Диагностика восприятия и развития ребенка

Развиваем восприятие.
Восприятие дано человеку для познания окружающего мира. Главный анализатор окружающего мира — глаза, с помощью которых человек видит. Язык помогает нам ощутить вкус. Чувство слуха проявляется благодаря органам слуха — ушам. Пальцами рук, прикосновением кожи человек ощущает предметы — это осязание.
Большую часть информации дети дошкольного возраста воспринимают с помощью зрения и слуха, поэтому очень важно при подготовке к школе обратить особое внимание на развитие зрительного и слухового воображения.
■ Зрительное восприятие определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение чего-либо из книги, с доски или из других пособий.
■ Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребенка рассказать, как он понял прочитанный текст, или составить рассказ по картинке.
У детей 6-7-летнего возраста на достаточно высоком уровне развития должно находиться зрительно-пространственное восприятие.
Они должны уметь:
Различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира;
Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа — слева, над — под, на – за, сверху — снизу и др.);
Различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости;
Классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету;
Различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
Мысленно находить часть целого;
Достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.
Тесты на выявление уровня развития восприятия у детей
Тест на исследование зрительного восприятия
Тест определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого материала.
Ребенку показываются таблички с изображением предметов.
Задание ребенку:
— Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?
Фигуры представлены по степени сложности.
Результат
Высокий уровень — ребенок правильно нашел все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки.
Средний уровень — ребенок допустил 3-4 ошибки.
Низкий уровень — 5 ошибок и более.
Рекомендуем
Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.
Тест на исследование слухового восприятия
Ребенку диктуется предложение «Саша встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу».
Задание ребенку:
– Перескажи порядок действий Саши.
Результат
Высокий уровень: безошибочный ответ.
Средний уровень: 1-3 ошибки.
Низкий уровень: более трех ошибок.
Тест «Графический диктант»
Для выполнения данного задания приготовьте:
цветные карандаши: красного, синего, зеленого, желтого цветов;
лист из тетради в клеточку, отметив на нем точку черного цвета — начало выполнения работы.
Задание ребенку:
Возьми красный карандаш. Отсчитай от черной точки вправо 2 клеточки. Раскрась третью клеточку красным цветом.
Возьми синий карандаш. Отсчитай от красной клетки вверх 4 клеточки.Раскрась синим цветом пятую клеточку.
Возьми зеленый карандаш. Раскрась зеленым цветом клеточку, расположенную слева от синей клетки.
Возьми желтый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вниз 6 клеточек. Раскрась желтым цветом седьмую клетку.
Результат
■ Если задание выполнено правильно и ровно раскрашено — отличный результат;
■ Если допущены ошибки — тренируйтесь!
■ К ошибкам относятся: неверный шаг в направлении, счете, начале отсчета.
Упражнения на развитие восприятия
1. Упражнения на развитие умения различать и выделять предметы, а также буквы и цифры, написанные разным шрифтом
Упражнение 1.
Рассмотрите с ребенком рисунок (см. илл. № 1).
Задание ребенку:
— Сосчитай, сколько на рисунке спряталось птиц.
Упражнение 2.
Рассмотрите с ребенком рисунок (см. илл. № 2).
Задание ребенку:
— Что изображено на рисунке? Раскрась карандашами разного цвета.
2. Рассмотрите с ребенком рисунки (см. илл. № 3).
Задание ребенку:
— Кто изображен на рисунке?
Упражнение 3. «Чуткий слух»
Для выполнения задания нужна небольшая непрозрачная коробка с крышкой, а также штук 7-9 предметов, легко помещающихся в эту коробку.
Задание ребенку:
— Определи на слух количество предметов в коробке.
Ребенок прежде, чем назвать число, может подержать коробку в руках и потрясти ее над ухом.
Рекомендуем
Использовать самые разные предметы: пуговицы, игрушки, шарики, конфеты, кнопки, гайки. Проследите, чтобы крышка коробки не открывалась самопроизвольно.
Упражнение 4. «Точный глаз»
Для выполнения задания нужен прозрачный стакан, а также штук 10-15 небольших предметов, свободно помещающихся в этот стакан.
Задание ребенку:
— Определи на взгляд количество предметов в стакане.
После этого стакан с предметами демонстрируется ребенку в течении 10-15 секунд. Стакан убирается, и ребенок называет, сколько, по его мнению, в стакане находится предметов.
Рекомендуем
Использовать разные предметы: пуговицы, спички, шарики, конфеты. Конфеты после выполнения задания можно отдать ребенку и просто съесть.
Упражнение 5. «Нежные пальцы»
Для выполнения задания нужен непрозрачный мешочек или пакет и штук 8-10 различных отрезков веревочек, шнурков или проволоки длиной 10-15 см.
Задание ребенку:
— Определи на ощупь количество отрезков в мешочке.
Ребенок, пошарив рукой в мешочке, называет, сколько, по его мнению, в мешочке находится различных отрезков.
2. Упражнения на развитие умений характеризовать пространственные
взаимоотношения предметов
(справа — слева, над — под,
на — за, сверху — снизу и др.)
Задачи данных упражнений:
■ научить различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и других людей;
■ научить правильно называть предметы, расположенные спереди и сзади, слева и справа, сверху и снизу от самого себя и другого человека.
■ научить различать у себя левую и правую руку.
Как познакомить ребенка с понятиями
«вперед — назад», «право — лево», «верх — низ»
Начинать изучать направление «вперед» и «назад» ребенок может на примере своего тела. Впереди расположены глаза (попросите ребенка дотронуться до них), нос, рот и т. д. Сзади человека расположена спина.
После этого ребенок может показать знакомые ему части человеческого лица и тела на кукле или рисунке. Для закрепления понятий «вперед — назад» попросите ребенка по команде сделать шаг вперед, два шага назад.
С понятиями «право — лево» ребенок знакомится на примере правой и левой половины своего тела: правая и левая рука, ухо, глаз, правая и левая части тела. Для правильного узнавания поначалу можно использовать разноцветные ленточки, которые повязываются ребенку на руки (например, красную — на правую, белую или синюю — на левую).
С понятиями «верх — низ» ребенок также знакомится на примере своего тела. Голова расположена выше туловища, ноги — ниже и т. п.
Рекомендуем
Для закрепления данных понятий выполнять различные виды физминуток.
Упражнение 1.
Расскажите, как расположены элементы узора на карточке (в центре, в левом нижнем углу и т. д.).
Упражнение 2.
Рассмотрите с ребенком рисунки (см. илл. № 4).
Задание ребенку:
— Где находится обезьянка по отношению к пальме? При ответе ребенок должен использовать слова: слева, справа, на, за, перед.
Полезный совет
Поиграйте с ребенком в игру-объяснение, направленную на развитие пространственного мышления.
Правила игры.
Играют два человека. Водящий дает команду:
— Положи книгу на … (стол, стул, диван и т. д.). Другой игрок должен показать, куда положить книгу.
Рекомендуем
использовать другие предлоги: в, около, над, у, под, за, перед и др.
Упражнение 3.
Рассмотрите картинку (см. илл. № 5). Помогите ребенку составить рассказ о том, что он видит, используя слова: над, под, на, слева, справа, сверху.
Полезный совет
Вместе с ребенком поиграйте с игрушками вашего малыша. Попросите его посадить, например, куклу посередине стола, медвежонка — справа от куклы, а собачку — слева.
Упражнение-тест 4.
Если вы хотите проверить, как ваш ребенок усвоил понятия «право – лево» и «верх — низ», выполните с ним следующее задание.
Дайте ребенку чистый лист бумаги. Попросите его поставить в центре листа красным карандашом точку. Пусть он нарисует в верхнем левом углу солнышко, в нижнем правом углу — грибок, в верхнем правом углу – тучку, а в нижнем левом углу — цветочек.
Ребенок может рисовать предметы по вашему выбору (машину, куклу, яблоко, геометрические фигуры и т.д.).
Упражнение 5.
Данное задание направлено на развитие понятий «вне» и «внутри».
Задание ребенку:
Отметь синим карандашом точку, которая расположена вне круга, но внутри треугольника.
Отметь красным карандашом точку, которая расположена вне круга и вне треугольника.
Отметь зеленым карандашом точку, которая расположена внутри круга, но вне треугольника.
Отметь жёлтым карандашом точку, которая расположена и внутри круга, и внутри треугольника.
Упражнение 6. Графический диктант Эльконина
Графический диктант — рисование узоров на тетрадном листке под диктовку педагога.
Данное упражнение развивает способность ребенка ориентироваться в пространстве листа, позволяет повысить его уровень внимательности, умение выполнять словесные инструкции. Кроме того, развивает умение работать по указаниям учителя в заданном ритме.
Полезный совет
■ Сначала необходимо проверить знание ребенка левой и правой стороны, его умение слушать и выполнять указания взрослого.
■ Потренировать в рисовании узора «в воздухе»: подняли руку с ручкой вверх, теперь направо, налево, вниз…
■ Все узоры следует диктовать медленно и четко.
■ Предупредить, чтобы ребенок слушал внимательно, т.к. повторять команды нельзя.
■ Если ребенок допускает ошибку, рисуя тренировочный узор, вы можете его поправить, помогая ему точно выполнить инструкцию.
■ Когда ребенок перейдет к рисованию последующих узоров, вы должны следить только за тем, чтобы каждый новый узор начинался от нужной точки.
■ Точки для начала рисования на листе проставляются заранее.
Задание ребенку
– Сейчас мы будем рисовать узоры. Постарайся, чтобы они получились красивые и ровные. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону надо провести линию. Не отрывай карандаш от бумаги, старайся, чтобы линия была непрерывной. Поставь карандаш на первую точку. Это будет начало нашего узора.
Узор 1 (не оценивается)
Для тренировки дать простой узор: одна клеточка вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна клеточка вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо и т. д. Дальше ребенок рисует сам до конца строчки.
Узор 2
Задание ребенку:
— Теперь поставь карандаш на вторую точку. Внимание! Начинаем рисовать. Одна клеточка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо. А теперь продолжай этот же узор сам.
Узор 3
Задание ребенку:
— Поставь карандаш в указанной точке. Внимание! Начинаем работу. Две клеточки вправо, две клеточки вниз, одна клеточка влево (выделить голосом), одна клеточка вниз, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево, две клеточки вверх, три клеточки вправо, две клеточки вниз, одна клеточка влево, одна клеточка вниз, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево, две клеточки вверх. А теперь продолжай этот же узор сам.
Узор 4
Задание ребенку:
— Поставь карандаш в точке, указанной красным карандашом. Внимание! Начинаем работу. Три клеточки вверх, три вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, одна влево, две вниз, три вправо, три вверх, три вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, одна влево, две вниз, три вправо. А теперь продолжай этот же узор сам. Посмотрим, что получилось.
Рекомендуем
Выполните с ребенком графические диктанты из вклейки (см. ил л. № 6).
Полезный совет
Замечательно, если ваш ребенок выполнил это задание абсолютно правильно и сделал все узоры без ошибок.
Если ребенок сделал ошибки, посмотрите, какого они типа: путает «право — лево», «верх — низ», не проводит нужное количество клеточек, прерывает линию.
Если ребенок не смог справиться с этими заданиями, возможно, у него проблемы с развитием внимания, ориентацией в пространстве листа. Попробуйте еще раз сделать это задание вместе с ним.
Придумайте новый узор для ребенка, а потом попросите придумать узор для вас и продиктовать его вам.
3.Упражнения на развитие умения классифицировать фигуры по форме,
размеру, цвету
Упражнение 1
Рассмотрите с ребенком эти фигуры.
Задание ребенку:
— Как они называются? Что у нас в комнате похоже на 1-ю, 2-ю, 3-ю фигуру? А во дворе? А на улице?
Рекомендуем
Рассмотреть и назвать лоскуты разного цвета, найти в комнате предметы такого же цвета.
Упражнение 2
Задание ребенку:
— Помоги художнику дорисовать картинки (см, илл. № 7).
Упражнение 3.
Рассмотрите с ребенком рисунок.
Задание ребенку:
— Чем отличаются все фигуры, нарисованные слева, от всех фигур справа?
Упражнение 4.
Рассмотрите эти фигуры.
Задание ребенку:
— В какие группы их можно объединить?
а) квадраты, прямоугольники (четырехугольники), треугольники, круги;
б) большие фигуры, маленькие фигуры;
в) группирование части фигур.
Упражнение 5.
Задание ребенку:
— Раскрась фигуры, которые не являются треугольниками. Нарисуй столько палочек, сколько на рисунке треугольников.
Упражнение 6. «Геометрическое лото»
Такое дидактическое пособие можно подготовить самим.
Оно состоит из 48 геометрических фигур трех форм (круги, треугольники, квадраты), двух размеров (большие, маленькие), четырех цветов (красные, синие, желтые, зеленые) – по две одинаковые фигуры каждого вида.
К, С, Ж, 3 К, С, Ж, 3 К, С, Ж, 3
Задание ребенку:
Выбрать фигуры только красного цвета (синего, желтого, зеленого);
Выбрать квадраты (треугольники, круги);
Выбрать красные треугольники (синие, желтые, зеленые);
Выбрать красные круги (синие, желтые, зеленые);
Выбрать фигуры большого размера (маленького);
Выбрать фигуры большого размера красного цвета (синие, желтые, зеленые);
Выбрать фигуры маленького размера красного цвета (синие, желтые, зеленые) и другие.
Упражнение 7.
Задание ребенку:
— Пофантазируйте, на что похожи эти пятна (см. илл. №8).
Упражнение 8.
Задание ребенку:
— Выбрать предметы одинаковой формы (цвета, размера).
4. Упражнения на развитие умения находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей
Упражнение 1.
Задание ребенку:
— Расскажи, из каких геометрических фигур составлены цыпленок и рыбка.
Упражнение 2.
Рассмотрите с ребенком роботов.
Задание ребенку:
— Из каких геометрических фигур они состоят? Красными овалами обведи на левом роботе те части, которыми они похожи; синими овалами на правом роботе – те части, которыми они отличаются.
Упражнение 3. «Составь узор»
Задание развивает у детей умение различать предметы по цвету, форме, расположению. Для работы понадобиться набор геометрического лото.
Задание ребенку:
— Составь узор.
Например:
— положи на середину стола (листа бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга 2 желтых треугольника, справа и слева — 2 красных;
— правее этого узора выложи другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположи от круга по углам, вверху и внизу — красные, справа и слева — синие квадраты;
— составь любой узор из фигур и расположи его левее первого узора.
Игры на развитие восприятия и воображения
«Откуда голосок?»
Правила игры.
Ребенок становится спиной к играющим, ведущий просит указать, откуда голос: сзади, слева от него или справа, — а затем сказать, чей голос он услышал.
Ведущий молча рукой показывает, кто должен громко не спеша произнести какой-либо звук (слово, предложение).
Рекомендуем
Проводить эту игру в парке, сквере, на детской площадке.
«Построй домик из данных фигур»
Игра учит различать предметы по форме.
Правила игры
Вариант 1.
Ведущий предлагает из подготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников построить домик и назвать, где какая фигура находится.
Рекомендуем
Аналогично провести игры «Построй парусную лодку из данных фигур», «Построй елочку из данных фигур», «Построй катер», «Построй вагон», «Построй поезд из фигур» и т. д.
Вариант 2.
Ведущий предлагает построить домик из 6, 8, 10 палочек.
Рекомендуем
Аналогично построить из палочек снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и посчитать число использованных палочек. Этим заданием вы закрепите умение ребенка считать до 10.
«Угадай загадки Буратино (Веселого Карандаша)»
Правила игры
Ведущий показывает любую фигуру (круг, квадрат, треугольник) и предлагает отгадать загадки Буратино:
Что можно нарисовать из круга? (Яблоко, арбуз, мяч и т.д.).
Что можно нарисовать из квадрата? (Портфель, ящик, печенье и т.д.).
Что можно нарисовать из треугольника? (Елочку, парусную лодку, пилотку, флажок и т. д.).
Рекомендуем
Выполнить это задание «письменно», т. е. нарисовать предметы, которые придумал ребенок.
Источник

КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Особенности развития восприятия дошкольника.
Широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.
Видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления;
Оценить различные стороны психомоторного развития детей;
Таким образом, представленные тесты и диагностические методики
Диагностика физического развития дошкольников
Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста
1/2(42+46)
Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств.
Темпы прироста (%) | Оценка | За счет чего достигнут прирост |
До 8 | Неудовлетворительно | За счет естественного роста |
8-10 | Удовлетворительно | За счет естественного роста и естественной двигательной активности |
10-15 | Хорошо | За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания |
Свыше 15 | Отлично | За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений |
позволяют:
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь: ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.
В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:
— восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
— зрительное восприятие становится одним из ведущих;
— воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов);
— совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.
Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление.
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.
Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.
Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и социальные роли людей.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Если в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.
Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности.
Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина и др., – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания, измерения и др. в процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.
За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, прямоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины; о времени.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.
1) Тест на восприятие детей от 3 до 5 лет “Разрезные картинки”
Картинки, разрезанные на несколько частей.
Для 3 – 4-летних детей используют картинки, разрезанные на 2-4 части,
Для 4 – 5-летних детей – картинки, разрезанные на 2-6 частей.
Инструкция.
Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.
Проведение теста.
Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов -от более простых к сложным.
Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагает начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.
Анализ результатов.
При интерпретации, прежде всего обращают внимание на наличие у ребенка целостного образа предметов. Тест направлен и на изучение уровня развития действий восприятия, умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета.
– В норме дети легко справляются с такими заданиями, быстро узнают нарисованные предметы, при сборке которых возможны некоторые затруднения в деталях (например, найти правильное место для клюва или хвостика).
-О нарушении восприятия можно говорить в том случае, если 4-летний ребенок не может узнать ни яблоко, ни елку.
В этом случае необходимо начать обучение ребенка, показать ему наиболее характерные детали этих предметом, вместе с ним собрать картинку. После обучения необходимо предложить ребенку выполнить аналогичное задание, но уже без помощи взрослого. В сложных случаях детям показывают, на что надо смотреть, то есть показывают, как искать информативные точки не на одном, а на нескольких предметах.
Уровень развития действий восприятия и степень их интерпретации исследуют и с помощью теста “Коробочка форм”.
2)Тест на восприятие “коробочка форм”.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 10471; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник