Диагностика уровня развития ребенка младшего возраста

Диагностика уровня развития ребенка младшего возраста thumbnail

Диагностика уровня развития детей младшего возраста по сенсорному развитию и развитию элементарных математических представлений по “Программе воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Проводится в начале и конце учебного года. Диагностика позволяет планировать воспитательно-развивающую работу с детьми как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Программные задачи:

  • Формировать умение различать понятия “много-мало”, “много – один”,

  • Учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше);

  • Учить различать предметы по форме (кубик, шарик);

  • Образовывать группы однородных предметов;

  • Выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);

  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).

Задание № 1

Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Инструкция:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

Оценка:

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2

Дидактическая игра“Занимательная коробочка”

Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)

Пособия:

  1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.

  2. Фигуры – кубик и шарик.

Инструкция:

Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)

Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка:

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3

Дидактическая игра“Собери пирамидку»

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.

Пособия: пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция:

  1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.

  2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка . Колечек много, а пирамидка одна”.

  3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка:

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Протокол обследования сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений в I младшей группе

п/п

Фамилия, имя ребенка

Задания

1

2

3

Начало
года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Программные задачи:

  • Находить в окружающей обстановке один и много предметов.

  • Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; определять каких предметов больше (меньше);

  • Сравнивать два предмета, разных по величине (длине, высоте);

  • Определять какой предмет больше (меньше), длиннее (короче);

  • Понимать слова: верхний – нижний, слева – налево, справа – направо;

  • Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы, и предметы круглой формы.

Задание № 1

Дидактическая игра“Где твой дом” (проводится 4 раза).

Цель: Выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.

Пособия:

  1. Карточки (6х8 см) с изображением круга, квадрата, треугольника по числу участников

  2. Большие карты или силуэты фигур (если игра проводится на улице, большие фигуры – “домики” можно нарисовать мелом).

Инструкция:

  1. Дети рассматривают коробочку с карточками. Сколько их? (много). А нас сколько? (тоже много). Воспитатель предлагает взять по одной карточке. Сколько карточек у тебя, Антон? (одна карточка). Всем хватило карточек? А лишние остались? Карточек столько, сколько нас.

  2. Педагог предлагает рассмотреть свою карточку и назвать фигуру, изображенную на ней (что нарисовано на твоей карточке?) – Это “ключики” от домика.

  3. Педагог показывает “домики”, расположенные в разных местах группы или участка.

  4. По сигналу “Идите гулять!” дети выходят из своих “домиков” и свободно двигаются по группе (участку) со своими “ключиками” (кто на машине едет, кто летит на самолете, кто скачет на лошадке…)

  5. По сигналу “стоп!” – дети останавливаются, пауза – 3 сек. “Домой идите!” – дети возвращаются в свой “домик” (показывают свою карточку – “ключик” педагогу).

Оценка:

Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся все 4 раза.

Задание № 2

Дидактическая игра“Бегите ко мне” (проводится 4 раза).

Цель: Выявить умение детей сравнивать предметы по цвету.

Читайте также:  Для умственного развития ребенка 7 лет препарат

Пособия:

  1. Флажки разного цвета по количеству детей (красные, желтые, зеленые, синие)

  2. Один комплект флажков для педагога

  3. Стулья по числу детей.

Инструкция:

  1. Флажки стоят в вазе. Сколько флажков? (Много – индивидуальные ответы). Сколько нас? (много). Возьмите по одному флажку. Остались флажки в вазе? (в вазе – комплект для педагога) Чего больше: флажков или детей? (флажков).

  2. Какого цвета флажки? (индивидуальные ответы) Воспитатель подытоживает: “Все флажки разного цвета – разноцветные).

  3. Педагог: “Сейчас я по очереди буду называть и показывать флажок то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой и если цвет у флажка одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову “Бегите ко мне!”

  4. Педагог показывает флажок (про себя считает до 3)

  5. Зовет: “Бегите ко мне!” – все, кто прибежал сравнивают свои флажки с флажком воспитателя (такой же – не такой)

  6. “Бегите от меня!” – дети возвращаются на место.

Оценка:

Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз, но после помощи педагога не ошибся.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся более 3 раз.

Задание № 3

Дидактическая игра “Длинное – короткое” (проводится 4 раза).

Игра проводится с подгруппой детей по 3 – 5 человек.

Цель: Выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения и находить одинаковые.

Пособия:

  1. Ленточки (тесемки, шнурки…) двух размеров: длинные – 25х3см; короткие 12х3см (по числу детей в подгруппе).

  2. Картонные полоски – мерки – 2 штуки по размеру ленточек.

  3. Кукла и Мишка. Кукла по размеру должна быть меньше Мишки (короткая лента не должна завязываться на поясе у Мишки, а длинная должна быть ему в пору).

  4. Коробка большая (где будут лежать все пояски) и две поменьше (для Куклы и для Мишки)

Инструкция:

  1. Мишка с Куклой играли вместе своими разноцветными поясками и перепутали их. Давайте им поможем разложит пояски в их коробочки. Я вам покажу: воспитатель достает ленточку из коробки и прикладывает ее к мерке-полоске, приговаривая: “Длинная, одинаковая – это Мишкин пояс”, – относит и кладет к Мишке в коробочку и т.д.

  2. Каждый ребенок выполняет задание два раза (находит пояс для Куклы и для Мишки).

  3. Если ребенок нашел второй пояс такой же, как первый, он возвращает его в коробку и берет следующий, пока не найдет другой.

  4. Ребенок идет выполнять задание после сигнала “Иди!”.

Оценка:

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи педагога.
Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.
Зеленый круг – Ребенок ошибся и исправляет себя с помощью действий воспитателя.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.

Задание № 4

Дидактическая игра“Широкое – узкое” (проводится 4 раза).

Цель: Выявить умение детей различать ширину предметов.

Пособия:

  1. Маленькая машина, большая машина.

  2. Две картонные полоски одинаковые по длине, но разные по ширине (на широкой полоске должны проехать сразу две машины)

Инструкция:

  1. На стол выкладываются полоски – это две дороги: одна – узкая, вторая – широкая. По узкой дорожке может проехать только одна маленькая машинка, а по широкой дороге – сразу две машины: и большая, и маленькая.

  2. После сигнала “Узкая!” – вызванный ребенок должен взять маленькую машинку и прокатить ее по узкой дороге, проговаривая “Машина едет по узкой дороге”.

  3. После сигнала “Широкая!” – ребенок катит сразу две машины, проговаривая “Машины едут по широкой дороге”

  4. Предварительно педагог показывает образец выполнения задания. Только после этого дети выполняют задание.

Оценка:

Красный круг – Ребенок самостоятельно выполнил задание по образцу педагога.
Желтый круг – Воспитатель помогает ребенку словами.
Зеленый круг – Ребенок ошибался, задание выполнил вместе с педагогом.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.

Протокол обследования сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений во II младшей группе

п/п

Фамилия, имя детей

Задания

1

2

3

4

Начало
года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

Начало
года

Конец
года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
детей младшего возраста 1

Стимульный материал.

Пример инструкций. Проведение обследования.

Воз

раст.

Нормативы. Анализ результатов.

1

ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС.

Цветные наборы дидактических игр («Лепестки и цветок», «Бабочки и крылья», «Кастрюли и крышки».)

-Положи к каждому цветочку(4) подходящий по цвету лепесток

-Покажи где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек.

-Назови, какого цвета этот цветок.

1,5 – 2

2 – 3

2,5 – 3

  • сличение (1 уровень)

  • выбор названия (2 уровень)

  • самостоятельное название ( 3 уровень)

2

ФОРМА.

Круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора из четырех основных цветов.

-Дай такую же (форма и цвет совпадают).

Покажи, где кубик.

-Назови форму.

1,5 – 2

2

3

  • сличение (1 уровень)

  • выбор названия (2 уровень)

  • самостоятельное название (3 уровень)

3

ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС.

10 – 12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

-Покажи, где нарисован ….

-Что нарисовано? Что это?

1,5 – 2

2,5

3

  • называет 4 – 5 картинок (1 уровень).

  • называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель (2 уровень).

– знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия (3 уровень).

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка 1год 10

4

МЕТОДИКА «ВЫБОР ПО ОБРАЗЦУ»

парные картинки

6 пар одинаковых предметных картинок

1,5

2

3

4

Методика предъявляется (0 уровень).

  • выбор из 2 картинок (1 уровень).

  • выбор из 4 картинок (2 уровень).

– методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией (3 уровень).

5

КОНСТРУК

ТИВНЫЙ ПРАКСИС

.разрезныекартинки

Картинки, разрезанные на 2 и 3 части с разной конфигурацией разреза.

Предварительный показ.

Соедини, чтобы получилась целая.

2,5-3

3-3,5

– 2 фрагмента.

– 3 фрагмента.

  1. Совершает целенаправленные действия (0 уровень).

  2. Соединяет части без анализа полученного целого (1 уровень).

  3. Прикладывание с разворотами (2 уровень).

  4. Зрительное соотношение частей (3 уровень).

6

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПОДРАЖАНИЮ.

Кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.

У ребенка все фигуры разного цвета, у экспериментатора только одного цвета. Все фигуры становятся друг против друга и соотносятся. Далее эксп-р произвольно меняет расположение кубиков относительно друг друга и предлагает ребенку сделать то же самое со своими фигурами (по подражению).

Экспериментатор меняет расположение фигур за экраном и просит воспроизвести.

2,5-3

4

Методика предлагается.

  1. Подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины, пространственных отношений (что до 3 лет является неадекватным ) (0 уровень).

  2. Подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины, пространственных отношений (1 уровень).

  3. Сопоставление и исправление ошибок (2 уровень).

  4. Точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений (3 уровень).

  5. Самостоятельный анализ образца и воспроизведения (4 уровень).

7

ПРОСТ

РАНСТ

ВЕННЫЙ ГНОЗИС.

Мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Посади мишку возле коробки. (Положи в, посади на, спрячь под, достань из-под )

Покажи, где верх (низ).Иди вперед (назад).

2,5-3

3,5-4

– понимает предложно-падежные конструкции, ошибается в 1-2 заданиях, легко исправляется (3 уровень).

  • выполняет все задания (3 уровень).

  • Большое количество ошибок, которые исправляются с помощью взрослого (2)

Не справляется с заданием (1)

8

ДИАГНОСТИКА СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1

Складывание пирамидки.

Пирамидка из 4 и 6 колец с колпачком.

Экспериментатор предлагает самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. Возможен показ.

«Выбирая самое большое кольцо и надевая его на стержень…»

1

1,5-2,5

3-3,5

– Снимает кольца с пирамидки (1 уровень).

– Собирает пирамидку без учета величины (2 уровень).

– Собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением(3 уровень).

Неадекватным считается закрывание стержня колпачком до нанизывания колец. Фиксируется также обучаемость и эффективность принятия помощи со стороны экспериментатора (0 уровень).

2

Разбор и складывание матрешки.

Двусоставная, трех- и четырехсоставная матрешка.

Раскрой, разбери и собери сначала 2-х, затем 3-х, 4-х.

Возможен показ.

2,5

3-3,5

– двухсоставная.

– трех-четырехсоставная.

1-Неспецифические манипулятивные действия ( стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот и др.) (0 уровень).

2-Простое манипулирование предметом (специфическое) (1 уровень).

3-Силовая проба (вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой или наоборот, при этом использует силу (вдавливание), не учитывая свойств предмета) (1).

4-Целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения) (2 уровень).

5-Примеривание (еще не может соотнести на расстоянии и подносит предметы друг к другу, заметив несоответствие, меняет их) (3 уровень).

6-Зрительное соотношение(сразу решает задачу, зрительно соотнося элементы) (4).

Дети 3-х лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о нарушении психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

3

Вкладыши.

7 цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера 4-х основных цветов.

2,5

3

– возможна силовая проба.

-зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание.

Неспецифические манипуляции к 2,5-3 свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

  1. Неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот и др.). Использование вкладышей не по назначению, неадекватные действия (0 уровень).

  2. Простое познавательное манипулирование предметом (специфическое) (1 уровень).

  3. Силовая проба (использует силу (вдавливание), не учитывая свойств и величины предмета) (2 уровень).

  4. Хаотическая проба (совмещаются пробные и силовые действия) (2 уровень).

  5. Целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения) (2 уровень).

  6. Примеривание (еще не может соотнести на расстоянии и подносит предметы друг к другу, заметив несоответствие, меняет их)

(3 уровень).

  1. Зрительное соотношение ( ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы) (4 уровень).

Высокая обучаемость – быстрый переход от более низкого способа к более высокому(3 уровень). Отсутствие обучаемости может быть связано с нарушением со стороны эмоционально-волевой и познавательной сферы (0 уровень).

4

Почтовый ящик.(А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард)

Деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями – полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Экспериментатор берет одну фигуру и бросает в соответствующую прорезь. Предлагает ребенку бросить остальные. Допускается оказание помощи.

До 3

После 3

Допускается силовая проба.

Появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

-Ребенок действует силой, т.е. толкает фигуры в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру (1 уровень).

-Пробы: ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру (2 уровень).

-Примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотнести формы зрительно на расстоянии и прикладывает фигуру к похожей, на его взгляд, прорези (шестиугольник часто прикладывается к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг – к треугольнику, и наоборот).

Читайте также:  Мюнхенская функциональная диагностика развития ребенка о ней

Бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга (3 уровень).

-Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь. Разворот при этом производятся заранее, воздухе. (4 уровень)

5

С предметами быта (по О.В.Баженовой).

Ребенку предъявляется соответствующий предмет быта.

Просят выполнить с ним определенное действие.

15 мес.

18 мес.

2

2,5

3

– подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге. (0)

– снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивает одновременно 2-3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия. Если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из предметов, а затем поменять их местами, он находит игрушку на новом месте.(1)

– запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу: каждую страницу отдельно. Сам надевает носки, туфли, штанишки. В игре воспроизводит ряд логически связанных действий.(2)

– подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.(3)

– подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре играет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.(4)

9

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ИГРЫ.

Детям предлагается поиграть со знакомыми игрушками.

Детям предлагается поиграть со знакомыми игрушками.

До 2

2

2-3

к 3

-Неадекватные действия с игрушкой.(0)

-Манипуляции с предметами. (1)

-Процессуальные игровые действия (возит машину, одевает и раздевает куклу и т.п.). (2)

-Процессуальная игра с элементами замысла (нагружает машину кубиками, катает куклу). (3)

-Сюжетная игра. (4)

10

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.

1

Общая моторика. Статическая и динамическая координация.

1

1,5-2

2,5

3

– самостоятельная ходьба; (0)

– поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень; (1) перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

– подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом; (2)

– поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 сек с открытыми глазами. (3)

2

Одновременность движений.

По бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты по 3 с каждой стороны.

По сигналу ребенок двумя руками должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременных движениях рук.

3

Отчетливость движений.

Предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу.

3

–Отмечается наличие (отсутствие) синкинезий.

4

Тонкие движения пальцев рук.

2

2,5-3

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность движений с мелкими предметами.

– повторить штрихи; рисует круги;

– рисует прямые линии, круги по показу; может нарисовать человека «головонога».

5

Оральный праксис.

Губ: вытянуть трубочкой, растянуть в улыбку;

Щек: надуть и втянуть;

Языка: положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка горку.

Наличие девиаций языка, ассиметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводит ли движения до конца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

11

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ.

3 – возрастная норма

2 – норма предыдущего возрастного уровня, ошибки, помощь взрослого

1 – начатки формирования, многократная помощь взрослого и повторение задания

0 – отсутствие реакции

1

По слуху.

Встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Выполнить по памяти серию инструкций:

1,5

2

3

– выполняет 3 действия.

– 3-4 действия.

– 5 действий.

2

Зритель

ная. Чего не стало.

Ребенку предъявляются 4 картинки, которые он называет.

Ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой, либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

12

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ.

Зрительный диктант.

5 таблиц в 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

2-2,5 – две повторяющиеся картинки.

2,5-3 – три повторяющиеся картинки.

Вот здесь, на таблице, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) как можно быстрее, не ошибайся.

Скорость выполнения одной таблицы 1,5 мин.

  1. Повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации).

  2. Генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий).

  3. Застреваемость внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить от одного объекта к другому.

  4. Ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

3 – возрастная норма

2 – норма предыдущего возрастного уровня, ошибки, помощь взрослого, нарушение по времени, объему

1 – начатки формирования, многократная помощь взрослого и повторение задания, значительные нарушения по времени и объему

0 – отсутствие реакции, непонимание задания

13

ЭМОЦИО

НАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА И ПОВЕДЕНИЕ.

  • Контактность.

По наблюдению.

  1. Легкий, быстрый контакт. (4)

  2. Поверхностный. (3)

  3. Контакт устанавливается с трудом. (2)

  4. Уходит от контакта. (1)

Протестная реакция. (0)

1

Внимание.

  1. Взгляд фиксирует (не фиксирует).

  2. Внимание устойчивое (не устойчивое).

  3. С хорошей переключаемостью с одного предмета на другой.

  4. Застревание.

С явлениями генерализации.

2

Фон настроения.

  1. Нормальный.(3)

  2. Несколько повышен (снижен). (2)

  3. Эйфоричный (Депрессивный). (1)

5) Контрастирующий. (0)

3

Реакция на поощрение и порицание.

  1. Адекватная. Корректировка деятельности. (4)

  2. Индифферентная., с повышением (снижением) результативности работы. (3)

  3. Отсутствие реакции. Отказ от деятельности при порицании. (2)

  4. Агрессивная реакция на порицание. (1)

  5. Дезорганизация деятельности. (0)

Источник