Диагностики психического развития ребенка трех лет

Диагностика психического развития детей 3-4 лет.

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена) фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры». (рис. 2),

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, справился ли ребенок с заданием и как он действует — путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания» фиксируются высказывания ребенка во время выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим заданием.

Субтест 2.

«Матрешка 3-составная» (мышление)

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» — смог ли он поставить матрешек по росту.

Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные»

(мышление, восприятие) (Приложение 1)

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания» фиксируется, какой рукой работает ребенок.

Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

1) Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.

  1. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
  2. Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.

Субтест 5. «Парные картинки»

(внимание, общая осведомленность) (Приложения 2.1; 2.2)

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.

Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размешают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психолог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не

понял инструкции — 0 баллов.

В Протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.

Оценка результатов

Высокий уровень —8 —12 баллов.

Средний уровень —5—7 баллов.

Низкий уровень — 0—4 балла.

Источник

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Читайте также:  Развитие ребенка дома 2 5

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Читайте также: Формирование математических представлений у дошкольников

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Читайте также: Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?

Диагностика психомоторного развития

Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

Психологическое обследование делится на 2 группы:

  1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
  2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.

Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.

Дата публикации: 16.05.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4  лет

Подготовил

педагог-психолог  МБДОУ

Читайте также:  Центр развития ребенка 6 дзержинского района волгоград

детский сад «Солнышко»

Щербинина Анастасия Викторовна  

с.Каратузское

2017 г.

Диагностика нервно-психического развития детей 3-4  лет

Линия развития ребенка  (возраст 4 года)

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

Понимает содержание рассказов, сказок. Понимает содержание картинок со скрытым смыслом

При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуется многословными придаточными предложениями.  

Классифицирует 2 группы предметов, каждая из которых  состоит из 4 карточек (4 лишняя). Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый).  

Складывает разрезную картинку из 3-4 частей, играет в ролевые игры с 2-3 детьми, распределяя роли и выполняя их.

Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед.

При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки, ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой.

Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами

Изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд)

В деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия

Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)

  1. Понимание речи.
  • Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».

Ожидаемый  результат: ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).  

  • Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.

Ожидаемый  результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать  словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).

  1. Активная речь
  • Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.

Ожидаемый результат: хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»

  • Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года) 

Методика обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.

Ожидаемый результат: ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.

  1. Сенсорное развитие
  • Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.

Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.

Ожидаемый результат: ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.

  • Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)

Материал: 8 однотонно окрашенных предметов  (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим  и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

  • Ребенок классифицирует 2 группы предметов.

Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.

Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.

  • Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). (4 года)

Материал: 12 однотонно окрашенных предметов  (по 2 одинакового цвета), разной формы.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим  и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)

Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.

  1. Игра и действия с предметами
  • У ребенка появляются элементы ролевой игры . (3 года)

Материал: руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.

Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы –заместители и воображаемые предметы.

2.Методика обследования: провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за  игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»

Ожидаемый результат: ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

  • Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.

Методика обследования: наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли  у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.  

Ожидаемый результат: ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль  в соответствии с ситуацией.

  • Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей. (4 года)
Читайте также:  Учить стихи ребенку 5 лет для развития

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.

Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.

  1. Движения
  • Ребенок перешагивает через палку  или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)

Материал: палка длиной 70 см – 1 м или веревка.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.

Ожидаемый результат: ребенок перешагивает через палку без поддержки.

  • Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку,  прыгая по дорожке на двух ногах  (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.

Ожидаемый результат: ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.

  1. Навыки
  • Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. (3 года)

Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.  

  • Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация (во время кормления).

Ожидаемый результат: если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.

  • Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)

Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.  

  • Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года).

Методика обследования:  естественная ситуация (во время приема пищи).

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.

  1. Конструктивная деятельность
  • Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)

(3 года).

Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».

Ожидаемый результат: ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.

  • Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)

Материал: сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий  размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.  

  1. Изобразительная деятельность

Рисование.

  • Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их.(3 года) 

Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».

Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.  

  • Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их.(4 года) 

Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).

Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».

Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.

Лепка.

  • Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их.(3 года).  

Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».

Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

  • Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей,  и называет их.(4 года).  

Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.

Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».

Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей,   и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.

  1. Социальное развитие  
  • Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».

Ожидаемый результат: ребенок проявляет самостоятельность.

  • Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия  (4 года).  

Методика обследования: естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.

Ожидаемый результат: ребенок ставит перед собой цели.  

Литература:

  1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  2.  Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.

Источник