниками на примере средней группы детского сада. В дальнейшей работе, мы можем использовать ее для получения наивысших результатов.
Источник