Диагностика уровня развития ребенка фомичева
Глава 2. Экспериментальное изучение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к экспериментальной части исследования.
Апробация данной системы проходила на базе Хорошевского детского сада Ржевского района с сентября 2012 по март 2013 года, в исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Количество человек: 10 воспитанников (из них 6 мальчиков и 4 девочек).
Список детей подготовительной группы
№ | Имя ребенка | Дата рождения | Диагноз |
1. | Антон Б. | 01.10.2006 | ФФНР |
2. | Илья С. | 28.04.2006 | ФФНР |
3. | Вова К. | 30.09.2006 | ФФНР |
4. | Маша Г. | 19.06.2006 | ФФНР |
5. | Даша Д. | 13.03.2006 | ФФНР |
6. | Соня П. | 12.03.2006 | ФФНР |
7. | Саша И. | 27.03.2006 | ФФНР |
8. | Карина М. | 16.06.2006 | ФФНР |
9. | Альберт М. | 18.08.2006 | ФФНР |
10. | Рома А. | 30.05.2006 | ФФНР |
Характеристика детей:
— внимание – нестабильно, неустойчиво, произвольное внимание слабо сформировано, т.е. детям трудно сконцентрироваться на одном предмете и переключиться на другой по специальному заданию
— детям необходимо потратить больше времени и требуются повторы для запоминания определенного материала, так как объем памяти у детей сужен по сравнению с нормой;
— в протекании мыслительных операций существуют свои особенности: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления детям трудно воспринимать абстрактные отношения и понятия. Скорость протекания мыслительных операций замедленна, поэтому происходит замедленное восприятие учебного материала и заданий.
— нестабильность поведения, частая смена настроения;
— быстро утомляются и для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
— трудности в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих последовательного и поэтапного выполнения;
— так же проявляются особенности дисциплинарного характера.
Исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из 3-х этапов:
– констатирующего (начало сентября 2012 года);
– формирующего (сентябрь2012 – март 2013 года);
– контрольного (конец марта 2013 года).
Цель экспериментального этапа исследования: провести исследовательскую работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2.1 Констатирующий эксперимент. Анализ результатов исследования звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР
Цель констатирующего этапа: провести диагностическое обследование звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Для обследовании детей применялась «методика речевого обследования» М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой, «Логопедический альбом» О.Б.Иншаковой. Также схема обследования ребенка с ФФНР, которую предложила Л.В.Лопатина:
I. Анкетные данные
II. Анамнез
III. Логопедическое обследование:
1. Психологические особенности ребенка
2. Состояние слуховой функции
3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса.
4. Состояние моторной сферы
5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата
6. Состояние звукопроизношения
7. Состояние дыхательной и голосовой функции
8. Состояние просодических компонентов речи
9. Состояние фонематических функция:
а) способность к фонематическому анализу
б) дифференциация звуков
в) фонематические представления
10. Состояние лексики
11. Состояние грамматического строя речи, особенности связной речи.
В результате проведенного обследования было выявлено:
Из 10 испытуемых детей 2 детей с ФФНР (мономорфная дислалия) и 8 детей с ФФНР (полиморфная дислалия).
I. Мономорфные нарушения речи.
1. Карина М. – ротацизм
2. Антон Б. – параламбдацизм
II. Полиморфные нарушения речи
1. Нарушение свистящих и шипящих групп звуков.
1. Илья С. – межзубный сигматизм свистящих и шипящих
2. Маша Г. – сигматизм шипящих и свистящих
3. Даша Д. – боковой сигматизм шипящих и свистящих
2. Нарушение сонорных и свистящих групп звуков
1. Вова К. – ламбдацизм, межзубный сигматизм
2. Саша И. – ротацизм, парасигматизм свистящих
3. Нарушение сонорных и шипящих групп звуков
1. Альберт М. – сигматизм шипящих, ротацизм
2. Рома А. – ротацизм, парасигматизм шипящих
3. Соня П. – сигматизм шипящих, ламбдацизм
Таблица 1
С | С, | З | З, | Ц | Ш | Ж | Щ | Р | Р, | Л | Л, | Диф-ия свистящих и шипящих | Диф-ия сонорных | Речевое заключение | |
1.Антон Б. | + | + | + | + | + | + | + | + | – | – | + | + | + | – | ФФНР мономорфная дислалия |
2. Илья С. | – | – | – | – | – | + | + | + | + | + | + | + | – | + | ФФНР полиморфная дислалия |
3. ВоваК. | – | – | – | – | – | + | + | + | + | + | – | – | – | – | ФФНР полиморфная дислалия |
4. Маша Г. | – | – | – | – | – | – | – | – | + | + | + | + | – | + | ФФНР полиморфная дислалия |
5. Даша Д. | – | – | – | – | – | – | – | – | + | + | + | + | – | + | ФФНР полиморфная дислалия |
6. СоняП. | + | + | + | + | + | – | – | – | + | + | – | – | – | – | ФФНР полиморфная дислалия |
7. Саша И. | – | – | – | – | – | + | + | + | – | – | + | + | – | – | ФФНР полиморфная дислалия |
8.Карина М. | + | + | + | + | + | + | + | + | – | – | + | + | + | – | ФФНР мономорфная дислалия |
9.АльбертМ. | + | + | + | + | + | – | – | – | + | + | – | – | + | – | ФФНР полиморфная дислалия |
10. РомаА. | + | + | + | + | + | – | – | – | – | – | + | + | – | – | ФФНР полиморфная дислалия |
Также у детей экспериментальной группы было отмечено:
– замены звуков более простыми по артикуляции;
– вместо двух или несколько артикуляционно близких звуков дети произносят какой-то средний, неотчетливый, например: мягкий звук ш вместо ш и с;
– в речи не употребляют или заменяют, но по специальному заданию – произносят.
Оценка результатов теста:
- балла – ребенок чисто произносит звуки в слогах, правильно выполняет задание, выделяет слоги.
1 балл – ребенок искажает и испытывает затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками.
0 баллов – ребенок не выполняет задание.
Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе представлены в таблице 1 (Приложение 1).
Итак, в результате исследования звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи экспериментальной группы, мы получили следующие данные:
- С высоким уровнем развития звукопроизношения в группе детей нет.
- Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 4 ребенка: Антон, Альберт, Вова, Карина.
- С низким развитием звукопроизношения в подгруппе 6детей: Илья, Саша, Маша, Соня, Даша, Рома.
Следовательно, в группе преобладают дети со средним и низким уровнем развития звукопроизношения. (Приложение 2).
Приложение 1
Таблица 1 – Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе
№ | Имя ребенка | 1-е задание | 2-е задание | 3-е задание | 4-е задание | 5-е задание | 6-е задание | 7-е задание | Общее кол-во баллов | Уровень развития |
1 | Антон Б. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 | Средний уровень |
2 | Илья С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | Низкий уровень |
3 | ВоваК. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | Средный уровень |
4 | Маша Г. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | Низкий уровень | |
5 | Даша Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Низкий уровень | |
6 | СоняП. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Низкий уровень | |
7 | Саша И. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Низкий уровень | ||
8 | Карина М. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 | Средний уровень |
9 | АльбертМ. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | Средний уровень |
10 | РомаА. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Низкий уровень |
Приложение 2
Рисунок 1 – Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе.
2.2 Формирующий эксперимент. Содержание коррекционной работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Цель формирующего исследования является: проведение коррекционной работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Данный этап исследования проводился в течение шести месяцев.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у детей существуют трудности, когда предлагается им внимательно послушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Другие затруднения – при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ба-па), при самостоятельном подборе слов на заданный звук, при выделении звука, с которого начинается слово.
По мнению Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, система обучения дошкольников с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.
Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода.(Приложение 3).
Основными задачами коррекционного обучения являются:
– формирование звукопроизношения;
– развитие фонематического восприятия;
– подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, который предусмотрен программой для первого класса массовой школы.
В основу коррекционного обучения заложено развитие познавательной деятельности через активное наблюдение, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Происходит усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.
Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.(Приложение 4).
Таким образом, использование данных рекомендаций с детьми с ФФНР позволит исправить недостатки звукопроизношения, которые были выявлены в ходе нашего обследования.
Для получения хороших результатов необходимо взаимодействие всего коллектива педагогов и постоянные занятия родителей с детьми.
На этом формирующий этап эксперимента был закончен.
2.3 Контрольный эксперимент и его анализ
На контрольном этапе исследования была поставлена цель: изучить активизацию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, после проведения специально организованной коррекционной работы.
Для реализации цели, дети старшего дошкольного возраста с ФФНР, после проведения занятий, были протестированы при помощи той же методики, включающей 7 заданий, предложенной М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой[13]. Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования представлены в таблице 2 (Приложение 5).
Итак, в результате исследования звукопроизношения детей экспериментальной группы, мы получили следующие данные:
- С высоким уровнем развития звукопроизношения в группе 3 ребенка: Антон, Карина и Альберт.
- Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 6детей: Вова, Соня, Илья, Маша, Рома, Даша.
- С низким уровнем развития в подгруппе 1 ребенок: Саша.
Следовательно, в группе после проведенной коррекционной работы по активизации звукопроизношения преобладают дети со средним уровнем.
По данным таблицы 2 был построен рисунок 2 (Приложение 6), где мы видим, что показатель активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи экспериментальной группы на контрольном этапе исследования улучшился.
Далее нами была составлена сравнительная таблица 3 (Приложение 7) по результатам активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Изменения экспериментальной группы рассмотрим в соответствии с рисунком 3 (Приложение 8).
Рассматривая рисунок 3, мы видим, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в развитии и активизации звукопроизношения у всех детей.
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:
1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
2. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
3. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
4. Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
5. Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
6. Формирование диалогической и монологической форм связной речи;
7. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
8. Закрепление навыка чтения;
9. Подготовка детей к письму, формирование графических навыков;
10. Развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
– организовывать и поддерживать речевое общение детей;
– создавать ситуацию общения;
– формировать навыки самоконтроля;
– организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
– привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
– проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.
Таким образом, основываясь, на данных, полученных, в ходе экспериментального исследования мы сделали, выводы:
- методика, М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец и Е.Н.Кутеповой, включающая 7 заданий, предложенная нами для проведения диагностики удовлетворяет старшему дошкольному возрасту детей и в полной мере отражает уровень развития звукопроизношения;
- комплекс упражнений и игр, разработанный нами, для исправления звукопроизношения и формирования фонематического слуха, позволяет целенаправленно и эффективно привести к положительному результату;
- диагностика уровня звукопроизношения детей после проведения формирующего исследования показала положительную динамику звукопроизношения и формирования фонематического слуха.
- гипотеза о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи систематически и целенаправленно использовать игры, упражнения и проводить занятия по формированию правильного звукопроизношения, то это позволит:
- формированию правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитию фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- формированию навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- развитию коммуникативности, успешности в общении.
Приложение 5
Таблица 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
№ | Имя ребенка | 1-е задание | 2-е задание | 3-е задание | 4-е задание | 5-е задание | 6-е задание | 7-е задание | Общее кол-во баллов | Уровень развития |
1 | Антон Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | Высокий уровень |
2 | Илья С. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | Средний уровень |
3 | ВоваК. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 10 | Средный уровень |
4 | Маша Г. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 | Средний уровень |
5 | Даша Д. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 8 | Средний уровень |
6 | СоняП. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 9 | Средний уровень |
7 | Саша И. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Низкий уровень | |
8 | Карина М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 13 | Высокий уровень |
9 | АльбертМ. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 12 | Высокий уровень |
10 | РомаА. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | Средний уровень |
Рисунок 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
Источник
Диагностический комплекс по выявлению состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФНР
Ключевой частью данного исследования является проведение диагностики состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Процесс составления диагностической программы опирался как на общие принципы логопедии – принцип научности, системности и доступности, наглядности, сознательности и активности, ндивидуального подхода, так и на специфические – принцип системности, принцип комплексности, принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка, принцип деятельностного подхода.
Цель – выявить особенности звукопроизношения, характер органических поражений артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста с ФФНР. Задачами исследования будут являться следующие:
1. Исследовать строение и подвижность артикуляционного аппарата.
2. Выявить уровень развития звукопроизношения изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики:
Методика №1 «Исследование строения артикуляционного аппарата».
Цель методики: выявление особенностей строения артикуляционного аппарата. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме.
Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования особенностей строения артикуляционного аппарата. При выполнении вышеперечисленных занятий надо обратить внимание на:
— четкость артикуляционных движений;
— быстроту и плавность их воспроизведения;
— умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
Инструкция: «Открой и закрой ротик, теперь постарайся удержать широко распластанный язык на нижней губе при этом наблюдай за собой в зеркало, оближи широким языком верхнюю, нижнюю губу, как это сейчас сделаю я, проведи широким распластанным языком по верхней и нижней губам; удержи кончик языка у правого, левого углов рта (2— 3 сек.); а теперь давай пощелкаем языком, как лошадка (3—5 раз); теперь вытяни губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2—3 раза); повтори за мной – мы вызываем вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»; надуй щеки.
Интерпретация результатов:
2 балла – строение артикуляционного аппарата не имеет дефектов,
1 балл – строение артикуляционного аппарата имеет 1-2 негрубых отклонений от нормы.
0 баллов – строение артикуляционного аппарата имеет много отклонений от нормы.
Методика №2 «Исследование подвижности артикуляционного аппарата»
Цель методики: выявление особенностей подвижности артикуляционного аппарата.
Ход выполнения: ребенку предлагается выполнить упражнения для исследования подвижности языка и губ. Используются как статические, так и динамические упражнения. Ребенок выполняет задания перед зеркалом.
Интерпретация результатов:
2 балла артикуляционная моторика в норме, все упражнения выполнены правильно, чётко, выдержан счет.
1 балл при выполнении упражнений допущено несколько негрубых ошибок.
0 баллов артикуляционные движения нечетки, часть упражнений не выполнена, требуют усилий, ребенок с трудом переключается с одного артикуляционного уклада на другой.
Методика №3 «Исследование звукопроизношения»
Цель методики: выявление особенностей звукопроизношения. При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, используя соответствующий дидактический материал.
Подбор материала обследования проводился в соответствии с методиками Ф.Ф.Рау, М.Ф.Фомичевой.
Ход выполнения: методика обследования звукопроизношения проводится в три этапа:
1.Произношение звуков в словах.
Ребенку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках, в названии которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно, а также слоги с этим звуком – прямые и обратно.
2.Произношение звуков в предложениях.
Логопед предлагает ребенку повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: “Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома.»
3.Произношение изолированно звука.
Определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторять этот звук за собой. Итоговым звеном проведения обследования звукопроизношения является определение группы нарушенных звуков: свистящих: с, з, ц, с’, з’; шипящих: ш, ж, ч; сонорных: л, л’ р, р’ j; заднеязычных: к, г, х, к’, г’, х’;28 звонких: в, б, и др.; мягких: г’, д’, н’ и др.
Инструкция: Перед каждым этапом обследования звукопроизношения логопед дает ребенку четкую инструкцию: 1. «Внимательно посмотри на картинки и назови предметы, которые на них изображены». 2. «Внимательно послушай предложение и постарайся повторить его за мной». 3. «Я буду называть звуки, а ты постарайся их повторить за мной».
Интерпретация результатов:
3 балла – Правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
2 балла – Один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
1 балл – В любой позиции искажается или заменяется только один звук группы
0 баллов – искажаются, заменяются все звуки.
В связи с тем, что состояние звукопроизношения зависит от состояния фонематических процессов, мы считаем нужным применение методик по исследованию фонематического восприятия и анализа и синтеза. Кроме того, успешность гипотезы, заявленной в начале исследования, предполагает оценку именно фонематических представлений у дошкольников после применения коррекционно-развивающей программы.
Методика №4 «Исследование фонематического анализа». Цель методики: выявление особенностей фонематического анализа.
В основу обследования фонематического анализа положена методика Л. Ф. Спировой, в которой обследование начинается с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, а затем постепенно переходят к более сложным для детей позициям звуков.
Ход выполнения: ребенку предлагается ряд заданий на определение места звука в слове, определение количества звуков в слове.
Инструкция: «Внимательно послушай слово и скажи, где ты слышишь в нем звук У: (пример) – в начале, середине или конце. Внимательно послушай слов и скажи, сколько в нем букв» .
Интерпретация результатов:
4 балла – точное и правильное выполнение задания с первого предъявления;
3 балла – переспрос, правильное выполнение задания при повторном замедленном предъявлении. Поправки после неправильного ответа;
2 балл – ребенок допускает 2-3 ошибки;
1 баллов – многочисленные ошибки. Затруднение при выполнение задания.
0 баллов – ребенок не справился с заданием.
Методика №5 «Исследование фонематического синтеза». Цель методики: выявление особенностей фонематического синтеза.
При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.
Ход выполнения: ребенку предлагается составить слова из заданного количества звуков, составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности Инструкция: «Внимательно послушай звуки, которые я произнесу и, не меняя из порядка, попробуй назвать слово, состоящее из этих звуков. Составь слова из 3 (4) звуков, которые я тебе назову, звуки можно менять местами».
Интерпретация результатов:
4 балла – задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.;
3 балла – ребенок самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х – 4-х звуков, испытывает трудности при синтезе слов из 5-ти звуков;
2 балл – испытуемый самостоятельно синтезирует слова, состоящие из 3-х звуков, при синтезе слов из 4-х – 5-ти звуков допускает ошибки, требуется помощь логопеда (повторное предъявление звуков).;
1 баллов – ребенок испытывает трудности при синтезе слов состоящих из 3-х звуков, помощь логопеда не помогает.
0 баллов – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
Источник