Диагностика уровня развития ребенка продуктивные виды деятельности
Рисование:
Анализ продуктов детской деятельности. Для данного вида работы были взятырисунки 4 детей из одной подготовительной группы «Звездочки» . 1. Ксения И., 2. Марина Ю., 3. Толя П., 4. Ваня Р.
1.Содержание изображения
№ | И. Ф. | Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. | Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. | Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения. | Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа. | Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи |
Ксения И | В | В | В | В | В | |
Марина Ю | В | С | С | В | В | |
Толя П | С | С | Н | С | С | |
Ваня Р | Н | Н | Н | Н | Н |
Уровни определены на основе уровней программы «Детство» (В- высокий;; С-средний; Н- низкий). Анализ детских работ представленв кратком описание созданного каждым ребенком изображения.
1.Ксения И. быстро и с радостью принялась за работу.1) Изображение расположены в середине листа в соответствии с содержанием своей работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, передала относительную величину ребенка и взрослого. 3) Контур нарисован простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами, штрихи четкие расположены в одном направлении. Выбрала самостоятельно сюжет (Моя семья в парке).4)Рисунок украсила в соответствии с выбранной тематикой. 5) Все члены семьи исполнены аккуратно.
2.Марина Ю. С радостью и с желанием взялась за работу. 1) Изображение расположены в середине листа в соответствии с содержанием своей работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, но не сумела передать относительную величину ребенка и взрослого, и соответствие величины частей тела.(Голова большая, руки маленькие, ноги тонкие палки) 3) Контур нарисован простым карандашом с последующим закрашиванием простым карандашом, но штрихи четкие расположены в одном направлении. Выбрала самостоятельно сюжет (Моя семья на прогулке). 4) Рисунок украсила цветными карандашами, штрихи расположены в одном направлении. 5) Рассказывая о своем рисунке положительно отозвалась о всех изображенных членах семьи.
3.Толя П. Без особого азарта взялся за работу. 1) Изображение расположены в правой нижней части листа, что не вполне соответствует содержанию работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, но не верно передал относительную величину ребенка и взрослого (Папа очень маленький по сравнению со своим изображением). 3) Контур нарисован не простым карандашом (Красным) с последующим закрашиванием цветными карандашами, штрихи нечеткие расположены в хаотичном направлении выходящими за контур. Долго не мог выбрать сюжет. Задавал много вопросов выкрикивая и громко бурчал пока рисовал. 4)Рисунок украсил цветным фоном. 5) Все члены семьи присутствуют и исполнены в сюжете рисунка.
4. Ваня Р Долго не принимался за работу, прежде чем приступить к работе плакал. 1) Изображение расположены в нижней части листа, ноги срезаны краем листа что не вполне соответствует содержанию работы.2) Не умеет рисовать фигуру человека, не передал относительную величину ребенка и взрослого (Не возможно разобрать где взрослые где дети сам Ваня путается когда рассказывает о своем рисунке). 3) Контур нарисован не простым карандашом (Черным) с последующим закрашиванием черным карандашом, штрихи нечеткие расположены в хаотичном направлении. Не мог выбрать сюжет долго сидел не принимался за работу причитал, что у него все равно ничего не получится. Потом поплакал и только после этого взялся за работу 4)Рисунок не украсил фоном. 5) Не понятно, какие члены семьи присутствуют и исполнены в сюжете рисунка.
2. Передача формы:
В -форма передана точно;
С -есть незначительные искажения;
Н -искажения значительные, форма не удалась.
№ | И.Ф. | форма передана точно; | есть незначительные искажения; | искажения значительные, форма не удалась |
Ксения И. | + | |||
Марина Ю. | + | |||
Толя П. | + | |||
Ваня Р . | + |
3. Строение предмета:
В- части расположены, верно;
С- есть незначительные искажения;
Н- части предмета расположены неверно.
№ | И.Ф. | части расположены, верно; | есть незначительные искажения; | части предмета расположены неверно |
Ксения И. | + | |||
Марина Ю. | + | |||
Толя П. | + | |||
Ваня Р . | + |
Высокий уровень у Ксюши, Средний уровень у Марины и Толи, Низкий уровень у Вани.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
В- пропорции предмета соблюдаются;
С- есть незначительные искажения;
Н- пропорции предмета переданы неверно.
№ | И.Ф. | пропорции предмета соблюдаются;; | есть незначительные искажения; | пропорции предмета переданы неверно |
Ксения И. | + | |||
Марина Ю. | + | |||
Толя П. | + | |||
Ваня Р . | + |
Высокий уровень у Ксюши, Средний уровень у Марины и Толи, Низкий уровень у Вани.
5. Передача движения.Этот критерий оценивается тогда,когда задача передать движениевыделалась на занятии или вытекает из темы занятия (старший дошкольный возраст) :
№ | И.Ф. | пропорции предмета соблюдаются;; | движение передано неопределенно, | изображение статичное. |
Ксения И. | + | |||
Марина Ю. | + | |||
Толя П. | + | |||
Ваня Р . | + |
5. Цвет.В этом критерии мы также выделали две группы показателей:
а)– цветовое решение изображения, характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствует замыслу и выразительности изображения:
№ | И.Ф. | а)передан реальный цвет предметов | а)есть отступления от реальной окраски | а) цвет предметов передан неверно | б) многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого | б) преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно | б) безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете ( или случайно взятыми цветами). |
Ксения И. | + | + | |||||
Марина Ю. | + | + | |||||
Толя П. | + | + | |||||
Ваня Р . | + | + |
6. Композицияа) расположение изображений на листе:
№ | И.Ф. | по всему листу; | на полосе листа; | носит случайный характер |
Ксения И. | + | |||
МаринаЮ. | + | |||
Толя П. | + | |||
Ваня Р | + |
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе«Моя семья»
Тема: Моя семья
Цель: Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.
Проследить место ребенка в семье. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства; продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением, передавать различия в величине изображаемых предметов.
Задачи:
1. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка.
2. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.
3. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.
4. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа.
5. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.
Материал: Бумага белая формата А4, шаблон рамки, цветные карандаши.
Репродукции работ художников с изображением семьи.
Ход НОД.
Воспитатель | Дети |
I. Вводная часть Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку: Очень люблю, когда все собираются, Белою скатертью стол накрывается. Бабушка с мамою, папа и я Мы называемся вместе | (семья). |
II. Основная часть. Темой нашего занятия будет «Моя семья». Что такое семья? | (Ответы детей). |
Семья – это родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка. Родные, которых мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся и кому желаем добра и счастья. Семью почитали с древних времен и народ сложил много пословиц: – «Мой дом – моя крепость». – «На что и клад, коли в семье лад». – «В гостях хорошо, а дома лучше». – «При солнышке тепло, при матери добро». – «Без корня и полынь не растет». Дидактическая игра “Подбери признаки” – А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д. Мама (какая) – | добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная. |
Папа – | строгий, умный, сильный |
Бабушка- | старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая |
Дедушка – | старый, мудрый, седой |
Сестра – | весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая |
Брат – | сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный. |
Пальчиковая гимнастика (дружная семья) – согнутый кулак, поочерёдное разгибание пальцев. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка А вот этот пальчик – Я Вместе дружная семья! Продуктивная деятельность детей. – Молодцы, присаживаемся на свои стульчики. – Ребята, перед вами шаблон рамки, его надо обвести, а в середине нарисовать свою семью. У вас получится портрет семьи в рамке. Рамку оформляете по своему желанию. Например: вы рисуете свою семью во время отдыха на море, рамку можно оформить в морской теме, нарисовать волны, ракушки | |
Приступаем к работе. | |
III. Заключительная часть Анализ работ. Воспитатель: – Что мы сегодня рисовали? (Портрет семьи). Вы все постарались, у вас получились замечательные портреты своей семьи. Желаю вам, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. | Ответы детей. Выставка работ. |
Вывод: По всем показателям Ксюша показала высокий результат. Что говорит о благополучии в семье. Ребенок жизнерадостный, но не избалованный. Марина и Толя показали средний результат. А Ваня показал очень низкий результат. С помощью этого рисунка мы определили место ребенка в семье. И по нашим наблюдениям: В семье Толи он занимает главное место. Это прослеживается и в поведении ребенка, что мир крутится весь вокруг него. Ребенок растет эгоистичным уважения к старшим нет. В семье Марины главной является мама это можно предположить из рисунка девочки. Так как мама нарисована яркой, четкой и с ярко красной помадой и с большим ртом. Особое внимание необходимо обратить на Ваню так как весь рисунок в черном цвете. Не имеет каких либо красок. Семья Вани не благополучная, родители часто выпивают и ребенком не занимаются. В семье есть еще дети младшие и старшие, но по сути Ваня один. Им не занимаются ни братья ни сестры не родители.
Лепкав подготовительной группе.
Тема: «Лепка кошки»
Цель: учить детей лепить четвероногое животное – кота, передавать овальную форму (туловища, округлую (головы, цилиндрическую (лапы, короткие уши, длинный хвост; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять путем примазывания одной части к другой; развивать самостоятельность, вызвать у детей удовольствие, что получается похожее изображение, продолжать воспитывать сочувствие и любовь к животным.
Оборудование: глина, доски, стеки, розетки, салфетки, живой кот Тёма, музыкальный центр, диск с произведениями композитора Гречанинова: «Котик заболел», «Котик выздоровел».
Ход занятия.
Воспитатель | Дети |
I Вводная часть | |
Дети, послушайте, пожалуйста, музыку композитора Гречанинова | (Прослушивание музыки). |
Про кого композитор Гречанинов написал? | Про котика |
Молодцы! Правильно, это про котика, который веселый, резвый и радостный. А сейчас отгадайте, пожалуйста, мою загадку: Мохнатенький, усатенький Молоко пьет, песенки поет. | Это котик |
II Основная часть | |
. Молодцы! Ой, вы слышите, кто-то за дверью царапается, пойду-ка, погляжу. (Возвращается вместе с живым котом, дети здороваются, гладят). Воспитатель. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые | |
Дети, это – кот Тёма. Я его на наше занятие принесла. Вам он нравится? А сейчас давайте рассмотрим хорошо Тёму и расскажем: из каких частей состоит его тело? | Из туловища, головы, лап, хвоста и ушей. |
скажи, пожалуйста, какой формы туловище Тёмы? | Овальной формы |
Правильно, молодец! А голова | Круглой формы |
Да, круглой формы, но мордочка немного вытянута, видите? А лапы какие и сколько их? | Лапы длинные, пушистые и их четыре |
А подскажите, хвост какой величины | У него пушистый, длинный хвост и еще два ушка. |
Какие они? | Маленькие. |
Посмотрите, ушки маленькие треугольной формы. Вам понравился кот Тёма? | Ответы детей. |
Какой он? | Тёма красивый, пушистый, добрый, ласковый, мягкий. |
Что-то Тёма загрустил. Я поняла – почему? У Тёмы есть подружка Маня, они вместе дружат, играют. А я взяла да его в садик принесла. Ему грустно одному, потомучто нет рядом Мани. Дети, вам бывает иногда грустно? Когда грустное настроение, не хочется ничего делать: ни играть, ни рисовать, ни петь. Вы знаете, что от тоски заболевают? И наш Тёма заболел. А сейчас, дети, послушайте, пожалуйста, еще одно произведение композитора Гречанинова. (Звучит музыка композитора Гречанинова «Котик заболел»). | |
какую музыку мы прослушали? | Грустную, печальную. |
Да, Тёме скучно у нас. Давайте, мы его сейчас отпустим, хорошо? (Отпускают Тёму в спальную комнату) | |
Дети, мы ему сделаем сюрприз. Каждый слепит кошку, их будет много. Мы ему покажем, а он очень обрадуется и болезнь его пройдет. Хотите, чтобы он выздоровел и с нам поиграл? | Да. |
У меня кусок глины, я его делю пополам, получилось сколько кусочков? Правильно, два кусочка одинаковой величины. Один кусочек я спрячу под влажную салфетку, чтобы не сох. Давайте, подумаем, с чего нужно начинать лепку? | Два |
Из этого кусочка я слеплю туловище. Скатаем шар все вместе, а затем слегка раскатываем, получилось… туловище. Беру другой ком глины, его разделим для каких частей тела? | Для головы, лап, хвоста. |
Правильно, молодец! Делю: вот для головы одна часть, четыре части для ног и одна часть для хвоста. | |
Круглую часть, нужно плотно присоединять, примазываем хорошо. А почему? | Чтобы крепко держалась |
как мы будем лепить лапы? | Нужно лепить столбики. |
Все лапы одинаковой длины? | Да. |
Давайте вместе сделаем лапы. Слепили. Положу их рядом, сравниваю: одинаковой ли длины? Если лапа длинная, я ее укорачиваю – излишек глины забираю. Вот и лапы прикрепила, хорошо примазываю. Остается у нас что? | Хвост. |
Мы уже знаем как лепить длинный хвост. Сережа, покажи, пожалуйста. Спасибо, Сережа. Присоединила плотно хвост. Остаются у нас… ушки. Посмотрите, я двумя пальцами прищипываю два маленьких ушка. Сделаю ручкой два глаза и получилась у меня кошка. Нравится вам? Вот и Тёма обрадуется. Хотите чтобы и вы порадовали его? Воспитатель дает возможность начать работу самостоятельно. По мере необходимости помогает тем, кто затрудняется. Он еще и еще раз показывает прием отдельным детям Советами, вопросами помогает им делать фигуры более выразительными: находить правильную длину лап, хвоста, ушей; напоминает как нужно пользоваться влажной салфеткой. За пять минут до конца занятия воспитатель предупреждает детей об этом. | |
III.Заключительная часть | |
В конце занятия появляется кот Тёма вместе с сумкой Он очень «радуется», увидев столько много кошек, перестает «болеть». Проводится анализ работы от имени кота Тёмы оценивается выразительность образов. После анализа работ кот Тёма угощает детей сладостями, а дети его – колбасой. | Разглядывают работы. |
Анализ продуктов детской деятельности. Для данного вида работы были взятыработы 4 детей из одной подготовительной группы «Звездочки» . 1. Ксения И., 2. Марина Ю., 3. Толя П., 4. Ваня Р.
Способы
3 балла–владеет всеми способами,работает самостоятельно,
2 балла–не достаточно владеет способами,требуется незначительная помощь педагога,
1 балл–не владеет способами,требуется значительная помощь педагога.
№ | движения | Ксения И. | МаринаЮ. | Толя П. | Ваня Р |
Прямые | |||||
Круговые | |||||
Сплющивание | |||||
Защипывание | |||||
Предметы из частей | |||||
Вдавливание | |||||
Загибание краев | |||||
Оттягивание | |||||
Творчество (добавление интересныхдетелей) | |||||
Использование стеки |
Способы лепки:
3 балла–передача настроения человека и характера животного(волк злой,лиса хитрая ит.д.),
2 балла–недостаточная передача настроения,
1 балл–не умеет передавать настроение и характер.
Ксения И. |
МаринаЮ |
Толя П. |
Ваня Р |
Источник
Диагностика педагогического процесса
(уровни овладения необходимыми навыками и умениями по видам деятельности)
Средняя группа
Уважаемые коллеги!
Предлагаемые таблицы разработаны с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с детьми 4-5 лет, вне зависимости от предпочитаемой программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей 4-5 лет и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка». Система мониторинга содержит 9 видов деятельности, соответствующих ФГОС: двигательная, игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, восприятие худ. литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, конструирование из различных материалов, изобразительная, музыкальная. Все это позволяет осуществить комплексный подход к оценке развития ребенка.
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
- 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
- 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
- З балл – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
- 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
- 5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики образовательного процесса заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы, а также для составления индивидуального образовательного маршрута детей 4-5 лет.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система диагностики позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов детей данного возраста).
Наличие математической обработки результатов мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов освоения каждым ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.Двигательная деятельность
(средняя группа _____20__ – 20__ уч. год) воспитатели __________________________
Выполняет новые движения по показу; знакомые движения по инструкции взрослого и образцу точно и четко, сохраняя равновесие, координируя движения тела, рук и ног | Меняет траекторию движения; совершает точные прицельные движения руками, дифференцирует движения правой и левой руки, дифференцирует ведущую руку | Выполняет мелкомоторные движения (раскладывает мелкие предметы в емкости, сортируя их; собирает 5-составную матрешку, пирамидку, выполняет шнуровку, срисовывает треугольник, пишет некоторые буквы; отрезает ножницами короткие и длинные полоски) | Проявляет стойкий интерес к двигательной деятельности; с интересом подражает движениям, которые демонстрирует взрослый, стремится им научиться; активно действует как в обучающей, так и в игровой ситуации. | Переносит усвоенные движения в свободную деятельность; стремится качественно выполнять движения; физические качества сформированы (освоенные движения выполняет ловко, быстро, проявляет выносливость). | Итоговый показатель (среднее значение) | ||||||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
21 | |||||||||||||
22 | |||||||||||||
23 | |||||||||||||
24 |
2.Игровая деятельность
(средняя группа _____ 20__ – 20___ уч. год) воспитатели_________________________
В играх проявляет положительные эмоции, доброжелательно относится к сверстникам, проявляет добрые чувства к игрушками, готовит условия для игры, а после игры убирает игровой материал, бережно относится к игрушкам и игровым материалам | Под руководством взрослого распределяет роли и игровые материалы для совместных игр, участвует в создании общего игрового замысла, стремится согласовывать игровые действия со сверстниками; | Выполняет правила в соответствии с ролью, осознает правила, обращает внимание на выполнение правил сверстниками | Использует как разнообразные игрушки, реальные объекты, так и воображаемые предметы, понимает, что значит действовать в условной ситуации («как будто, понарошку»), заменяет некоторые действия или предметы словом, широко использует предметы-заместители, самостоятельно их подбирая | Итоговый результат (среднее значение) | |||||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||