Диагностики психического развития ребенка младенческого возраста

Виктория Павлова
Особенности психологической диагностики детей от рождения до трёх лет

Введение

Первые три года жизни являются чрезвычайно важными и ответственным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды.

В раннем возрасте контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекций и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Для этого нужны такие методики, которые помогли бы вовремя обнаружить отклонения в развитии, определить их причины и природу, чтобы предпринять соответствующие корригирующие меры.

Количество детей с нарушениями психического и речевого развития растет ежегодно. С возрастом теряется возможность для более гибкого изменения состояния ребенка.

Итак, в каких же случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?

Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени неочевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на психическое заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития. Это те случаи,когда:

– ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);

– имел много проблем в первый год жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т. д.);

– в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние; поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит и сейчас;

– у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;

он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы;

– не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается);

– импульсивен (сначала делает, потом думает);

– склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;

– неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;

– медленно двигается, говорит, ест, пассивен;

– неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;

– быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его; плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;

– у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным. Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. И чем раньше ребенок получит помощь, тем эффективнее будет проведенная специалистами работа с ребенком.

Диагностика психического развития детей от рождения до трех

Психологическая диагностика предполагает выявление индивидуальных особенностей познавательного, речевого, эмоционально-волевого, личностного развития ребенка.

Важнейшей областью психологической науки и психологической практики является психодиагностика. Она связана с разработкой и применением разных методов распознавания индивидуальных особенностей человека или группы людей.

Под психодиагностикой понимается область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, а также инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.

Психодиагностика практически применяется в самых разных областях деятельности психолога. И когда он выступает в качестве автора или участника прикладных психолого-педагогических экспериментов, и когда занимается психологическим консультированием или психологической коррекцией. И, тем не менее, чаще всего психодиагностика является отдельной самостоятельной сферой деятельности практического психолога. Тогда ее целью является постановка психологического диагноза, т. е. оценка психологического состояния, которое присутствует у человека.

Для оптимальной результативности процедуры обследования ребенка младенческого и раннего возраста необходима особая тактика и стратегия ее организации.

Перед проведением процедуры междисциплинарного оценивания основных потребностей развития ребенка и возможностей его семьи устанавливаются контакты профессионалов с родителями, выясняются качество и насыщенность взаимодействия и отношений матери и ребенка, анализируются анамнестические данные, проводится интервьюирование родителей, подбирается материал для диагностического обследования конкретного ребенка. Ранняя диагностика уровня развития ребенка в возрасте от рождения до трех лет осуществляется в два этапа.

1. Подготовительный этап.

Содержание подготовительного этапа:

1) диагностика социального статуса семьи;

2) диагностика соматического и психоневрологического статуса ребенка.

Диагностика социального статуса семьи основывается на результатах наблюдения за социальным поведением родителей, и осуществляются с применением различных авторских структурированных методов. В частности, доказана эффективность применения программы «Социальный паспорт семьи»[1], которая предполагает получение исчерпывающей информации о социально-бытовом, социально-средовом и социально-экономическом статусе семьи и положении особого ребенка в микросоциуме.

Диагностика соматического и психоневрологического статуса ребенка осуществляется на основе имеющихся данных клинической диагностики, при необходимости приглашаются специалисты для уточнения состояния ребенка и прогнозирования терапевтического вмешательства.

2. Операционный этап.

1. Условия, необходимые для проведения обследования.

Для получения объективного представления об уровне развития ребенка важно создать оптимальные условия при организации процедуры обследования.Такими условиями являются:

1) организация процедуры обследования в соответствии с определенными целями и задачами;

2) учет внешних факторов, оказывающих непосредственное влияние на результат обследования;

3) учет временных факторов;

4) учет самочувствия ребенка в момент обследования;

5) учет поведения родителей по время обследования.

Помещение, где проводится обследование, должно быть достаточно просторным и изолированным от посторонних воздействий. Следует продумать расположение места обследования. Пеленальный стол или высокий детский стул с рабочей поверхностью должен быть расположен таким образом, чтобы к нему был доступ как минимум с трех сторон. Он должен находиться в наиболее теплом месте помещения, чтобы раздетый ребенок не испытывал дискомфорт, а также должен быть хорошо освещен. Для обследования ребенка в возрасте от семи месяцев кроме пеленального стола необходим высокий стул со столом. Для ребенка второго — третьего года жизни используется детский столик и два стульчика. Ребенок и экспериментатор располагаются напротив друг друга. Родитель при этом может сидеть рядом с малышом, либо если ребенок взволнован, держать его на руках так, чтобы руки его были свободны. В отдельных случаях педагог-исследователь может привлекать родителя к процессу обследования в качестве помощника (параспециалиста).

Ребенок должен иметь возможность свободного передвижения по комнате, поэтому рекомендуется ковровое покрытие пола.

Не менее важное значение имеет установление контакта с ребенком. Часто младенец отказывается от общения с малознакомым человеком, капризничает, плачет. Подобная реакция на постороннее лицо наиболее часто проявляется у детей в возрасте от шести до десяти месяцев, а затем в возрасте восемнадцати месяцев. В случае возникновения негативной реакции ребенка во время процедуры обследования не следует пытаться преодолеть сопротивление ребенка. В то же время нельзя молча наблюдать за проявлением отрицательных эмоций младенца. Необходимо переключить внимание на мать, оставляя ребенка на некотором удалении. Беседуя с матерью, предлагать ей для рассматривания яркие звучащие игрушки, постепенно включая ребенка в совместную деятельность.

При первом контакте с ребенком второго или третьего года жизни рекомендуется после эмоционально насыщенного приветствия с обязательным зрительным контактом на уровне глаз ребенка, сначала обратиться к матери. Беседуя с матерью, дать время ребенку на привыкание к незнакомой обстановке, ознакомление с игрушками (но не с диагностическим материалом). Игрушки в зоне обследования должны обладать сильным стимулирующим эффектом и облегчать ребенку процесс вхождения в контакт с диагностом.

Необходимо усвоить несколько правил для организации оптимального взаимодействия с ребенком раннего возраста во время процедуры обследования:

• процедура обследования должна быть организована в максимально благоприятных условиях для ребенка, учитывая время и место диагностических процедур, самочувствие и желание ребенка входить в контакт со специалистом;

• нельзя ограничиваться одноразовой процедурой обследования; при необходимости следует повторять диагностические процедуры с привлечением профессионалов различных специальностей;

• чутко реагировать на любые проявления ребенка, создать атмосферу понимания и одобрения, используя все доступные средства;

• обеспечить свободу действий ребенка, не требовать смены видов деятельности, игрового материала, даже если это необходимо по сценарию диагностических процедур, приспосабливаться к темпераменту ребенка;

• избегать штампов в процессе общения с ребенком;

• учитывать ограниченный уровень понимания речи ребенком раннего возраста;

• осуществлять видеозапись процедуры обследования с последующим анализом видеоматериала;

• активизировать роль родителей в процессе процедуры диагностики с ориентированием их на решение общих задач.

Заключение

Правильно организованная и проведенная диагностика детей, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения и предпринять меры по их коррекции. Не менее важным является психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определения его достижений по сравнению с предыдущими периодами развития и создание всех необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.

Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма

Источник

В зарубежной психологии диагностика развития маленького ребенка осуществляется преимущественно методом тестирования. Этот метод построен на основе оценки ряда поведенческих проявлений, соотносимой с нормативным показателем, характерным для здоровых детей в определенном возрасте. Большая часть тестов для младенцев предназначена для диагностики сенсомоторного развития (способности держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметами глазами и т.д.).

Тесты для раннею возраста, как правило, построены по типу шкалы (например, Шкала уметенного развития Бине-Симона или Шкала умственного развития Станфорд-Бине). Такие методики включают определенный круг нормативов — критериев, являющихся опорой для оценки психического развития ребенка в различных сферах (сенсорики, моторики, эмоционального общения, речевого развития и т.д.). Оценка уровня развития основана на успешности выполнения нормативного задания или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности в репрезентативной выборке детей. На основе сопоставления «психического» и «хронологического» (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития ребенка. ажнейшим условием появления рассматриваемой группы методик являлось создание психометрических шкал исследования интеллекта. Одним из первых тестов для младенцев явился вариант шкалы Бине-Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 г. В этом варианте были использованы задачи, близкие по характеру заданиям основной шкалы, а также показатели психомоторного развития.

Наиболее известными в истории психологической диагностики шкалами для исследования детей первых лет жизни являются «Таблицы развития» А. Гезелла (1925)’, которые включают показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: «моторика», «язык», «адаптивное поведение», «личностно-социальное поведение». Данная диагностика основана на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. Проведению обследования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста. Данная шкала предназначена для возрастного диапазона от 4 недель до 6 лет. Опыт, накопленный школой А. Гезелла, был положен в основу разработки весьма распространенной в 30—40 годы XX столетия методики Ш. Бюллер и Г. Гетцер «Тесты нервно-психического развития детей 1—6 годов жизни» (1932). На основе тестов А. Гезелла была разработана также «Шкала психомоторного развития в раннем детстве», предложенная О. Брюне и И.Лезин (1951), которая предназначались для исследования детей в возрасте от 1 до 30 месяцев. Шкала содержит 160 заданий, касающихся проявлений ребенка в четырех областях: моторики, зрительно-моторной координации, речевою развития, социального развития. Нормативные критерии развития расположены в соответствии с возрастными уровнями (всего выделено 16 уровней). За каждое выполненное задание начисляется определенное количество баллов. При обработке результатов сумма полученных ребенком баллов делится на 10. Итоговый показатель отражает «глобальный возраст» развития исследуемого ребенка. Соотнесением глобального возраста с хронологическим определяется показатель «коэффициента развития» (QD). Шкала приспособлена для оценки четырех исследуемых областей поведения по отдельности. Результаты могут быть выражены в виде профильных оценок. Еще одну «Шкалу развития» предложила Д. Лешли (Laishley Scales in Infant Development). Она разработала схему наблюдения, которая позволяет составить представление о развитии ребенка на момент наблюдения. Периодические наблюдения на протяжении всего раннего возраста позволяют судить о динамике развития ребенка в этот период. В карточках Лешли отражены следующие сферы развития:

§ физическое развитие (развитие движений, локомоций и моторики);

§ общение и развитие речи (внимание ко взрослому, понимание речи и пр.);

§ социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками);

§ самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя);

§ особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру и пр.). Методическая особенность процесса наблюдения, по Лешли, названного ею «методом повременных проб», состоит в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Так, один из вариантов состоит в наблюдении за ребенком в течение 30 мин. с записью впечатлений через каждые 30 сек.

Информация, полученная о ребенке, оценивается двумя путями:

а) сравнением показателей ребенка со средними показателями детей данного возраста;

б) сравнением полученной информации о ребенке с его же результатами в более раннем возрасте.

Большой вклад в развитие диагностики ребенка внесли методики, построенные на основе теоретической системы методических подходов Ж. Пиаже. Стержневой линией его теории является представление о последовательном, поэтапном характере интеллектуального развития ребенка. Это развитие представляет собой закономерную смену периодов и стадий от рождения до взрослости. Методики Пиаже являются качественными и не были стандартизированы для целей диагностики. Однако некоторые методики Пиаже послужили основой новых стандартизированных шкал. Одна из них создана И. Ужгирис и Дж. Хантом и предназначена для детей от 2 недель до 2 лет. Этот возраст соответствует периоду, который Пиаже называет сенсомоторным и внутри которого он выделяет шесть стадий. Шкала состоит из 6 тестов нарастающей сложности — от простого слежения глазами за движущимся предметом и отыскивания его (тест па постоянство объекта) до выявления схемы действия с объектами (нанизывание бусин, вождение игрушечной машинки и пр.). И. Ужгирис и Дж. Хант допускают использование разработанной ими шкалы для исследовательских целей, в частности, для выяснения влияния ус-ионий воспитания на ход развития детей. Проведенное ими исследование показало, что от условий воспитания во многом зависит тот средний возраст, в котором ребенок достигает разных ступеней развития.

В отечественной науке первые методики, нацеленные на диагностику развития детей младенческого возраста, разрабатывались в 20 -30 гг. XX столетия. В то время в изучении развития ребенка младенческого возраста доминировал рефлексологический подход, с позиции которого все психические проявления рассматривались как отражение определенных этапов созревания нервной системы. Поведение ребенка трактовалось как цепочка разрозненных или взаимосвязанных реакций. Н. М. Щелованов впервые сформулировал принцип, в соответствии с которым готовность функциональных структур мозга создает возможность появления тех или иных реакций, а факт их возникновения обусловливается соответствующими воспитательными воздействиями. Психическое развитие, с этих позиций, сводилось к последовательному появлению отдельных групп рефлексов.

Одной из первых работ, посвященных диагностике развития младенца, является «Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года» И.Л.Фигурина и М.П.Денисовой (1926). В 40-е годы Н. М. Щеловановым были разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 месяцев. Данный комплекс нормативных критериев был дополнен Н. С. Аксариной (1969). Возрастной диапазон исследования был расширен на детей от рождения до 3 лет.

Сходные основания были положены для диагностики нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни, разработанной К.Л.Печорой, Г. В. Пантюхиной и Л. Г. Голубевой (1986). При выявлении уровня нервно-психического развития ребенка раннего возраста оцениваются следующие линии развития: понимание речи и активная речь; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности и (на третьем году жизни) формирование изобразительной и конструктивной деятельности.

Авторами разработаны показатели этих направлений развития: помесячно — на первом году жизни, поквартально — на втором году и по полугодиям — на третьем году. Так, по уровню развития дети распределяются на 4 основные группы:

1. группа — нормальное развитие, когда все показатели соответствуют календарному возрасту ребенка;

2. группа — первоначальная задержка в развитии на один лшкризный срок;

3. группа — более глубокая задержка на 2 эпикризных срока;

4. группа — глубокая задержка на 3 эпикризных срока.

Результаты оценки уровня развития и поведения заносятся в индивидуальные карты психического развития, составленные на основе «Показателей нервно-психического развития детей второго и третьего годов жизни».

Одна из первых попыток представить в диагностической методике психическое развитие младенца как процесс, имеющий собственную логику и закономерности, невыводимый из того, что составляет его необходимые предпосылки и условия, была предпринята в работе О. В. Баженовой «Диагностика психического развития детей первого года жизни» (1986). В качестве главного принципа данной диагностической методики явилось выдвижение на центральное место собственной психической активности ребенка как субъекта взаимодействия со средой.

О. В. Баженова выделила и описала следующие характерные признаки активного поведения младенца по отношению к предмет у и ко взрослым.

По отношению к предметам: сосредоточение внимания на проблемной ситуации, возникшей в акте восприятия; устойчивая ориентировочно-исследователъекая деятельность с новыми предметами, позволяющая раскрывать известные и новые свойства объектов; сложная предметно-манипулятивная деятельность, когда одно и то же действие применяется к разным объектам, разные действия комбинируются друг с другом для достижения определенной цели; продолжение и расширение состава действий по преодолению преград, стоящих на пути удовлетворения потребности в наблюдении за предметом или манипулирования с ним.

По отношению ко взросломув качестве таких признаков выступило использование средств доречевого общения с целью организации и управления поведением ухаживающих за ним взрослых, в том числе и в процессе манипуляций с предметом.

Подводя итог представленным подходам к диагностике детей младенческого и раннего возраста, можно отметить, что практически все они — как отечественные, так и зарубежные — рассматривают лишь отдельные, изолированные линии развития, такие как моторика, сенсорика, умственное или эмоциональное развитие и пр. Причем псе эти линии выступают как равнозначные, рядоположенные. При этом не выделяется главного стержня развития, определяющего его направление и его перспективу.

Такой подход является ограниченным не только в научном, теоретическом плане. Если эти методики используются в детских учреждениях, то они нацеливают воспитателей на преимущественное формирование у ребенка отдельных навыков и умений. Ребенок уподобляется пассивному существу, вынужденному выполнять инструкции взрослого, путем тренировки совершенствовать уровень исполнения тех или иных действий. При этом основной стержень развития и главная задача воспитания — целостная личность ребенка — либо вовсе игнорируется, либо сводится к разрозненным, частичным характеристикам.



Источник