Диагностика выявления уровня развития словаря ребенка
Анастасия Князева
Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей
(составленные на основе методики выявления уровня развития речи дошкольников Ушаковой О. С, Струниной Е. М)
Оценка предметного словаря (части предмета, слова – обобщения); глагольного словаря (глаголы с пространственными приставками); словаря признаков (относительные прилагательные; антонимы, обозначающие цвет, величину, время, пространственные признаки).
I серия заданий
Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.
Ход обследования. 1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1)называет все признаки;
2) называет отдельные признаки, действия;
3)не называет признаков
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом ручка?
1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
2) называет два значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
2ая серия
1. Методика «Предметный словарь»
Цель: выявление умения в назывании частей предметов.
Ход обследования:
Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с изображением машины (легковой, дома и просит назвать предметы и его части. Педагог может указкой показать некоторые части изображенного предмета, что поможет ребенку вычленить часть из целого и назвать ее. В старшем дошкольном возрасте желательно, чтобы дети указывали части и детали, которые не видны на картинке. Если ребенок не называет невидимые части, то воспитатель задает вопрос: «Что еще есть у машины? Что есть в доме?».Например: машина – колеса, руль, бензобак, дверь (передняя, задняя, ветровое стекло, зеркало, мотор, тормоз, ремень безопасности, салон, сиденье и пр. ; дом — стены, крыша, дверь, крыльцо, окно, труба, ступеньки, комнаты, потолок и пр.
1) ребенок выделяет и называет все части предмета;
2) ребенок выделяет и называет части предмета с помощью взрослого;
3) ребенок не выделяет и не называет части предмета даже с помощью взрослого, или затрудняется в ответах
2. Методика «Слова-обобщения»
Цель: выявление овладения обобщающими словами.
Ход обследования:
Педагог предлагает детям четыре картинки. Просит назвать их одним словом («Каким, одним словом можно назвать эти предметы?»).
Выясняет,владеют ли дети следующими обобщающими понятиями: инструменты, транспорт, деревья, ягоды.
Примерный перечень картинок:
инструменты — дрель, рубанок, пила, молоток;
транспорт — машина (легковая, автобус, троллейбус, трамвай;
деревья — береза, дуб, ель, рябина;
ягоды — малина, клубника, черная смородина, крыжовник.
1) ребенок подбирает и называет обобщающие слова по всем предложенным категориям;
2) ребенок подбирает и называет обобщающие слова по всем предложенным категориям с небольшой помощью взрослого, или называет, но не все;
3) ребенок даже с помощью взрослого не подбирает и не называет обобщающие слова по всем предложенным категориям, затрудняется с ответом
3. Методика «Словарь глаголов»
Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.
Ход обследования:
Ребенку предлагается на столе условный макет городской улицы, на которой стоит гараж (это может быть, например, кубик или коробочка, проложены дороги (например, полоски бумаги или ленточки, стоят мост, дома (например, кубики). В гараж ставится машина (игрушка).Педагог говорит и действует с игрушкой: Я расскажу тебе, что делала машина на улице города, а ты мне помогай. Подбирай необходимые слова,похожие на Педагог везет машину по макету и говорит: «Машина из гаража. (выехала) и по дороге. (поехала); на мост машина… (въехала); через дорогу. (переехала); к светофору. (подъехала); за дом. (заехала); далеко. (уехала)».
Далее педагог предлагает ребенку взять машинку, показать и рассказать, что делала машина на улице города. При этом особое внимание уделяется не только умению ребенка использовать пространственные приставки, но и правильному соотнесению действия и слова.
1) ребенок активно употребляет глаголы в своей речи, правильно подбирает их по смыслу, изменяет форму;
2) ребенок, употребляет глаголы, но иногда подбирает их не точно к слову или употребляет неправильную форму;
3) ребенок, даже с помощью взрослого не употребляет глаголы, или подбирает их не точно к слову, употребляет неправильную форму;
4. Методика «словарь признаков»
Относительные прилагательные.
Цель: выявление понимания ребенком признаков предмета.
Ход обследования:
Проводится в виде игрового упражнения «Скажи по-другому». Сначала педагог говорит, из чего сделан предмет (ваза из стекла, а затем ребенок (стеклянная).
Примеры: ваза из стекла — стеклянная;
стол из дерева — деревянный;
сумка из кожи — кожаная;
коробка из картона — картонная;
игрушка из пластмассы — пластмассовая;
ключ из металла металлический.
1) ребенок подбирает относительные прилагательные ко всем предложенным словам;
2) ребенок с помощью взрослого подбирает относительные прилагательные ко всем предложенным словам;
3) ребенок, даже с помощью взрослого не подбирает относительные прилагательные к предложенным словам;
2. Антонимы. Педагог называет слова,ребенок подбирает противоположную пару:
светлый — темный;
белый — черный;
высокий — низкий;
правый — левый;
зимний — летний;
легкий — тяжелый;
верхний – нижний и т. д.
При затруднении педагог может добавить существительное,которое поможет ребенку ответить верно:
светлый костюм – темный костюм;
белый воротник – черный воротник;
высокий человек – низкий человек;
зимний день – летний день; легкий
камень – тяжелый камень;
верхний этаж – нижний этаж;
правый глаз – левый глаз и т. д.
Полученные при обследовании словаря ребенка данные педагог заносит в таблицу.
1) ребенок подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным;
2) ребенок подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным с помощью взрослого;
3) ребенок даже с помощью взрослого затрудняется подобрать противоположную пару слова без существительного или с существительным;
Высокий уровень (20-24 балла)
Ребенок широко пользуется словарным запасом, быстро находит нужное слово; называет все признаки предмета; выделяет и называет все части предмета Употребляет в речи существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным. Выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога.
Средний уровень (16-20 баллов)
Ребенок пользуется словарным запасом, но нужное слово находит с небольшими затруднениями. Употребляет в речи существительные с обобщающим словом, но не может подобрать в соответствующей ситуации. В основном употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Затрудняется в подборе антонимов, либо подбирает противоположную пару слова только с существительным и не ко всем словам. При выполнении заданий требует небольшой подсказки педагогом.
Низкий уровень (менее 16 баллов).
У ребенка недостаточный словарный запас из основного словарного фонда. Нужное слово находит с трудом. В своей речи редко использует существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Плохо ориентируется в поборе противоположного слова. При выполнении заданий требуется неоднократное повторение заданий.
Источник
Яна Ермишкина
Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы
Речь дошкольников.
Диагностика словаря детей подготовительной группы.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи детей. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.
Словарный запас увеличивается до 3500 слов, присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
К сожалению, занятые родители современных детей мало уделяют внимания развивающим занятиям. Дети часто предоставлены сами себе, их друзья – телефон, планшет, интернет, телевизор. Как может развиваться и совершенствоваться речь при таких условиях? Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т. д.
Возьмите на заметку несколько несложных заданий по выявлению разнообразия и достаточности словаря вашего ребенка. Данные диагностические материалы направлены на проверку того, как ребенок употребляет,осмысливает основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
А. Существительные.
1. Назови предметы, которые ты видишь вокруг.
2. Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
3. Подбери подходящее слово:
* густой, дремучий…
*ласковая, пушистая…
*светит, греет…
4. Назови одним словом:
* Тополь, ива, рябина…
* Катя, Оля, Аня…
* Врач, кондитер, полицейский…
Б. Прилагательные.
1. «Скажи, какое»
Послушай отрывок из стихотворения М. Щеловановой «Утро»:
1. Какое сегодня утро?
Сегодня не будет солнца,
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро
И, кажется, будет дождь.
Серый, пасмурный день.
2. Сегодня хорошее утро,
Наверное, будет солнце
Сегодня веселое утро.
Обязательно будет солнце.
— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как можно сказать другими словами про этот день? (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? (веселое, радостное, голубое, безоблачное).
А человек может быть хмурым? Да. Как еще можно назвать хмурого человека, какой он? (Сердитый, угрюмый, неприветливый).
2. Дополни другими словами то,что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Моя мама красивая, ласковая (еще какая). Сегодня у меня настроение хорошее, приподнятое (еще какое). Лес дремучий, темный…
3. Посмотри на картинки, скажи одним словом, что здесь нарисовано? Перечисли эти фрукты и скажи, какие соки из них делают (на листе бумаги изображены фрукты: яблоко, груша, персик, апельсин, слива).
4. «Что из чего?».
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть предметы на картинках, все эти предметы сделаны из разных материалов.
Вопросы:
– Что это? Какой он?
На картинках изображены: бумажный кораблик, стеклянная ваза, резиновые сапоги, фарфоровая посуда, пластмассовые игрушки, металлическая кастрюля и т. д.
В. Глаголы.
1. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.).
2. Вспомни, кто из животных как передвигается. Ласточка. (летает, кит. (плавает, кенгуру. (прыгает, кузнечик (стрекочет, змея. (ползает…
3. Кто из животных как голос подает? Петух что делает? (кукарекает, тигр. (рычит, мышь. (пищит, корова. (мычит)..
4. Рассмотри картинки, расскажи, кто что делает? (На картинках: кондитер печет торт, солдат стреляет из автомата, девочка играет в мяч, капитан стоит за штурвалом, мама гладит белье, доктор дает лекарство, пожарный тушит пожар).
Г. Наречия.
*Корова жует сено как?
-медленно.
*Голодная собака ест мясо как?
-Быстро, жадно.
* Рысь бегает как?
-Быстро, стремительно.
*Маму любишь как?
-Сильно.
*Ты поранился, тебе как?
-Больно.
*Черепаха ползает как?
-Медленно.
Для экспресс-диагностики можно все упростить, используя одно задание для проверки использования ребенком всех частей речи.
Игра «Опиши предмет».
Материал: различные предметные картинки с изображением игрушек, животных…
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает по одной картинке,например: мишка, машина, мяч, зайка, юла, кукла; животные….
Просит ответить на вопросы:
– Что это? (Мяч.)
– Какой он? (Красно-бело-синий, цветной, полосатый, резиновый.)
– Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)
-После игры с ним, тебе становится как?
-Весело…
-Это животное (тигр) передвигается как?
-Быстро, стремительно, иногда тихо, осторожно…
В следующий раз поговорим о пополнении словаря детей.
Источник
Обследование словарного запаса детей дошкольного возраста.
В ходе обследования словарного запаса решаются следующие задачи:
– определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;
– выявить уровень владения значением лексических единиц;
– наметить рациональные пути формирования и совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Обследование рекомендуется начинать с заданий, направленных на изучение активного словаря ребенка. Понимание (пассивный словарь) исследуется только в том случае, если в активной речи нет данной лексической единицы.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, игрушки, картинки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь особое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:
– умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;
– способности к точному (в смысловом отношении) упорядочению слов;
– навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);
– навыков составления различных типов высказываний.
Выявление уровня владения лексической стороной речи по разным возрастным группам.
Младший дошкольный возраст.
Выявить умения:
– называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, дом, мяч) и отвечающие на вопрос: кто это? Что это?
– обозначить признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: какой? Какая?
– называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: что делает? Что можно с ним делать?
– употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);
– понимать противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо)
Средний дошкольный возраст.
Выявить умения:
– понимать слова близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
– понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда)
– подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
– сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Старший дошкольный возраст.
– активизировать им. прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
– понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
– дифференцировать обобщающие понятия ( дикие и домашние животные).
Примерные виды заданий, используемые при обследовании словарного запаса.
Обследование объема пассивного и активного словарного запаса с опорой на картинки:
Ребенку предъявляются предметные картинки: книга, ручка, капуста, морковь и т.д. Количество картинок, и порядок их предъявления определяются его возрастом и индивидуальными особенностями (вниманием, работоспособностью и т.д.). При обследовании словаря ставится вопрос «Что это?», пассивного – задание «Покажи, где…»
Называние предмета по его описанию:
Инструкция: «Отгадайте, что это (кто это). Пример: покрыто перьями, летает». Даются задания разного уровня трудности.
Обобщающие понятия:
В рамках данного теста детям предлагается выполнить три задания:
1. Назвать картинки и соотнести их с видовым понятием. Ребенку предлагаются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, груша … Задание: «Назови (покажи) овощи, фрукты».
2. Перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию. Ребенка просят перечислить, какие предметы мебели (обуви, одежды и т.д.) они знают.
3. Назвать обобщающее слово. Ребенку предлагается продолжить ряд предметов и назвать их обобщающим словом: тарелка…чашка…ложка…
Понимание сходных по звучанию слов.
Педагог показывает ребенку картинку и просит отгадать, что на ней нарисовано. Например, предлагается картинка «молоток». Инструкция: «Отгадай, что это: молоко или молоток?» Задание: подобрать подходящее по смыслу слово в предложении: на вершину горы … (взойти, войти); в класс … (взойти, войти).
Исправить предложение, заменив слова: Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздался заразный смех. Раздались буйные аплодисменты.
Лексическая сочетаемость слов.
- Подобрать к словам – названиям предметов соответствующие слова – названия их признаков и действий. Составить словосочетания по образцу: какой? Что делает? Пример: собака (какая?)- большая, (что делает?) – лает.
- Подобрать к им. прилагательным соответствующие существительные. Пример: мокрая трава (рука, тряпка и т.д.) Примерная подборка слов: тяжелый, радостный, прямой , ловкий и т.д.)
- Подобрать к глаголам соответствующие им. существительные. Пример: светит…(солнце, луна, фонарь…). Подбираются соответствующие существительные к глаголам: пишет, ползает, прыгает, кланяется, разливается.
Подбор слов – синонимов…
Инструкция: «Подбери слова, похожие по значению на данное». Пример: радость-веселье, труд-работа и т.д. Примерные слова: храбрость, печаль, пламя, несчастье, зной и т.д. (соответственно подбираются слова- глаголы и прилагательные).
Подбор слов – антонимов.
- Сравнить предметы, нарисованные на картинках. Пример: большой шар и маленький шар;
Высокий дом и маленький дом.
- Подобрать к словам – существительным, глаголам, прилагательным слова с противоположным значением: друг – враг, хороший-плохой, идти- стоять.
- Закончить предложения:
Пластилин мягкий, а камень….
Уголь черный, а снег…
Таня рисует хорошо, а Зина ….
Многозначность слова и его лексическая сочетаемость.
Задания, направленные на выявление понимания прямого и переносного значения слов и словосочетаний. Инструкции: «Послушай и ответь, можно ли так сказать?», «Объясни, что это значит?».
Составить словосочетания с данными прилагательными:
-глухой (город, старик, переулок, печь, комната, согласный звук);
-свежий (хлеб, земля, вечер, стол, след, небо, воздух);
-густой (клей, пакет, кисель, кустарник, борода, человек);
Составить словосочетания из слов 1-го и 2-го столбиков.
коричневый, карий платье, глаза, костюм
густой, дремучий лес, туман
горячий, знойный лето, вода, привет
смуглый, темный волосы, лицо, небо
старый, пожилой человек, учебник
Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам)
При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: 1 – высокий, 2 – средний и 3 (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.
Использование литературы:
Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика о развитии речи детей дошкольного возраста. – М; 2004
Бессонного Т.П. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М; 1997.
Методы обследования речи у детей. Под ред. И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной. – М; 1996.
Консультация для воспитателей
Обследование словарного запаса детей дошкольного возраста.
Составила:
Учитель – логопед: Хайбуллина А.М.
Источник