Диагностика уровня развития коммуникативных способностей ребенка

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей ребенка thumbnail

Диагностика коммуникативных способностей ребенка

Методика 1.
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.

Задание 1. На какой картинке изображено, что

все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке

рядом с ней крестик.

hello_html_m43028265.jpg

hello_html_780c6626.jpg

Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?Задание 3. hello_html_78765d29.jpg

На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

Методика 2.
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик hello_html_m31b32e2b.jpg

кажется девочке? Рядом с нужной картинкой

поставь крестик в кружочке.
hello_html_61e8d5b9.jpghello_html_m187e6deb.jpg

Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик

кажется девочке? Рядом с нужной картинкой

поставь крестик в кружочке.Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик hello_html_m1bfe6fdd.jpg

кажется девочке? Рядом с нужной картинкой

поставь крестик в кружочке.Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
hello_html_m12e5734.jpghello_html_68372a38.jpg

Оценка: 
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла
получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.Методика 3
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик hello_html_m594d88a3.jpg

ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.Задание2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.hello_html_4a042d25.jpg

Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик

ведет себя так, что мама его поблагодарит.Задание4Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.Оценка: 
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация: 
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
hello_html_m45e2fd36.jpghello_html_m778b0c34.jpg

Методика 4
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.
Задание 1. Отметь картинку, на которой hello_html_6349c7ab.jpg

мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.Задание2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.Задание 3.Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.Задание4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.hello_html_m53a5c8f5.jpghello_html_6fa07d4c.jpghello_html_402f3dd6.jpg

Читайте также:  Таблица развития грудного ребенка вес рост

Оценка: 
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация: 
Оценку 3 балла
получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми. 
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007

2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений “Диагностика готовности ребенка к школе” / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Источник

Гладких Мария
Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МАОУ СОШ №29 г. Липецк, в исследовании приняли участие 20 детей младшего дошкольного возраста, которые были поделены на 2 подгруппы – экспериментальную и контрольную по 10 человек. Описание выборки представлено в Приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап – первичная диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап – формирующий этап – организация работы по развитию коммуникативных навыков у младших дошкольников посредством использования образовательных ситуаций.

С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводилась деятельность, предусмотренная календарно-тематическим планом. Дошкольники, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный этап – повторная диагностика уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах, сравнение и анализ полученных результатов.

Цель диагностики – определение уровня развития коммуникативных навыков у младших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 1

Критерии и уровни развития коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста

Группы коммуникативных навыков Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

информационно-коммуникативные

навыки не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, действует индивидуально не способен высказывать свою точку зрения легко находят контакт со сверстниками, но главным образом с детьми своего пола, существуют трудности при вступлении в контакт с незнакомыми людьми легко вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками, проявляют умение выслушать собеседника, стремление получить информацию в процессе взаимодействия

регуляционно-

коммуникативные

навыки не пытается договориться или не может прийти к согласию не проявляет активности, пассивно следует за инициативой других,

провоцирует конфликты, от помощи взрослого и сверстников отказывается, не знает нормы организованного взаимодействия обсуждает варианты совместной работы, но есть разногласия в определенных действиях; недостаточно активен в общении, может быть и

инициатором общения; в конфликтах уступает и идет на компромисс, помощь принимает, но самостоятельно не просит; активно обсуждает возможный вариант совместной работы; приходит к согласию относительно способа выполнения деятельности; сравнивает способы действия

и координирует их, в конфликтных ситуациях стремится обратиться ко взрослому или найти справедливое решение

эффективно-

коммуникативные умения слабо проявляет эмоциональную отзывчивость, выражает переживание состоянию другого, не проявляет интереса к сверстникам способен проявлять переживание по поводу чувств другого, не всегда учитывает интересы собеседников, проявляет интерес к сверстникам своего пола способен к критическому осмыслению своего поступка, стремится к оказанию помощи, с удовольствием общается со всеми сверстниками

Для проведения опытно-экспериментальной работы использовались следующие методики:

1) методика М. А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности» (для изучения коммуникативных качеств личности ребенка);

2) методика А. М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу» (для изучения способности детей младшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу);

3) методика «Картинки» (авторы Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина) (Приложение 2).

1. Характеристика методики «Коммуникативные навыки личности» М. А. Никифоровой.

Читайте также:  Эмоционально личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Цель методики: изучение коммуникативных навыков личности ребенка. Основной метод исследования – наблюдение.

Для достижения данной цели ведется наблюдение за детьми в процессе непосредственно организованной деятельности, а также во всех видах деятельности режимных моментах детей младшего дошкольного возраста. Результаты наблюдения вносятся в Карту наблюдений за проявлениями коммуникативных навыков у дошкольников.

Данная Карта состоит из двух разделов:

1) «Коммуникативные качества личности», среди которых эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность;

2) «Коммуникативные действия и навыки», включающие организационные, перцептивные, оперативные умения.

Коммуникативные навыкиоцениваются по критериям: каждое проявление коммуникативных навыковоценивается определенным количеством баллов: 1 балл – способность или умение проявляется редко, 2 балла – проявляется чаще всего, 3 балла – проявляется всегда. По сумме полученных баллов можно определить уровень развития коммуникативных навыков ребенка.

Высокий уровень: ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.

Средний уровень: ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, умеет в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеет вербальными и экспрессивными средствами общения.

Низкий уровень: ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет эмоционально откликаться на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.

В результате исследования были получены следующие данные:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 1. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 1 представлены данные по первой методике.

Рисунок 1. Уровень коммуникативных навыков по методике М. А. Никифоровой (констатирующий эксперимент)

2. Характеристика методики «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетининой.

Цель: изучить способности детей младшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу.

Педагог наблюдает в течение недели за особенностями проявления детьми этих показателей в различных ситуациях, в том числе специально смоделированных (беседа). После этого проводится анализ проведенных наблюдений,его результаты помещаются в таблицу по следующим разделам: способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать.

Критерии оценки способностей детей к партнерскому диалогу: каждый компонент оценивается по 3-х балльной системе. По среднему баллу определяется уровень развития способностей.

Высокий уровень (3 балла) характеризуется тем, что ребенок активно общается, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, воспринимать речь; выстраивает общение по ситуации, свободно входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, четко и последовательно может выражать свои мысли, пользоваться различными формами речевого этикета.

Средний уровень (2 балла) характеризуется тем, что ребенок умеет выслушивать собеседника, понимать его речь; однако иногда недостаточно терпелив при слушании партнера и перебивает его, спорит, не соглашается, раздражается, в общении участвует чаще всего по инициативе других; пользование речевым этикетом неустойчивое.

Низкий уровень (1 балл) характеризуется тем, что ребенок не проявляет ни одного из перечисленных компонентов способности к партнерскому диалогу, или проявляется небольшое количество из указанных свойств, при этом он неактивен и неразговорчив в общении с детьми и взрослыми, часто наблюдается отсутствие внимания; редко использует формы речевого этикета, последовательно излагать свои мысли не умеет, передает их содержание неточно.

Читайте также:  Факторы и движущие силы развития ребенка

При выполнении Методики «Коммуникативные качества личности» А. М. Щетининой проводили наблюдение за взаимодействием детей со взрослыми (педагогами, родителями) во время проведения занятий, во время занятий в различных режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.

По итогам наблюдения были сделаны следующие выводы:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 2. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 2 представлены данные по второй методике.

Рисунок 2. Уровень коммуникативных навыков по методике А. М. Щетининой (констатирующий эксперимент)

В результате диагностики видно, что у большей части детей сформированность коммуникативных умений находится на среднем уровне.

В Приложении 3 зафиксированы данные по каждому ребенку.

3. Методика «Картинки» (авторы Е. О. Смирнова и Е. А. Калягина) (Приложение 2).

Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация,следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки?»

Проведению методики предшествовала беседа об отношениях со сверстниками, которая помогла диагностировать эмоциональные проявления в коммуникативной деятельности.

Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?Анализ результатов: По ответам детей оценивался их уровень эмоционально-оценочного компонента.

По итогам методики были сделаны следующие выводы:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 7 детей (70%) и низкий уровень – у 2 детей (20%);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%, средний уровень – у 6 детей (60%) и низкий уровень – у 3 детей (30%).

Таблица 3. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

На рисунке 3 представлены данные по третьей методике.

Рисунок 3. Уровень коммуникативных навыков по методике «Картинки» (констатирующий эксперимент)

В результате трех методик получены следующие результаты:

– в экспериментальной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%) (Вера К., средний уровень – у 7 детей (70%) (Аня К., Кирилл Т., Ратмир Н., Гриша О., Оля П., Паша Л., Олеся В.) и низкий уровень – у 2 детей (20%) (Ярослав Д., Нина Г.);

– в контрольной группе высокий уровень развития коммуникативных навыков – у 1 человека (10%) (Лида Ж., средний уровень – у 6 детей (60%) (Злата Д., Аля О., Олег К., Гоша Л., Борис М., Миша Д.) и низкий уровень – у 3 детей (30%) (Жанна Е., Инесса К., Юра И.).

Таблица 4. Уровень развития коммуникативных навыков в двух подгруппах на констатирующем этапе (%)

Уровень (%) Низкий Средний Высокий

Контрольная подгруппа (10 чел.) 30% (3 ч) 60 % (6 ч) 10% (1 ч)

Экспериментальная подгруппа (10 чел.) 20% (2 ч) 70% (7 ч) 10% (1 ч)

Обобщенные данные можно представить на рисунке 4.

Рисунок 4. Общий уровень коммуникативных умений (констатирующий эксперимент)

Таким образом, описанные методики позволили исследовать развитие коммуникативных навыков младших дошкольников и определить уровень развития навыков каждого ребенка – слушать партнера, уметь договариваться с ним, вступать, поддерживать и завершать диалог.

На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по развитию коммуникативных умений навыков с использованием образовательной ситуации.

Источник