Диагностика уровня развития ребенка в конструировании

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №62»

Параметры мониторинга и диагностический инструментарий

по программе «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников».

Воспитатель: Л.В. Попова

Параметры мониторинга и диагностический инструментарий рассчитаны на детей в возрасте 3-4 лет.

Мониторинг проводится 2 раза в год с целью выявления эффективности и корректировки программы обучения легоконструированию.

Критерии оценки параметров:

Низкий уровень – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.

Средний уровень – ребенок с помощью взрослого выполняет лишь некоторые параметры оценки.

Высокий уровень – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.

Уровень выше высокого – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно

Ф.И. ребенка

Параметры

Умение анализировать простейшие постройки, различать и называть величину деталей (большая, маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая, такая же как)

Умение строить элементарные предметные конструкции по своему замыслу (мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 варианта каждого вида)

Использова-ние технических навыков  при сооружении постройки (накладыва-ние, приставление, прикладыва-ние).

Умение изменять постройки двумя способами, заменяя детали другими или надстраивая их в высоту, длину (высокая – низкая, узкая – широкая)

Умение конструиро-вать  по образцу

Умение дополнять постройку  в соответствии со схемой

Умение обозначать в речи пространственное расположение детали (вверху, внизу, с боку )

Умение работать по схеме (располо-жить детали в нужной последова-тельности)

Гулемин Егор

Дудкина Кристина

Клоков Тимофей

Козлова Полина

Листопад Диана

Малькова Даша

Савина Яна

Сотчихина Полина

Торопов Никита

Фаттахова Даша

Федосеева Милена

Фёдоров Виктор

Фигурина Даша

Фомина Лиза

Черноскутов Максим

Черепанов Данил

Черных Маша

Яковлев Кирилл

Итого:

Параметр №1. Умение анализировать простейшие постройки, различать и называть величину деталей.

Подготовка исследования. Подобрать 4 бруска одинакового цвета; 3 бруска отличаются длиной грани на 2 см,  4-й брусок равен любому из них.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.

Задание (вариант 1): Перед ребенком кладут 3 разных по величине бруска, показывают брусок, равный по величине одному из них, просят найти такой же брусок среди лежащих на столе. Предлагают проверить правильность выполнения задания. Ребенку предлагают определить и назвать величину каждого бруска.

вариант 2: Бруски заменяют на кубики. Инструкция остается та же, что и 1 варианте.

Параметр №2. Умение строить элементарные предметные конструкции по своему замыслу.

Подготовка исследования. Подготовить набор строительных материалов для конструирования (детали разной формы, цвета и величины). 

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагается что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал, а затем поиграть с этим предметом.

Обработка данных. Процесс детского конструирования анализируются на основе наблюдения по схеме:

  1. Наличие элементов планирования (рассматривает конструктивный материал, формирует замысел в речи или сразу приступает к работе);
  2. Устойчивость замысла (меняется ли по ходу конструирования, по какой причине, какие интересные детали вносит в конструкцию);
  3. Содержание конструкции (какой предмет построен);
  4. Передача формы и пропорций предмета (точная, искаженная во второстепенных деталях, неправильная);
  5. Самостоятельность в процессе конструирования (просит ли взрослого помочь и на каком этапе деятельности, выполняет самостоятельно);
  6. Отношение к процессу и результату конструирования (проявляет интерес, безразличен, конструирует без желания);
  7. Оригинальность (насколько часто встречаются похожие конструкции у детей данного возраста, а также уровень сложности конструкции);
  8. Отражение в речи компонентов конструирования (цели, мотивы, действия и пр.), характеристик постройки (“большой дом”, “красивый мост”), оценок своей деятельности и ее результата;
  9. использование конструкции в последующей игровой деятельности (как обыгрывает конструкцию, с помощью чего развивает сюжет: игрушки, звукоподражания, выполнения роли и пр.).
Читайте также:  Системный подход к диагностике развития ребенка

Параметр №3. Использование технических навыков при сооружении постройки.

Подготовка исследования. Подготовить набор строительных материалов для конструирования (детали разной формы, цвета и величины). 

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагается что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал.

Обработка данных. Процесс детского конструирования анализируются на основе наблюдения. Воспитатель отмечает, какие технические навыки использовал ребенок во время конструирования.

Параметр №4. Умение изменять постройки двумя способами, заменяя детали другими или надстраивая их в высоту, длину

Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (детали разной формы, цвета и величины), 2 готовых постройки «башня».

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагается изменить 1 башню так, чтобы она стала высокая (или низкая), а 2 башню так, чтобы она широкая (или узкая).

Параметр №5. Умение конструировать  по образцу.

Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (детали разной формы, цвета и величины), постройку «домик» из лего блоков.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают построить такой же домик.

Параметр №6. Умение дополнять постройку  в соответствии со схемой.

Подготовка исследования. Подготовить незавершенную постройку «башня» из лего блоков и схему этой башни (в готовом варианте), несколько блоков лего (детали завершения постройки + лишние детали).

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают посмотреть на схему и на недостроенную башню, определить чего не хватает, дополнить постройку в соответствии со схемой.

Параметр №7. Умение обозначать в речи пространственное расположение детали.

Подготовка исследования. Подготовить постройку «домик» из лего блоков.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают посмотреть на постройку, определить и назвать где находится крыша у дома, фундамент, окна относительно двери.

Параметр №8. Умение работать по схеме.

Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (берутся только те детали, которые есть на схеме), схему башни.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают рассмотреть схему и построить башню такую, как на схеме. Анализируется расположение деталей, их цвет и размер.

Список использованной литературы

  1. Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной ситуации.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 16с.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2003
  3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
  4. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации /авт.-сост. И.В. Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Мизанова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» нижнетагильский филиал.- Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» ТНФ.- Нижний Тагил, 2015. – 168с.

Источник

Диагностика уровня развития конструктивной деятельности  детей IIмладшей   группы Детского сада № 252.

Воспитатели:                                                                        Дата:

Фамилия, имя ребёнка

Конструирование по образцу

Конструирование по условиям

Средний балл

%

1

Опт. –

Выс. –

Сред. –

Низ. –

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Средний балл:

Диагностика уровня развития конструктивной деятельности  детей средней группы Детского сада № 252.

Воспитатели:

Фамилия, имя ребёнка

Конструирование по образцу

Конструирование по условиям

Средний балл

%

1

Опт. –

Выс. –

Сред. –

Низ. –

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Средний балл:

Читайте также:  Значение правильного питания для развития ребенка

Дата:

Диагностика уровня развития конструктивной деятельности детей старшей группы Детского сада № 252.

Воспитатели:                                                                                                    Дата:

Фамилия, имя ребёнка

Умение создавать замысел (образ будущей пост-ки)

Умение определять ср-ва его реализации

Умение намечать послед-ть практических дей-ий приводящих к реал-ии задуманного

Умение отбирать материал по форме, цвету, величине в определ-ом сочетании

Умение практически осущес-ть намеченное

Положитель-ное отношение

к процессу деят-ти и к её результату

Средний

балл

%

1

Опт. –

Выс. –

Сред. –

Низ. –

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Средний балл:

Диагностика уровня развития конструктивной деятельности детей подготовительной группы Детского сада № 252.

Воспитатели:                                                                       Дата:

Фамилия, имя ребёнка

Умение создавать замысел (образ будущей пост-ки)

Умение определять ср-ва его реализации

Умение намечать послед-ть практических дей-ий приводящих к реал-ии задуманного

Умение отбирать материал по форме, цвету, величине в определ-ом сочетании

Умение практически осущес-ть намеченное

Положитель-ное отношение

к процессу деят-ти и к её результату

Средний

балл

%

1

Опт. –

Выс. –

Сред. –

Низ. –

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Источник

Протокол № ______

Результатов диагностики по конструированию

«Угадай что нарисовано»

Занятие № 1

Группа: Средняя «А»

Воспитатели: Вершинина И.П., Шмидт С.С.

Дата проведения диагностики ________________________________________________

Обследовано количество детей_____________

На диагностике присутсвовали___________________________________________________

(зам. зав. по ВМР, педагог-психолог)

Результаты диагностики

Показатель №1. узнавание детали по чертежу.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4-5 деталей определяют верно

2-3 детали узнают правильно.

 0-1 случай узнавания детали по ее изображению на чертеже-развертке.

Фамилия, имя ребенка

Фамилия, имя ребенка

Фамилия, имя ребенка

Всего:

Всего:

Всего:

Показатель №2. точность самостоятельного воспроизведения простых конструкций по их схематическому изображению.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

«читают» схему правильно и воспроизводят постройки «с места» на основе глазомерной ориентировки в схеме, действуют самостоятельно.

схемы воспроизводят с ошибками (на положение фигур, их соотношение с другими, на поворот асимметричных фигур), которые исправляют по словесному указанию взрослого или после практического примеривания фигур к схеме, что делают самостоятельно.

правильно воспроизводят конструкции только при практическом использовании схемы путем прямого наложения на нее деталей. В своих действиях не самостоятельны, требуется пошаговое руководство воспитателя и показ способа соотнесения деталей с их изображениями на схемах.

Фамилия, имя ребенка

Фамилия, имя ребенка

Фамилия, имя ребенка

Всего:

Всего:

Всего:

Протокол № 2

Результатов диагностики по конструированию

Конструирование по готовой графической модели постройки (вид спереди)

Занятие № 2

Группа средняя «А»

Воспитатели: Вершинина И.П., Шмидт С.С.

Дата проведения диагностики  ______________________-

Цель:  выявление у детей умения анализировать схему постройки и воспроизводить ее из предложенных деталей в виде предложенной конструкции предмета.

Обследовано количество детей ____________________

На диагностике  присутствовали_________________________________________________

 (зам. зав. по ВМР, педагог-психолог)

Результаты диагностики

Показатель №1 точность самостоятельного воспроизведения постройки по схеме.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

могут самостоятельно и безошибочно «читать» схему «на глаз», недостающую деталь заменяют правильно, воспроизводят конструкцию точно по схеме

при самостоятельной работе по схеме пытаются «читать» ее «на глаз», но допускают неточности и ошибки, которые исправляют либо благодаря словесной помощи воспитателя, либо с помощью практического наложения детали на схему или ее приближения к ней.

воспроизводят по схеме только отдельные фрагменты конструкции, используют все детали, в том числе лишние, чаще создают собственные варианты постройки, отличающиеся от предложенного в графической модели. Нуждаются в помощи взрослого. Словесных указаний и советов детям этого уровня недостаточно, требует непосредственный показ способа действий с материалом.

Фамилия, имя ребенка

Фамилия, имя ребенка

Фамилия, имя ребенка

Всего:

Всего:  

Всего:  

Читайте также:  История развития ребенка обложка скачать форма

                                                          Протокол №  3

Результатов диагностики по конструированию

Конструирование по замыслу ребенка

Занятие № 3

Группа средняя «А»

Воспитатели: Вершинина И.П., Шмидт С.С.

Дата проведения диагностики __________

Цель: выявление у детей умения заранее, до начала строительных действий с материалом, мысленно представить себе будущую постройку и использовать для этой цели наглядный схематический набросок задуманного предмета и его конструкции из имеющихся деталей.

Обследовано количество детей _________________

На диагностике  присутствовали_________________________________________

 (зам. зав. по ВМР, педагог-психолог)

Результаты диагностики

Показатель №1. умение (на основе словесного плана и схемы) самостоятельно создавать развернутый замысел постройки и реализовать его в своей деятельности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 называют заранее тему постройки, удерживают ее в ходе работы, создают постройки, соответствующие названному предмету. Замыслы могут носить реалистический или символический характер. При обдумывании замысла использует расчлененную схему, части которой могут дать представление о строении предмета, но не о конструкции его частей, составленной из деталей

словесно определяют только темы и общий облик задуманного предмета, создают его схематический рисунок, который может содержать изобразительные элементы, не воспроизводимые в конструкции. О своем замысле рассказать не могут, реализуют его неточно. Способ конструирования предмета нащупывают практически. Образ задуманного предмета не четок и не расчленен на части.

словесный план и схематический рисунок как средства предварительного обдумывания постройки использовать не могут, название постройке дают в результате практического получения конструкции, напоминающей какой-нибудь предмет. Название закрепляется за постройкой непрочно

Фамилия, имя ребенка

Фамилия, имя ребенка

Фамилия, имя ребенка

Всего:  

Всего:

Всего:

Протокол № 4

Результатов диагностики по конструированию

Построение композиции по мотивам сказки «Кот, лиса и петух»

Занятие № 4

Группа средняя «А»

Воспитатели: Вершинина И.П., Шмидт С.С.

Дата проведения диагностики ____________________

Цель: выявление у детей умения создавать на основе использования строительных деталей условно-символические композиции по мотивам народных сказок, выражать в них свое эмоционально-познавательное отношение к событиям сказок и поведению персонажей.

Обследовано количество детей ____________________

На диагностике  присутствовали ________________________________________________

 (зам. зав. по ВМР, педагог-психолог)

Результаты диагностики

Показатели  учитываемые в оценке:

-обозначают персонажей разными деталями, отличающимися 1—2 признаками;

-при  воспроизведении  обстановки сказки учитывают смысловые моменты: далекий лес (в который ушел кот), дом с окошком (проем как символ недостаточной защищенности петуха от хитрой лисы,   возможности для лисы его выманить);

-повторяют действия персонажей, усиливая осторожность одних — кота и петуха — и хитрость лисы. 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

самостоятельно замещают персонажей с учетом их своеобразия; дом строят с окошком, петушка сажают с внутренней стороны дома, кота помещают в далекий лес, стремятся разыграть все эпизоды сказки.

при замещении учитывают различие персонажей, могут комбинировать 2 признака -цвет и размер деталей; с помощью словесной подсказки воспитателя могут расположить лес в отдалении, а дом с дверью и окошком. Могут разыграть при участии воспитателя 1-2 эпизода сказки.

при замещении персонажей деталями не учитывают их особенностей, выбирают заместители в случайном порядке, в лучшем случае с учетом различия размеров. Лес может располагаться очень близко к дому, дом строят условно, забывая об окошке. Для создания композиции требуется пошаговое руководство действиями детей со стороны воспитателя

Фамилия, имя ребенка

Фамилия, имя ребенка

Фамилия, имя ребенка

Всего:

Всего:  

Всего:

Источник