Диагностика уровня психофизического развития ребенка
Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится “сочинять” самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове “тестирование” или “диагностика”, неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
проведение диагностики с группой детей;
взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
использование апробированных на практике диагностических материалов;
легкость в получении результата;
наличие протоколов обследования;
наглядность;
применение игрового метода выполнения заданий.
Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.
Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.
Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.
Цель тестирования:
получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.
Результаты диагностики предполагается использовать:
при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
при создании предметно-развивающей среды;
для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
при комплектовании проблемных групп.
Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.
Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________
Нарисуй дождик.
Соедини точки.
3. Заштопай коврики.
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.
1 задание:
высокий уровень – линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;
средний уровень – линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;
низкий уровень – линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время – 2 минуты.
2 задание:
высокий уровень – найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;
средний уровень – найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;
низкий уровень – соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.
3 задание:
высокий уровень – все выполнено правильно;
средний уровень – допущено 2 ошибки;
низкий уровень – задание выполнено неверно.
4 задание:
высокий уровень – найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;
средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции;
низкий уровень – задание не выполнено.
5 задание:
высокий уровень – точное следование инструкции;
средний уровень – найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;
низкий уровень – задание выполнено неверно.
Диагностика психического развития детей старшей группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________
Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________
1. Помоги рыбкам найти маму.
2. Домики.
4. Найди игрушки.
5. Какой предмет лишний.
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа______________________ Дата_____________________
Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________
Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»
Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»
Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»
Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика сформированности мышления
«Найди игрушки»
Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»
Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»
Итого:________________________________________________________________________
Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_____________________________________________________________
1 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
5 задание:
высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;
средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;
низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка _________________________________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________
1. Опусти фигурки в формочку.
2. Соедини половинки предметов.
3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.
4. Обведи похожие на образец фигуры.
5. Кто где живет.
Образец на определение уровня развития зрительной памяти
Результаты диагностики психоэмоционального развития
Средняя группа_______________ Дата_____________
Ф.И. ребёнка______________________________________________________
Дата рождения_______________________
Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»
Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик».
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»
Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»
Итого:________________________________________________________________________
Диагностика уровня развития зрительной памяти
«Зрительная память»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»
Итого: _______________________________________________________________________
Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»
Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»
Итого:________________________________________________________________________
Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»
Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»
Итого:________________________________________________________________________
Психолог _____________________
1 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
2 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
3 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
4 задание:
Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;
Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
Источник
Содержание всех диагностических заданий соответствуют нормативным возрастным показателям развития ребенка. Полученные данные, их анализ и сопоставление с нормой позволяют сделать вывод об особенностях всех линий развития ребенка, которые в условиях нарушения слуха страдают в первую очередь. Исследование слуховой функции предшествует выявлению состояния двигательной сферы, зрительной ориентировки, действию с игрушками, эмоционального поведения, речевых проявлений. Отставание по этим линиям развития может быть выражено по-разному: по всем показателям одинаково тяжело или мозаично по степени тяжести; отставание в овладении теми или иными умениями во времени (например, более позднее овладение основными двигательными функциями). Контроль за развитием ребенка младенческого возраста целесообразно осуществлять ежемесячно.
Первые 10 дней после рождения ребенка. Проверяется, прежде всего, наличие зрительных ориентировочных реакций. Используется погремушка с шаром (диаметр 5-6 см). Проверяется способность ребенка к зрительной концентрации на погремушке и слежению за ее передвижением. Взрослый держит игрушку на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно ее перемещает 2-3 раза вправо и влево (до 30 см). Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушке (не следит), необходимо найти такое положение головы ребенка и то направление его взгляда, при котором он воспринимает зрительное пространство.
Возраст ребенка – 10-18 дней. Продолжается осуществление наблюдения за проявлением у ребенка зрительных ориентировочных реакций. Используется любая яркая игрушка, которую взрослый раскачивает в руке, привлекая внимание к ней лежащего на спине ребенка. Когда сосредоточение вызвано, взрослый держит игрушку неподвижно на высоте 40-50 см от глаз ребенка. Ожидаемая реакция от ребенка: затормаживание и фиксация взгляда на игрушке или лице взрослого в течение 5-10 сек. Если реакции нет, взрослый может наклониться над ребенком, удалиться.
Возраст ребенка – 1 месяц. Проверяется способность ребенка к слежению за движущимся предметом. Используется яркая игрушка, которую взрослый раскачивает перед лежащим на спине ребенком. Игрушку необходимо приближать, удалять в сторону на расстоянии до 10 см, поднимать вверх на расстояние до 70 см, затем медленно передвигать вправо и влево на расстоянии 20-30 см на высоте 40-50 см от глаз ребенка. Ожидаемая реакция ребенка: концентрация взгляда на игрушке, плавное слежение с поворотом головы вправо и влево. Ребенку может быть оказана помощь в виде повторных движений игрушки с одновременным легким воздействием на туловище ребенка.
Эмоциональное поведение. С целью выявления эмоциональных реакций взрослый создает определенные условия: он наклоняется над ребенком, лежащим на спине, улыбается, разговаривает, слегка поглаживает. Ожидаемая реакция ребенка: улыбка.
Развитие общих движений: приподнимание головы и удержание ее в течение 5 сек. Для проверки таких действий ребенка кладут на живот, выпрямляют руки, а при необходимости – поглаживают по спине.
Предпосылки развития речи. Взрослый до пяти раз ласково и певуче произносит звуки, наклонившись над ребенком на расстоянии 25-30 см. Ожидаемые ответные реакции ребенка: голосовые проявления в виде отдельных вокализаций.
Возраст ребенка – 2-3 месяца. Проводится наблюдение за проявлением зрительных ориентировочных реакций. Проверяется способность ребенка концентрировать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого (игрушка подвешивается над лицом ребенка, лежащего на спине, на высоте 50-70 см.). Ожидаемая реакция ребенка – концентрация взгляда на объекте в течение 20-25 сек. С 3-х месяцев проверяется способность ребенка, находящегося в вертикальном положении на руках у взрослого, концентрировать взгляд на игрушке или лице в течение 10 сек. (игрушку показывает второй взрослый). Для выявления способности ребенка к длительному слежению за двигающейся игрушкой, взрослый медленно передвигает игрушку вправо и влево один раз в каждую сторону на высоте 40-50 см (диаметр игрушки – 5-10 см). Ожидаемая реакция ребенка – непрерывное слежение за игрушкой в течение 10-15 сек с поворотом головы вправо и влево.
Эмоциональное поведение. Взрослый наклоняется над ребенком и, улыбаясь, ласково и оживленно разговаривает с ним в течение 25-30 сек. (повторяется несколько раз). Ожидаемые реакции ребенка: появление улыбки, издание тихих и коротких звуков, сгибание и разгибание ног и рук (проявление признаков «комплекса оживления»).
Развитие общих движений. Изучается способность ребенка к подниманию и удерживанию головы в течении 5 сек. Для стимуляции используется яркая игрушка, две погремушки (шарики на кольцах диаметром 10-15 см). Если ребенок, лежа на животе, в течение 2 сек. не поднимает голову, перед ним на расстоянии 30-40 см ставится игрушка и медленно поднимается вверх. Ожидаемые действия ребенка: невысокое поднимание головы и удержание ее около 5 сек. Ребенку может быть оказана помощь со стороны взрослого: укладывание рук ребенка под его грудь, придерживание ног, поглаживание по спине.
Движения рук (с 3-х месяцев). Для стимуляции движений рук на перекладине над кроватью подвешиваются погремушки на расстоянии 10-15 см от лежащего на спине ребенка. Ожидаемые действия ребенка: оживление, выпрямление рук и случайное соприкосновение с игрушкой; разжимание пальцев при попытках захватить ее; слежение глазами за движениями рук.
Источник
Матвеева Екатерина
Диагностика и контроль физического и нервно-психического развития детей раннего возраста
В Дошкольном учреждении с целью определения уровня развития физического и психического развития детей раннего возраста осуществляется систематический контроль и диагностика. Это составная часть оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Диагностика и контроль за физическим и нервно-психическим развитием позволяет судить о результативности проводимой воспитателем оздоровительной и воспитательной работы с детьми. Контрольосуществляется коллегиально: медицинским работником, психологом, при непосредственном участии воспитателя группы. Поэтому, умение контролировать развитие ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, работающего с детьми на группах раннего возраста. Каждому педагогу необходимо овладеть элементарными методами и приемами, диагностическими методиками, позволяющими судить об уровне об уровне развития и состояния здоровья своих воспитанников. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания детей, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Следует также отметить, что выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального психического и физического развития каждого ребенка.
В результате систематического контроля удается определить не только уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать его развитие и воспитательные воздействия, определив индивидуальную работу с каждым конкретным ребенком.
Уровень развития физического и психического развития определяется на основе разработанных критериев, которые определены в кн. К. П. Печора, В. Г. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, – М.: 1985, а также В кн. Оценка физического и нервно психического развития детей раннего возраста, Спб, 1999.
На первом году жизни такой контроль за ребенком осуществляет врач-педиатор в детской поликлинике один раз в месяц, на втором году – один раз в квартал, на третьем – в детском саду один раз в пол-года, в так называемые эпикризные сроки. Контроль за развитиемносит комплексный характер: диагностируется и оценивается состояние здоровья малыша, его физическое, психическое развитие и поведение. А отсюда психологом, медиком выдаются соответствующие рекомендации воспитателю и выстраивается стратегия педагогических воздействий для воспитателя и родителей ребенка.
Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей:
• Состояние здоровья;
• Физическое развитие;
• Психическое развитие;
• Поведение малыша;
• Адаптационные возможности.
Оценка поведения ребенка обычно осуществляется воспитателем, которые систематически наблюдает за ребенком.Учитывается:
• настроение ребенка (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое);
• сон (засыпание: медленное, быстрое, спокойное, беспокойное; длительность сна);
• аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище);
• характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный);
• индивидуальные особенности, черты личности ребенка (контактный, инициативный, любознательный, дружелюбный, застенчивый и др.);
При выявлении нервно-психического развития ребенка третьего года жизни оценка уровня развитияребенка идет по следующим линиям: оценка развития активной речи, мышления, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, формирование разных видов деятельности (Изобразительной, контсруктивной, развитие общих движений, навыков самостоятельности.)
Диагностика осуществляется при помощи методов контроля :
• метод опроса матери (при приеме в детское учреждение в дальнейшем по ходу развития ребенка);
• Наблюдение в группе за ребенком
• Диагностические и тестовые методики.
Методика проведения диагностики:
1. От обычного наблюдения метод диагностики психического развития детей отличается тем, что контроль проводится с помощью определенного стимульного материала, в определенной ситуации, максимально приближенной к естественным условиям жизни малыша.
2. В процессе диагностики педагог (психолог) должен не обучать ребенка, не показывать, а умело выявлять уже сформированные знания и умения малыша):
3. Все задания, выполняемые ребенком должны обязательно положительно оцениваться воспитателем (психологом);
4. Если ребенок не справляется с предложенным заданием, то педагог задает ребенку задание на возраст ниже. Например, если ребенок не выполнил задание 3 года не выполнил задание соответствующее своему возрасту, ему дается задание, соответствующее ребенку 2,6 мес.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых заданий с детьми соответственно показателям.
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выделенный показатель. За нормальное развитиеребенка 3-го года жизни принимается формирование умений ребенка в пределах полугодия : 2 года 1 месяц – 2 г. 6 месяцев; 2 года 7 мес. – 3 года
По уровню развития дети условно делятся на 3 основные группы (есть и четвертая группа, которая встречается редко и свидетельствует о глубокой задержке развития ребенка – ЗПР.
К 1 группе относятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также дети с опережением в развитии.
Во П группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1-е полугодие)
Ш группу составляют дети с более глубокой задержкой – на 2 эпикризных срока).
1У группу – с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.
Результаты оценки нервно-психического развития и поведения заносятся в карту нервно-психического развития, которая хранится у психолога, у которого составлена такая картотека по группам.Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни. Она имеет определенну. Форма (предложена на стр. 120 в кн. Печора, Пантюхина, Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях, – М,: 1985)
ВЫВОД:
Таким образом, своевременно проведенная диагностика позволяет увидеть отклонения в физическом и психическом развитии ребенка, а также в его поведении и выстроить индивидуальную стратегию воспитательных воздействий, коррекционно-развивающую работу с ребенком в различных направлениях, которая осуществляется педагогом, психологом и будет результативной при непосредственном участии родителей ребенка.
Источник